С древних времён Спас Нерукотворный возносился над русским войском.
Воины всегда тяготели к тому, чтобы идти плечом к плечу под Ликом Спасителя. И в 2014 г. ополчение Донбасса не зря подняло над головой стяг с образом Спасителя. И сегодня, во времена боевых действий, русский солдат стихийно вновь вознес над собой именно этот флаг. В статье — информация об образе и его значении для православных.

Спас Нерукотворный над Москвой. «Стяг» — производное от древнерусского «сътягати» («стягивать»). Буквально — «то, что стягивает», собирает воедино.
Новгородская икона XII века
Спас Нерукотворный — это древняя эдесская реликвия – прямое свидетельство реальности Бога. Вполне возможно, подлинники Мандилиона и Керамиона видели равноапостольная княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе, а потом ее внук, святой Владимир. А первые иконы такого письма появляются на Руси еще с IX в. Большинство авторов икон старинных – неизвестны.
Экспонат Третьяковки – Новгородская икона 12 века – это самый древний из известных сегодня русских списков Спаса Нерукотворного.

Иконография: Спас Нерукотворный. XII в. Новгородская иконописная школа. Возможно была написана для церкви Св. Образа на Добрыниной улице на Софийской стороне в Новгороде. Потом находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Изображение лика Христа в крестчатом нимбе, занимает почти всю плоскость доски. Нимб кроме нижнего края касается полей иконы. Взгляд больших глаз обращен влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Волосы волнистые, коричневые, пряди обозначены параллельными черными и золотыми линиями, внизу образуют по два завитка. Борода и усы нанесены тонкими черными линиями. В живописи лика преобладают темные золотистые охры. Перекрестье нимба — тона слоновой кости, со следами изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС. Оборотная сторона — на обороте — сцена Прославление креста. Инв. № 14245 © Государственная Третьяковская галерея. Материал: Дерево, темпера. Размеры: 77 см*71 см

На лицевой стороне образа (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего правого края) — красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.
Спас Нерукотворный — Оборот изображает «Поклонение Кресту» — эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). На иконе представлены основные страстные реликвии из церкви Богоматери Фаросской: в руках поклоняющихся Архангелов: копье — у Михаила, трость держит Гавриил. Выше — краснокрылые серафимы с опахалами в руках и темно-оливковые херувимы.
Подобные изображения часто делались двусторонними: например, на обороте этого написан Крест с предстоящими Ангелами. Так как празднование 1 августа предполагает крестный ход с преднесением Распятия, возможно, эта икона действительно участвовала в таких процессиях.
Кто автор
Создавший его мастер неизвестен. Предположительно, им был иконописец Олисей Гречин, который работал Великом Новгороде в XII веке. По происхождению он мог быть как греком (Гречин), так и славянином, которым зачастую давались иноэтнические прозвища. Известно время создания новгородской иконы — XII век.
А поскольку Мандилион был утрачен в 1204 году, то можно предположить, что неизвестный иконописец своими глазами видел святыню, либо первые списки. Предполагают, что первоначально образ хранился в новгородской деревянной церкви Святого Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году, позже — при Успенском соборе Кремля, ныне – в Третьяковской галерее.
Спас Нерукотворный – двусторонняя выносная икона 12 века. У этой иконы много особенностей, вот две из них:
- На Новгородской иконе круг вписан в квадрат. Высказывалось мнение, что геометричность этой иконы создает образ парадокса Боговоплощения через идею квадратуры круга — совмещение несовместимого.
- Левый глаз новгородского Спаса смотрит прямо, а правый — в сторону. Линия посреди Образа подчеркивает эту особенность взгляда. Если прикрыть ладонью левую часть иконы по линии, то пронзительный взгляд Спасителя устремляется на зрителя.
Жаль, что не имеем достоверной информации о жизни мастера, сотворившего этот шедевр.
Спас Нерукотворный на русском знамени
Лик Спасителя стали изображали на знаменах русского войска давно. Кроме церковных хоругвей, основным видом знамён были военные стяги княжеских дружин и полков. Преимущественный цвет — красный.
- Русские алые стяги, развевавшиеся под Путивлем, были воспеты еще в «Слове о полку Игореве».
- Летом 1164 года святой князь Андрей Боголюбский взял с собой в поход против болгарского войска три иконы — икону Божией Матери «Владимирскую», Спаса Нерукотворного и «Поклонение Христу».
- В начале апреля 1242-го образ Иисуса Христа на стягах сопровождал войско благоверного Александра Невского, которое выдвинулось на Чудское озеро.
Юрий Пантюхин (р 1938). За землю Русскую Триптих
- В сентябре 1380 года Дмитрий Донской пошел против Орды на Куликовом поле под багрово-красным («чёрмным») стягом с ликом Христа; с тех пор стяг стали называть знаменем.
- Под флагом с Ликом Господа войско князя московского Ивана III на Угре в 1480 году остановило набег хана Большой Орды Ахмата.
- В 1552 году царь Иоанн IV Грозный под знаменем со Спасом малинового цвета проехал по улицам побежденной Казани.
-
Хоругвь царя Ивана Грозного, под которым русские полки ходили в бой полтора века. В центре – большое изображение Спаса Нерукотворного. Знамя было изготовлено для похода на Казань, имело около трёх метров в длину, а в высоту – полтора метра. Управлялись с ним два-три человека.
-
Царское знамя со Спасом 1653 года Алексея Михайловича – отца Петра Великого – было алого цвета.

Образец воинского знамени 1900 года
7.

20-е годы XXI века — Спас Нерукотворный над русским воинством на передовой во время украинского конфликта

9 мая 2022 года в Херсонской области. День Победы. Фото Александра Егорцева
Значение
- Отцы VII Вселенского Собора считали Нерукотворный Образ основанием снятия издавна существовавшего запрета на изображение Бога Истинного: не художником написан Лик, а возник на плате по воле Христа, соприкоснувшегося с ним.
- Икону устанавливали над городскими вратами — как свидетельство реальности Бога Живого.
- В Образе Спаса Нерукотворного Господь представился потомкам не символически, а во плоти. Это указывает на истинность догмата о Воплощении и добровольной жертве. Одно из правил VI Вселенского собора прямо говорит об этом:
«Спаситель оставил нам по себе свой образ, чтобы мы, взирая на него, беспрестанно вспоминали о Его Воплощении, страданиях, живоносной Смерти и искуплении рода человеческого»
(VI. 83)
Как молиться пред образом Спаса Нерукотворного
Можно молиться словами тропаря и кондака Нерукотворенному образу Господа нашего Иисуса Христа. Это краткие церковные песнопения, раскрывающие самую суть.
Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.
Величание Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.