Образ святой старицы Матроны Московской, любимой миллионами православных, ныне есть практически в каждом храме. Иконография блаженной складывается с 1990-х гг., когда произошло ее общецерковное прославление. О том где находятся и как выглядят канонические и наиболее почитаемые иконы, о традициях иконографии — в нашей статье.
Как изображают святую Матрону Московскую
Так как блаженная – почти наша современница, жила в начале XX в., сохранились ее прижизненные фото. К их числу принадлежат, например:
- фотография, где матушке только 16 лет; она снята в рост, святая пока еще владеет ногами – подвижность она потеряет позже;
- фото, где она чуть старше, снятое для паспорта;
- пожалуй, самая известная прижизненная фотография: матушка сидит на постели, одета в платье в мелкий горошек, руки на коленях; это фото сделано незадолго до ее кончины, в 1952 г.; именно она стала основой иконографии блаженной.
В настоящее существуют:
- одиночные изображения; на них угодница Божия представлена с покрытой белым платом главой, благословляющей молящегося; иногда можно встретить образы, где на ее левой руке – изображение церкви; есть также иконы святой, где она представлена молящейся образу Богородицы «Взыскание погибших», который сама благословила написать;
- образы «в житии», где в клеймах на полях иконы можно увидеть события земной жизни блаженной;
- изображения старицы в составе Собора святых – к примеру, она изображается вместе с другими угодниками Божиими на образах Тульских и Московских святых.
Открытые или закрытые глаза: как правильно
В настоящее время ответа на этот вопрос нет. Большинство икон святой, появившихся в первые годы по ее канонизации, представляют ее с закрытыми очами, как св. Матрона выглядела при жизни – описание жизни святой говорит о том, что она родилась слепой, без глаз. Однако, можно встретить и мнение, что такое изображение «не каноничное», так как показывает святого человека с физическим изъяном. Поэтому, наряду с образами с закрытыми глазами, существуют и иные, где блаженная представлена зрячей. Например, это иконы инока Андрея (Исакова), иконописцев П.Нефедова, Р. Давидовского, созданные в 2010-е гг.
К настоящему времени церковное священноначалие не дает ответа на вопрос «кто же прав» из иконописцев:
- закрытые глаза святой, пусть и передают ее физическую немощь, также символизируют дары прозорливости, которыми обладала старица, не видевшая света телесного, но знавшая духовный мир;
- открытые глаза угодницы Божией также имеют основания в ее житии – по свидетельствам ее биографов, блаженная рассказала однажды матери, пожалевшей слепую дочку, что она, по воле Божией, хорошо знает, как выглядит мир благодаря духовному зрению, дарованному Господом: «Мне Бог однажды открыл глаза и показал весь мир и все творение Свое. И солнышко я видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек…»
Так что, хотя образы святой с открытыми очами и встречаются не так часто, они так же каноничны, как и другой извод, представляющий святую такой, какой она была при земной жизни. Приобретая икону для домашней молитвы верующий, таким образом, может избрать тот извод, который ближе душе.
Где находится в Москве
В настоящее время чтимые изображения святой можно увидеть во многих церквях, однако, есть особые образы, находящиеся в местах, связанных со святой:
- в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище; именно этот некрополь несколько десятилетий хранил честные останки святой: она завещала похоронить себя на Даниловском, чтобы «слышать службу в храме», который был действующим в советские годы; ныне, когда мощи старицы – в Покровском монастыре столицы, в церкви, которую она любила, пребывает ее образ с частицей мощей;
- в Даниловом монастыре; это также икона-мощевик; сама обитель – место, куда мощи святой прибыли в 1998 г., после их обретения;
- церковь свт. Мартина Исповедника, Папы Римского; образ находится у особого ковчега, где можно увидеть также рубашку святой, в которой ее похоронили.
Наконец, не менее пяти разных изображений старицы есть на месте пребывания ее мощей, в Покровской обители столицы. Одна из этих икон имеет особую историю.
Икона Покровского монастыря
Появление образа связано с явлением святой игумении тогда еще только возрождаемой обители Феофании (Мискиной). Было это в 1998 г., причем не только до канонизации святой, но даже до обретения ее мощей. Вот что рассказывала в 2019 г. игумения Покровского монастыря Феофания (Мискина) журналисту Аркадию Мамонтову: «Место, где икона – то место, где мы с Матроной разговаривали первый раз… Я говорю: «Матронушка, пожалуйста, приди к нам». Она говорит: «Я должна посмотреть угодья». И мы прошли по всей территории монастыря и обратно встали здесь. Она говорит: «Все подходит, очень хорошая территория. Только вот одного не хватает». Я стала на колени сразу: «Матронушка, я все сделаю, чтобы только ты пришла». Она говорит: «Я очень люблю детей-сирот. Вот если приют откроешь, я приду». И каких-то два дня не прошло, мощи к нам приносят… Я как-то все забыла, про свой обет забыла. И как-то вечером сплю, и кто-то стучит в окно. Открыла просто окно, а оттуда голос говорит: «Когда откроешь приют?» Я так перепугалась, никого нет, а голос…» Утром следующего дня в обитель привезли двух первых детей.
Сейчас здесь действует приют для девочек, оставшихся без родителей. А в память о явлении святой на внешней стене Покровского собора находится икона в вышитом бисером окладе. Она создана сестрами монастыря. Очередь к ней не намного меньше, чем к мощам в самом храме.
Где еще
Конечно, в абсолютном большинстве православных церквей страны. Среди самых известных образов святой, например, иконы:
- в Себино Тульской области, на родине св. Матроны; находится она в посвященном святой приделе Успенского храма села – того самого, где матушка любила молиться; образ подарен Себино Патриархом Алексием II;
- в Смоленске; это икона с частицей мощей блаженной – дар городу Патриарха Кирилла; пребывает она в храме-памятнике Воскресения Христова в Катынском лесу; церковь возведена как память о жертвах политических репрессий начала XX в., в том числе и гонений за веру; подвиг исповедничества Христа в безбожном мире прошла и сама блаженная;
- в Воронеже; образ с частью мощей святой находится в Благовещенском соборе города с 2017 г.;
- в Омске, в храме Святого Духа; образ – с частицей гроба святой; он славится как чудотворный.
Матрона и Сталин
Этот образ впервые появился, по одним данным, в 2008 г. в храме равноап. княгини Ольги на Стрельне, в Петербурге. Благословил написать образ настоятель церкви, игумен Евстафий (Жаков), а создатель образа – петербургский художник и иконописец Илья Иосифович Пивник. По другим свидетельствам, впервые такую икону обнаружили в церкви свт. Николая Мирликийского близ здания Российской государственной библиотеки (в историческом центре Москвы, недалеко от Кремля), а Петербургский образ – копия московского.
На иконе представлена встреча святой с И.В.Сталиным, которая, по ряду непроверенных свидетельств, могла состояться в 1941 г., когда положение столицы, к которой подходили немецкие войска, было критическим. Согласно преданиям, св. Матрона ободрила вождя, сказав: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы». Однако, современные историки, а также ряд священнослужителей, отмечают, что:
- нет никаких независимых свидетельств о визите Сталина на какой-либо из адресов, где, как знают биографы, проживала в Москве святая, постоянно гонимая от властей, вынужденная переезжать, избегая своего ареста и спасая от репрессий за «укрывательство церковницы» хозяев;
- крайне сомнительно также, что правитель, как утверждают некоторые, был верующим человеком в принципе; да, он учился в семинарии, но он же – организатор беспрецедентных гонений на Церковь, когда были расстреляны или же погибли в лагерях тысячи верующих.
Поэтому позиция церковного священноначалия сводится к тому, что подобные иконы не могут быть признаны каноничными, ввиду того, что не отражают историческую действительность. Тем не менее, сюжет получил распространение в церковной среде: изображения «встречи» со Сталиным можно увидеть на некоторых иконах святой, изображающих ее житие.
К числу таковых принадлежит и образ, находящийся в Тбилиси, в соборе Святой Троицы. Здесь событие встречи с вождем изображено на одном из клейм. Стоит сказать и о том, что именно в Грузии, на родине Сталина (Иосифа Джугашвили) он пользуется большой популярностью – вероятно, отсюда и изображение сюжета на иконе.
В начале января 2024 г. в интернете появились сообщения о том, что образ облили краской, причем пострадал в основном лик блаженной, тогда как клеймо, на котором представлена встреча святой со Сталиным, осталось невредимым. Известно, что образ передали церкви 7 января 2024 г. политики из партии «Альянс патриотов Грузии». А гнев вандалов вызвала не неканоничность сюжета, а то, что на иконе «Московская» (российская) святая.
Житийные иконы
Они возникли с конца 1990-х гг. и представляют не только само изображение старицы, но также сюжеты из ее земной жизни, посмертные чудеса – на небольших клеймах, окружающих изображение. Например:
- в храме Воскресения Словущего московского Покровского монастыря есть образ с 18 клеймами, сюжеты рассказывают о событиях жизни святой;
- в храме вмч. Димитрия Солунского на Балагуше (Москва) житийная икона представлена на крышке мощевика, где находится частица мощей святой – здесь 12 клейм;
- есть и иконы с изображением избранных сюжетов жизни блаженной – например, на образе из Туруханского Троицкого монастыря клейм всего два – на них изображены Крещение святой и то, как она наставляла верующих.
Какую купить и где разместить
Образ святой выбирают смотря по желанию и возможностям. Чаще всего иконы помещают в домашнем иконостасе вместе с изображениями других чтимых святых. Но также имеются иконы святой:
- небольшого размера, такие можно взять в дорогу, или поместить в машине;
- медальоны, их приобретают, чтобы носить на груди – на особой цепочке, или вместе с нательным крестиком.
О чем молятся
К святой, по ее же собственному завету, обращаются во всех житейских и духовных проблемах, трудностях. Ее просят, например:
- об устроении семейной жизни;
- о рождении детей;
- об исцелении болезней;
- о работе, жилье, словом, всем, что называется «материальными проблемами».
Отзывчивость святой на житейские нужды, к сожалению, породила у части верующих своего рода суеверное отношение к святыням, связанным с блаженной и даже к ней самой. Следовать различным абсурдным «правилам» вроде «негодных бабьих басен» о том, с какой ноги якобы лучше подходить к мощам и тому подобное, конечно, не пристало христианину. К блаженной обращаются:
- словами канона, акафиста, а также кратких молений, которые после канонизации утверждены священноначалием;
- своими, пусть и немощными, но искренними словами.
Помощь в трудной жизненной ситуации:
Только в Покровском монастыре издан не один том рассказов о помощи блаженной. Вот лишь некоторые из таких случаев, о которых говорят люди.
Отзывы
«По молитвам к Матроне очень много чудес произошло. Из последних: моя бабушка уже на кислороде была, и давление очень низкое, но по молитвам святой она выздоровела» (Елена, 2023 г.).
«Мне Матронушка помогла сдать экзамены на профессию. Я живу в Германии. Это чужой язык, он трудный. Никаких поблажек, что ты иностранец, при сдаче экзаменов, НЕТ. Многие из нашей группы, немцы, так сказать – носители языка, к сожалению не сдали. А я по молитвам Матроны –сдала. Я ей всегда молилась. А сдача экзамена выпала на майе день памяти. Так что не унывайте, молитесь. Всё будет так как хочет Бог…» (Анонимно, 2023 г.)
«Огромное спасибо Блаженной Матронушке, нам она тоже помогла, были в Москве у нее в церкви, просили с сыном вылечиться от заикания (заикался долго). Мы читали молитву Матронушке, и заикание ее чудом прошло. Она действительно все слышит и видит всем помогает, чудес от нее много…Мы очень ей благодарны. Благодарю тебя Матронушка за все!! Спасибо и Слава нашему Богу!!!» (анонимно, 2024 г.)
Люди предают огласке далеко не все из того, что происходит с человеком, подходящим к мощам, или просто молящимся перед иконой. Сотни, может быть, тысячи чудес старицы не записаны, но остаются в сердцах людей, благодаря ее помощи приходящих ко Христу, меняющих свою жизнь.