------------------- Семь Вселенских соборов
Православие сегодня Церковь Все Вселенские соборы в истории христианства. Что принял каждый, таблица поможет запомнить и различать

Все Вселенские соборы в истории христианства. Что принял каждый, таблица поможет запомнить и различать

0 Comments
Семь Вселенских соборов

«Изволися Духу Святому и нам,» – эта формула, согласно «Деяниям Апостолов», впервые прозвучала около 49 года на собрании Апостолов молодой Христианской Церкви. Это собрание считается Первым Апостольским Собором. А спустя четыре века впервые собрался другой Собор, называемый Вселенским. Таковыми православные признают первые 7 встреч. После 1054 г., были другие встречи, претендующие на этот статус. Католики считают таковыми еще 14. Ереси и правила, что принял каждый из 7, как запомнить+когда будет 8-й — кратко в нашей статье

Вселенский собор: что это

Славянское слово «собор» значит «собрание». А греческое «Σύνοδος» («синодос»), которым называют Соборы – «встреча». Понятие «Вселенский» («οἰκουμένη») означает «представляющий всю землю», и христиан всего мира. Впрочем, в древности термин «ойкумена» означал также мировую империю, каковой была Римская.

С Апостольских времен утвердился обычай решать самые важные для Церкви вопросы соборно, то есть собираясь вместе. Так, на уже упоминавшемся Первом Апостольском соборе обсуждали смущавший многих верующих вопрос о необходимости для крещенных соблюдать Моисеев Закон со множеством запретов и обрядов. Ну а спустя более чем три столетия после Апостолов Церкви понадобились Соборы, чтобы утвердить истины веры – и понадобились неоднократно.

Сколько было всего Вселенских соборов?

Исторически известно семь Вселенских соборов. Католики считают таковыми еще 14: от Константинопольского 869-70 гг., который провозгласил, что Папа Римский не подлежит соборному суду, до последнего, 1962-1965 г., известного всему миру как «Второй Ватиканский».

Не раз предпринимались попытки объявить «вселенскими» различные собрания предстоятелей Поместных Церквей – но на сегодняшний день все они остались безуспешными. Ведь для того, чтобы Собор стал Вселенским, обязательно нужна «рецепция», или признание его всем церковным народом.

Когда отмечается память

Даты памяти Соборов пришли на Русь из Византии, где были установлены две даты, когда праздновалась память шести (переходящая дата, ближайший воскресный день к 29 июля) и всех семи Соборов (31 мая)

Есть и особые даты празднования отцам каждого из Соборов:

  • Первого – в седьмое воскресенье после Пасхи (дата изменяется год от года, так как меняется);
  • Второго – 4 июня;
  • Третьего – 22 сентября;
  • Четвертого – 29 июля;
  • Пятого – 7 августа;
  • Шестого – 5 февраля
  • Седьмого – 24 октября, если это воскресный день; если дата падает на будний день, празднование проходит в ближайшее воскресенье.

Кто участники

Епископы и предстоятели всех Поместных Церквей, а также священнослужители и даже миряне. Среди участников Соборов немало прославленных в лике святых, из которых наиболее известны и любимы православными, например, святители:

  • Николай Мирликийский; есть предание, что, отстаивая истину веры, он даже ударил еретика Ария;
  • Спиридон Тримифунтский; сохранились свидетельства о том, как он, участник Первого Собора, чудом доказал истинность Триединства Бога, сжав в руке кирпич: по воле Божией он разделился на огонь, исшедший вверх, воду и глину, оставшуюся в руке святого;
  • Афанасий Александрийский, борец с ересями, составитель жития основателя монашества, прп. Антония Великого;
  • Григорий Богослов, один из великих «отцов-каппадокийцев», сформулировавших догмат о Богочеловечестве Христа;
  • Тарасий Константинопольский, восстановивший почитание икон после более чем столетнего господства ереси иконоборчества.

Дата первого и последнего

Время всех соборов – I тысячелетие от Рождества Христова. Первый собор отстоит от Седьмого на 462 года:

  • I Собор проходил в 325 г;
  • VII Собор – в 787 г.

Семь. Как запомнить и различать

Основная причина созыва Соборов – то, что с утверждением христианства в Византии как религии большинства, в Церковь стали приходить люди с «эллинским» рационалистическим складом ума, образованные, но не имеющие духовного опыта.

Отсюда – множество попыток рационалистического осмысления веры, которые вели к отклонениям от ее истин. Видя в этом духовную опасность для своих чад, Церковь раз за разом утверждала христианские догматы, устами своих святых старалась изложить их с одной стороны – логически непротиворечиво, с другой – чтобы выразить духовный опыт Церкви с максимальной полнотой.

Церковные историки говорят, что первые два Собора утверждали догмат о Святой Троице, следующие четыре – формулировали учение о Богочеловечестве Христа. Наконец, Седьмой Собор был посвящен вопросу почитания священных изображений – икон.

Вселенские соборы: главное в таблице

Ереси и решения.

Собор I II III IV V VI VII
Год/место 325 г

Никея

381 г

Констан-тинополь

431 г

Ефес

451 г

Халкидон

553 г

Констан-тинополь

680 г

Константи-нополь

787 г

Никея

Импе

ратор

Св. Константин

Великий

Феодосий

Великий

Феодосий Младший Маркиан св. Юстиниан Константин Погонат Константин и Ирина
Участ

ники

318 чел.Александр патр. Александрийский, Сильвестр папа Римский,

Митрофан патр. Константино-

польский, патр. Евстафий,

Спиридон Тримифунтский

150 чел.

Нектарий патр. Константи-нопольский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий

200 чел

Мемнон Ефесский, епископы Александрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика

630 чел.

Анатолий КП, Максим Антох., Ювеналий Иерус, Фалласий Каппад, легаты епп. Пасхазий и Луценций, Феодорит Кирский

165 чел.

Аполинарий Александрийский, Домн Антиохийский

170 чел.

Макарий Антиох., пресв. Петр и Феодор

367 чел. Среди них

Св Тарасий

Константино-польский

Против ереси Ария, считавшего Христа высшим творением Божиим. Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим. Нестория, учившего, что Христос изначально был человеком, и только потом в Него вселился Бог. монофизитов, отвергавших человеческую природу во Христе. Созван решить споры несториан и монофизитов. Против учения монофелитов об одной — Божественной — воле во Христе Созван против иконоборческой ереси.
Решения • осуждено арианство;
• утвержден догмат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении;
• составлен Никейский Символ веры;
• установлено время празднования Пасхи.
• осуждена ересь Македония;
• утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном;
• Символ веры был дополнен 5 пунктами. С этого момента он оставался неизменным.
• осуждена ересь несториан;
• утвержден догмат о соединении во Христе Божественной и человеческой природы.
• осуждена ересь монофизитов;
• утвержден догмат о том, что при воплощении Божество и человечество соединились во Христе как едином Лице неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.
• подтверждены решения III и IV Вселенских Соборов. • утверждено учение о двух волях во Христе по двум природам — Божественной и покорной ей — человеческой. • осуждена ересь иконоборчества;
• утвержден догмат об иконопочитании.

Далее — важные детали: главное о каждом из семи Вселенских соборов.

Первый

Первый Вселенский собор был созван в 325 г. в городе Никея (близ Константинополя) для обсуждения учения священника Ария из Александрии (Египет). Пытаясь растолковать сложный вопрос Богочеловечества Христа вчерашним язычникам, Арий, не понимая, как Сын Божий может быть и Богом – а эта тайна в самом деле недоступна разуму – стал утверждать, что Христос – творение Бога Отца.

Это рационалистическое и по-своему «логичное» учение было опровергнуто отцами Собора: он утвердил так называемый Никейский Символ веры, где Христос называется «Единосущным Отцу». Кроме того, Собор установил правила исчисления даты Пасхи – которыми православный мир пользуется до наших дней.

 

Второй

Он собрался в 381 г. в Константинополе или Царьграде. Предмет обсуждения – ересь Македония, утверждавшего о Святом Духе, что Он – не Бог. Кроме того, в Церкви продолжалось и распространение арианства, так что Собору пришлось еще раз утвердить догмат о Единосущии Христа Богу Отцу. Результат работы отцов – Символ Веры в том виде, в каком его сейчас знает православный мир: в текст был догмат о Святом Духе как Господе и Боге. Символ называется «Никео-Царьградским», так как вырабатывался на двух Соборах, проходивших в этих городах.

Третий

Он собрался к городе Эфес в 431 г., когда Церковь стала смущать новая ересь – к сожалению, исходившая от Предстоятеля Константинопольской Церкви, Патриарха Нестория. Рационалистически понимая христианство, он дерзнул утверждать, что Христос – обычный человек, просто имевший чрезвычайные Божественные дарования.

Потому и Деву Марию Несторий предлагал именовать «Христородицей», а не Богородицей. Несторий был низложен, а его учение признано еретическим. Собору принадлежит формула: «Божеское и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно».

Четвертый

Он собрался в Халкидоне всего через 20 лет после Третьего. На то были причины: еще на предыдущем Соборе возникли споры о том, как соотносятся во Христе Божество и Человечество, но догмат об этом не был до конца прояснен. И вот Евтихий и Диоскор, умствуя о природе Христа, начали заявлять, что Его Человечество было совершенно «поглощено» Божеством – даже до полного исчезновения.

Это казалось «логичным», а еще – фактически говорило о том, что люди не получили спасения, да в силу своей немощной природы – и не получат. Собор восстал на еретиков, получивших название монофизитов. Его ответ был таким: «В одном лице Христа два естества – Божественное и человеческое – соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».

Пятый

Он проходил в Константинополе в 553 г. Предметом обсуждения стали некоторые сочинения авторитетных церковных писателей – Ивы Эдесского, Феодорита Кирского, Феодора Мопсуэстийского. В них содержались взгляды, похожие на уже осужденную несторианскую ересь. Рассмотрев эти Писания, Собор отверг их как еретические.

Шестой

Собравшийся в 680 г. – и тоже в Константинополе, Собор снова обсуждал, казалось, уже оставшуюся в прошлом монофизитскую ересь. Возродилась она в новом учении, получившем название монофелитства. Эти еретики учили, что во Христе пусть и были два естества, Божественное и Человеческое, но была одна воля – Божия, которой человеческая подчинилась – даже до исчезновения.

Шестой Вселенский собор

Шестой Вселенский собор. Фреска Дионисия. Ферапонтово

Ситуацию осложняла позиция тогдашнего императора Византии, Ираклия, который очень хотел, чтобы монофизиты примирились с Церковью, и монофелитство казалось ему вполне безболезненным отступлением от веры ради церковного единства. Не так думали отцы Собора: ведь свободная воля – неотъемлемая принадлежность человека, она дарована ему Создателем.

Как же Сам Богочеловек отвергнет Свое Человечество?

«Во Христе два хотения, две воли соединены нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно; Его человеческая воля подчиняется Божественной».

Таково было определение Собора – но еще годы пришлось бороться за то, чтобы оно утвердилось в Церкви. Был и «Типос» императора Ираклия, ратовавший за монофелитов, и заточение прп. Максима Исповедника, участника Собора и ревнителя православия.

Седьмой

И на сегодняшний день – последний, состоявшийся в Никее в 787 г. Когда казалось, что Церковь вполне утвердила вероучение, а ереси побеждены, беда пришла, откуда не ждали: источником нового богопротивного учения стал… император Лев Исаврянин, решивший, что в храмах совершенно недопустимо изображать Бога и святых: ведь по Ветхому Завету запрещены любые изображения.

По велению царя святые образы около 70 лет выбрасывали из церквей, уничтожали, сопротивлявшихся беззаконию – арестовывали, ссылали, а то и убивали.

Иконоборцем был не только Лев, но и ряд последующих императоров. Лишь в 787 г. императрице Ирине и Патриарху Тарасию удалось созвать Вселенский Собор, который опроверг иконоборческую ересь и утвердил поклонение иконам. В честь этого, помимо ряда памятей соборов, есть особый день, Торжество Православия, в первое воскресенье Великого Поста.

Когда будет 8 Вселенский собор в Православной Церкви

Об этом существуют различные мнения:

  • такой Собор уже был; византийские авторы, включая даже причисленных к лику святых (например, св. Симеон Солунский) называют Восьмым собор 879 г., который проходил при Фотии, Патриархе Константинопольском, том самом святители, с которым связывают появление христианства на Руси – его приняли князья Киева Аскольд и Дир;
  • «эпоха Соборов» закончилась с отпадением от православия Запада, что якобы сделало христианство не «вселенским»; однако, многие отмечают, что Христос не говорил о разделении Своей Церкви, напротив, о том, что она едина, отпал от нее кто-либо, или нет – следовательно, собор в принципе возможен и без католиков;
  • Собор состоится, если возникнет такая необходимость – действительно важные общеправославные проблемы; конечно, предсказать, когда он будет, невозможно.

Значение для православных

«Изволися Духу Святому и нам,» – звучат через века Апостольские слова, утверждающие единство Церкви и ее Главы, Господа. Именно в этом – источник доверия христиан к Соборам, основа их почитания. Отцы Вселенских Соборов причастны Небесному Царству, а идущие, насколько хватает сил, их путем – находятся на пути к спасению.

Наталия Ивановна Сазонова

Актуально:

  1. Разбор 10 Заповедей Божиих, данных Моисею — объясняем суть и значение простыми словами для современного христианина-мирянина
Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что такое литургия в церкви – простым языком о главномЧто такое литургия в церкви – простым языком о главном

0 Comments
Божественная литургия в церкви - что это такое

О Божественной литургии, Таинстве, которое происходит во время нее, некогда христианин узнавал лишь после Крещения. Не то теперь, когда храмы открыты, доступ свободен… Но литургия малопонятна или непонятна вовсе очень многим из наших соотечественников, еще только идущих к вере, а часто даже – недавно пришедшим

Церковь

Что такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словамиЧто такое Соборование: значение Таинства Православной Церкви, когда и как совершается в храмах — простыми словами

0 Comments
Соборование в храме

Во время Великого Поста – а на многих приходах, Рождествнского и других постов тоже  – есть несколько вечеров, когда в храм сходится множество людей, чтобы пройти это особое Таинство – Соборование или Елеосвящение. Что же это такое и для чего нужно? Елеосвящение и Миропомазание Иногда их

Церковь

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»: слова, толкование и ноты для церковного хора«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»: слова, толкование и ноты для церковного хора

0 Comments
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко: слова и ноты для церковного хора

Песнопение «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» можно назвать учением о христианской смерти. Когда поётся Слова молитвы Симеона Богоприимца сегодня звучат за каждым вечерним богослужением. Традиция идет с первых веков христианства. Слова святого Симеона, очень долго ожидавшего пришествия Спасителя и тяготившегося миром, — это молитва радостного

Церковь

Воздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по нимВоздушные мытарства души после смерти в православии и способ построения исповеди по ним

0 Comments
Мытарства блаженной Феодоры

«Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Так говорил свт. Феофан Затворник. Что же это такое и что происходит с душой после смерти? Что это и куда ударение Само слово «мытарь» было хорошо известно нашим предкам, означая человека, который

Церковь

Комментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмкоКомментарии к Божественной Литургии: просто, коротко, но ёмко

0 Comments
Божественная Литургия

Иеромонах Ефрем (Метс) кратко и понятно о Главном богослужении Церкви, которое называется Божественной Литургией. Её структура состоит из трёх частей: Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Почему Литургия делится на три части Нужно сказать, что трёхступенчатое и трёхсоставное восхождение к Богу просматривается во многих богословских примерах.

Церковь