------------------- Заповеди Божии: сколько всего их
Православие сегодня Заповеди и грехи Сколько на самом деле заповедей в Библии. Разбираем законы Ветхого и Нового Заветов

Сколько на самом деле заповедей в Библии. Разбираем законы Ветхого и Нового Заветов

0 Comments
Заповеди Божии: сколько всего их

Христиан часто призывают «жить по заповедям», то есть по духовному закону, который дан им Самим Богом. Но сколько этих заповедей, где именно они написаны и все ли обязательны к соблюдению?

Что это

Заповеди — это ступени на пути к совершенству, указатели пути к спасению. Внимательно рассмотрите картинку, пожалуйста.

Заповеди Божьи: сколько их всего

Что такое Заповеди Божии

Сколько всего Заповедей

Ответ на этот вопрос не так прост. Ведь предписания содержатся в книгах как Ветхого, так и Нового Завета, и подсчитывают их количество по-разному.

В Ветхом Завете

Из Писания известны:

  • так называемый Декалог, или 10 заповедей, которые были даны евреям через пророка Моисея;
  • 613 предписаний, которые касаются религиозной жизни – их также относят к категории заповедей; из них 365 заповедей – запретительные, и 248 – обязывающих иудея исполнять те или иные предписания религии; из этих предписаний иногда выделяют 10 важнейших, изложенных в 34 главе Книги Исход – они касаются устранения евреев от общения с язычниками, соблюдения праздников и суббот, а также порядка особенностей жертвоприношений; эти заповеди иногда называют «ритуальным Декалогом».

Сколько на самом деле заповедей Христа?

Сложнее с заповедями Нового Завета, которые даны верующим Иисусом Христом. Прежде всего, их сложно подсчитать. Так, например, так называемых «заповедей блаженства», которые даны Господом в Его Нагорной проповеди:

  • согласно Евангелисту Матфею, насчитывается девять;
  • а по Евангелию от Луки – лишь четыре.

Такой «разнобой» происходит по одной простой причине, о которой говорит Сам Христос: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Иными словами, Христос не собирался давать какие-то особые заповеди, кроме данных прор. Моисею. Он пришел для того, чтобы помочь людям научиться исполнять Закон, а не затем, чтобы дать какой-то новый «свод заповедей». «Заповеди блаженства», по сути, развитие и углубление Декалога, и это понимали уже христиане первых веков.

613 заповедей и христианство

Первые христиане из числа иудеев строго блюли эту часть Закона. Однако, с распространением веры среди язычников все чаще стал возникать вопрос, нужно ли это делать столь пунктуально – да и вообще, нужно ли?

Пожалуй, одним из первых поднял тему Апостол Павел, проповедовавший среди язычников. Будучи сам знатоком и деятельным исполнителем Закона, он, однако, первым выступил за то, чтобы бывшие язычники не держались «постановлений «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»… по заповедям и учению человеческому» (Кол. 2:20). А в Послании к Галатам св. Павел, имея ввиду 613 заповедей, прямо пишет: «закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал.3:24-25).

Иными словами – множество запретов отделяли верующих от языческого мира, были средством сохранения их веры. Но явился Спаситель – и эта «ограда» больше не нужна: ведь отныне и «до скончания века» с людьми Сам Бог. Именно поэтому 613 заповедей давно потеряли актуальность для христиан. Но они же сохраняют ее для иудеев: ведь они не признали Иисуса как Обетованного Мессию и продолжают ждать «Машиаха», окружив себя «частоколом» ограничений. При этом более 200 из 613 предписаний на сегодняшний день невозможно исполнить при всем желании: они касаются богослужения Иерусалимского храма, который ныне не существует, разрушенный в 70 г. н.э.

7  или 12 заповедей?

Некоторые считают «заповедями» не только собственно «заповеди блаженства» и ветхозаветный Декалог, но и другие, показавшиеся особо значимыми фразы из Нагорной проповеди или Книги Исхода. Бывает и так, что слова Господа вообще перетолковывают на собственный лад. Например, в Сети можно встретить не имеющие никакого отношения к Евангельскому тексту «7 заповедей» или «12 заповедей», среди которых, например, запрет брать в долг, призыв «быть благоразумным» и знать «меру ценности каждой вещи». Разумеется, ничего подобного в Ветхом и Новом Заветах нет.

Заповеди Моисею

Согласно Библии, Заповеди Бог дал пророку Израильского народа Моисею, когда он, после того, как по Божию повелению евреи покинули Египет, 40 дней молился на горе Синай. Слова заповедей были начертаны «перстом Божиим» на двух каменных плитах – скрижалях. Когда, спустившись к народу, Моисей увидел, что народ покланяется идолу, он всердцах бросил скрижали на землю, отчего они раскололись. Впоследствии Господь начертал заповеди вновь – и эти скрижали свято хранились в Ковчеге Завета, пока он не был утрачен после разрушения Первого Иерусалимского храма.

Список заповедей Ветхого Завета

Сам текст заповедей находится в библейской книге Исход, в ее 2 главе. Эти же заповеди повторяются в Книге Второзакония (5 глава). Вот их текст:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первая заповедь

Она запрещает поклонение другим богам, кроме Единого Истинного, Который освободил Свой народ из рабства в Египте. Христианство понимает первую заповедь еще в смысле истинной свободы от рабства греху, которую дает Господь верующим, помогая им преодолевать свои страсти – если только сами эти страсти и грехи не превращаются в «идолов».

Не сотвори себе кумира

Вторая заповедь – запрет на изображения не только Единого Бога, но и вообще изображений людей и животных. Причина запрета кроется в неразумии язычников, поклонявшихся явлениям природы, животным, героям, как «богам». Впоследствии заповедь была превратно перетолкована иконоборцами – противниками священных изображений в христианстве – которые стали считать иконы «кумирами». VII Вселенский Собор, однако, утвердил, что:

  • изображение Бога стало возможным с Воплощением Христа, Его Второй Ипостаси, как Человека;
  • изображение святых, как носителей Его благодати, также возможны и должны быть почитаемы.

Впрочем, для христиан заповедь сохраняет актуальность как запрет на поклонение изображениям языческих богов, а также вообще на создание себе «кумиров», удаляющих от Создателя, будь то люди, вещи, или собственные страсти.

Третья

Заповедью запрещено произносить Имя Божие вне молитвы, без благоговения. Греховна и является произнесением Господня Имени всуе также молитва невнимательная, формальная, рассеянная.

Четвертая

В иудаизме почитание субботы (шаббата) связано с полным запретом на любые дела, вплоть до пользования транспортом, даже – использования денег. У христиан исполнение этой заповеди связано с «малой Пасхой», воскресным днем, название которого связано с Воскресением Христовым. Православные стараются обязательно посетить литургию, после которой возможно делать и домашние дела – впрочем, чрезмерно усиленные труды в воскресный день все-таки не приветствуются.

Почитай отца и мать

Пятая заповедь обязывает заботиться о родителях, почитая и уважая их. Это связано с тем, что через них человек приходит в мир – по воле Божией. Таким образом, почитая отца и мать, мы чтим и нашего Создателя. Напротив, неуважение к родителям часто впоследствии ведет к безбожию.

Не убивай

Заповедью запрещается как отнятие жизни у другого человека, так и лишение жизни себя – самый страшный из грехов. Грехом против этой заповеди являются также разные вредные привычки, сокращающие жизнь, нежелание лечиться в одной надежде на помощь свыше (которая подается и через врачей тоже). Наконец, убийством является вообще всякий вред ближнему и, конечно, убийство духовное – введение человека в грех или соблазн.

Седьмая

Речь идет не только о сохранении чистоты жизни в браке, но и о том, что следует отсекать даже помыслы о таком грехе. По слову Христа, «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28)

Восьмая

Заповедь запрещает присваивать чужое имущество – будь то через прямую кражу, или обман (например, нарушением заповеди является «обвес» в магазине, «ошибка» при подсчете цены товаров «в пользу» продавца).

Девятая

Это – запрет на лжесвидетельство, ложный донос. В христианстве заповедь понимается еще и как вообще запрет судить и осуждать ближнего, ведь чаще всего это «мнение» оказывается ложным. Прп. Пимен Великий говорил:

«Если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн».

Десятая

Эта заповедь запрещает завидовать благополучию ближнего: ведь такая зависть может не только довести до злодеяния, но и вообще привести к ропоту на Бога, удаляя человека от Него.

Список заповедей Христа

«Заповеди блаженства» отличаются от ветхозаветных, тем, что:

  • не содержат прямых и жестких запретов и указаний, как Декалог; эти заповеди – своего рода «указатели» на пути к «блаженству», то есть счастью;
  • касаются не внешнего делания, а внутреннего устроения человека – ведь именно изменение души помогает в точности исполнить заповеди, данные Моисею.

«Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное»

Духовная нищета – понимание своей немощи, недостоинства, бессилия без Божией помощи. Когда человек так настроен, он дает место в своей жизни Господу – а Он только и ждет такого произволения человека, чтобы помочь ему измениться. Прп. Симеон Новый Богослов полагал, что эта, первая заповедь блаженства – своего рода фундамент, на котором основаны все другие.

«Блажени плачущии, яко тии утешатся»

Тот, кто истинно осознал свои немощи, не может не плакать о них, и о своих постоянных падениях. Таковых Своей помощью и поддержкой утешает Сам Господь.

«Блажени кротцыи, яко тии наследят землю»

Кроткий – мирный и спокойный, никого не осуждающий человек. Он знает, как слаб и несовершенен, поэтому не превозносится похвалами, но не расстраивается чрезмерно и от порицаний, хорошо понимая: от себя, поврежденного грехом, было бы даже странно ожидать совершенства. Прп. Никодим Святогорец по этому поводу говорил:

«Когда бываешь уранен, впадши в какое-либо прегрешение по немощи своей или по худонравию своему (имеются грехи простительные: недолжное слово сорвалось, рассердиться пришлось, мысль худая промелькнула, желание недолжное поднималось и подобное), не малодушествуй и не мятись попусту без толку. Первое, что нужно, – не останавливайся на себе, не говори: как я такой потерпел это и допустил?! Это вопль гордостного самомнения. Смирись, напротив, и, воззрев ко Господу, скажи и восчувствуй: «Чего другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного».

 «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся»

Под жаждой правды имеется ввиду, конечно, не человеческая справедливость, но правда Божия. Жаждущий правды – желающий измениться настолько сильно, насколько желает воды человек в жаркой пустыне, или насколько хочет пищи тот, кто терпит голод.

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»

Дела милости к ближнему неразрывно связаны со смирением, кротостью, неосуждением, которые стяжал христианин, выполняя другие заповеди. Тот, кто знает свои слабости, будет жалеть и подобных себе и стараться им помочь.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»

Так духовно нищий, плачущий о себе, любящий других и помогающий им по мере сил постепенно достигает сердечной чистоты – свободы от греха. А значит, действительно может узреть Господа.

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»

Три последние заповеди блаженства говорят не только о пути к счастью, но и об участи христианина в этом мире. Миротворец – тот, кто стяжал мир в душе, мир с Господом – а значит, может дать этот мир другим. Прп. Серафим Саровский говорил: «Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Сам святой, поднявшийся на высоту этой заповеди, был примером ее выполнения всей своей жизнью.

«Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»

Этими словами Христос говорит Своим чадам, что исполняющий Его волю будет гоним в мире – но это гонение тоже есть счастье, ведь оно укрепляет веру, надежду на Господа, а значит – соединяет с Ним.

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех»

Во всей полноте блаженство гонимого за веру человека было известно мученикам: их жития не раз говорят о том, что эти святые даже стремились пострадать, чтобы тем соединиться с Господом. А вот что говорит об этом опыте новомученик XX в., епископ Вениамин Петроградский в письме, написанном за несколько дней до расстрела, в тюрьме:

«Страдания достигли своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».

Возлюби ближнего

Этой заповеди нет в Ветхом Завете, хотя любовь к ближнему и подразумевается Декалогом. Ведь почтение к родителям – проявление любви к ним. А, например, не завидовать чужому благополучию зачастую значит еще и радоваться, утешаться тем, что у другого человека все хорошо. И все же совершенно прямо о том, что ближнего нужно любить, говорит лишь Христос. Отсюда Его слова:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13:34).

Более того, Господь также говорит, что любить нужно совершенно всех – и врагов тоже:

«Люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).

Почему же так? Да потому, что Господь любит людей, долготерпит всем и каждому, ожидая покаяния. Ведь Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).

Потому и обращается Господь к ученикам:

«Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Совершенны?! Возможно ли это человеку, погруженному в грехи, ежечасно падающему? Конечно же… нет! Но тут мы возвращаемся к первой заповеди:

«Блаженны нищие духом».

И вспоминаем: то, чего не можем мы, может сделать Бог.

Таковы они, ступени на пути к совершенству, указатели пути к спасению. Каждый проходит его согласно своей мере – для кого-то достижение уже и просто «не иметь других богов» и «чтить день седьмой», преодолевая леность и приходя в храм.

А кто-то пройдет дальше, и станет ревновать о стяжании смирения и иных добродетелей. Господь же, по слову свт. Иоанна Златоуста, «принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует».

Наталия Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Как справиться с унынием: интервью со священникомКак справиться с унынием: интервью со священником

0 Comments
Уныние -грех

Одна хорошая знакомая до сих пор не может оправиться от перенесённого ковида, накручивая в голове разные болезни, и тем самым загоняя себя в тупик. А другая, помоложе, после 30-летнего несчастного брака, который закончился, не знает, что делать и как жить дальше…Как им избавиться от уныния,

Заповеди и грехи

Шпаргалка для исповеди: Грехи истязуемые на 20 мытарствахШпаргалка для исповеди: Грехи истязуемые на 20 мытарствах

8 комментариев
Грехи для исповеди: перечень

Подготовка к Исповеди и Причастию для новоначального христианина дело непростое, но ответственное. Кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении прегрешений (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них Самим Господом Иисусом Христом. «Не оправдываться, а беспощадно обвинять себя« — это первый совет, который батюшки

Заповеди и грехи

Что такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словамиЧто такое первородный грех и каковы его последствия: объясняем простыми словами

0 Comments
Первородный грех

Первородный грех также называют «прародительским» и «Адамовым». Что же он собой представляет и чем отличается от личных грехов, совершаемых каждым человеком — кратко, понятно и предельно просто в  авторской статье профессора, доктора философских наук, религиоведа Наталии Ивановной Сазоновой.  Определение «Первородным», «Адамовым» и «прародительским» грехом именуют

Заповеди и грехи

10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним10 Заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею+исповедь по ним

0 Comments
10 Заповедей Божьих в православии

10 Заповедей Божиих – основа жизни иудейского народа, их же призываются соблюдать христиане. Но к десяти Моисеевым заповедям иудейский Закон прибавляет еще более 600, касающихся внешнего устроения жизни, запретов, предписаний. Закон же христианский повелевает относить слова, написанные перстом Господа на каменных скрижалях, прежде всего, к

Заповеди и грехи

«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)«Взять гнев под контроль». Про управление греховной страстью рассказал иеромонах Ефрем (Метс)

0 Comments
Гнев - это грех человеческий

Про управление гневом, опираясь на Священное Писание, в первую очередь на литературу Премудрости — иеромонах Ефрем (Метс). Как всегда, с комментариями. Что нужно  знать о гневе Гнев — одна из восьми греховных страстей, которую нужно врачевать. Идёт по списку сразу за сребролюбием, но возникает при

Заповеди и грехи