«Религия придумана для контроля над массами», «религия служит политическим целям»… Нет, это не цитаты из программы «Союза воинствующих безбожников» образца 1920-х гг. Это — достаточно распространенные мнения уже в наши дни о взаимодействии религии и политики. Как же на самом деле они соотносятся?
Религия и политика в древности
Анализ данных археологии показывает, что древнейшие свидетельства о существовании религии относятся еще ко временам первобытности. На стоянках первобытных людей находят предметы явно ритуального назначения.
Так что религии столько же лет, сколько человечеству.
С древности также хорошо известно, что зачастую вождь племени и его верховный жрец, шаман, или тесно сотрудничали, или и вовсе вождем и жрецом был один и тот же человек.
В истории человечества известны даже правители, которых фактически обожествляли. Таковы, например, египетские фараоны или римские императоры. Кстати, «божественные» римские императоры имели особый титул «Pontifex Maximus», что значило «верховный жрец».
Значит ли это, что
Религия была «придумана» для контроля над людьми?
Конечно, нет. Просто объединение людей, придание смысла их земной жизни — одна из функций религии в обществе. Именно поэтому с древности религия и государственная жизнь шли рука об руку. Это особенно наглядно показывает и библейская история избранного народа Божия, Израиля:
- вождем народа и одновременно — пророком, говорившим с Богом «лицом к лицу», был Моисей; он по прямому Божию повелению создал храм Истинного Бога — Скинию Завета, он же установил культ, дал народу заповеди;
- после Моисея повеления Божии передавали людям Иисус Навин, затем — особо избранные Господом Судьи Израиля, и они же управляли жизнью народа, вершили правосудие, принимали решения о наказании преступников — словом, делали то, что ныне делает, как теперь мы говорим, «светская власть».
В эти, древние времена истории человечества, никакого разделения между религией и политикой просто не было, да и быть могло. Оно началось позже.
«Поставь над нами царя»
Так однажды сказали иудеи пророку и судье, праведному Самуилу, прибавив: «… чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8:5).
Библейская Первая Книга Царств говорит, что причиной просьбы иудеев было то, что Самуил состарился, а его сыновья, вершившие правосудие в земле Израильской, «уклонились в корысть», стали брать взятки и подарки.

Самуил помазывает Давида на царство. Роспись дома собраний в Дура-Европосе. 244–245 гг.
Но очевидно, что проступки сыновей пророка были лишь поводом: мысль о царской, «светской» власти давно зрела у иудеев, которые видели примеры таких правителей «у прочих народов». Так, примерно за 1000 лет до Р.Х., религия и политика разделились.
Религия или политика?
В дальнейшей истории человечества выделяют три формы взаимодействия духовной и светской властей.
- Цезарепапизм, когда «кесарь», или светский лидер, подчиняет себе духовную жизнь народа, например, становится фактическим главой доминирующей в стране конфессии. Наиболее яркий пример цезарепапизма — Россия с 1 четверти XVIII в. по 1917 г. В это время в Русскую Церковь совершенно подчинило государство, так что она даже не имела своего Предстоятеля, Патриарха. Церковную организацию возглавлял Святейший Синод со светским чиновником во главе. Так было до восстановления Патриаршества в 1917 г.
- Папоцезаризм — когда «маятник качается в другую сторону», и духовная власть доминирует над светской. Историки считают, что именно так строились взаимоотношения религии и политики в Западной Европе XI-XIV вв., когда Папа Римский короновал всех европейских королей — а значит, оказывал прямое влияние на политическую жизнь католических стран. Время папоцезаризма окончилось с началом Реформации и распространением протестантизма, положившего конец духовной и светской власти Католической Церкви.
- Симфония. Это — гармоничное взаимодействие властей, классическим примером чего обычно считают Византию. Здесь сложилась практика, когда император получал елеопомазание от руки Патриарха, религия также оказывала прямое влияние на законодательство и даже на административное деление империи: границы провинций точно соответствовали границам епархий. Но, с другой стороны, и светские власти имели влияние на церковные дела: например, Патриарх Константинопольский избирался с согласия императора. Симфония — комфортный способ сосуществования духовной и светской властей, но, как показывает практика Византии, зачастую она была крайне неустойчива: например, когда император начинал вмешиваться в церковные дела, поддерживая еретиков, как было в IV в. с арианством, а в VII-VIII вв. с иконоборчеством — в последнем случае Византия даже знает череду царей-еретиков, жестоких гонителей православия.
А что в наши дни?
Современная политология выделяет
Несколько типов отношений государства и религиозных конфессий:
- когда одна конфессия является доминирующей, религией большинства; так, например, происходит в католической Польше, православной Греции, где православие как главная религия даже значится в Конституции; еще один пример того же рода — Израиль, где доминирует иудаизм;
- когда одна из конфессий является «покровительствуемой», получающей преференции от государства, а зачастую — и поддержку, например, в реставрации храмов; пример таких отношений — современная Германия, покровительствующая лютеранству;
- когда все конфессии равны перед законом; так живут США, Россия, другие страны.
Влияние политики на религию в современном мире
В наше время, когда христианский мир часто называют постхристианским, скорее можно говорить о том, что не религия дает политике идеи и смыслы, но, напротив, политика зачастую определяет те или иные действия религиозных конфессий.
Например, хорошо известны:
- позиция Римских Пап, последовательно занимающих негативную позицию в отношении России, что связано с антироссийской политической позицией коллективного Запада; малейшие попытки Понтифика оценить ситуацию чуть более объективно вызывают резкую реакцию и Святому Престолу даже приходится извиняться за сказанное;
- история с «Православной церковью Украины», получившей «автокефалию» от политически ангажированного Константинопольского Патриархата; цель вновь лежит вне религиозной плоскости: речь идет об ослаблении позиций православия на Украине.
Влияние религии на политику в истории России
Как и в других странах, Россия знает период полного слияния или предельно тесного сотрудничества духовной и светской власти — так было в языческий период истории страны, когда достаточно часто светский правитель и жрец часто соединялись в одном лице.
Многие, например, говорят, что жрецом мог быть легендарный князь Олег, основатель Русского государства, в 882 г. военным путем объединивший Киевскую и Новгородскую землю — во-первых, его имя скандинавского происхождения означает «священный», во-вторых — князь носил прозвище «вещий», что означало «ведающий», или обладающий тайными знаниями.
История страны также знает уникальный в христианском мире пример прямого влияния религии на политическую ситуацию
— однако, речь идет не о влиянии церковной организации, но о религиозных ценностях, когда христианство впервые властно вторглось в политическую жизнь.
В 1015 г. властную элиту потрясла гибель сыновей князя Владимира Святого, Бориса и Глеба, которые отказались участвовать в братоубийственной и противоречащей христианской вере войне за великокняжеский престол. Они были убиты собственным братом, но отказались поднимать оружие.
Подвиг святых, можно сказать, изменил саму философию политической жизни Руси:
- после гибели Бориса и Глеба остановилась, едва начавшись, междоусобная война Ярослава Мудрого и братом Мстиславом; два князя разделили Русь и правили совместно до кончины Мстислава, боевых действий между ними больше не было;
- Ярослав Мудрый, передавая перед смертью Русь трем сыновьям, запретил им вступать в междоусобицы, повелевая во всем слушаться старшего брата, Изяслава; Ярославичи совместно правили Русью 19 лет; они также много способствовали канонизации свв. Бориса и Глеба.
Впрочем, отрезвление князей продолжалось недолго. Впоследствии их междоусобицы ослабили, а затем уничтожили древнерусское государство. В середине XIII в., последовало монгольское нашествие, «конечное разорение».
Но святые братья навсегда остались образцом христиан в политике — именно с них в Русской Церкви берет начало особый чин святости — благоверные правители, те, кто сумел остаться христианином, занимаясь политикой, где далеко не всегда христианские принципы берут верх.
В последующие столетия отношения церковной и светской власти менялись.
Известны периоды:
- симфонии первых десятилетий XVII в., когда обе власти гармонично взаимодействовали; так, например, было, когда царем был первый из Романовых, Михаил Феодорович, а Патриархом — его отец Филарет (Романов);
- попыток ввести «модель» папоцезаризма, как это делал Патриарх Никон, ставивший духовную власть выше светской;
- долгий период цезарепапизма, подчинения Церкви государству после отмены Патриаршества Петром I в 1721 г.
Вместе с тем, какими бы ни были отношения Церкви и государства, христианство во все века оказывало определяющее влияние на мораль, право, а иногда и политические решения руководства страны. К примеру, в XIX в. Россия неоднократно участвовала в войнах на Балканах, где жили православные народы, угнетаемые исламской Османской империей.
После прихода к власти атеистов-большевиков была сделана попытка уничтожить религию, многие столетия определявшую всю жизнь России.
При этом речь шла не только о православии — в той же мере пострадали все религиозные конфессии, попавшие под запрет как «опиум для народа». Новой «религией» страны стала вера в коммунизм и «светлое будущее всего человечества», в торжество науки и прогресса.
Были у этой «религии» и свои святыни
— например, нетленное (вернее, искусственно поддерживаемое в этом состоянии) тело Ленина, Красная Площадь, где на башнях Кремля появились пятиконечные звезды, а на месте находившихся в Кремле монастырей и церквей возникли советские здания вроде Дворца Съездов. Новая «вера», просуществовавшая исторически очень короткий срок, около 70 лет, пала вместе с разрушением СССР.
Узнайте также: Почему евреи не христиане
Значение взаимодействия в общественной жизни
С 1991 г. возникла совершенно новая ситуация взаимоотношений религии и политической жизни: впервые в истории страны государство стало «светским» (а не православным или атеистическим), то есть «равноудаленным» от всех религиозных конфессий по принципу «кесарю кесарево и Богу Богово» (Мф.22:22).
С этим согласились и религиозные конфессии, включая самую большую — православную.
«Удаленность» государства от конфессий одновременно означала и отход религиозных организаций от попыток влияния на политику. Да и Русская Церковь сделала выводы из ситуации времен революционных событий начала XX в., когда священники разных политических взглядов (монархических, демократических, социалистических) вносили раскол в ряды своей паствы.
С 1990-х гг. по настоящее время православным священнослужителям запрещено участвовать в политической жизни, основывать партии и пр. Именно благодаря этому Церкви в тяжелое время не раз удавалось примирять борющиеся стороны словом мудрости, трезвения и духовного рассуждения.
Вот, например, слова из обращения Патриарха Алексия II 4 октября 1993 г., во время кровавых событий в Москве — слова, отрезвившие тогда многих:
«Братья и сестры мои! Гнев Божий пролился на Россию. По грехам нашим Господь попустил совершиться трагедии. Не послушав призыва Церкви, люди подняли руку на ближних своих. Пролилась невинная кровь.
Ныне каждый час может принести стране новые страдания. Когда совершается кровопролитие, велико искушение местью, искушение жестокостью и попранием свободы ближнего.
В этот миг молю всех, кто держит в руках оружие: будьте милосердны к ближним своим! Не позволяйте бесу ненависти и мести лишить вас разума! Не допустите смерти женщин и детей, раненых и безоружных людей, оказавшихся в зоне конфликта, всех тех, кто не причастен к насилию!
Сделайте все, что сейчас возможно, для прекращения кровопролития. Вспомните, что сказал Господь Иисус апостолу Петру, с мечом в руках решившему отстоять справедливость: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52)».
В наши дни функция религии — не просто объединение единоверцев, как было в прошлом. Сейчас ее голос напоминает «заигравшимся» в политику людям, что кроме суетных амбиций и сиюминутных целей есть Вечность и вечные ценности — жизнь человека, его душа.
Наталия Ивановна Сазонова
Узнайте также: