Подвиг святых Марины и Киры приходится на далекий от нас V в. от Рождества Христова. Вероятно, подвиг этот остался бы вовсе в безвестности (как множество историй других подвижников тех лет), если бы о них не написал епископ Феодорит Кирский.
Значение и происхождение имен
Ныне в церковном календаре их именуют Мариной и Кирой. Известно, что «Марина» означает «морская», «Кира» же – «госпожа».
Однако, церковные историки отмечают, что в древних рукописях, где говорится о преподобных, первая из преподобных называется совсем другим именем: Марана. Так же называют преподобную и греческие Святцы. И это имя, как и «Кира», тоже переводят с сирийского языка как «госпожа». Но иные связывают его с хорошо известной христианам фразой на арамейском языке: «Маран-афа». Она переводится как «Господь наш грядет».
Можно предположить, что имя «Марина», известное ныне по русским Святцам, появилось при неточном переводе жития святых на славянский язык, а закрепилось в календаре после появления житий святых, собранных свт. Димитрием Ростовским. Кстати, это не единственный случай ошибки – к примеру, в одном древних из славянских Прологов (сборник житий святых, расположенных согласно календарю) Кира именуется Коррой, однако, в дальнейшем такое написание имени не прижилось.
Кто празднует именины 13 марта
Память святых Марины и Киры Православная Церковь чтит 13 марта, но в високосный год дата переносится на 12 число. Христианки, которые избрали своей покровительницей одну из чтимых в этот день преподобных празднуют именины.
Есть благочестивая традиция: если в календаре есть несколько соименных святых, избирать «своим» того, память которого ближе ко дню рождения верующего. Однако, традиция эта не уставная, скорее – обычай, и в наше время многие отмечают «день Ангела» в праздник той святой, которая ближе душе.
Что касается не совсем правильного прочтения имени «Марана», смущаться этим христианкам с именем Марина не следует: такие «казусы» часто случаются при употреблении имени носителями другого языка.
Жития
О святых известно совсем мало. Они не имеют отдельных житий, но одно общее.
Откуда информация
Из «Истории боголюбцев», которая написана блж. Феодоритом, епископом Кирским, около 444 г. В этой книге святитель собрал известные ему истории подвижников – включая двух преподобных жен, которых он знал лично и не раз удостоился видеть.
Подвиг
Свт. Феодорит указывает, что Марана и Кира родились в знатной семье в городе Верия в Македонии, и «соответственно своему происхождению» получили образование и воспитание. Из этого многие биографы преподобных делают вывод, что они были родными сестрами, хотя в «Истории боголюбцев» об этом прямо не говорится.
Блж. Феодорит не рассказывает о том, как именно Марана и Кира пришли к мысли о том, чтобы оставить мир – лишь говорит, что пришел день, когда они покинули отчий дом, и поселились за городом, где устроили ограду, внутри которой стали жить. Вместе с преподобными пожелали поселиться их служанки – для них, как более слабых телом и духом, сестры устроили небольшую хижину рядом с собственным местом пребывания. Сами же Марана и Кира проводили «безпокровное житие», то есть пребывали в своей ограде, не имея крыши над головой, отдав себя на волю природных стихий – палящего солнца, дождя.
Блж. Феодорит рассказывает, что преподобные жены:
- проводили жизнь в полном уединении, никого не допускали в ограду, где жили, беседовали же с приходящими через малое оконце в двери; но даже и это происходило лишь в день Святой Троицы, причем говорила с приходящими одна Марана, а от Киры никто никогда не слышал ни слова; исключение делалось лишь для служанок, живших рядом и требовавших наставления – и для блж. Феодорита, которого преподобные приняли ради уважения к его священному сану;
- совершали чрезвычайные, по человеческому рассуждению, превышающие женские силы аскетические подвиги – носили такие тяжелые вериги, что прп. Кира даже не могла ходить прямо под их весом; святитель, видя это, пришел в ужас – и ради него преподобные вериги сняли, но стоило блаженному уйти – надели снова;
- подражали древним святым и пророкам в другом аскетическом делании, посте: например, трижды брали на себя труд совершенно не есть в течение 40 дней, как это делал пророк Моисей.
Все это, конечно, лишь немногое из жизни святых, что они согласились рассказать свт. Феодориту – прочие же подвиги, оставшиеся неизвестными людям, знает лишь Господь.
Известно, что преподобные прожили так 42 года, и вышли из добровольного затвора лишь дважды:
- когда отправились в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню и другим великим святыням; путь занял до 20 дней в одну сторону – и все это время сестры строго постились, оставаясь совсем без пищи;
- когда так же паломничали к мощам блж. Феклы, ученица Апостола Павла, жившей в I в.
Церковные историки предполагают, что святые мирно скончались около 450 г., через несколько лет после того, как благодаря свт. Феодориту их подвиги стали известны Церкви.
Почитание
Оно стало складываться в Сирии, вероятно, сразу по кончине уже при жизни чтимых многими преподобных. Однако, в Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского, которые вышли из печати в начале XVIII в., о святых была лишь очень короткая заметка.
Почитание преподобных распространилось после того, как на русский язык была переведена книга блж. Феодорита, и, кроме того, рассказ о святых вошел в книгу «Добротолюбие», собрание наставлений угодников Божиих, которая трудами прп. Паисия Величковского и его учеников стала распространяться по России с конца XVIII в.
Ну а на западе память свв. Мараны и Киры впервые встречается в мартирологе XVI в., который написан церковным историком, кардиналом Цезарем Баронием.
Иконы Марины, Киры
Святые сестры пишутся в монашеских одеждах, держащими четки или свиток.
Существуют как парные иконы святых, так и одиночные их изображения – такие часто дарят именинницам, носящим имена преподобных.
Жесты святых на иконах различны. Это может быть раскрытая правая ладонь, что означает чистоту помыслов, но и есть и образы святых с двумя раскрытыми ладонями, обращенными к молящемуся. Обычно жест понимается, с одной стороны, как приятие Божией благодати, и с другой – молитвенное обращение ко Господу.
О чем молятся святым Марине и Кире
К преподобным девам христиане обращаются, прося:
- укрепления веры;
- духовной помощи в борьбе со страстями, тяжкими грехами;
- благословения на монашеский путь.
Заканчивая свое повествование, блаженный Феодорит восклицает:
«Вот сколь великая Божественная любовь заставляла их забывать о себе! Вот как сильна была их привязанность к Небесному Жениху!».
Подумаем и мы об их скромной и не видной людям, посвященной единому лишь Господу жизни. И если уж не видим в себе сил в чем-либо подражать Христовым невестам, хотя бы восхитимся их духовной силой, верой – и Божией благодатью, которая привела их к святости.
Наталия Сазонова
Узнайте также:
- Именины Марины празднуют дважды в год
- 30 июля — память святой Марины (Маргариты):Полное житие великомученицы Антиохийской в 9 коротких фактах
Молитвы
Тропарь преподобным девам затворницам Марине и Кире, Берийским (Македонским), глас 2:
- Истинному желанию уневестившеся, христославнии,/ и временнаго обручника отвергшеся совокупления,/ и добродетельными подвиги возрастше,/ на высоту востекосте нетления,/ краснодушнии и многобогатнии,/ столпи монашествующих жен и правило,/ темже Марина и Кира о нас молите непрестанно,// любовию вашу память празднующих.
Кондак преподобным девам затворницам Марине и Кире, Берийским (Македонским), глас 2:
- Телеса своя постом изнуривше,/ и неусыпными молитвами моляще Зиждителя о гресех своих,/ яко да приимете совершенное прощение,/ и приясте божественное оставление/ и царствие небесное,// молите Христа Бога о всех нас.
Поздравления
«Кира, поздравляю тебя с праздником! Желаю, чтобы радостные эмоции переполняли тебя. Пусть каждый день приносит счастье и прекрасное настроение в твой дом. Пусть мечты сбываются, а удача всегда будет рядом!»
«Марина, очень рад поздравить тебя с праздником! Поздравляю тебя с именинами! Пусть ангел всегда твое сердце хранит!»