Акафист "Слава Богу за всё"

Акафист благодарственный «Слава Богу за всё»

0 Comments
Акафист "Слава Богу за всё"

Акафист «Слава Богу за всё», вернее, его название точно повторяет слова, сказанные свт. Иоанном Златоустом перед кончиной. Патриарх Константинопольский умирал, несправедливо изгнанный с престола, оболганный, опороченный, постоянно унижаемый. Умирал, благодаря Создателя. Те, кто молится этими словами во время житейских бурь, горя, болезни – подражают великому святителю. Но не только ему. Об удивительной истории, судьбе автора и благодатной исцеляющей силе самого необычного акафиста, а также о правилах чтения — в нашей статье. 

Акафист «Слава Богу за всё»: текст

 

Кондак 1.

Нетленный Царю веков, содержащий в деснице Своей все пути жизни человеческой силою спасительного Промысла Твоего! Благодарим Тебя за все ведомые и сокровенные благодеяния Твои, за земную жизнь и за небесные радости Царства Твоего будущего. Простирай нам и впредь Твои милости, поющим:

Слава Тебе, Боже, во веки.

Икос 1.

Слабым, беспомощным ребенком родился я в мир, но Твой Ангел простер свои светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славлю щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми, познавшими Тебя:

Слава Тебе, призвавшему меня к жизни.

Слава Тебе, явившему мне красоту вселенной.

Слава Тебе, раскрывшему предо мной небо и землю как великую книгу премудрости.

Слава Твоей вечности среди мира временного.

Слава Тебе за тайные и явные милости Твои.

Слава Тебе за каждый вздох груди моей.

Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 2.

Господи, хорошо гостить у Тебя: благоухающий воздух, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, вся полна ласки. И птицы и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротекущей красотою, пробуждающая тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте зовут: Аллилуиа.

Икос 2.

Ты ввел нас в эту жизнь, как в чарующий рай. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы, мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные сладкие плоды и душистый мед. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях.

Слава Тебе за праздник жизни.

Слава Тебе за прохладную свежесть воды.

Слава Тебе за благоухание ландышей и роз.

Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов.

Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы.

Слава Тебе за светлую улыбку пробуждения.

Слава Тебе за земную жизнь, предвестницу небесной.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 3.

Силою Духа Святого объят каждый цветок: тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь Животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души – радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуиа.

Икос 3.

Как Ты прекрасен в торжестве весны, когда воскресает вся тварь и на тысячи ладов радостно взывает к Тебе! Ты – источник жизни. Ты – победитель смерти. При свете месяца и пении соловья стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах. Вся земля – невеста Твоя, она ждет Тебя, Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души!

Слава Тебе, изведшему из темноты земли разнообразие красок, вкуса и аромата.

Слава Тебе за радушие и ласку всей природы Твоей.

Слава Тебе за то, что Ты окружил нас тысячами Твоих созданий.

Слава Тебе за глубину Твоего разума, отпечатленного во всем мире.

Слава Тебе – благоговейно целую следы Твоей незримой стопы.

Слава Тебе, зажегшему впереди яркий свет вечной жизни.

Слава Тебе за надежду бессмертной нетленной красоты.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 4.

Как Ты услаждаешь думающих о Тебе, как животворно Слово Твое святое! Мягче елея и сладостней сота беседа с Тобой. Окрыляет и живит молитва к Тебе. Каким трепетом тогда наполняется сердце, и как величава и разумна становится природа и вся жизнь! Где нет Тебя – там пустота. Где Ты – там богатство души, там живым потоком изливается песнь: Аллилуиа.

Икос 4.

Когда на землю сходит закат, когда воцаряется покой вечернего сна, в тишине угасающего дня я вижу чертоги Твои под образом сияющих палат, в облачном сиянии зари. Огонь и пурпур, золото и лазурь пророчески говорят о неизреченной красоте Твоих селений, таинственно зовут: пойдем к Отцу!

Слава Тебе в тихий час вечера.

Слава Тебе, излившему миру великий покой.

Слава Тебе за прощальный луч заходящего солнца.

Слава Тебе за отдых благодатного сна.

Слава Тебе за Твою близость во мраке, когда далек весь мир.

Слава Тебе за умиленные молитвы растроганной души.

Слава Тебе за обещанное пробуждение к радости вечного невечернего дня.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 5.

Не страшны тому бури житейские, у кого в сердце сияет светильник Твоего огня. Кругом непогода и тьма, ужас и вой ветра. А в душе тишина и свет, там тепло и покойно, там Христос! И сердце поет: Аллилуиа.

Икос 5.

Я вижу небо Твое, сияющее звездами. О, как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность. Я так мал и ничтожен, но со мною Господь, Его любящая десница всюду хранит меня.

Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне.

Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми.

Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей.

Слава Тебе за кротость животных, служащих мне.

Слава Тебе за светлые минуты моей жизни.

Слава Тебе за ясные радости сердца.

Слава Тебе за счастье жить, двигаться, созерцать.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 6.

Как Ты велик и близок в мощном движении грозы. Как видна Твоя могучая рука в изгибах ослепительных молний. Дивно величие Твое. Глас Господень над полями и в шуме лесов, глас Господень в торжестве громов и дождя, глас Господень над водами многими. Хвала Тебе в грохоте огнедышащих гор. Ты сотрясаешь землю, как одежду. Ты вздымаешь до небес волны морские. Хвала смиряющему человеческую гордыню, исторгающему покаянный вопль: Аллилуиа.

Икос 6.

Как молния, когда осветит чертоги пира, то после нее жалкими кажутся огни светильников, так Ты внезапно блистал в душе моей во время самых сильных радостей жизни. И после молниеносного света Твоего какими бесцветными, темными, призрачными казались они, душа рвалась за Тобою.

Слава Тебе, Край и Предел высочайшей человеческой мечты.

Слава Тебе за нашу неутолимую жажду богообщения.

Слава Тебе, вдохнувшему в нас неудовлетворенность земным.

Слава Тебе, вложившему в нас вечную тоску по небу.

Слава Тебе, облекшему нас тончайшими лучами Твоими.

Слава Тебе, сокрушившему власть духов тьмы, обрекшему на уничтожение всякое зло.

Слава Тебе за откровения Твои, за счастье чувствовать Тебя и жить с Тобою.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 7.

В дивном сочетании звуков слышится зов Твой. Ты открываешь нам преддверие грядущего рая в мелодичности пения, в гармонических тонах, в высоте музыкальных красот, в блеске художественного творчества. Все истинно прекрасное могучим призывом уносит душу к Тебе, заставляет восторженно петь: Аллилуиа.

Икос 7.

Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе. О, как Ты велик в Своих созданиях! О, как Ты велик в человеке!

Слава Тебе, явившему непостижимую мудрость в законах вселенной.

Слава Тебе – вся природа полна знаков Твоего бытия.

Слава Тебе за все, открытое нам по благости Твоей.

Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей.

Слава Тебе за гениальность человеческого ума.

Слава Тебе за животворную силу труда.

Слава Тебе за огненные языки вдохновения.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 8.

Как близок Ты во дни болезней. Ты Сам посещаешь больных, Ты склоняешься у страдальческого ложа, и сердце беседует с Тобою. Ты миром осеняешь душу во время тяжких скорбей и страданий. Ты посылаешь нежданную помощь. Ты – Утешитель, Ты – Любовь испытующая и спасающая. Тебе поем песнь: Аллилуиа.

Икос 8.

 

Когда я в детстве первый раз сознательно призвал Тебя, Ты исполнил мою молитву, и душу осенил благоговейным покоем. Тогда я понял, что Ты благ и блаженны прибегающие к Тебе. Я стал призывать Тебя снова и снова и ныне зову:

Слава Тебе, исполняющему во благо желания мои.

Слава Тебе, бодрствующему надо мной день и ночь.

Слава Тебе, прежде прошения посылающему обилие благ.

Слава Тебе, врачующему скорби и утраты целительным течением времени.

Слава Тебе – с Тобою нет безнадежных потерь, Ты даруешь всем вечную жизнь.

Слава Тебе – Ты одарил бессмертием все доброе и высокое.

Слава Тебе – Ты обещал нам желанную встречу с умершими.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 9.

Отчего вся природа таинственно улыбается во дни праздников Твоих? Отчего тогда в сердце разливается дивная легкость, ни с чем земным не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это веяние благодати Твоей, это отблеск Фаворского света, когда небо и земля хвалебно поют: Аллилуиа.

Икос 9.

Когда Ты вдохновлял меня служить ближним, а душу озарял смирением, тогда один из бесчисленных лучей Твоих падал на мое сердце, и оно становилось светоносным, как железо в огне. Я видел Твой таинственный неуловимый Лик.

Слава Тебе, преображающему нашу жизнь делами добра.

Слава Тебе, запечатлевшему несказанную сладость в каждой заповеди Твоей.

Слава Тебе, явно пребывающему там, где благоухает милосердие.

Слава Тебе, посылающему нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других.

Слава Тебе, положившему великую награду в самоценности добра.

Слава Тебе, приемлющему каждый высокий порыв.

Слава Тебе, возвысившему любовь превыше всего земного и небесного.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 10.

Разбитое в прах нельзя восстановить, но Ты восстанавливаешь тех, у кого истлела совесть, но Ты возвращаешь прежнюю красоту душам, безнадежно потерявшим ее. С Тобою нет непоправимого. Ты весь – любовь. Ты – Творец и Воссоздатель. Тебя хвалим песнью: Аллилуиа.

Икос 10.

Боже мой, ведый отпадение гордого ангела Денницы! Спаси меня силою благодати Твоей, не дай мне отпасть от Тебя, не дай забыть все Твои благодеяния и дары. Обостри мой слух, дабы во все минуты жизни я слышал Твой таинственный голос и взывал к Тебе, Вездесущему:

Слава Тебе за промыслительное стечение обстоятельств.

Слава Тебе за благодатные предчувствия.

Слава Тебе за указания тайного голоса.

Слава Тебе за откровения во сне и наяву.

Слава Тебе, разрушающему наши неполезные замыслы.

Слава Тебе, страданиями отрезвляющему нас от угара страстей.

Слава Тебе, спасительно смиряющему гордыню сердца.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 11.

Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания, слышу струящуюся кровь. Ты уже близок, цепь времени распалась, я вижу Твой Крест, он ради меня. Мой дух – в прах пред Крестом: здесь торжество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуиа.

Икос 11.

Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твою, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную!

Слава Тебе за непостижимую, живительную силу благодати.

Слава Тебе, воздвигшему Церковь Твою как тихое пристанище измученному миру.

Слава Тебе, возрождающему нас животворящими водами крещения.

Слава Тебе – Ты возвращаешь кающимся чистоту непорочных лилий.

Слава Тебе, неиссякаемая бездна прощения.

Слава Тебе, за чашу жизни, за хлеб вечной радости.

Слава Тебе, возведшему нас на небо.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 12.

Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты! Это было торжество достигнутого счастья и покоя. Молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуиа.

Икос 12.

Что моя хвала пред Тобою?! Я не слыхал пения херувимов, это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облеченная в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце, и хоры птиц гремели Тебе хвалу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Что моя хвала? Природа послушна Тебе, а я – нет, но пока живу и вижу Твою любовь, хочу благодарить, молиться и взывать:

Слава Тебе, показавшему нам свет.

Слава Тебе, возлюбившему нас любовию глубокою, неизмеримою, божественною.

Слава Тебе, осеняющему нас светлыми сонмами Ангелов и святых.

Слава Тебе, Всесвятый Отче, заповедовавший нам Твое Царство.

Слава Тебе, Искупителю Сыне, возродивший нас Кровию Своею.

Слава Тебе, Святы́й Ду́ше, Животворящее Солнце будущего века.

Слава Тебе за все, о Троице Божественная, Всеблагая.

Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 13.

О, Всеблагая и Животворящая Троице! Прими благодарения за все милости Твои и яви нас достойными Твоих благодеяний, дабы умножив вверенные нам таланты, мы вошли в вечную радость Господа своего с победной хвалой: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

 

Кто написал акафист «Слава Богу за всё»

Согласно самому распространенному мнению, автор акафиста «Слава Богу за всё» – митрополит Трифон (Туркестанов), исповедник веры, живший во время гонений на Церковь 1930-х гг. Авторство приписывается владыке на том основании, что его текст найден среди рукописей, оставшихся после кончины.

Акафист Слава Богу за все кто написал

Автор акафиста «Слава Богу за всё» Трифон Турекестанов

Однако, есть также точка зрения, что текст акафиста может быть написан не владыкой Трифоном, а священником, которые в 1940-е умер в лагере – тогда митр. Трифон просто записал уже имевший хождение среди верующих текст. Но все же более вероятным полагают, что он создан им самим.

Читайте также: 

Судьба Трифона Туркестанова

Фамилия предков владыки со стороны отца – Туркестанишвили. Это грузинские князья. Прадед будущего архиерея, Баадур Панкратьевич перешел на службу императору Петру I в начале XVIII в. Здесь грузинская фамилия с течением лет стала русской – Туркестанов.

Таким образом, по отцу Борис – таково мирское имя владыки – наследовал княжеский титул. Мать его, Варвара Александровна, также принадлежала к очень известному роду Нарышкиных, родственников царской семьи. Но, кроме лиц знатного происхождения, среди родных были также подвижники, просто глубоко верующие люди. Например, тётей Варваре Александровне приходилась супруга героя Бородинской битвы, впоследствии – инокиня, Мария Тучкова, основавшая монастырь на месте гибели мужа.

Акафист благодарственный «Слава Богу за всё»

Мария Тучкова на поле битвы. Источник Яндекс. Картинки

С детских лет Борис рос в благочестивой православной среде – живя в Москве, родители часто ходили на богослужения, а выезжая летом в имение – не пропускали служб и там. Детство владыки отмечено двумя случаями, которыми промысл Божий указывал на его будущую судьбу:

  • серьезная болезнь, которая поразила однажды мальчика; благочестивая мать отправилась к церкви мч. Трифона, умоляя угодника Божия помолиться об исцелении, обещая отдать сына на служение Церкви; после этого мальчик быстро поправился; случай этот он вспомнил через годы, когда во иночестве был наречен Трифоном – в честь святого, спасшего ему жизнь;
  • поездка к старцу Амвросию в Оптину Пустынь; мать, стоявшая с сыном позади других паломников вдруг к немалому смущению, услышала голос старца: «Дайте дорогу, архиерей идет!».

Слова, конечно, относились к мальчику, будущее которого святой провидел. Все это сбылось:

  • в 1884 г. юноша, несмотря на непонимание окружения (за исключением, конечно, матери) уходит в Оптину пустынь послушником, его духовным отцом стал сам прп. Амвросий;
  • в 1889 г. он покидает обитель, распоряжением священноначалия переведенный в Грузию; тогда же здесь совершается его иноческий постриг с именем Трифона;
  • затем следует множество церковных послушаний – от обучения в Московской Духовной Академии до работы ректора Вифанской семинарии;
  • пробыв иноком чуть более 10 лет, иеромонах Трифон с 1901 г. рукополагается во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, настоятельствует в Богоявленской обители Москвы;
  • с началом 1 мировой войны владыка отправляется на фронт, около года несет послушание полкового священника на польском фронте, затем на румынском.

Сильная контузия до потери зрения на одном глазу, расстроившееся здоровье, привели к тому, что с 1918 г. владыка, несший послушание наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, вынужден был попроситься на покой. Однако, уже после того, как Патриарх Тихон подписал об этом указ, 5 мая 1923 г. епископ совершил последнюю литургию в закрываемом Успенского соборе Кремля.

[tip]Последующие годы владыка жил на покое, однако, окормлял духовных чад, совершал богослужения. С 1923 г. Патриарх Тихон возвел его во архиепископа. С 1931 г. владыка получил сан митрополита, чего, по его собственным словам «менее всего ожидал».[/tip]

До кончины его оставалось уже немного. Незадолго до смерти он полностью ослеп, но не утратил бодрости духа. 14 июня 1934 г. митрополит преставился ко Господу.

История написания

Исследователи акафиста отмечают, что на его рукописях нет дат, поэтому определить, когда именно он создан, очень сложно. Понятно лишь, что во время гонений, то есть между 1917 и 1934 г. А вот православный писатель Николай Алексеевич Головкин, полагает, что вероятное время создания песнопения – 1929 г., когда владыка с трудом преодолевал сомнения, колебания после так называемой «Декларации» митр. Сергия, призвавшего Церковь молиться об атеистических властях. Тогда он некоторое время даже не служил, но затем подчинился священноначалию.

Во всяком случае, гимн– своего рода итог большого жизненного опыта, осмысление пройденного при помощи Божией пути, завершение которого оставляет лишь благодарение за хорошее, скорбное, болезненное – все, что ведет ко спасению.

Акафист благодарственный «Слава Богу за всё»

Рукописный молитвослов. Конец 70х годов ХХ века. Страница с благодарственными молитвами

Среди верующих России текст долгое время распространялся, переписанный от руки, а впервые напечатан был за границей (1970-е гг.).

Основная тема благодарственного акафиста

Это благодарение за Промысл Божий о человеке, от его рождения до кончины, бесконечную заботу Творца, которая проявляется как посылаемыми радостями, так скорбями, укрепляющими душу.

4 молитвы благодарности Богу

Особенности языка

Уникальность песнопения в том, что его язык – современный русский, а не церковнославянский, принятый на церковном богослужении. Впрочем, сам акафист для него не предназначен – читают его келейно.

Несмотря на то, что здесь нет привычной верующему красоты, глубины церковно-славянского языка, это – пример очень красивой, идущей от любящего сердца молитвы.

Краткое содержание

Молящийся начинает свою благодарность Господу воспоминанием о детстве, когда он впервые ощутил поддержку свыше: «Сла́бым беспо́мощным ребе́нком роди́лся я в мир, но Твой А́нгел просте́р све́тлые кры́лья, охраня́я мою́ колыбе́ль. С тех пор любо́вь Твоя́ сия́ет на всех путя́х мои́х…»

Акафист благодарственный «Слава Богу за всё»

Краткое содержание акафиста «Слава Богу за всё». Фото Наталии Ветошкиной

Следующие песнопения воспевают проявления Божиих совершенств:

  • красоту, гармоничность природы, эту «земную жизнь, предвестницу небесной»;
  • радость, красоту, дарованной человеку Богом возможности творить – создавать музыку, картины, стихи;
  • сладость молитвы – общения с Богом, во время скорбей: «Не страшны́ бу́ри жите́йские тому́, у кого́ в се́рдце сия́ет свети́льник Твоего́ огня́. Круго́м непого́да и тьма, у́жас и завыва́ние ве́тра. А в душе́ у него́ тишина́, и свет: там Христо́с! И се́рдце пое́т: Аллилу́иа!»;
  • близость Христа во время болезней, даже самой смерти: «Я ви́дел мно́го раз отраже́ние сла́вы Твое́й на ли́цах у́мерших. Како́й неземно́й красото́й и ра́достью свети́лись они́, как возду́шны, нематериа́льны бы́ли их черты́, э́то бы́ло торжество́ дости́гнутого сча́стья, поко́я; молча́нием они́ зва́ли к Тебе́».

Так, воспеванием премудрости Божией в жизни человека от рождения до перехода в мир иной, завершается хвалебный гимн.

Когда, в каких случаях и как читать текст

Его произносят:

  • благодаря Господа за благодеяния, во дни радости;
  • во время уныния, нахождения житейской суеты или нападения страстей;
  • особо мужественные – подобно автору гимна, находят силы благодарить также за скорби, даже очень тяжелые.

Читайте также:

Благодарение за всё хорошее и плохое

Во время радости обращаться ко Господу легче, проще – сердце переполнено ликованием. Очень сложно – благодарить за боль, хотя бы даже умом понимая, что она не дается свыше сил, а происходящее, если его принять – всегда к пользе душевной, никак иначе.

[tip]Но ведь благодарили Христа верующие, заключенные во узы, лагерь, ведомые на расстрел, гонимые. Ведь чем страшнее испытание, тем ближе Христос. Автору этих строк известен случай, когда в одном из сел сгорела деревянная церковь – лишь недавно построенная, куда вложено было множество сил, средств. Храм погиб от удара молнии, превратившись в пепел за считанные часы. А наутро в чудом нетронутой огнем часовне близ пожарища народ во главе с настоятелем читал «Слава Богу за все».[/tip]

И твердо верил: приход не будет оставлен помощью свыше. Наверное, это было больно и сложно. Но возможно. Прошло почти два года – и вот уже люди понемногу собирают средства на иконостас во вновь отстроенном храме. Так бывает со всяким, кто доверится Христу.

Наталья Сазонова

Читает иеродиакон Илиодор (Гариянц), Оптина Пустынь

26 октября 2020 года в вечность от нас ушел начельник Оптиной Пустыни иеродиакон Илиодор. Но осталась запись, где он читает акафист » Слава Богу за всё». Слушать можно бесконечно. Рекомендуем

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.