------------------- Богооставленность
Православие сегодня Вопросы о вере Один из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человека

Один из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человека

0 Comments
Богооставленность

Иеромонах Ефрем (Метс) размышляет о духовном кризисе человека. У нас в Библии есть две книги о богооставленности: Песнь Песней и книга Иова.

«Иной суд человечий и иной суд Божий»

Но я обращусь к святоотеческому эпизоду из жития аввы Агафона:

«Когда наступило время кончины преподобного Агафона, он пребыл три дня в глубоком внимании к себе, не беседуя ни с кем. Братия спросили его:

„Авва Агафон, где ты?“

—«Я предстою суду Христову»,- отвечал он.

Братия сказали:

«Неужели и ты, отец, боишься?» — Он отвечал:

«Я старался по силе моей сохранить заповеди Божий, но я — человек, и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу».— Братия спросили:

«Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?»

— «Не могу уповать,- отвечал он,- потому что иной суд человечий и иной суд Божий».

Дело в том, что каким бы человек земным делом не занимался, у него оно всегда откладывается и в памяти мышц и в памяти интеллекта. Даже если спортсмен, художник или ремесленник долго не занимались своим делом, то вновь обращаясь к нему после продолжительного времени не нуждаются в том, чтобы учиться с нуля, но руки и голова восстанавливают профессиональные навыки.

Духовный кризис

Проблема в том, что в духовной жизни такая схема не работает вообще. Абсолютно каждый день нужно начинать с нуля. А если есть иллюзия того, что я имею некоторые достижения в духовной жизни, то Бог придумал для нас кризисы веры. Эти кризисы потихоньку снимают с нас листья шелухи и приближают к тому, что бы познать своё «ничто».

Например, Бог как с кочана капусты снимает с Иова листочек за листочком, дабы не осталось ничего: ни статуса, ни семьи, ни друзей, ни здоровья, ни Бога, а только голое «ничто». Между духовным величием и ужасом богооставленности есть прямая корреляция. Это мы видим на Кресте Христовом:

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46)

Божественная педагогика

Богооставленность – один из элементов божественной педагогики, за которым стоит прямой вопрос:

«Я нужен тебе? Ты доверяешь Мне?».

Как замечательно об этом написал архим. Софроний Сахаров:

«Душа знает только одно: что Бог оставил ее после того, как явил ей Свой Свет, и тем безмерно умножил ее страдания. И когда, обессиленная вконец, она не видит Бога, склоняющегося к ней Своим милосердием, тогда приходят такие мысли и чувства, о которых хранится молчание. Душа нисходит во ад, но не так, как нисходят не познавшие Бога, не имеющие в себе света истинного богопознания и потому слепые, нет, она нисходит туда способная к осознанию созерцаемого ею мрака. Так бывает лишь с теми, кто познал Божественную благодать и затем потерял ее».

Суд над иллюзиями своего я

Духовный кризис – это и суд над иллюзиями своего «я» и над иллюзиями знаний о Боге. Другая сторона кризиса – радость свободы, но это для тех, кто готов «умножиться на ноль» и перестать уповать на свои Знания, опыт и навык. А те, кто не готов – уходят от Бога прочь с мыслью о том, что Бог не оправдал ожиданий, оказался не Тем, кем думал я, или вообще оказался несуществующим. Потому и неудивительно, что человек после 15-20 лет хождения в Церковь, разворачивается и уходит. Экзистенциальный тупик и богооставленность не сподвигнули его на метанойю и выстраивание духовной жизни по другой траектории.

Мнение эксперта
Свт. Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский (347-407)
Богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии. За редкий дар красноречия за ним закрепилось прозвание Златоуст.
«Для того оставляет добродетельных Бог, чтобы они познали, что эти подвиги они совершили не собственной силой, а благодатью Божией».

Т.е. в духовном кризисе, либо я признаю себя «ничто», и радуюсь тому, что Бог – «всё», либо наоборот, «я – всё», Бог – ничто. Других выходов нет.

«Иди за мной»

Каждое воскресенье мы видим в храме икону на аналое, которая называется не «Воскресение Христово», а «Сошествие Христа во ад».

«Иди за Мной!» — говорит Христос.

Как бы это странно не звучало, но слова Христа «и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12:26), нужно отнести и к аду, в который Он совершил сошествие. Только в аду человек может во всей полноте осознать себя и всем существом призвать Бога! Разве это не чудо, когда «ничто» человека призывает «всё» Бога?!

Одна монахиня была очень верующей. После монашеского пострига она вечером уснула и…

«Я уснула верующей, а проснулась неверующей! Утром я проснулась и не верила в Бога! Вера во мне исчезла. Тогда как раньше я переживала такие превосходные вещи, так сильно чувствовала Бога, так долго произносила свою молитву, непрестанную молитву “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, я творила ее всё время и испытывала радость от всего, что делала, а после этого внезапно – хоп! – крылья мои сложились, желание исчезло, и я проснулась неверующей.

Почему?

Я пошла к своей духовной матери в монастырь и рассказала ей об этом». Она ей ответила: – Очень рано напало на тебя это искушение. На других нападает позднее, тебя же сразу стало бороть».

Каждый день христианину необходимо начинать свой день так, как будто не было никакого прошлого.

«Господи, сегодня новый день, помоги мне не потерять Тебя!»

Вот единственная цель, которая пронизывает всё повседневное бытие. Человек может потерять Бога в очереди за хлебом, в такси и дома за кухонной плитой. Здесь не помогут никакие прошлые заслуги, добрые дела и прочее. Упование и уверенность – признак иллюзорности и мечтательности о себе.

Авва Агафон переживает высшую и промыслительную богооставленность перед смертью, потому и говорит:

«Не могу уповать потому что иной суд человечий и иной суд Божий».

Для людей, не достигших состояния аввы Агафона, его слова – малодушие, маловерие, незнание Бога. Но, на самом деле, его слова – это высшая форма самопознания и богопознания. Именно поэтому Иов был прав перед Богом даже тогда, когда ругался на Него, ибо в этой ругани и был всецелый поиск Бога и попытка не впасть в отчаяние в аду. Та же история и с прп. Силуаном Афонским, которому Христос сказал:

«Держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Прп. Силуан говорит о себе, что был дважды в прелести, потому единственное место, в котором ты будешь безопасен от неё – это ад. Но чтобы не отчаиваться в аду, нужно уже быть гигантом духа, «умножившим себя на ноль» и всецело возлюбившим Господа.

Вот только тогда можно сказать вместе с апостолом Павлом:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.8:35-39)

Иеромонах Ефрем (Метс)

Читайте также:

  1. Где на страницах Библии впервые встречается кризис у человека?
  2. Что такое духовность и кому она сегодня нужна
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему евреи не христианеПочему евреи не христиане

0 Comments
Какая вера у евреев

Древняя земля, которую издавна принято называть Святой – такова Палестина. Ныне здесь звучит и арабская, и еврейская речь: когда-то единая земля ныне разделена между евреями и арабами. Здесь – Израиль, еврейское государство, образованное в 1948 г. и Палестинская национальная автономия (с 1988). А ведь было

Вопросы о вере

Светлые эмоции избавили от мыслей о самоубийствеСветлые эмоции избавили от мыслей о самоубийстве

0 Comments
Средство от отчаяния и мыслей о самоубийстве

Как победить отчаяние и избавиться от навязчивых мыслей о самоубийстве? Случаями из жизни поделился клирик Ризоположенского женского монастыря села Люк (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Выйти из «тоннельного мышления» После праздничной службы в честь Успения Пресвятой Богородицы ко мне в храме подошли два полупьяных человека, находящихся

Вопросы о вере

Что есть Крест Христов? ПроповедьЧто есть Крест Христов? Проповедь

0 Comments
Крест Христов

Есть в этом мире две абсурдные вещи: крест как Таинство ненависти и зла, и боговоплощение как Таинство Любви и Блага. Их абсурдность заключена в том, что рассудком эти две вещи никак не схватываются, логика, касаясь их, превращается в пепел, а сознание упирается в какой-то тупик,

Вопросы о вере

Почему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизньПочему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь

0 Comments
Как вести духовную жизнь правильно

Одна девушка, рассуждая о величайших святых нашей Церкви, пишет: «...вспоминаю многочисленные житийские истории про различных святых, монахов, пустынников, которые, уже лежа на смертном одре, плакали, что не положили и начала своему покаянию, и просили дать им перед смертью еще немножко на это времени… Зачем вымаливать

Вопросы о вере

«Не ходить на воскресную литургию, если христианину не хочется». А что, так можно было? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс)«Не ходить на воскресную литургию, если христианину не хочется». А что, так можно было? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Когда можно не ходить в воскресенье на литургию

На воскресную литургию в храм, если не хочется верующему, можно не ходить. Чтобы что? Отвечает иеромонах Ефрем (Метс). 1. Быть абсолютно честным с Богом От подписчицы: «Считаю,  что на воскресную литургию можно не ходить по более уважительной причине: быть абсолютно честным с Богом… А, в

Вопросы о вере