Песнь смирения, благоговения пред Промыслом Создателя, а еще – всецелой на него надежды. Таков псалом 138, песнопение, пожалуй, одно из самых поэтичных во всей Псалтири.
Текст
138-й псалом один из тех, которые воцерковленные христиане рекомендуют знать наизусть. Его словами верующий просит Создателя наставить его «на путь вечен», избавить от неправедного пути, ошибок.
Читайте также: ТОП 8 псалмов, которые надо знать наизусть
Въ коне́цъ Дави́ду, псало́мъ заха́рiинъ, въ разсѣ́янiи.
1 Го́споди, искуси́лъ мя́ еси́ и позна́лъ мя́ еси́: Ты́ позна́лъ еси́ сѣда́нiе мое́ и воста́нiе мое́.
2 Ты́ разумѣ́лъ еси́ помышле́нiя моя́ издале́ча:
3стезю́ мою́ и у́же мое́ Ты́ еси́ изслѣ́довалъ и вся́ пути́ моя́ прови́дѣлъ еси́.
4Я́ко нѣ́сть льсти́ въ язы́цѣ мое́мъ: се́, Го́споди, Ты́ позна́лъ еси́
5вся́ послѣ́дняя и дре́вняя: Ты́ созда́лъ еси́ мя́ и положи́лъ еси́ на мнѣ́ ру́ку Твою́.
6Удиви́ся ра́зумъ Тво́й от мене́, утверди́ся, не возмогу́ къ нему́.
7Ка́мо пойду́ от Ду́ха твоего́? И от лица́ Твоего́ ка́мо бѣжу́?
8А́ще взы́ду на небо, Ты́ та́мо еси́: а́ще сни́ду во а́дъ, та́мо еси́.
9А́ще возму́ крилѣ́ мои́ ра́но и вселю́ся въ послѣ́днихъ мо́ря,
10и та́мо бо рука́ Твоя́ наста́витъ мя́, и удержи́тъ мя́ десни́ца Твоя́.
11И рѣ́хъ: еда́ тма́ попере́тъ мя́? И но́щь просвѣще́нiе въ сла́дости мое́й.
12Я́ко тма́ не помрачи́тся от Тебе́, и но́щь я́ко де́нь просвѣти́тся: я́ко тма́ ея́, та́ко и свѣ́тъ ея́.
13Я́ко Ты́ созда́лъ {стяжа́лъ} еси́ утро́бы моя́, воспрiя́лъ мя́ еси́ изъ чре́ва ма́тере моея́.
14Исповѣ́мся Тебѣ́, я́ко стра́шно удиви́лся еси́: чу́дна дѣла́ Твоя́, и душа́ моя́ зна́етъ зѣло́.
15Не утаи́ся ко́сть моя́ от Тебе́, ю́же сотвори́лъ еси́ въ та́йнѣ, и соста́въ мо́й въ преиспо́днихъ земли́.
16Несодѣ́ланное мое́ ви́дѣстѣ о́чи Твои́, и въ кни́зѣ Твое́й вси́ напи́шутся: во дне́хъ сози́ждутся, и никто́же въ ни́хъ.
17Мнѣ́ же зѣло́ че́стни бы́ша дру́зи Твои́, Бо́же, зѣло́ утверди́шася влады́чествiя и́хъ:
18изочту́ и́хъ, и па́че песка́ умно́жатся: воста́хъ, и еще́ е́смь съ Тобо́ю.
19А́ще избiе́ши грѣ́шники, Бо́же: му́жiе крове́й, уклони́теся от мене́.
20Я́ко ревни́ви есте́ въ помышле́нiихъ, прiи́мутъ въ суету́ гра́ды Твоя́.
21Не ненави́дящыя ли Тя́, Го́споди, возненави́дѣхъ, и о вразѣ́хъ Твои́хъ иста́яхъ?
22Соверше́нною не́навистiю возненави́дѣхъ я́: во враги́ бы́ша ми́.
23Искуси́ мя, Бо́же, и увѣ́ждь се́рдце мое́: истяжи́ мя и разумѣ́й стези́ моя́:
24и ви́ждь, а́ще пу́ть беззако́нiя во мнѣ́, и наста́ви мя́ на пу́ть вѣ́ченъ.
В конец. Давида. Псалом Захарии, в рассеянии.
1 Господи, Ты испытал меня и узнал меня: Ты узнал, когда я сажусь и встаю.
2 Ты издали уразумел помыслы мои.
3Стезю мою и путь мой Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел,
4Ты, Господи, узнал, что нет лести на языке моем:
5 Все последнее и первое. Ты создал меня и положил на м еня руку Твою.
6 Дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его.
7Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу?
8Взойду ли на небо - Ты там, сойду ли в ад - Ты там пребываешь.
9Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря,
10 То и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя.
11 И сказал я: «Может быть, тьма сокроет меня?» Но и ночь (есть) свет в услаждении моем.
12 Ибо тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма ее, таков и свет ее (будет).
13Ибо Ты создал внутренности мои, воспринял меня от чрева матери моей.
14Буду исповедовать Тебя, ибо Ты явился страшно дивным: чудны дела Твои, и душа моя знает (их) близко.
15Не сокрыты были от Тебя кости мои, которые создал Ты втайне, и образование меня (как бы) в преисподних земли.
16Неоконченное (зарождение) мое видели очи Твои, и в книге Твоей все (люди) будут записаны: в течении дней они образуются, но никто из них (не останется не записанным).
17А мне весьма почтенны друзья Твои, Боже, весьма надежно их владычество.
18Попытаюсь счесть их, но они многочисленнее песка морского. Пробудился я, и еще с Тобою пребываю.
19если бы избил Ты, Боже, грешников! Мужи кровожадные, удалитесь от меня!
20Ибо вы дерзки в замыслах. Но тщетно они будут владеть городами Твоими.
21Не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли?
22Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами.
23 Искуси меня, Боже, и узнай сердце мое, испытай меня и узнай пути мои:
24 И увидишь, есть ли у меня путь беззакония? И наставь меня на путь вечный.
История написания
Кое-что о ней говорит так называемое «надписание», своего рода помета в начале текста: «В конец Давида. Псалом Захарии, в рассеянии»:
- слова «в конец», по мнению многих толкователей означают, что создание песнопения приурочено к завершению какого-либо духовно значимого события, либо же содержит пророчества о далеком будущем, о «конце времен»; есть также мнение (его, например, придерживался А.П.Лопухин, издатель «Толковой Библии» на рубеже XIX-XX вв.), что песнопение написано, когда, по велению царя Давида, во Иерусалим была перенесена главная святыня иудейского народа – Ковчег Завета, и это событие стало для псалмопевца поводом для глубоких размышлений о судьбах Божиих и человеческой жизни;
- создание песнопения, судя по надписанию, приписывается самому царю Давиду;
- упоминании прор. Захарии и «рассеяния», как считают церковные историки, говорит о том, что, скорее всего, 138-й входил в какой-то сборник текстов, которые во время Вавилонского плена (это событие, происшедшее в 597 г. до Р.Х., имеется ввиду под «рассеянием») хранили особенно благочестивые люди из народа Божия; одним из них был прор. Захария, поэтому его имя впоследствии оказалось в надписании песнопения.
О хранителе текста этого, а также, вероятно, некоторых других псалмов, Захарии, известно, что он был из рода священников, родился, вероятно в Вавилоне, во время плена, но ко времени его юности евреям было уже позволено вернуться во Иерусалим. Благочестивый юноша не только принес во святой город священные тексты, которые хранила его семья, но еще сам – создатель пророческой книги, посвященной временам Пришествия на землю Христа. По подсчетам библеистов, тексты Нового Завета ссылаются на пророчества Захарии более 40 раз.
Краткое содержание и толкование
Песнопение начинается со слов признания власти Божией над человеком, Его всеведения: нет ничего, что было бы скрыто от Него, Творца Вселенной. Не только миром владычествует Господь: ему известно, как говорит Давид, «седание мое и востание мое», «помышления моя издалеча», то есть любое движение мысли, даже прежде, чем человек подумает.
А блж. Феодорит Кирский пишет даже так:
«Издавна, и из начала, за много родов до моего создания, Ты не только деяния мои предвидел, но предусмотрел и будущие мои помыслы».
Иначе и быть не может, ведь, как говорит Давид, «Ты создал еси мя и положил еси на мне руку Твою».
Затем псалмопевец обращается от чуда промышления Божия о своей жизни к другому – Его вездесущию, попечению о судьбах всего мира. Нет места на земле, которое было бы «забыто Богом»: подобные метафоры свойственны людям маловерующим.
Давид же свидетельствует:
«Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя».
И даже ночная тьма не скроет мир от очей Божиих, но «яко день просветится» от Его славы.
Заключительная часть псалма – о ревности по Боге, которую свойственно иметь всякому, кто знает Его Промысл, восхищается, любит Создателя. Для него кажутся неприемлемыми, достойными ненависти всякого рода человеческие помышления, если в них нет Творца, да и сами заблуждающиеся люди – тяжелы, потому и просит Давид удалить их от него: «Во враги быша ми». Свт. Иоанн Златоуст видит здесь «страсть ветхого человека».
Но это все же – ненависть ко греху, а не к тем, кто совершает его. Последние слова песнопения – о недоверии самому себе. Разве может человек, сам поврежденный грехом, решать, кто грешник, а кто праведник? Разве не свойственно ему по немощи ошибаться? Именно поэтому святой взывает к Тому, Кто знает каждый его шаг:
«Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя:и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен».
В каких случаях читают
138-й произносят:
- вместе с другими псалмами предпоследней, 19 кафизмы Псалтири, когда читают ее келейно, то есть дома;
- отдельно – желая возблагодарить Бога за оказанные милости, а также испросить благословения на то или иное решение: ведь самому человеку бывает очень сложно определиться, верное ли оно; тогда на помощь приходит молитва св. Давида:
«… виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен».
Ну а за храмовым богослужением псалом можно услышать на Утрени, в составе субботнего всенощного бдения (когда читается 19 кафизма), а также Великим Постом по пятницам, на службе Третьего Часа.
Читайте также: Как читать Псалтирь — чек-лист для начинающих
Слова царя Давида, опытно знавшего Промысл Божий в собственной жизни – опыт не его одного, но многих тысяч верующих. Слушая песнопение, читая его сам, почти каждый невольно вспоминает, сколько раз был спасен о житейских неприятностей, как многократно с любовью был Господом «наставлен на путь вечен». Именно поэтому так трогают сердце слова этого псалма.
Наталья Сазонова
Псалом 138 в стихотворном переложении. Игн. Ивановского (1932-2016):
С Тобой, о Господи, я рос
И развивался безопасно.
Ещё хвалу я не вознёс,
А Ты её расслышал ясно.
Ты уберёг зародыш мой,
Провидел жизнь в начальном миге,
И наперёд мой век земной
Ты записал в небесной книге.
Как дивно, Господи, живу!
Как непостижно я устроен!
И в светлом сне, и наяву
Да окажусь Тебя достоин.