Авраам

Призвание Авраама

0 Comments
Авраам

Одному моему другу, только поступившему в институт, преподаватель на первом занятии начал доказывать, что в какой-то иной физической системе два плюс два не равно четырём, тем самым сломав студентам их мышление и взгляд на реальность. Думаю, что многим знакома фраза: «забудь всё, чему тебя учили». Потому что всё гораздо сложнее и даже то, что тебе кажется точным и незыблемым может таковым не оказаться. Примерно так, только в ещё более жёсткой форме произошло призвание Авраама, лучше сказать «выход из зоны комфорта». Давайте разберём.

Самые первые слова Бога Аврааму звучат так:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе».

(Быт.12:1)

За этими очень простыми и лаконичными словами скрывается целый ужас. Что же хочет Бог от Авраама? Всякий человек несёт в себе одновременно несколько социальных ролей: гражданин своей земли, представитель своего рода, фамилии и, наконец, семьянин конкретного дома. Собственно говоря, Бог требует от Авраама отречения от всех этих идентификаций, составляющих личность. Что остаётся от человека, потерявшего родину, родословную и свой дом? Правильно, ничего! Ноль!

Весь ужас заключается в том, что Аврааму на этот момент 75 лет, а мир, в котором он живёт радикально отличается от современного. Никакого современного транспорта, никакой безопасности и тем более гарантий. Тебя в любой момент и где угодно могут убить и забрать всё твоё имущество. Выйдя за пределы своей земли, ты теряешь абсолютно всё: быт, ритм, социальные связи и жизненный уклад. Ещё нужно обратить внимание, что Авраам жил в одной из процветающих столиц Месопотамии – Уре Халдейском, причём жил богато.

Проще говоря, Авраам жил «в шоколаде» по всем меркам. Тогда зачем вообще совершать настолько безумный и непонятный поступок? Ради чего? Ответ один: Бог позвал! Первый шаг веры – шаг в бездну. Готовность Авраама говорит о его неудовлетворённостью жизнью «под солнцем», душа требовала большего, несмотря на возраст.

«Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». (Рим.10:17) – говорит апостол Павел.

Мир, в котором живёт Авраам полностью языческий, а значит, пропитан заблуждением, ложью, грехами, пороками и смертью. Ни капли от этого мира не должно остаться в душе Авраама, поскольку он должен стать родоначальником нового народа, т.е. корнем всего Израиля. Задача отречений от абсолютно всего заключена в том, чтобы Авраам сделал себя «ничто», т.е. стал просто бесформенной глиной, обнулился.

Ведь его земля, род и семья уже сформировали из него «нечто», а оно должно умереть. Разрушив в реальности все социальные, родовые и ментальные связи, Авраам отдаёт себя в руки Бога. Как мир творился Господом «из ничего», так и Авраам после отречений будет сотворён «из ничто». Первый акт веры – дать Богу доступ к себе. Так начинается путь в небо. Не зря святитель Кесарий Арльский видел в авраамовых отречениях прообраз Таинства Крещения, в котором творится новый человек, новое творение.

Стоит обратить внимание, что в еврейском оригинале стоит не слово «пойди», а еврейское выражение «лех леха», которое можно перевести как «иди к себе». Один иудейский толкователь так объясняет эту деталь:

«Если речь шла бы только о выходе из страны, то совсем не нужно говорить «леха». Аврааму сказано, что ему следует «идти к себе», идти затем, чтобы найти самого себя. Твоя страна («арец»), где ты родился и вырос, — не «ты». Выйди из нее. Все то, что родственно тебе, и даже дом отца твоего — не «ты». Выйди и «иди к себе», к своему подлинному Я».

Иными словами о тебе есть замысел у Бога, только следуя божественному призыву, ты сможешь быть счастлив, и удовлетворён своей жизнью.

Очень важно понять, что у Авраама не слепая вера: он и просит у Бога ребёнка и вымаливает Содом, т.е. он активен в богообщении и даже спорит с Господом. Можно обратить внимание, что после призыва Божьего, вся жизнь Авраама превратилась в сплошной кошмар, искушение за искушением. Авраам променял спокойную, комфортную и размеренную жизнь непонятно на что! Но он не сожалеет о выбранном пути. Весь парадокс веры в том, что невидимое гораздо надёжней видимого, как говорит апостол Павел: «ибо видимое временно, а невидимое вечно». (2Кор.4:18)

Кстати, для первых православных монахов именно эти отречения и исход Авраама были образцом монашеского духа. Святые отцы подчёркивают, что, по сути, Христос обращает тот же призыв ко всякому христианину:

«И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».

(Мф.19:29)

Святитель Феофан Затворник более подробно расписывает значения отречений Авраама для духовной жизни:

«Это явный образ того изменения сердечного, которое совершается в истинно верующих, когда они искренно берут на себя крест свой и последуют Христу. Оставляют они отца своего – самость, распиная ее самоотвержением; оставляют род свой – свои личные греховные склонности, страсти и привычки, распявши их решимостью неуклонно во всем следовать страстеубийственным заповедям Господним; оставляю землю свою, всю область греховную, мир, со всеми его требованиями, распиная его решимостью быть для него чуждым, хотя бы для этого необходимо было потерпеть не только потери в имуществе и весе общественном, но и самую смерть».

Что же обещает Господь Аврааму за послушание Ему?

«Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

(Быт.12:2-3)

Как бы в награду за такое послушание и веру Авраама, Господь преподает ему торжественное благословение, в котором возвещает четыре рода обетований:

  1.  Обещание многочисленного потомства.
  2. Дарование благ временных и вечных.
  3. Награду славы и бессмертия в потомстве.
  4. Превращение его личности в источник благословения для других.

Все эти божественные обетования действительно и оправдались на последующей судьбе потомков Авраама, как плотских, т. е. евреев, так и духовных, т.е. христиан (Рим. 4:11-17; Гал. 3:7-9).

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

One thought on “Призвание Авраама”

  1. Никогда так глубоко об Аврааме не задумывался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Почему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги ИсходПочему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход

0 Comments
Исход

Один из самых загадочных эпизодов Библии описан в книге Исход. Сложность этого сюжета заключается в том, что обилие местоимений не даёт возможность понять: «Кто? Кого? Чего? И за что Бог хотел убить Моисея?». По этой причине единого толкования просто нет, у каждого комментатора своё видение.

Библейские истории

За что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом делеЗа что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом деле

6 комментариев
Содом и Гоморра

Выражение «Содом и Гоморра» знают многие, а вот саму библейскую историю об этих городах знают не все. Там всё очень интересно, да и к тому же даёт понимание современных процессов, поэтому я расскажу об этом эпизоде более подробно. Авраам и племянник его Лот Между пастухами

Библейские истории

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе ИудеГерой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

0 Comments
Предательство Иуды

Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия. Почему Иуда предал

Библейские истории