Нестор Летописец. Об этом скромном иноке, жившем в XI в. в Киево-Печерском монастыре знает, вероятно, почти каждый житель страны. Ведь его «Повесть временных лет», первая русская летопись, легла в основу всех учебников истории, от школьных до вузовских. День его памяти – 9 ноября.
Нестор: значение и происхождение имени
Оно греческое и переводится как «странник» или «вернувшийся домой». Имя было достаточно распространенным в Римской империи, а в христианские времена было освящено подвигами святых. Среди них и небесный покровитель прп. Нестора Летописца, мученик Нестор Солунский.
Автор книги «Повесть временных лет»
Называть преподобного создателем первой русской летописи, как считают современные ученые, не совсем верно. Хотя имя Нестора, «иже написа Летописец», упоминается в нескольких источниках XIII в., большинство исследователей в наши дни думают, что монах инок мог быть автором самой первой, начальной редакции «Повести», которая позже дополнялась другими летописцами, не раз переписывалась.
Заглавие, под которым мы знаем первую русскую летопись, дано ей историками по первым словам «Се, повести временных лет…»Они означают, что в летописи пойдет речь о земной, то есть временной, жизни Руси. Рассказ о ней прп. Нестор начинает с ветхозаветных времен, рассказывая о происхождении славян от сына Ноя, Иафета, и доводит до начала XI в. Именно благодаря «Повести» мы знаем о
- именованиях славянских племен и их расселении;
- образовании государства Русь;
- подробности принятия христианства при князе Владимире;
- детали жизни многих русских князей, как язычников, как Олег, Святослав, так и христиан – например, княгини Ольги.
Долгое время считалось, что «Повесть временных лет» отражает события истории Руси, на ее основе создавались учебники. В последние годы историки обращают внимание на то, что летопись все же – не учебник истории и не научное произведение. Нестора интересовал не столько ход событий, сколько их духовная суть. Поэтому факты, сообщаемые в летописи, далеко не всегда стоит воспринимать буквально, кроме того, они нуждаются в подтверждении из других источников.
Историк. Нестор летописец также создал жития:
- прп. Феодосия Печерского;
- благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Они были предназначены для чтения братии «во время монастырских трапез».
Современные церковные историки говорят, что эти произведения созданы в рамках греческой традиции:
- «Житие Бориса и Глеба» — по канону «мартирия», жизнеописания мучеников;
- а «Житие» прп. Феодосия похоже на жизнеописания великих монахов первых веков Церкви.
Вместе с тем, тексты Нестора ряд живых и ярких подробностей повседневной жизни, эпизодов, показывающих, каким непростым бывает путь к святости.
К примеру, прп. Нестор повествует о том, как мать прп. Феодосия Печерского препятствовала сыну стать монахом – даже била его, заключала в оковы, а затем приехала за ним в монастырь в надежде убедить вернуться в мир. Есть в житии святого и подробности его отношений с князьями. Феодосий предстает как обличитель пороков, но в то же время добрый и мудрый духовник.
Житие преподобного. 7 фактов
О самом Несторе известно крайне мало – биограф великих святых, «грешный Нестор», как он себя называл, лишь иногда упоминает отдельные факты из своей жизни:
- Остается неизвестным происхождение святого, его жизнь до пострига в монахи, мирское имя, и даже возраст. Некоторые на основании слов святого, что он «мний (меньший) всех в монастыре», предполагают, что он принял постриг юношей. Однако, большинство историков думают, что это предположение неосновательно: говоря о себе как о меньшем из братии, Нестор скорее всего имел ввиду возраст не физический, а духовный, смиренно сознавая свое недостоинство.
- В «Житии» прп. Феодосия содержится одно из немногих упоминаний о жизни автора – он пишет, что был принят в монастырь игуменом Стефаном (он был настоятелем с 1074 по 1077 г.), принял постриг, а через некоторое время стал диаконом..
- Через несколько лет после пострига в монастыре случилась смута, и игумен Стефан, постригавший Нестора, вынужден был покинуть обитель. Однако его духовный сын, Нестор, продолжал жить в монастыре.
- Мы не знаем, как происходило духовное возрастание святого, и лишь по косвенным признакам ясно, что монах Нестор имел, вероятно, немалый духовный авторитет.
- Например, в «Киево-Печерском Патерике» его имя называется в числе 13 преподобных, которые изгнали беса из самовольно ушедшего в затвор новоначального инока Никиты (впоследствии – архиепископ Новгородский).
- Кроме того, он, как полагают историки, участвовал в обретении мощей прп. Феодосия Печерского в августе 1091 г.: рассказ Нестора об этом событии изобилует подробностями и написан от первого лица.
- Год кончины преподобного неизвестен. Некоторые предполагают, что он мог скончаться около 1110 или 1117 г., именно поэтому «Повесть временных лет» доведена лишь до начала XI в.
Почитание
Имя Нестора, как и других Печерских преподобных, было хорошо известно, однако, общецерковного празднования ему и другим святым самого известного на Руси монастыря, долго не было установлено. Это было связано с тем, что
- в XIII в. Киев и монастырь не раз подвергались разорению от монгольских захватчиков, да и общая ситуация на Руси того времени не благоприятствовала прославлению новых святых – речь шла о выживании в условиях нашествия врагов;
- с конца XIII в. Киев оказался на территории Великого княжества Литовского, впоследствии, в XV в., здесь образовалась отдельная митрополия, к тому же стали распространяться идеи унии с Католической Церковью.
Вопрос о прославлении чтимых церковным народом святых встал лишь в середине XVII в., но они все равно долгие годы чтились местно.
Канонизация и мощи
Общецерковная канонизация прп. Нестора, как и других Киево-Печерских преподобных состоялась лишь во 2 пол. XVIII в.
В наши дни мощи святого находятся в Антониевых пещерах, называемых «ближними», и доступны для поклонения паломников.
Узнайте также: Вся правда о мощах прп. Илии Муромца
Внешность: изображения, скульптуры
Исследования останков преподобного проводились в 1980-е гг. Было установлено, что он скончался в возрасте 60-70 лет, хотя скульптор С.А. Никитин, реконструировавший внешность преподобного, говорит, что ему могло быть и 80 лет. Скульптуры, созданные на основе реконструкции внешности святого, говорят о том, что он, очевидно, был славянином. Мы видим скромного пожилого инока с открытым одухотворенным лицом. У него высокий лоб с залысинами, короткая борода.
Иконы
Существует два типа изображений святого:
- вместе с другими преподобными Киево-Печерской обители; такие иконы и фрески были особенно распространены в XVII-XVIII вв.
- когда прп. Нестор пишется один – чаще всего его изображают за работой – пишущим летопись или житие; такие иконы получили распространение с XIX в.
Кому покровительствует
Святого традиционно считают покровителем «книжников», которых в наши дни чаще всего именуют учеными, историками. Кроме того, к нему часто обращаются и студенты.
Был ли Нестор первым русским историком? Пожалуй, можно сказать и так. И многим ученым, «вооруженным» современными технологиями и научными методами, стоит внимательнее вчитаться в тексты святого почти тысячелетней давности. Ведь в них – духовная суть происходивших событий, рассказ о действии Промысла Божия в истории людей, то есть то, на что так редко обращают внимание современные «летописцы».
Наталия Сазонова