------------------- Спас Нерукотворный на флаге
Православие сегодня Святыни Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

0 Comments
Спас Нерукотворный на флаге

С древних времён Спас Нерукотворный возносился над русским войском.
Воины всегда тяготели к тому, чтобы идти плечом к плечу под Ликом Спасителя. И в 2014 г. ополчение Донбасса не зря подняло над головой стяг с образом Спасителя. И сегодня, во времена боевых действий, русский солдат стихийно вновь вознес над собой именно этот флаг. В статье — информация об образе и его значении для православных.

Спас Нерукотворный над Москвой

Спас Нерукотворный над Москвой. «Стяг» — производное от древнерусского «сътягати» («стягивать»). Буквально — «то, что стягивает», собирает воедино.

Спас Нерукотворный на русском знамени

Лик Спасителя стали изображали на знаменах русского войска давно. Кроме церковных хоругвей, основным видом знамён были военные стяги княжеских дружин и полков. Преимущественный цвет — красный.

  1. Русские алые стяги, развевавшиеся под Путивлем, были воспеты еще в «Слове о полку Игореве».
  2. Летом 1164 года святой князь Андрей Боголюбский взял с собой в поход против булгарского войска икону Божией Матери «Владимирскую»  и двусторонний образ: с одной стороны которого изображение Спаса Нерукотворного, со второй – Поклонение Кресту.
  3. В начале апреля 1242-го образ Иисуса Христа на стягах сопровождал войско благоверного Александра Невского, которое выдвинулось на Чудское озеро.

    Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

    Юрий Пантюхин (р 1938). За землю Русскую Триптих

  4. В сентябре 1380 года Дмитрий Донской пошел против Орды на Куликовом поле под багрово-красным («чёрмным») стягом с ликом Христа; с тех пор стяг стали называть знаменем.
  5. Под флагом с Ликом Господа войско князя московского Ивана III на Угре в 1480 году остановило набег хана Большой Орды Ахмата.
  6. В 1552 году царь Иоанн IV Грозный под знаменем со Спасом малинового цвета проехал по улицам побежденной Казани.
  7. Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

    Хоругвь царя Ивана Грозного, под которым русские полки ходили в бой полтора века. В центре – большое изображение Спаса Нерукотворного. Знамя было изготовлено для похода на Казань, имело около трёх метров в длину, а в высоту – полтора метра. Управлялись с ним два-три человека.

  8. Царское знамя со Спасом 1653 года Алексея Михайловича – отца Петра Великого – было алого цвета.

Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

Образец воинского знамени 1900 года

9.

Псалом 19

20-е годы XXI века — Стяг с образом Спаса Нерукотворного над русским воинством на передовой во время украинского конфликта

Флаг с Ликом Иисуса Христа на передовой

9 мая 2022 года. Херсонская область. День Победы. Фото Александра Егорцева

10.  

Спас Нерукотворный

В начале 2000-х заксобрание Пензенской области утвердило областной флаг в виде полотнища с изображением Спасителя.

Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

Лик Спасителя украшал флаг Пензенской области (правда без нимба) 20 лет.

Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

К сожалению, 15 апреля 2022 года власти Пензенской области проголосовали за то, чтобы с флага региона убрать Лик Христа, заменив … тремя снопами, которые венчает императорская корона, а обрамляет лента ордена Ленина(!?).

Это Новгородская икона XII века 

Образ Спаса Нерукотворного, который ныне украшает не только воинские знамена, но и шевроны — это древняя эдесская реликвия – прямое свидетельство реальности Бога.

Шеврон Спас Нерукотворный

Шеврон Спас Нерукотворный — нашивка на амуниции православного воина

Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели равноапостольная княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе, а потом ее внук, святой Владимир. А первые иконы такого письма появляются на Руси еще с IX в. Большинство авторов икон старинных – неизвестны.

Экспонат Третьяковки – Новгородская икона 12 века – это самый древний из известных сегодня русских списков Спаса Нерукотворного.

Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

Иконография: Спас Нерукотворный. XII в.  Новгородская иконописная школа. Возможно была написана для церкви Св. Образа на Добрыниной улице на Софийской стороне в Новгороде. Потом находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Изображение лика Христа в крестчатом нимбе, занимает почти всю плоскость доски. Нимб кроме нижнего края касается полей иконы. Взгляд больших глаз обращен влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Волосы волнистые, коричневые, пряди обозначены параллельными черными и золотыми линиями, внизу образуют по два завитка. Борода и усы нанесены тонкими черными линиями. В живописи лика преобладают темные золотистые охры. Перекрестье нимба — тона слоновой кости, со следами изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС. Оборотная сторона — на обороте — сцена Прославление креста. Инв. № 14245 © Государственная Третьяковская галерея. Материал: Дерево, темпера. Размеры:  77 см*71 см

Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас Нерукотворный

На лицевой стороне образа (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего правого края) — красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.

Лик Иисуса Христа на древнейшем боевом стяге русского воинства: Спас НерукотворныйСпас Нерукотворный — Оборот изображает «Поклонение Кресту» — эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). На иконе представлены основные страстные реликвии из церкви Богоматери Фаросской: в руках поклоняющихся Архангелов: копье —  у Михаила, трость держит Гавриил. Выше — краснокрылые серафимы с опахалами в руках и темно-оливковые херувимы.

 

Подобные изображения часто делались двусторонними: например, на обороте этого написан Крест с предстоящими Ангелами. Так как празднование 1 августа предполагает крестный ход с преднесением Распятия, возможно, эта икона действительно участвовала в таких процессиях.

Кто автор

Создавший его мастер неизвестен. Предположительно, им был иконописец Олисей Гречин, который работал Великом Новгороде в XII веке. По происхождению он мог быть как греком (Гречин), так и славянином, которым зачастую давались иноэтнические прозвища. Известно время создания новгородской иконы — XII век.

А поскольку Мандилион был утрачен в 1204 году, то можно предположить, что неизвестный иконописец своими глазами видел святыню, либо первые списки. Предполагают, что первоначально образ хранился в  новгородской деревянной церкви Святого Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году, позже — при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.

Третьяковка Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный – двусторонняя выносная икона 12 века. У этой иконы много особенностей, вот две из них:

  1. На Новгородской иконе круг вписан в квадрат. Высказывалось мнение, что геометричность этой иконы создает образ парадокса Боговоплощения через идею квадратуры круга — совмещение несовместимого.
  2. Левый глаз новгородского Спаса смотрит прямо, а правый — в сторону. Линия посреди Образа подчеркивает эту особенность взгляда. Если прикрыть ладонью левую часть иконы по линии, то пронзительный взгляд Спасителя устремляется на зрителя.

Жаль, что не имеем достоверной информации о жизни мастера, сотворившего этот шедевр.

Значение

  1. Отцы VII Вселенского Собора считали Нерукотворный Образ основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: не художником написан Лик, а возник на плате по воле Христа, соприкоснувшегося с ним.
  2. Икону устанавливали над городскими вратами — как свидетельство реальности Бога Живого.
  3. В Образе Спаса Нерукотворного Господь представился потомкам не символически, а во плоти. Это указывает на истинность догмата о Воплощении и добровольной жертве. Одно из правил VI Вселенского собора прямо говорит об этом:

«Спаситель оставил нам по себе свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о Его Воплощении, страданиях, живоносной Смерти и искуплении рода человеческого»

(VI. 83)

Как молиться пред образом Спаса Нерукотворного

Можно молиться словами тропаря и кондака Нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа. Это краткие церковные песнопения, раскрывающие самую суть.

Тропарь, глас 2

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Величание Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

История реликвии и чудеса: Крест святой Нины в ГрузииИстория реликвии и чудеса: Крест святой Нины в Грузии

0 Comments
Крест святой Нины

По преданию, этот Крест сплела из виноградной лозы Сама Матерь Божия, явившаяся святой Нине, которая стала крестительницей Грузии. Кто такая святая Нина Святая Нина – уроженка области Каппадокия, дочь ревностных христиан Завулона и Сосанны. С детства Нина жила в Иерусалиме, отданная на воспитание благочестивой старице.

Святыни

Животворящий: история явления и современные чудеса Годеновского крестаЖивотворящий: история явления и современные чудеса Годеновского креста

0 Comments
Годеновский Крест Животворящий

Святыня не принадлежала к числу известных всем и каждому, про Годеновский Крест Животворящий до 2023 года не так часто писали или снимали фильмы. Однако уже 20 лет не иссякает поток паломников в село Годеново, где находится монастырь, хранящий чудотворное Древо. 600-летие явления 2023 год —

Святыни

Муром, Соборный храм Троицкого монастыря: Раку с мощами святых Петра и Февронии по воскресеньям открывают для поклоненияМуром, Соборный храм Троицкого монастыря: Раку с мощами святых Петра и Февронии по воскресеньям открывают для поклонения

0 Comments
Мощи Петра и Февронии в Муроме

Некогда их погребли в разных местах – вопреки завещанию похоронить в одном гробу. Но честные останки свв. Петра и Февронии, благоверных супругов, раз за разом оказывались вместе – как и хотели святые при жизни. И до наших дней у мощей двух угодников Божиих – общая

Святыни

Как обрели мощи святого старца Гавриила (Ургебадзе), которые ныне покоятся не только в грузинском монастыре Самтавро+отзывы о помощи и чудесаКак обрели мощи святого старца Гавриила (Ургебадзе), которые ныне покоятся не только в грузинском монастыре Самтавро+отзывы о помощи и чудеса

0 Comments
Мощи Гавриила Ургебадзе

Мощи Гавриила Ургебадзе (умер в 1995 г) обретены спустя всего 17 лет после кончины старца, когда он был прославлен Церковью как подвижник и исповедник веры. Патриарх Грузии не благословил раздроблять святыню – но в России есть несколько храмов, по Божию промыслу имеющих ее частицы. Честные

Святыни

Цельбоносная стопа Богородицы на камне в Почаеве: рационалистического объяснения появления нет, а чудотворения — реальныЦельбоносная стопа Богородицы на камне в Почаеве: рационалистического объяснения появления нет, а чудотворения — реальны

0 Comments
Стопа Богородицы на камне в Почаеве

Наряду с известной всем православному миру Почаевской иконой Богородицы, след Ее стопы – одна из главных святынь твердыни православия на западных землях Руси – Почаевской Успенской лавры. За несколько столетий не раз бывали попытки поставить под сомнение подлинность и чудотворность святыни, «научно» доказать ее «естественное»

Святыни