Содом и Гоморра

За что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом деле

6 комментариев
Содом и Гоморра

Выражение «Содом и Гоморра» знают многие, а вот саму библейскую историю об этих городах знают не все. Там всё очень интересно, да и к тому же даёт понимание современных процессов, поэтому я расскажу об этом эпизоде более подробно.

Авраам и племянник его Лот

Между пастухами Авраама и пастухами его племянника Лота произошёл конфликт. Пастухам не хватало места для большого количества скота.

«И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».

(Быт.13:8-9)

В этой ситуации более всего удивляет жест и благодушие Авраама. Несмотря на то, что он старший по всем признакам, он даёт возможность первое право выбора Лоту, куда ему уйти со своим имуществом.

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга».

(Быт.13:10-11)

Духовно-психологическое состояние Лота

Вот здесь мы и можем вскрыть духовно-психологическое состояние Лота. Вообще-то из чувства сыновней почтительности и благодарности ему следовало уступить Аврааму право первого выбора, поскольку все, что имеет Лот, он имеет только благодаря Аврааму. Лот возводит свои очи и видит в Содоме и Гоморре – «Сад Господень».

Содом и Гоморра

Вид на долину Мертвого моря с горы Лота, Иордания Фото: Антон Скрипунов

Взгляд Лота – это взгляд чувственный, взгляд плотского человека. Он не видит подлинной духовной красоты, которая есть в Аврааме, но смотрит на внешнее «орошение вод» думая о своём имуществе. Его взгляд очень напоминает взгляд Евы в Раю после прельщения змеем. Авраам любит Лота и знает все эти слабости, а потому не сопротивляется ему, а даёт то, что требует его сердце. Таким образом, Лот поселяется в окрестностях Содома.

«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». (Быт.13:13)

А вот далее говорится нечто противоположное:

«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки…».

(Быт.13:14-15)

Что Бог дает Аврааму?

Теперь мы видим взгляд Авраама, но инициированный не похотью, а благословением Божьим. Бог как бы даёт Аврааму «Свои глаза», «Свой взгляд» на вещи и историю. Лот думал, что урвал лучший кусок, а оказалось, что хуже некуда. Нужно было брать совет и благословение Авраама, тогда бы не ошибся.

Теперь перемещаемся уже к самой истории гибели Содома и Гоморры.

Где находятся Содом и Гоморра  на карте

Сейчас можно увидеть место, где находились древние города Содом и Гоморра. Так полагают ученые на основании последних исследований.

Посмотреть на карте, где находились Содом и Гоморра

Содом и Гоморра на карте. Американские археологи утверждают, что древние города Содом и Гоморра располагались вовсе не там, где принято считать. Однако в научном сообществе с ними согласны далеко не все. Археологи исследовали остатки древней керамической посуды, найденные в местечке Телль Аль-Хаммам (Иордания) к северо-востоку от Мертвого моря. Анализ черепков показал, что микроскопические кристаллы «слиплись» под воздействием высоких температур. Также обнаружили развалины крепостной стены возрастом примерно 3700 лет — кирпичи от нее были разбросаны странным образом. Выяснилось, что стена была буквально сметена в считанные секунды. Из Библии известно, что Пятиградие: Содом, Гоморра, Сивоим, Сигор и Адма располагалось в плодородной долине Сиддим, куда с гор стекало несколько рек, в том числе Иордан.

 

Краткая история гибели Содома и Гоморры

Аврааму у дубравы Мамре являются три странника, которых он принимает со всей почестью. Эта отдельная история, о которой надо долго писать. Этими тремя странниками оказываются Бог и два ангела. После приёма Авраама, Бог говорит Ему:

  • «…вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма». (Быт.18:20)

Уже до этого читали мы:

  • «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом». (Быт.13:13)

«Злы и весьма грешны»

Это очень слабый эпитет, не отражающий оригинала. Еврейское выражение «раим ве-хатаим» означает, что зло и грех стали родной стихией для жителей Содома и Гоморры. Они просто выглядят как люди, но по факту уже таковыми не являются.

В их сердце больше не рождается даже доброй мысли, по этой же причине, кстати, произошёл потоп.

Что за такой вопль слышит Бог, ради которого и приходит? По разному интерпретируют этот вопль: одни говорят, что сами по себе грехи имеют громкий вопль, как бы нечеловеческий надрыв, который слышен на небе. Другие говорят о вопле жертв тех беззаконий, которые творятся в этих городах. Я думаю, что есть и тот и другой смысл. Идём дальше!

Бог не спешил с приговором

Бог посылает двух ангелов в город, в виде странников, чтобы жители показали своё «истинное лицо», дабы совершить праведный суд. Ему хочется Своими глазами видеть то, о чем вопль дошел до Его слуха; Он, как свойственно честному судье, не спешит с приговором на преступников, но предварительно намерен на месте преступлений удостовериться в том, действительно ли они могут долее оставаться безнаказанными.

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели».

(Быт.19:1-3)

 

Ворота города, по обычаю древнего Востока, были тем же самым, что “агора” у греков, или “форум” у римлян, т.е. общественным местом свидания и прогулки жителей города, а также центром всех судебных и торговых дел. Гостеприимство Лота – это та добродетель, которую он унаследовал от Авраама. Это сегодня есть транспорт и кругом магазины, а тогда принять странника, значит дать возможность выжить человеку. Лот был богат, как и Авраам, но своим богатством он хотел служить и помогать тем, кто в этом нуждается. Его настойчивость по отношению к странникам может говорить о том, что он опасался за их жизни, зная местных жителей. Удивительная милость и мужество!

А вот теперь начинается кошмар «зомби»:

«Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили доми вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их».

(Быт.19:4-5)

Библейское выражение «познаем их» имеет значение полового акта. Собственно говоря, весь город собой представлял скопище сексуальных маньяков, гомосексуалистов и педофилов.

Но выглядел этот город как Рай, который очень понравился Лоту! Люди превратились в зомби и в каждом человеке видели только «кусок мяса» и сексуальный объект. А, как известно, глубокий разврат сопровождается обыкновенно жестокостью и даже каким-то кровожадным сумасшествием.

Далее то, что делает Лот, вряд ли мы поймём в контексте нашей европейской культуры.

Лот предлагает маньякам своих дочерей

«Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего».

(Быт.19:6-8)

Лот пытается мягкими речами и добрым обращением образумить маньяков. Он предлагает им своих незамужних дочерей. Он не знает кто эти странники, но для него защита статус гостя – это святое. Лот себя называет их рабом, когда встречает, он научен такому служению. Приняв их у себя он поручился за их жизни, а потому готов отдать за их честь — честь своих дочерей.

«Из двух зол (поругание гостей, или лишение чести дочерей) он выбирает меньшее», как говорит святой Амвросий Медиоланский.

 

«Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа».

(Быт.19:9-11)

Содомляне отрекаются от Лота

Здесь очень важен факт того, что сами Содомляне отрекаются от Лота, признавая его чужим. Он не творил грехов, которые творили они, именно по этой причине и ненавидели его жители, а теперь готовы убить. Сначала он защищал странников, а теперь странники защитили Лота.

Святитель Иоанн Златоуст проводит интересную психосоматическую идею наказания слепотой:

«Так как повредилось око ума их, то подвергаются они и телесной слепоте, да знают, что нет никакой пользы от телесных очей, как скоро повреждены очи ума».

Удивительно, что даже слепота не становится для них препятствием, и они всё равно как подбитые звери ищут входа.

Спасение Лота с семьёй

Уже далее идёт спасение Лота с его семьёй. Не буду подробно описывать всё это. Есть один интересный эпизод, когда ангелы уже насильно выводят семью Лота:

«Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть…Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом».

(Быт.19:17,26)

Почему нельзя оборачиваться назад?

Ближайший смысл в том, чтобы ускорить бегство и не попасть под огненный замес. Второй смысл в том, что оглядываясь назад, человек свидетельствует о нетвёрдости характера и воли, сочувствии прежней жизни. И последний смысл — запрет на сострадание жителям. Там же и дети и может хорошие знакомые были, но глядя на их убийство, ты начнёшь обвинять Бога в жестокости и несправедливости, поэтому не смотри, дабы не было искушений.

За что и как жена Лота превратилась в соляной столб?

Жена Лотова остановилась посмотреть на разрушение и превратилась в соляной столп. Предполагают, что в тот самый момент, когда жена Лота остановилась, чтобы взглянуть на город, она была охвачена разрушительным, вулканическим вихрем, который не только мгновенно в том же самом положении умертвил ее, но и покрыл своего рода асфальтовой корой; с течением времени эта окаменелая форма приняла на себя и целый ряд соляных отложений из образовавшегося здесь соляного моря и таким путем со временем превратилась в большую соляную глыбу, или соляной столб.

За что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом деле

«Жена Лота» — столб из каменной соли на горе Содом в Израиле. Напоминает формой женщину, одетую в покрывало Public domain

 

Христос упоминает о ней в Евангелии:

«В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее».

(Лк.17:31-33)

Нужно научиться понимать что ценно, а что нет. Учиться бросать всё ради спасения души, включая свои воспоминания, сожаления и даже близких, если они становятся препятствием между Богом и человеком.

Почему жители города превратились в маньяков

Теперь о самом главном, каким образом жители Содома и Гоморры превратились в маньяков? Пророк Иезекииль называет такие причины:

«Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала».

(Иез.16:49)

Рассмотрим эти причины.

Пророк Иезекииль, обвиняя иудеев в подражании содомлянам, упоминает о следующих грехах жителей Содома. Это:

  1. Гордость.
  2. Сластолюбие.
  3. Изнеженность в образе жизни.
  4. Праздность.
  5. Немилосердие к бедным.

(Иез. 16:49-50).

Святитель Игнатий Брянчанинов прекрасно описал то, как жители Содома и Гоморры пришли к этому состоянию:

 

«От пресыщения обыкновенно образуется плотское состояние, неразлучное с плотским мудрованием, или образом мыслей человека, «приложившагося скотом несмысленным и уподобившагося им»

(Пс. 48:13).

Гордость — грех жителей

Неотъемлемым, главным, существенным характером плотского мудрования бывает гордость, служащая дверью для всех грехов и пороков. Гордый чужд богопочитания, чужд страха Божия, уважения к Закону Божию и гражданскому, чужд уважения к ближнему, к его пользам, благосостоянию, к самой жизни, чужд самопознания, чужд добродетели, враг и злодей человекам и себе. Он способен ко всем беззакониям, как бы имеющий на совершение их какое-то особенное право.

Гордый – это человек с окаменевшим сердцем и с умом демонским. От пресыщения в содомлянах развилось плотское состояние; душою плотского состояния сделалась гордость. Из соединения слепой гордости и плотского состояния родилось свойственное им чадо – ненасытный, необузданный разврат. Не удовольствовался этот разврат естественным удовлетворением: он пожелал неестественного, устремился к нему с неистовством».

Распущенность — крайняя степень разврата

Не менее интересная характеристика даётся пророком Исайей жителям Содома:

«Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло».

(Ис.3:9)

Т.е. крайняя степень разврата – это когда ты его не скрываешь, но хвалишься им. Святитель Григорий Великий так говорит об этом:

«И опять, следует увещевать, чтобы, если не боятся быть плохими, по крайней мере, стыдились, что их видят. Ведь часто, когда провинность скрывают, она обращается в бегство, потому что, когда разум стыдится того, что ее видят, но не опасается того, что она есть, он иногда стыдится и того, что она есть, потому что старается, чтобы ее не видели. Когда, действительно, кто-нибудь порочный приобретает дурную славу, он всякое злодеяние совершает насколько свободнее, настолько считает его дозволенным, и что он предполагает дозволенным, в этом, без сомнения, все более запутываясь, тонет.

Поэтому написано: О грехе своем они объявили открыто, как содомляне, и не скрыли.

Ведь если бы Содом скрывал свой грех, до сих пор бы грешил со страхом. Но он совсем опустил поводья страха, поскольку не старался скрыть в темноте свой грех. Поэтому снова написано: Вопль Содомский и Гоморрский, велик он (Быт. 18:20). Потому что грех с голосом, вина в действии; а грех еще и с криком, — вина, соединенная с распущенностью».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

6 thoughts on “За что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом деле”

  1. Наш храм:

    В южной части Мертвого моря обнаружена группа из этих пяти городов. Их заметили еврейские летчики во время шестидневной войны. Эти пять городов несколько раз упоминаются на табличках города Эблы. Одного из царей этих городов звали Бирша (ср. Быт. 14,2). В результате проведенной в 1998 году японской экспедицией эхолокации дна Мертвого моря был обнаружен город хананейского времени, находящийся на глубине 68 метров напротив Ен-Геди (в основной части водоема).

  2. Рекомендую другую статью этого автора Око за око Эта библейская фраза значит совсем не то, что думал я.

  3. О Штейнер:

    Здесь освящена лишь часть того, что является главным грехом содомлян. Главный из их грехов немилосердие и извращение всякой правды и представления о справедливости. Тебя избили: до крови? Ты должен сделавшему это за кровопускание. Кто-то избил твою беременную жену так что у неё случился выкидыш? Женщину отдать обидчику пока она снова не станет беременной. Милостыню нищим подавать только подписанными монетами, на которые они ничего не смогут купить в городе — продавать им что-либо запрещено. А когда они умрут от голода, то можно забрать свои деньги обратно. И всё в таком духе. Вот этот вопль о несправедливости и дошёл до Господа. Современные же люди как-бы особенно безстрашны — они, видимо, расчитывают, на наличие в городе (или стране) десяти праведников. Но ведь Господь может их и вывести, внезапно, как Лота. Вот где станет невесело.
    Господи, ничего уже не исправить — жги!

  4. Нам всем знакомо чувство, когда в ситуации есть минусы и плюсы, но мы не понимаем, что важнее. :: Содом для бизнеса — лучшее место, но для души ад. Ещё Апостол Пётр писал об этом: «а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные». 10-ти праведников реально не нашлось, но праведность Лота выявилась в том, что он готов был пожертвовать ради незнакомых гостей своими дочерьми.

  5. Наталья И:

    Выйти из Содома можно, а вот сделать, чтобы Содом вышел из тебя – почти невозможно!
    Лот, бежавший в Сигор там не жил, он поселился рядом, в пещере, потрясенный он не мог находиться на улицах, видеть дома, людей, живущих так, как будто никогда не умрут. Потрясение же двух дочерей от увиденного (гибели жителей, смерть матери) выразилось в том, что они, напоив отца вином, вступили с ним в связь, от которой забеременели. И этот поступок — показатель того, насколько вредно пьянство, к чему оно ведет! Кровосмешение. Протоиерей Олег Стеняев замечает, что сама идея кровосмешения с отцом, совершенно противоестественная, пришла в голову девушкам, выросшим вненормальном, нездоровом окружении.

    Статья: Что такое духовность и кому она сегодня нужна

  6. Анатолий Иванов:

    У нас до сих пор сильны язычество и советский атеизм. Народ в целом еще не насытился греховными плодами вседозволенности. Есть и ободряющие новости. Я замечаю, что стало появляться все больше образованных в духовном плане людей, которые не просто читают псалмы и молитвы (это тоже надо), они хорошо знают Писание и историю Церкви. Лет 15 назад их было намного меньше. Стало намного больше качественной духовной литературы, в том числе направленной на удовлетворение практических нужд людей. Также читал, что духовный голод проявляется в других странах. На Кубе после смерти Фиделя Кастро тысячи людей захотели получить личную Библию. В Китае Библия печатается миллионными тиражами. Может, и наше общество, пройдя через горнило страданий, повернется к Богу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе ИудеГерой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

0 Comments
Предательство Иуды

Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия. Почему Иуда предал

Библейские истории

Почему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги ИсходПочему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход

0 Comments
Исход

Один из самых загадочных эпизодов Библии описан в книге Исход. Сложность этого сюжета заключается в том, что обилие местоимений не даёт возможность понять: «Кто? Кого? Чего? И за что Бог хотел убить Моисея?». По этой причине единого толкования просто нет, у каждого комментатора своё видение.

Библейские истории

Призвание АвраамаПризвание Авраама

0 Comments
Авраам

Одному моему другу, только поступившему в институт, преподаватель на первом занятии начал доказывать, что в какой-то иной физической системе два плюс два не равно четырём, тем самым сломав студентам их мышление и взгляд на реальность. Думаю, что многим знакома фраза: «забудь всё, чему тебя учили».

Библейские истории
Index