------------------- Что такое совесть
Православие сегодня Духовный словарик Что такое совесть с библейской точки зрения

Что такое совесть с библейской точки зрения

0 Comments
Что такое совесть

Один уже пожилой человек начал воцерковляться. После первой Исповеди и Причастия буквально через неделю он рассказал мне следующее. Раньше он всех ругал и материл, когда ехал за рулём, а теперь его за те же слова совесть мучает, теперь он не получает от этого греха услаждение. Вот таким образом просыпается христианская совесть. Значит, она когда-то уснула под напором греховной привычки и перестала давать сигнал. Её пробуждение может быть аккуратным и нежным, если человек сам возьмётся за это, а может быть неожиданным и страшным, так что человек совершит самоубийство. Иеромонах Ефрем (Метс) на простых примерах раскрыл понимание совести с библейской точки зрения.

Что значит слово «совесть»

Интересно, что Ветхий Завет вообще не знает слово «совесть». Здесь в качестве внутреннего судьи, оценивающего поступки и помыслы личности, выступает «сердце» человека, внутри которого сосредоточено сознание, разум и чувства. Например, в книге Иова есть такие слова:

«Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои». (Иов.27:6) Или вот ещё: «и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением». (Прит.5:12)

Дело в том, что слово «совесть» пришло к нам из греческой античной философии и появляется только в Новом Завете. В Евангелии оно встречается всего один раз (Ин.8:9) и 27 раз в апостольских посланиях.

Вы, наверное, удивитесь, но слово «совесть» и «сознание» — это одно и то же, причём почти во всех европейских языках. Просто «весть» — это архаичное понятие «знание». Так получилось, что в русском языке сознание и совесть разошлись.

Приставка «со-» означает, что это весть или знание, характерное для всех людей. Именно поэтому люди вообще могут договариваться между собой, поскольку имеют общее знание через совесть. Другая сторона этого слова означает осознание, т.е. понимание и причастность к своему психической реальности, Богу и окружающему миру.

Божий дар

В святоотеческом богословии совесть рассматривается как Божий дар, отличающий человека от животных. Святитель Иоанн Златоуст подчёркивает, что наличие совести в человеке – это есть признак божественной любви. Ведь задача совести — хранить и предостерегать от всякого зла. Её нельзя подкупить, стереть, выбросить и уничтожить, хотя и каждый человек рано или поздно предпринимает такие попытки. Рассмотрим некоторые аспекты и функции совести с библейской точки зрения.

Совесть как судья

Апостол Павел пишет о язычниках такие слова:

«они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». (Рим.2:15)

В данном контексте совесть является свидетелем нравственного закона, который заложен внутри человека. Закон, по сути своей, это некоторый предел, граница за которую нельзя заступать.

В этом смысле грех – это всегда шаг за пределы божественного закона, шаг во тьму, «съезд в кювет». В организме человека телесная боль является сигналом, что что-то не так с телом. Для души таким индикатором является совесть, которая подаёт болевой сигнал о том, что какие-либо мысли, слова или поступки сделаны вопреки закону совести.

Например, убийство, воровство, измена и даже оскорбление приводят к душевной боли. Мучение совести гораздо сильнее, чем телесные муки, оттого не вынося такие страдания, некоторые люди заканчивают жизнь самоубийством.

Хранительница памяти

Совесть как память. В Евангелии есть эпизод, по сути, единственный эпизод во всех Евангелиях, в котором упоминается слово «совесть». Ко Христу приводят замужнюю женщину, которую застали с любовником. По закону её нужно побить камнями, вот они и спрашивают у Иисуса, что с ней делать. Он отвечает:

«кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, услышав то и будучи ОБЛИЧАЕМЫ СОВЕСТЬЮ, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних». (Ин.8:7-9)

В данном случае совесть ещё и хранительница памяти. Христос обращается именно к совести тех, кто к нему пришёл. Совесть хранит воспоминание о грехах и потому имеет власть обличать человека, если в нём нет правды, как в данном эпизоде. Святитель Феофан Затворник пишет об этом аспекте совести так:

«“Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы”.

Стало быть, как бы мы ни прятались со своими злыми делами, то независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать — она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим». Покаяние и Исповедь – единственный путь, чтобы изгладить грехи.

Святитель Иоанн Златоуст даёт такой совет:

«Раскрой совесть свою пред Богом, покажи Ему свои раны и проси у Него исцеления, покажи Тому, Который не укоряет, а вылечивает, Он видит все, хотя бы ты и умолчал».

Теперь о ложной совести

В одной песне пелось:

«Живи по совести — звучит красиво! Кому-то совесть позволяет детей насиловать».

Именно поэтому Апостол Павел часто говорит не просто о совести, но о «доброй совести». Например, он пишет:

«Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем ДОБРУЮ СОВЕСТЬ, потому что во всем желаем вести себя честно». (Евр.13:18)

В таком случае получается, что совесть – это такой орган духа, через который я получаю определённую информацию, и как говорит святитель Феофан, ощущаю «чувство Божества».

Совесть или греховная страсть?

Но как определить, говорит ли во мне совесть или греховная страсть?

Святые отцы в один голос говорят, что совесть всегда сопряжена со страхом Божьим. Святой Иоанн Лествичник пишет:

«Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судью – свою совесть».

Страх Божий – это состояние, которое приобретается через соблюдение заповедей. Можно сказать, что заповеди Божьи – это камертон совести, именно они настраивают совесть на «божественную волну» и тогда мы, действительно получаем «добрые вести».

И обратная сторона заключается в том, как пишет свт. Иоанн Златоуст:

«Обремененная грехами совесть, страшась и трепеща пред будущим воздаянием и не желая находить утешение в перемене к лучшему, старается успокоить себя неверием».

На место совести истинной приходит лукавая совесть, которая пытается оправдать то зло, которое я творю.

Апостол Павел даёт ещё более яркий образ вражды с доброй совестью: «лицемеры, сожженные в совести своей». (1Тим.4:2)

Это уже крайняя стадия, когда Богообщение подменяется бесообщением и совесть, как духовный орган сгорает дотла. Но после смерти она воскресает и всё равно судит.

Попытка собаки разгрызть камень

Философ Фридрих Ницше писал, что он никогда не испытывал угрызения совести. И вообще угрызение совести – это такая же глупость, как попытка собаки разгрызть камень. В итоге Ницше закончил жизнь в психушке, периодически пил свою мочу из сапога. Его последователь Адольф Гитлер говорил, что совесть – это жидовская выдумка. Хороший пример того, во что превращается человек отрицающий совесть.

Совесть не враг, а друг

Мы же православные христиане должны прислушиваться к своей совести, сопоставлять её укоры со Священным писанием и обязательно исправлять зло в себе. Совесть не враг, совесть — друг.

Преподобный Симеон Новый Богослов обращается к нам такими словами:

«Исследуй себя самого, не в возношении ложного знания внешней премудрости и не под нагромождением суетных помышлений, но со страхом и трепетом. И если хочешь узнать, какова твоя жизнь и каково состояние, спроси душу свою и скажи ей: душа, исполнила ли ты все заповеди Божии, или нет?

И она, открыв уста совести своей, непременно скажет тебе настоящую истину. Она не станет тебя стыдиться, но обличит тебя и покажет, какие сокровища заложил ты в себя самого, добрые или злые. В свидетельстве совести своей ты найдешь, любил ли ты мир, или Бога предпочитал миру; искал ли ты славы человеческой, или вожделел славы Божией; и скажу коротко, если всмотришься в совесть свою и перещупаешь там все, как в сундуке каком, извлекая находящееся там одно за другим, — то все узнаешь чисто–на–чисто.

Ибо предположи в уме своем, что в сундуке совести души твоей находятся — идолы славолюбия и тщеславия, истуканы человекоугодия, сласти (конфеты) похвал человеческих, наряды, притворства и лицемерия, семя сребролюбия, и другие многие страсти, одни другими покрываемые».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что такое духовность и кому она сегодня нужна — простыми словамиЧто такое духовность и кому она сегодня нужна — простыми словами

2 комментария
Что такое духовность

Духовность. Последние десятилетия разговоры о ней стали своего рода модой среди желающих поговорить «о высоком». Под ней понимают кто – «творческий порыв» художника или музыканта, другие – «духовные практики», третьи – считают «духовным» человека, который регулярно посещает храм, приступает к православным Таинствам. Определение слова Самым

Духовный словарик

Для чего нужны четки, какие бывают, как и где используютДля чего нужны четки, какие бывают, как и где используют

0 Comments
Четки: что такое, для чего и как пользоваться

Одни называют их «оберегом» и «средством концентрации», другие «символом вечности» и «началом духовного пути, который не оканчивается никогда». Что же такое чётки и для чего они служат? Что означает наименование? Оно – славянское. Слово, от которого происходит «четки», на языке наших предков звучит как «чьтѫ»

Духовный словарик

Бог Святой Дух в Библии и в жизни современного православногоБог Святой Дух в Библии и в жизни современного православного

0 Comments
Святой Дух

В старинных певческих книгах, где звуки обозначаются не привычными современными человеку нотам, а особыми «крюками», есть знак, который стоит в начале многих важнейших песнопений. Он называется «Параклит», как по-гречески именовали Святой Дух — Третье Лицо Святой Троицы. Это не звук, но – духовный вдох, который

Духовный словарик

Простыми словами о том, что значит Пресвятая ТроицаПростыми словами о том, что значит Пресвятая Троица

0 Comments
Святая Троица

Автору этих строк в 1990-е гг. доводилось видеть телеинтервью с одним из известных публицистов тех лет. Желая понять, во что верят христиане (а может быть, поглумиться над верой) он, встав у выхода из храма по окончании службы, спрашивал всех и каждого, прося объяснить, что такое

Духовный словарик

Юродство Христа ради как противоположность «успешному успеху»Юродство Христа ради как противоположность «успешному успеху»

0 Comments
Юродивый - что означает

Люди, продающие «успешный успех», применяют определенные психологические манипуляции. Все эти приёмы изначально родились в протестантских сектах. Вообще, в Евангелии обычно даются оплеухи успешным людям. Вспоминаем притчу о богаче и Лазаре, притчу о безумном богаче, историю о богатом юноше, в общем всем им досталась неприглядная участь. 

Духовный словарик