Первые образы святых братьев Бориса и Глеба появились уже через несколько лет после гибели и, возможно, даже до их церковного прославления: уж очень необычным был для тогдашней полуязыческой Руси поступок юных сыновей князя Владимира, настоящих христиан.
Кто такие Борис и Глеб
Они погибли в 1015 г. с интервалом, вероятно, в несколько дней, от рук убийц, подосланных старшим братом Святополком. Тогда, по смерти равноапостольного Владимира, крестителя Руси, его многочисленные сыновья начали войну на престол – не на жизнь, а на смерть, пока не остался бы кто-то один. И лишь Борис и Глеб – в Крещении Роман и Давид – твердо отказались поднимать руку на родных людей. И были убиты – но не совершили греха убийства сами. Смерть святых потрясла тогдашнюю политическую элиту:
- дружинник князя Бориса, видевший его убиение, принял монашество (ныне мы знаем его как прп. Моисея Угрина); брат отрока Георгия, убитого вместе с Борисом, Ефрем, также ушел в иноки и даже основал монастырь;
- двое других братьев святых, Ярослав Мудрый и князь Мстислав Тьмутараканский, продолжавшие какое-то время военное противостояние, в какой-то момент опомнились и… разделили Русь между собой, поклявшись не нарушать мира;
- дети Ярослава Мудрого, Изяслав, Святослав, Всеволод, 19 лет правили Русью втроем, следуя завету отца, требовавшего от детей умерять амбиции и сохранять мир.
Как изображают святых братьев
Именно при братьях Ярославичах состоялось обретение мощей свв. Бориса и Глеба, их церковное прославление. Тогда же появились и первые благословленные Церковью иконы святых. Они имеют выраженные черты индивидуальности, так как:
- облик братьев помнили многие свидетели их подвига;
- мощи страстотерпцев оказались нетленными, поэтому о том, как выглядели князья, знали сотни людей даже спустя десятилетия по их кончине.
Святые изображаются в русских одеждах своего времени. Историки отмечают, что Борис и Глеб, воины, одеты по подобию скандинавских викингов. Для христианского мира XI-XII в., который привык видеть святых в римских одеяниях (хитоны и гиматии), либо в военных доспехах, вид русских страстотерпцев казался очень необычным, выделяя их из сонма других святых.
Князь Борис, которому было около 21 года, пишется с короткой русой бородой, Глеб, погибший 16-летним юношей, изображается с более темными волосами, без бороды. Оба брата держат в правой руке кресты, которые символизируют их мученическую кончину, в левой – мечи, однако, встречаются и образы братьев без мечей.
Большинство икон – так называемые парные, так как князья воспринимались как «двоица», ведь подвиг их был общим. Одиночные изображения святых очень редки, историки предполагают, что сделаны они были на основе надгробных икон братьев, помещенных раках их мощей. Так, от XII в. сохранилось изображение св. Глеба, вырезанное из камня – небольшой образок с надписанием «Давыд Глеб». Также одиночные изображения братьев встречаются на княжеских печатях – если князь был тезоименит одному из святых.
Самые древние, знаменитые, почитаемые: Описание и значение
Конечно, после канонизации на Руси должно было появиться множество икон святых. Однако, многие из них не дошли до нашего времени, уничтоженные во время монгольского нашествия, когда погибли многие святыни. Сейчас самые древние из дошедших до нас изображений относятся к XII в. Это не писаные образы, а литые кресты-мощевики, так называемые «энколпионы», внутрь которых помещались частицы христианских реликвий. До нас дошло несколько таких крестов, на которых есть изображения братьев.
Первое изображение
Историки предполагают, что оно было создано для церкви святых в великокняжеской резиденции Вышгород. Она была построена еще при Ярославе Мудром, до прославления братьев. Однако, сам этот образ до нас не дошел. При этом историки считают, что эта икона могла стать прототипом для последующих изображений братьев.
Самое знаменитое
Пожалуй, к числу таковых относятся два резных изображения на фасаде собора вмч. Димитрия Солунского во Владимире:
- на одном из них святые представлены в рост, с крестами в руках, но без мечей;
- на другом – изображены как воины, на конях.
Икона Савво-Вишерского монастыря XIII- XIV века
Это один из самых хорошо сохранившихся образов святых, особенно выразительны их лики. В XVI-XVII вв. икона находилась в Савво-Вишерском монастыре, который был основан в XV в.
Возможно, образ был передан в обитель из какого-то более древнего храма, может быть, посвященного святым. Большой размер образа, 154 х 104 см, говорит о том, что он мог быть храмовым. Местом его создания искусствоведы считают Новгород, либо Тверь. При реставрации, которая проводилась в 1914 г., установлено, что изначально образ имел серебристый фон, и был обильно украшен драгоценными камнями – ими были инкрустированы не только поля иконы, но и рукояти княжеских мечей.
В XIX в. икона попала на Украину в один из храмов при помещичьей усадьбе в Харьковской губернии, где и пребывала до 1936 г., когда после закрытия церкви икону передали Киевской картинной галерее, где икона находится и до наших дней.
Житийные
Иконы, на полях которых имеются малые клейма, представляющие события жизни святых, получают распространение с XIV в. В житийных иконах особое внимание уделяется смирению святых, их мученичеству, а также посмертным чудесам.
«На конях» икона из Третьяковки
Этот образ, ранее пребывавший в Успенском соборе, создан около 1340 г. Он принадлежит к особому изводу икон святых: они изображены как воины, скачущими на конях.
Неизвестный иконописец (как предполагают, написавший образ в Москве или, может быть, Пскове) следовал византийской традиции изображения святых воинов на конях – так писали вмчч. Георгия Победоносца, Димитрия Солунского. Но икона братьев – особенная: кажется, что они скорее летят над землей на своих конях, а сами лики братьев, как бы ведущих беседу – кротки и полны любви.
Иные
В XVI-XVII в. появляются новые варианты изображения святых князей:
- с отцом, Владимиром Святым; великий князь пишется по центру образа, сыновья предстоят ему;
- на иконах, посвященных прославлению Матери Божией; к примеру, на образе «О Тебе Радуется» из Успенского Собора города Дмитров, иконе Покрова, созданной в Новгороде XVI в. Борис и Глеб показаны предстоящими Владычице – как первые прославленные русские святые;
- на фамильных иконах, изображающих святых покровителей семьи – такие образы писались обычно по частным заказам – вместе с другими угодниками Божиими.
В чем помогают святые благоверные князья
Они считаются:
- покровителями воинов; хорошо известно их явление Александру Невского накануне битвы со шведами в 1240 г.;
- целителями недугов; эти чудеса начали совершаться уже в первые десятилетия по кончине святых;
- заступниками обижаемых и гонимых.
О чем и как молиться перед образом Бориса и Глеба
Те христиане, кто тезоименит одному из князей, знают, что просить их можно о всяких нуждах, душевных и телесных. Не откажут они и в молитвенной поддержке и вообще всякому, кто с верой попросит братьев – краткой молитвой, пространным акафистом, или просто своими словами.
Наталия Сазонова
Тропарь, молитва
Тропарь, глас 2:
Правди́вая страстоте́рпца/ и и́стинная Ева́нгелия Христо́ва послу́шателя,/ целому́дренный Рома́не с незло́бивым Дави́дом,/ не сопроти́в ста́ста врагу́ су́щу бра́ту,/ убива́ющему телеса́ ва́ша,/ душа́м же косну́тися не могу́щу./ Да пла́чется у́бо злый властолю́бец,/ вы же ра́дующеся с ли́ки А́нгельскими,/ предстоя́ще Святе́й Тро́ице,/ моли́теся о держа́ве сро́дников ва́ших, богоуго́дней бы́ти,// и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
Молитва
О, святи́и страстоте́рпцы, боголюби́вая дво́ице, благове́рнии кня́зие Бори́се и Гле́бе, измла́да все́ю душе́ю Христа́ возлюби́вшии, целому́дрие, кро́тость, смире́ние и про́чия доброде́тели стяжа́вшии и, я́ко а́гнцы незло́бивии, от бра́та своего́ непра́ведное убие́ние претерпе́вшии, чи́стыя своя́ ду́ши в благоприя́тную же́ртву Бо́гу прине́сшии и от Него́ венцы́ нетле́нныя прие́мшии! Припа́дающе к честно́му о́бразу ва́шему, мо́лим ва́с в ду́се сокруше́нне и смире́нне: вознеси́те своя́ усе́рдныя моли́твы ко Всеми́лостивому Спа́су, да пода́ст на́м, чту́щим святу́ю па́мять ва́шу, вели́кия Своя́ и бога́тыя ми́лости. Це́рковь Свою́ Святу́ю да соблюде́т от ересе́й и раско́лов, в ча́дех ея́ да оживи́т ду́х пра́выя ве́ры и любве́, ду́х ве́дения и благоче́стия, да да́рует все́м на́м вся́ к жи́зни вре́менней и ве́чней потре́бная. Ей, святи́и страстоте́рпцы, ускори́те на по́мощь на́м, я́коже сро́днику ва́шему благове́рному кня́зю Алекса́ндру Не́вскому, и изба́вите страну́ на́шу от вра́г ви́димых и неви́димых, от гла́да, огня́, смертоно́сныя я́звы, от вся́ких бе́д и напа́стей; разжени́те облежа́щий ны́ мра́к неве́рия и развраще́ния, да ми́рно и благоче́стно поживе́м в ве́це се́м, и сподо́бимся христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет че́сть и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.