Абсолютное большинство жителей страны, даже далеких от Церкви, знают этого святого, память которого приходится на 15 августа, по «его» храму на Красной Площади Москвы. Куда меньшему числу людей известно, что «собор Василия Блаженного» на самом деле называется Покровским. А уж о подробностях жизни Василия, чьи мощи действительно пребывают в этом храме, и вовсе знают очень немногие.
Чем известен Василий Блаженный
Тем, что был «Христа ради юродивым», то есть нес труднейший подвиг, состоявший в мнимом «безумии» и терпении всех возможных поношений за свои «странные» слова и поступки ради стяжания смирения.
Юродство – тяжелейший путь, и немногие христиане лишаются им идти.
Плоды же подвига, которые дает Господь Своим рабам – великие духовные дарования прозорливости и исцелений, чистой молитвы. Именно ввиду этого на Руси юродивых особенно чтили не только простолюдины, но и правители страны.
Московский юродивый: факты из биографии
- Самые ранние упоминания о святом содержатся в «Книге Степенной царского родословия», первая редакция которой датируется 1563 г. Позднейшие жития блаженного основаны именно на этом источнике, но также включают некоторые известные современникам подробности его жизни.
- Хотя «Степенная книга» говорит о Василии как святом и чудотворце, его церковная канонизация состоялась только в 1588 г.
- Ранние источники не упоминают имен родителей святого. А вот «Святцы» 1646 г. доносят до нас предание, что отца блаженного звали Иаковом, мать – Анной.
- Точный год рождения святого неизвестен. Предполагают, что он появился на свет в 1469 или 1462 г.
- Местом рождения Василия было село Елохово, тогда – подмосковное, ныне же давно входящее в городскую черту как один из исторических районов столицы.
- Родители Василия были усердными прихожанами церкви Владимирской иконы Богородицы в родном селе. Эта церковь до наших дней не сохранилась.
- Рассказывают, что Василий и родился прямо на паперти храма: его мать даже незадолго до родов не захотела пропустить богослужение. Но рождение святого на церковной паперти также промыслительно говорило о его будущей судьбе служителя Христа.
- Василий уже с 10 лет начал входить во взрослую жизнь, став подмастерьем сапожника. Именно в это время впервые проявились его духовные дарования – еще, по сути, ребенок, он однажды предсказал смерть купцу, который заказал сапоги у его наставника. Действительно, купец, как и сказал ребенок, «не износил» новых сапог, так как скоропостижно умер.
- Считается, что вскоре после этого случая Василий провел какое-то время в молитвенном уединении, а затем оставил работу, родительский дом, и стал юродивым. По одним данным, свое подвижничество он начал в 10, по другим же – в 16 лет.
- В «Степенной книге» говорится, что Василий был «праведным нагоходцем», то есть его основным внешним деланием было лишение тела малейших удобств, даже одежды, и «беспокровное житие», то есть святой не имел крыши над головой.
- Позднейшие жития святого указывают, что Василий все же иногда останавливался на ночлег в доме одной московской вдовицы, Стефаниды Юрловой, чтившей блаженного.
- Есть также свидетельства современников святого, на которые ссылаются авторы словаря XIX в. «Брокгауз и Ефрон» и современная Википедия, добавляют, что Василий носил на теле и вериги.
- В Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии (Сергиев Посад) хранится тяжелая металлическая пластина с образом Богородицы. По ее углам – литые петли, в которые была продета веревка, чтобы «тягость» можно было носить на теле. Полагают, что это и есть вериги святого, до 1917 г. хранившиеся при его мощах.
- Блаженный был известен в столице своей святостью и прозорливостью. Он часто видел будущее, как настоящее, а мог быть и суровым: например, известно ослепление по его молитве нескольких девушек, которые вздумали подшутить над «безумным».
- Уже при жизни блаженного глубоко чтили правители: в частности, Иван Грозный. Считается, что они впервые встретились в 1547 г., после опустошительного московского пожара, который предсказал святой.
- Василий по крайней мере несколько раз наставлял и обличал молодого Ивана IV: например, однажды он сказал государю после богослужения в Успенском соборе, что во время литургии в храме царя вовсе и не было: ведь он мыслями был на Воробьевых горах, где строился его дворец.
- Младшими современниками святого были несколько угодников Божиих, несших тот же подвиг юродства: это, например, московский блаженный Иван Большой Колпак и псковитянин Никола Салос. В разных версиях жития св. Василия его чудеса и подвиги нередко путают с деяниями этих святых – например, приписывают Василию ношение железной шапки, хотя этот подвиг нес Иоанн Большой Колпак, и обличение Ивана Грозного за поход на Псков, хотя Василий к этому времени уже скончался.
- Подвиг юродства святого продолжался около 72 лет. Он скончался глубоким старцем около 1557 г., когда ему было по одним данным – 88 лет, по другим же – 94 года.
- По преданию, незадолго до кончины юродивого посетил царь Иван IV с женой Анастасией и сыном, царевичем Феодором. Рассказывают, что Василий предсказал Феодору, что он наследует царство после отца.
- Согласно разным версиям жития блаж. Василия, он завещал Ивану Грозному похоронить его в Покровском соборе. Однако, свидетельства современников о церковном прославлении святого в 1588 г. говорят о том, что мощи блаженного были перенесены в собор именно после канонизации – следовательно, первоначально его могила находилась в другом месте.
Чудеса при жизни: список
Среди множества их особенно известны:
- обличение одного торговца, который подмешивал мел в муку, из которой делал тесто для калачей; Василий, подойдя к нему на рынке, разбросал его «продукцию», и тем заставил устрашенного калачника раскаяться в своей недобросовестности;
- помощь во время пожара в Новгороде – притом, что сам Василий в это время был в царском дворце в Москве; он внезапно выплеснул в окно три чаши вина, чем вызвал гнев Ивана IV – но при этом заявил, что так потушил «огненное запаление» в Новгороде; позже факт пожара подтвердился, а многие новгородцы свидетельствовали, что несколько раз видели помогающего тушить пламя нагого человека;
- «осквернение святыни» у Варваринских ворот: блаженный бросил камень в чтимую народом икону Богородицы, а когда его схватили за «бесчинство», потребовал соскрести слой краски; оказалось, что под изображением написан бес; такие иконы, где под ликом святого скрывалась «дьявольская харя» на Руси называли «адописными»;
- наказание лихих людей, задумавших хитростью взять у Василия шубу, которую подарил ему один боярин: один из мошенников притворился мертвым, а другие стали просить юродивого «пожертвовать на погребение»; тот покрыл «умершего» шубой, но тот действительно умер, наказанный Господом за обман.
Поучения, высказывания, предсказания
Известно, что святой:
- предсказал нашествие на Москву Крымского хана в 1521 г.;
- пророчествовал о пожаре Москвы в 1547 г.;
- предсказывал бедствия, которые произойдут в России после его кончины, «яко вскоре имать в Русии православная вера разрушена быти от зловерных еретик, и возникнет род последний, свойствен Антихристову царству, и будут человецы сластолюбцы, сребролюбцы, славолюбцы, блуды и пиянствы всю землю осквернять, и протчая вся таковая, яже сбудется пред пришествием Христовым, якоже и неложно бысть пророчество его»
Высказываний и поучений святого сохранилось немного. Вот что он, например, говорил о своем подвиге некоему диакону, который вознамерился также принять на себя юродство:
«Друже. моя работа тяжела есть, и многим неудобь понести ея, ибо и ты не можеши великия труды исправити».
А это слова, которые были сказаны царю Ивану Грозному во обличение его рассеянности во время богослужения:
«Не бо судится истинно моление, токмо еже телом в церкви стояти, а умом всюду мястися. — но истинное моление, еже в церкви телесно предстояти, а умом к Богу возводится».
Почитание
Оно началось сразу по кончине, и особенно усилилось после прославления блаженного и перенесения его тела в Покровский собор: в приделе, где находились мощи, постоянно горели свечи, сюда стремились сотни людей. Здесь же церковный народ брал масло, освященное на мощах – на благословение и исцеление. Даже до наших дней Василий Блаженный чтится как хранитель и покровитель Москвы и России.
В честь Василия Блаженного назван храм
Если быть точным, не храм, а один из его приделов, где находятся честные останки святого. «Собор Василия Блаженного», по сути, народное именование Покровского собора, связанное с большим почитанием святого.
Он единственный в России посвящен святому?
Исторически в России было известно около 30 церквей и их приделов в честь святого – в том числе на его родине, в Елохово (один из приделов Патриаршего Богоявленского собора), а также в Калуге, Костроме, Пензе и других городах. Вероятно, самым восточным храмом святого была церковь в Нерчинске (Забайкалье), до наших дней не сохранившаяся.
Из храмов постройки последних десятилетий, посвященных блаженному можно назвать лишь придел в Вознесенском соборе г. Мурманска: храм построен в середине 1990-х гг.
Мощи Василия Блаженного
Они по-прежнему пребывают в Покровском соборе, в приделе, освященном в честь святого. После 1918 г. храм был конфискован государством и сейчас принадлежит Государственному Историческому музею.
В большинство дней вход сюда – платный, а доступ к раке с мощами, «музейному экспонату», закрыт. Поклониться святыне можно лишь в отдельные дни, когда здесь разрешено совершать богослужения. Так, 15 августа здесь по традиции служится молебен святому. Его совершает сам Патриарх.
Икона
Блаженный пишется обычно седым старцем, нагим, с посохом в руке.
Очень распространены не только одиночные изображения блж. Василия, но и иконы, на которых он написан:
- вместе с другими юродивыми Москвы;
- с разными московскими святыми.
В чем помогает святой
К нему обращаются:
- во время сильных искушений на грех;
- прося укрепления в вере, помощи в стяжании чистой и не рассеянной молитвы;
- во время стихийных бедствий, нападений врагов;
- с просьбой защитить от обидчиков.
Строгий обличитель, наказывающий грешников, святой кажется многим нашим современникам суровым, и молиться ему непросто. Но недаром до 1917 г. придел блаженного в Покровском соборе был открыт круглые сутки ради множества паломников: люди хорошо знали, что Василий – отзывчив и милостив ко всем, кто готов встать на путь Божий, исправить свою жизнь.
Наталия Сазонова
Тропарь, молитва
Тропарь, глас 8:
Житие́ твое́, Васи́лие, нело́жное, и чистота́ нескве́pна,/ Хpиста́ pа́ди те́ло твое́ изнуpи́л еси́ посто́м и бде́нием,/ и мpа́зом и теплото́ю со́лнечную,/ и слото́ю, и дожде́вным о́блаком,/ и пpосвети́ся лице́ твое́, я́ко со́лнце,/ и ны́не пpихо́дят к тебе́ Росси́йстии наpо́ди и вси́ лю́дие,/ пpославля́юще свято́е твое́ успе́ние./ Тем Хpиста́ Бо́га моли́,/ да изба́вит ны от ва́pваpскаго плене́ния и междоусо́бныя бpа́ни,// и миp ми́pови пода́ст, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Молитва
О вели́кий уго́дниче Христо́в, и́стинный дру́же и ве́рный ра́бе Всетворца́ Го́спода Бо́га, преблаже́нне Васи́лие! Услы́ши ны, многогре́шныя, ны́не воспева́ющия к тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́ свято́е, поми́луй ны, припа́дающия днесь к пречи́стому о́бразу твоему́, приими́ ма́лое на́ше и недосто́йное сие́ моле́ние, умилосе́рдися над убо́жеством на́шим, и моли́твами твои́ми исцели́ всяк неду́г и боле́знь души́ и те́ла на́шего гре́шнаго, и сподо́би ны тече́ние жи́зни сея́ невреди́мо от ви́димых и неви́димых враго́в безгре́шно прейти́, и христиа́нскую кончи́ну, непосты́дну, ми́рну, безмяте́жну, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дие получи́ти со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.