Церковный Устав знает множество видов богослужения — от будничных до разной степени праздничных. Но есть и особые дни, когда совершается служба, по-гречески именуемая «ἀγρυπνία» («агрипиния»). Наши предки перевели это слово славянский как «всенощное бдение».
Всенощная. Что это и когда бывает
Это вечерняя служба накануне великих праздников, престольных торжеств храма, а также — перед любым воскресным днем, «малой Пасхой». Иногда это богослужение может быть совершено и в другие дни: на престольный праздник храма, или на память чтимого святого.
Сколько длится по времени
Если исходить из буквы церковного Устава — и названия богослужения — продолжительность его должна быть достаточно большой: от 6 до 8 часов, ведь «бдение» должно начинаться с заходом солнца, а оканчиваться — с первыми лучами солнца. Именно таковы были богослужения первых христиан, проводивших всю ночь в молитве. Впоследствии обычай бдения утвердился у палестинских монахов обители прп. Саввы Освященного. С XIV в. этот церковный Устав, именуемый Иерусалимским, распространился в России — а с ним и обычай многочасовых бдений.
Однако, после литургической реформы Патриарха Никона во 2 пол. XVII в. утвердилась иная богослужебная практика: сохранив название, служба стала длиться около 2 часов, а в монастырях — до 3 часов. Полное бдение ныне служат:
- в отдельных монастырях и скитах со строгим уставом;
- старообрядцы, которые не приняли реформу Патриарха Никона и сохранили прежнюю богослужебную традицию.
Что еще служат в храме вечером
В зависимости от значимости того или иного дня церковного года, вечерние богослужения накануне его бывают нескольких видов — полиелейные, когда совершается пение особых псалмов и помазание верующих, славословные — с праздничным пением Великого Славословия, шестеричные — тоже праздничные, обычно в честь святого, которому на такой службе поется 6 стихир и тропарей (отсюда название). Наконец, самая «скромная», будничная служба именуется «простой».
Что включает в себя Всенощное бдение
Оно состоит из соединения трех следующих друг за другом служб:
- Великой Вечерни (перед некоторыми великими праздниками это — Великое Повечерие) и Утрени; они символизируют духовный путь человечества — от жизни в Раю до грехопадения Адама, и, наконец, к спасению Богом, воплотившимся на земле;
- Первого Часа, которым мы испрашиваем Божиего благословения на наступающий день.
Продолжительность их не одинакова:
- Вечерня, первая часть службы — обычно 30-40 минут;
- самая длительная по времени — Утреня, которая длится более часа;
- наконец, около 15 минут продолжается служба Первого Часа.
Как проходит по порядку и в чем суть
По Уставу бдение должно начинаться с заходом солнца, однако, в богослужебной практике большинства приходов время службы — с 17 ли 18, а иногда и с 16 часов.
Возглас священника
Он начинает богослужение. Его слова, «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…» — торжественное славословие Триединого Бога, благодарение Ему за создание этого мира и человека. Пожалуй, нет другой службы, которая начиналась бы таким славословием, и это — не случайно. Ведь именно на бдении Церковь призывает своих чад задуматься о красоте и совершенстве созданного Богом мира, восхититься Божией премудростью, создавшей землю и человека.
Каждение
В Ветхом Завете оно называется «священным курением». Это сжигание в особом сосуде — кадиле — благовонного ладана (душистой смолы), и обход с горящим кадилом храма, так, чтобы благоухающий дым коснулся икон и храмовых святынь, а также — присутствующих верующих.
Совершает каждение чаще всего диакон, но в особо торжественных случаях — и священник.
Кадильный дым символизирует:
- молитвы, подобно дыму поднимающиеся ко Господу; именно в этом смысл каждения икон и других святынь храма;
- Благодать Духа, нисходящую на людей — поэтому во время службы кадят и людей.
На всенощном бдении храм полностью кадят четырежды — два раза на Вечерне, два — во время Утрени. Есть также каждение, предваряющее литургию — оно происходит после окончания Проскомидии, приготовления священных хлебов к богослужению.
По традиции верующий в ответ на каждение кланяется, свидетельствуя свое благоговение к Господу. При этом на разных приходах существуют различные традиции и мнения по поводу того, следует ли кланяться при каждении, когда священник или диакон, обходящий храм по периметру, проходит за твоей спиной. Многие новоначальные или просто впервые пришедшие в тот или иной храм вводятся в немалое смущение то требованиями «всезнающих» прихожан (чаще — прихожанок) не «вертеться» вслед за идущим с кадилом служителем, поворачиваясь спиной к алтарю, а иногда — напротив, «настоятельными рекомендациями» кланяться в любом случае.
В действительности уставных предписаний, как вести себя на каждении, просто нет. Сама же традиция — древняя, монашеская. Как правило, иноки на бдении стояли или полусидели в стасидиях у стен храма, и таким образом совершающий обход с кадилом мог окадить каждого.
Во всяком случае, во время каждения недопустимо делать замечания окружающим. Ну а те, кого смущает необходимость повернуться спиной к алтарю, могут просто последовать монашеской практике — не суетясь, отойти к стене храма, так, чтобы была возможность благоговейно поклониться, не оставляя алтарь за спиной.
Вечерня
После возглашения Святой Троице, при пении хором псалма 103, священник кадит храм. При этом открыты царские врата. Эта часть вечерни — воспоминание о Райском саде, где жили первые люди, его совершенной красоте. Недаром звучит псалом, воспевающий сотворенный Богом мир:
«Вся премудростию сотворил еси…»
Перед взором молящегося проходят созданные Богом горы и воды, «животныя малыя с великими», красота неба и великолепие лесов. Все это было создано на радость человеку — но вот он выбрал жизнь без Бога, и закрылись райские врата. Символ человеческого одиночества без Рая — закрывающиеся после пения псалма царские двери иконостаса. Перед ними возносятся покаянные прошения — это вопль ко Господу страждущей души человека.
И вот — как бы ответ молящемуся, предвестие будушего спасения: вход священника и диакона, при пении «Свете Тихий Святыя славы…». Оно посвящено Иисусу Христу.
Лития
Эта часть Вечерни (название переводится с греческого как «усердное моление») в наши дни совершается под великие праздники, на престольные дни храма. В Византии литией называли особые прошения, возносимые во время крестных ходов по улицам Константинополя, а позже — и сами эти крестные ходы.
Иногда чин проходит согласно древним традициям — в виде крестного хода вокруг храма, именно таковы были литии христиан древности. По большей же части духовенство выходит из алтаря торжественной процессией в притвор. Во время литии:
- поются стихиры дня, чаще всего их 4;
- звучат прошения, которые возносит диакон;
- произносится заключительная молитва священника.
После литии бывает освящение хлебов. Оно восходит к древней монашеской традиции раздавать пищу (не только хлеб, но также масло и вино) паломникам, пришедшим издалека, чтобы подкрепить их силы для ночной службы. Ныне же этот чин обращает к нас к Евангельскому событию насыщения 5000 человек 5 хлебами — именно о нем упоминает священник в молитве, освящая «хлебы, вино и елей».
Литию из всенощного бдения не следует путать с кратким заупокойным богослужением, которое имеет то же название, но не совершается под воскресные дни.
Ектения
Во время Вечерни она звучит по крайней мере 4 раза. Это краткие прошения, которые возносит диакон и к которым присоединяют свои молитвы другие верующие. Прошения очень кратки: мы Бога даровать нам мир души, о спасении всех людей, о благополучии и мирном жительстве страны, «властей и воинства ея».
Ектении Вечерни это:
- великая, она звучит сразу после 103 псалма; узнать ее можно по первым словам диакона: «Миром (то есть «в мире души») Господу помолимся…»;
- малая; это краткие прошения, начинающиеся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся…»;
- сугубая, то есть особенно усиленное прошение; эта ектения начинается со слов «Рцем вси, от всея души, от всего помышления нашего рцем…»;
- просительная — в конце Вечерни, когда диакон возглашает: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».
Праздничная утреня с полиелеем и будничная
Начало Утрени легко определить по тому, что возглашается Ангельское песнопение, которое в ночь Рождества Христова услышали пастухи:
«Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение».
Начало службы — символ и начала новой жизни человечества, когда на землю пришел Спаситель. Ему с покаянием предстоят люди, взывающие к Богу словами шести покаянных псалмов.
Шестопсалмие
Это последовательно читаемые псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Чтец произносит их, стоя посреди храма. При этом погашены все светильники.
Псалмы подобраны так, чтобы передать покаяние страждущей души, ее надежду на спасение. После третьего из них звучит славословие Св. Троице и древний возглас «аллилуйя» (он происходит из еврейского языка и означает «пойте Богу»). Святые отцы древности и современные пастыри часто обращают внимание на то, что Шестопсалмие — наше покаяние перед Воплотившимся Спасителем и в тоже время — предвестие будущего Страшного Суда. Есть предание, что он будет идти ровно столько времени, сколько читаются эти шесть псалмов. Понимающие смысл Шестопсалмия христиане не кланяются и не крестятся все время, пока читаются псалмы, духовно предстоя Самому Христу.
Полиелей или славословие?
Все зависит от дня церковного года.
Полиелей (дословно с греческого — «многая милость»)— пение особых псалмов с повторением слов «яко в век милость Его» и помазание верующих маслом из лампады перед иконой дня или праздника.
Такой чин совершается:
- под каждый воскресный день;
- накануне памяти чтимых святых, престольных праздников.
Славословная служба называется так потому, что завершающее Утреню Великое Славословие св. Троице торжественно поется, даже если день — будний. Это — признак того, что почитаемый праздник, хотя и не относится к числу «великих», все же также — значительное торжество.
Помазание
Оно происходит при чтении канона дня. Верующие прикладываются к иконе дня и/или праздника, затем священник освященным маслом крестообразно помазывает лоб каждого подходящего.
Если всенощная проходит под великий или престольный праздник, и на ней совершалось освящение хлебов, после помазания служители дают хлеб, омоченный в освященном вине, всем верующим. Говоря о том, что значит помазание, христианские богословы указывают, что оно — символ Божией благодати. А церковные историки добавляют, что традиция его восходит к лавре прп. Саввы Освященного, когда всех иноков в конце бдения помазывали маслом из лампады при гробе основателя обители, как бы подавая от него благословение.
Что читают и поют
Во время бдения обязательно читаются:
- Писания Ветхого Завета, приуроченные к этому дню года или празднику; например, во время службы можно услышать чтения из пророческих книг, предсказавших Воплощение Спасителя, Его жизнь и Крестную смерть; на Богородичные праздники также можно услышать ветхозаветные чтения, пророчески повествующие о Матери Божией — например, о видении небесной Лествицы праотцом Иаковом;
- Евангелие; под воскресный день это всегда отрывки, посвященные Воскресению Христову, в дни праздников Богородицы, памяти святых — иные фрагменты Евангелий, посвященные Матери Божией, или говорящие о добродетелях святости, которых достигли преподобные, праведники.
Воскресные тропари
Это особые песнопения Воскресения Христова, написанные на 8 различных гласов, или, как теперь бы сказали, мелодий. Глас меняется каждую седмицу, чередуются и тропари.
Стихиры
В отличие от тропарей, кратко передающих суть дня или праздника, это -песнопения несколько более пространные. Они могут
- быть своего рода припевами к стихам псалмов; например, есть стихиры Господи воззвах» (первые слова псалма 140), а есть на «хвалитные» псалмы (148-150)
- развивать и углублять содержание песнопений, посвященных празднику, и звучать вместе с ними (такие стихиры именуются «стихиры на стиховне», то есть как бы стихиры к стихам праздника);
- входить в состав литии — например, на великие праздники положены особые литийные стихиры.
Каноны
На всенощной кануна воскресного дня обычно читается несколько канонов в соединении:
- посвященный воскресению Христову;
- памяти почитаемого святого или отмечаемого праздника.
1-й час
Он завершает всенощное бдение — и открывает наступивший день, освящая его молитвой. В составе службы — три псалма: 5, 89 и 100. Стихи из первого из низ — основа тропарей часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой… Яко к Тебе помолюся, Господи». Во время Великого Поста эти тропари читаются или поются с земными поклонами.
В чем смысл, значение и польза
Если совершаемая утром литургия — дело Божие, Его дар нам, то вечерняя служба — уже наша посильная жертва Христу. Вырвав себя из житейской суеты, мы приходим в храм, чтобы вспомнить — кто мы, как пали и Кем спасены. Да, мы немощны, невнимательны, одержимы суетой. Но и на это на наше слабое произволение отзывается Господь — и дает нам силы не только идти земным путем, но и достигнуть в его конце Царства Небесного.
Наталия Сазонова
Что поют на Всенощной службе: видео
«Сподоби Господи» послушайте в исполнении хора Свято-Троицкого храма с. Якшур, Завьяловского района Удмуртии.
Текст на церковнославянском языке
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Текст на русском языке
Удостой, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвалится и славится имя Твое во веки. Аминь.
Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня правдам Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня правдой Твоей. Благословен Ты, Святый, просвети меня правдами Твоими.
Господи, милость Твоя во век, дела рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.