31 октября Церковь чтит память друга Апостола Павла, автора одного из четырех Евангелий и истории первых лет Христианской Церкви, покровителя врачей и иконописцев — Апостола Луки. Кроме этого дня, память его празднуется еще несколько раз: в составе Собора 70 Апостолов, к которым принадлежал Лука — 17 января, и 5 мая, когда святой чтится вместе с апп. Варфоломеем и Климентом.
Что мы знаем о святом Луке
Хотя святой — автор двух новозаветных книг, «Евангелия» и «Деяний Апостолов», данных о нем в этих текстах совсем мало. Поэтому биографу святого приходится опираться лишь на косвенные данные. Например
- на основании того, что в Евангелии пера св. Луки содержатся подробности Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Иисуса, некоторые эпизоды Его детства — многие делают вывод о том, что святой, создавая Евангелие, мог тесно общаться с Самой Матерью Божией, Которая тогда жила в Иерусалиме;
- из Евангельского эпизода о встрече свв. двух учеников с Христом Воскресшим (этот рассказ в других Евангелиях не встречается) обычно говорят, что святой видел Господа по Его Воскресении.
Некоторые сведения о святом содержатся в источниках времен первых веков Церкви, когда еще жива была память об Апостолах. Иногда сведения этих преданий противоречат косвенным данным текстов Нового Завета.
Например, древнейший комментарий к книгам Нового Завета, «Канон Муратори» (называемый по имени итальянского историка, в 1740 г. впервые обнаружившего эту рукопись VII-VIII вв.) указывает, что св. Лука не видел Воскресшего Господа на пути в Эммаус, и в его Евангелии вместе с Клеопой упоминается не автор текста, а некий другой ученик. Эта точка зрения распространена на Западе до наших дней. Например, о том, что Лука не видел Воскресшего Христа говорится в фильме Эндрю Хайятта «Павел, Апостол Христа», который вышел в 2018 г.

Апостол Павел и его сподвижник и биограф евангелист Лука. Кадр из фильма «Павел, апостол Христа»(режиссер Эндрю Хайатт, 2018) в роли Павла — Джеймс Фолкнер, Луки — Джим Кэвизел
Лука – что значит имя
Имя Лука имеет греческое происхождение и на этом языке звучит как «Лукас». По разным толкованиям, имя может означать:
- «светлый» или «светящийся»;
- «родившийся на рассвете»;
- житель Лукании; это область в Италии, где в древности жило много греков.
Был ли греком сам святой, неясно, ведь, как пишет церковный историк IV в. Евсевий Кесарийский, он был родом из Антиохии Великой в Сирии (сейчас — турецкий город Антакья). Город был многонациональным: здесь жили как сирийцы, так и греки, и другие народы. Предания же первых веков христианства чаще всего называют св. Луку сирийцем.
Жизнь и служение
Святой, по разным данным, прожил 74 или 84 года. Где он провел первый период жизни, до обращения ко Христу, точно не известно. Например, из древних преданий и новозаветных текстов самого святого неясно, был ли сириец Лука в Палестине во время проповеди Спасителя, действительно ли видел Его на пути в Эммаус — или же он обратился ко Христу позже, уже после Его Воскресения и Вознесения, в Антиохии. Именно здесь проповедовал Апостол Павел, и здесь, согласно «Деяниям Апостолов», «ученики в первый раз стали называться христианами» (Деян.11:26)
В православных житиях святого чаще всего говорится, что Лука учился врачебному искусству в Египте и Греции, после чего пришел в Иерусалим, где и услышал проповедь Спасителя, обратился к Богу. В пользу этой версии говорит очень подробное изложение святым событий земной жизни Христа, его проповедей.
Евангелие от Луки: особенности
Благодаря Евангелию от Луки мы знаем про:
- воскрешение сына Наинской вдовы;
- про то, как Богородица ходила к Елисавете в гости;
Только Евангелист Лука повествует
- о поклонении пастухов родившемуся Богомладенцу,
- о Сретении и о посещении двенадцатилетним Иисусом Иерусалимского Храма.
- о 10 прокаженных и о многих других чудесах.
Только от него мы узнаем знаменитые притчи о:
- милосердном самарянине (10:30),
- блудном сыне (15:11),
- потерянной драхме (15:8),
- мытаре и фарисее ((18:10), которая содержит текст «Молитвы мытаря»),
- богаче и Лазаре (16:19);
- о десяти талантах (19:12)
А еще притчи о:
- двух должниках (7:41),
- докучливом друге (11:5),
- безумном богаче (12:16),
- бодрствующих слугах (12:35),
- благоразумном домоправителе (12:42),
- бесполезной смоковнице (13:6),
- званных на вечерю (14:6),
- царе идущем на войну (14:28),
- неверном управителе (16:1),
- рабах ничего не стоящих (17:7),
- неправедном судье (18:2).
Узнайте также историю о богатом юноше
Считается, что свою книгу святой Лука написал после Евангелий от Матфея и Марка, но раньше Евангелия от Иоанна.
Одни относят создание книги 60-м гг. I в., другие — к 70-80-м.

Четыре Евангелиста. Художник Якоб Йорданс 1625 Предположительно, по сопоставлению с изображениями евангелистов, слева направо Матфей, Иоанн, Лука, Марк
Писание святого Луки отличают от других Евангелий:
- объем текста: из всех книг Нового Завета Евангелие от Луки самое большое;
- то, что оно обращено к христианам из язычников, а не из бывших иудеев; об этом говорит подробное описание традиций евреев, неизвестных языческому миру; кроме того, текст прямо адресован «достопочтенному Феофилу», бывшему язычнику;
- множество исторических подробностей о земной жизни Христа (особенно о том, как протекала жизнь Иисуса до Его выхода на проповедь, например, об Обрезании Господнем, Сретении), св. Иоанна Предтечи и Его родителей, Богородицы; именно от св. Луки мы знаем подробности рождения св. Иоанна Предтечи, Благовещения Богородицы, Рождества Христова;
- большое количество подробностей проповедей Господа; например, благодаря св. Луки до нас дошли не упоминаемые другими Евангелистами притчи о блудном сыне, о милосердном самарянине, о мытаре и фарисее.
Историки предполагают, что все эти особенности вызваны тем, что св. Лука много общался с Апостолами, записывая их рассказы, не раз бывал в Иерусалиме, очевидно, беседовал с Самой Матерью Божией, от Которой узнал многие детали Рождения и детства Христа.
Спутник Павла и автор книги Деяний
«Деяния», как явствует из первых же строк книги — продолжение «Евангелия», и также написаны для христианина Феофила. Они — своего рода хроника первых лет Церкви. Из нее мы узнаем:
- о том, как произошло Вознесение Господне;
- о Сошествии Святого Духа на Апостолов;
- о том, как жила Иерусалимская община христиан в первые годы существования;
- об обращении Апостола Павла и новом этапе церковной истории — начале проповеди Истинного Бога не только среди иудеев, но и среди язычников.
Автор подчеркивает, что пишет на основании многих свидетельств «очевидцев и служителей Слова», то есть Апостолов и множества других людей, знавших Христа. Но с 16 главы «Деяний» Лука и сам начинает писать как очевидец, часто говорит «мы»: речь идет о миссионерских путешествиях Апостола Павла, в которых он неизменно сопровождал своего учителя и друга. От самого же св. Павла известно, что Лука:
- вероятно, не раз помогал ему врачебным искусством (в Послании к Колоссянам Павел именует его «врачом возлюбленным»);
- неизменно оставался сотрудником Павла в его проповеди (Фил.23:1);
- оставался с учителем, когда тот был арестован в Риме и другие сподвижники по обстоятельствам оставили Павла (2 Тим. 4:10)
Многие церковные историки отмечают, что «Деяния» как бы не окончены: они обрываются на прибытии св. Павла и его спутников в Рим. Есть предположение, что св. Лука мог планировать написать еще одну книгу, посвященную последним годам жизни Апостолов Петра и Павла, и их казни в Риме. Но не написал — может быть потому, что пришло время окончить земной путь и ему самому.
Иконописец
Первое упоминание о том, что св. Лука писал иконы, встречается только в VI в., об это в своей церковной истории пишет Феодор Анагност, чтец храма Святой Софии в Константинополе.
В последующие годы предание приписывало ему создание около 30 древних образов, среди которых, прежде всего, иконы Матери Божией, а также Апостолов Петра и Павла.
В Русской Церкви икон, автором которых называют св. Луку, насчитывается около 10.
Самая известная среди них — Владимирская, привезенная на Русь в XI в.
Искусствоведы и историки с осторожностью относятся к датировке образов, приписываемых св. Луке, равно как и к проблеме их авторства. Многие отмечают, что образы, которые считаются созданными Евангелистом, написаны по канонам византийской иконописи, которая сложилась не в I, а в VI в.
В настоящее время считается, что все эти дошедшие до нас образы могут быть копиями творений святого, который может быть создателем христианской иконописной традиции.
Как умер и где похоронен
Существуют разные версии смерти Евангелиста:
- согласно первой, он по кончине Апостола Павла проповедовал в Италии, Греции, Галлии, затем в Ливии и Египте; последним местом пребывания проповедника был город Фивы в греческой области Беотия; здесь он принял мученическую смерть от рук язычников, которые распяли его на оливковом дереве;
- по второй версии, Евангелист погиб в Риме; он был арестован после доноса на него местных иудеев и язычников; святого, уже достигшего преклонных лет, допрашивал сам император Нерон; по его приказу Луке отрубили правую руку — но чудесным образом она исцелилась; видя это, около 300 язычников уверовали во Христа; тогда Нерон велел отрубить святому главу; брошенная в море, она была вынесена на берег и найдена христианами.
Почитание
Оно началось сразу по кончине Апостола. Уже в первые века Церкви появились службы и молитвы святому, и, конечно, христиане глубоко чтили его мощи. С IV в. они находились в Константинополе, перенесенные сюда при императоре Константине Великом, предположительно, из города Фивы, где Апостол был погребен. Ныне в Фивах находится пустая гробница святого, от которой, тем не менее, происходят чудеса исцелений. Впоследствии честные останки Апостола были разделены на части, и ныне находятся во многих храмах как Запада, так и Востока.
Где находятся мощи
Большая часть их пребывает в Италии, в городе Падуя. Кроме того:
- части главы Апостола находятся в Соборе св. Вита в Праге и в Пантелеймоновом монастыре на Афоне;
- стопа святого хранится в обители Косиерево, это мужской монастырь в Черногории.
Как изображают на иконах
На иконах святой изображается сравнительно молодым, с короткой русой бородой. Чаще всего его образы, как одного из четырех Евангелистов, можно увидеть на царских вратах в центре иконостаса. В этих случаях святой изображается со своим Евангелием. На иконе может быть его символ — телец, ведь в Евангелии Господь изображается как Агнец, жертва за спасение мира. Есть и иные иконы св. Луки, где он показан, как иконописец, с иконой Богородицы.
Кому покровительствует
Традиционно св. Луку считают молитвенником за:
- иконописцев и вообще художников;
- врачей; имя святого носил в монашестве свт. Лука Крымский, в миру — блестящий хирург.
О чем молятся
К святому обращаются, прося:
- исцеления недугов, особенно же глазных болезней; традиция возникла как на основании того, что, по косвенным данным, именно от болезни глаз лечил Лука св. Павла, так и потому, что на гробнице Апостола в Фивах часто исцелялись именно эти недуги;
- укрепления веры во время гонений или искушений;
- помощи во всяком добром деле во славу Божию.
Мы мало знаем о нем, почти никогда не говорившим о себе, своей жизни. Но благодаря ему — много знаем о Евангельских событиях, о проповеди Христа и Апостолов, о земной жизни Матери Божией. И слушая в храме Ее песнь «Величит душа Моя Господа», помолимся и святому Луке, который записал ее в своем Евангелии. Подумаем о нем и во дни подготовки к Великому Посту, когда воспоминаются притчи о блудном сыне, о мытаре и фарисее — и они также записаны святым. Будем и во всякое время, в горе или радости, открывать Евангелие скромного «очевидца и служителя Слова», чтобы прочесть слова вечной жизни.
Наталия Ивановна Сазонова
Узнайте также:
- Евангелист и Апостол Матфей
- Евангелист для язычников и молодых дикарей – Апостол Марк
- Иоанн Богослов: служение и наследие
Тропарь, молитва
Тропарь, глас 5:
Апо́стольских дея́ний сказа́теля,/ и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля,/ Луку́ препе́таго, сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви,/ пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим,/ я́ко врача́ су́ща, челове́ческия не́мощи,/ естества́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща,// и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.
Кондак, глас 2:
И́стиннаго благоче́стия пропове́дника,/ и та́ин неизрече́нных ри́тора,/ звезду́ церко́вную, Луку́ Боже́ственнаго восхва́лим:/ Сло́во бо его́ избра́ с Па́влом му́дрым, язы́ков учи́теля,// Еди́н ве́дый серде́чная.
Молитва
О святы́й уго́дниче Бо́жий, апо́столе Луко́! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.