Расцвет неоязычества начался с конца 1980-х гг., когда после многих десятилетий гонений на религию она наконец «вышла из подполья». Именно тогда многие наши соотечественники устремились «к своим корням», древнему язычеству. Древнему ли?
Коротко о язычестве
Сам термин впервые употреблен русскими летописцами и происходит от славянского «язык», или «народ», буквально означая «народная религия». Характеристики таких религий едины «по всему лицу земли». Как правило, это:
- одушевление природы;
- вера во многих богов;
- магизм, лежащий в основе отношений с этими духовным сущностями.
Язычество и неоязычество: различия
В современном мире существует немало действующих языческих направлений, например, шаманизм, индуизм и другие. Все они:
- локальны (например, существует шаманизм бурятский, алтайский и др., индуизм – национальная религия Индии), потому никогда не заявляют себя как единственное истинное учение;
- существуют непрерывно многие тысячи лет.
В отличие от них, неоязычество
- позиционирует себя как «возродившееся» после двухтысячелетнего господства христианства «древнее учение», претендующее на статус абсолютно истинного;
- на Западе – претендует на роль транслятора «общечеловеческих ценностей» вроде равенства полов, феминизма, борьбы за экологию;
- на территории бывшего СССР – чаще всего становится основой разного рода нацистских идеологий, чего, разумеется, никогда не было в истории славянского язычества.
Почему неоязычество набирает популярность сегодня
Потому, что в современном обществе велика тяга к духовности – но в то же время велико и религиозное невежество, когда люди зачастую не имеют элементарных знаний в области религиозной жизни.
Отсюда – падкость современного человека на разного рода фальсификации, подделки под «древние традиции». Не стоит сбрасывать со счетов и общий духовный инфантилизм многих наших соотечественников: очень хочется решения проблем без «лишних усилий» и работы над собой, просто посредством «чудодейственного амулета» или «сильной молитвы».
Причины возникновения
Неоязыческие движения возникают в процессе дехристианизации как западного, так и российского общества. Большинство ученых полагают, что первые неоязыческие идеи возникают в Европе в XVI в., хотя массовым неоязычество становится лишь с XIX в. Все неоязыческие учения имеют своих основателей – как правило, «историков-любителей», дилетантов «от науки», людей искусства (например, художников), или же практиков-оккультистов.
История неоязычества
Большинство религиоведов считают это религиозное направление сравнительно новым – абсолютному большинству этих движений не более 100 лет, а «возраст» некоторых – и вовсе несколько десятилетий.
Кто и когда придумал
Считается, что в Европе первые неоязыческие движения, стремившиеся к реставрации верований дохристианской эпохи, появились еще в XVI в., когда началась эпоха «Возрождения» (возрождения античного наследия – а значит, и духовных практик греческого и римского язычества).
Скандинавское, кельтское, германское, русское
Считается, что начало активного распространения неоязычества на Западе связано с Германией, где в 1930-е гг. возникают разного рода оккультные практики, впоследствии ставшие одной из основ идеологии нацизма. Германское неоязычество и близкие ему движения в других странах опирались на:
- так называемую «ариософию», комплекс идей о превосходстве «арийской расы» древности, к которой принадлежали германцы;
- идею «арийского золотого века», когда существовало «расово чистое» общество;
- идею об «антиарийском заговоре» христиан, иудеев и всех расово «нечистых» народов против германской нации, в связи с чем эти народы подлежали уничтожению или подчинению «истинным арийцам».
Параллельно «возрождаются», точнее, заново конструируются «древние» духовные практики. Так, в Англии появляется движение «викка», основанное Джеральдом Гарднером как «религия древнего колдовства», а также неодруидизм, пытающийся возродить религиозное движение друидов, существовавшее еще в период «железного века».
В России неоязыческие идеи относятся к рубежу XIX-XX вв., когда многие представители интеллигенции, утратившие веру в Христа, бросились на поиски «тайных знаний», кто в Индию, Китай, а кто – пытаясь возродить славянское язычество, которое к тому времени уже много столетий, как прекратило существовать. Среди создателей неоязыческих доктрин называют, например:
- оккультистку Елену Блаватскую;
- художника Николая Рериха;
- литератора-символиста Вячеслава Иванова;
- Глеба Боткина (сына врача царской семьи прав. Евгения Боткина), который создал так называемую «церковь Афродиты», пытаясь возродить греческие язычески практики.
Неоязыческие «духовные поиски» продолжились после 1917 г. в эмиграции, где адептами ими же сконструированного учения «Велесовой книги» стали Ю. Миролюбов, А. Куренков и их последователи. Удивительным образом попытки возродить язычество имели место и… в атеистическом Советском Союзе. Современные историки называют:
- маршала Тухачевского, который вместе с музыкантом Николаем Жиляновым в 1918 г. составил, ни больше ни меньше, «Проект уничтожения христианства» через возрождение славянского язычества;
- Порфирия Иванова, в 1933 г. создавшего оздоровительную практику единения с природой;
- различные организации, создаваемые под «вывеской» изучения фольклора, фактически же носившие религиозный характер; самая известная из них – «Рамува» в Литве.
Подлинный расцвет неоязычества на Западе приходится на 1960-70-е гг., когда распространяются различные неформальные движения, тяготеющие к неоязычеству (например, хиппи). В России же неоязычество развивается после прекращения жестких антирелигиозных гонений в стране, в 1980-90е гг.
Кто такие славянские неоязычники?
Современное славянское неоязычество, безусловно, «придумали» русские эмигранты: историк-любитель и писатель Юрий Миролюбов и военный, Александр Куренков. Именно они в 1950-е опубликовали фейковую «Велесову книгу», которую современные неоязычники считают источником древних знаний о славянах.
По словам Ю.Миролюбова, текст был найден в одном из разграбленных помещичьих имений в годы гражданской войны в 1918 г. Книга была написана на деревянных дощечках и якобы датировалась V в. Позже, когда сомнительный артефакт вывезли за границу, дощечки были сфотографированы и… потеряны. Лингвисты сразу после публикации констатировали: текст книги написан алфавитом, похожим на кириллицу (возникшую не в V, а в IX в.!), многие слова намеренно исковерканы, чтобы имитировать «старославянский язык», или то, что таковым считали Миролюбов и Куренков.
Несмотря на то, что историки и лингвисты назвали публикацию фальшивкой, содержащееся в ней «тайное знание» привлекло сотни людей в России 1990-х.
Родноверие?
Так именуют себя славянские неоязычники. Термин этот сконструированный, не древний, и возник в XX в. Он означает веру в «родных» богов своей земли в отличие от «чужих», например, Христа. Автору этих строк в 2000-е гг. доводилось видеть на интернет-странице «Первого музея славянской мифологии» г. Томска своего рода лозунг: «Слава родным богам!».
У многих в то время он вызывал улыбку, так как очень уж сильно напоминал советские баннеры «Слава КПСС!», которые заполняли улицы городов во времена СССР.
Символы, боги и основные идеи
Они имеют очень отдаленное отношение к реальному язычеству. Происходит это ввиду того, что эта традиция утрачена столетия назад, и возрождать в наши дни практически нечего, как бы этого ни хотелось. В результате:
- доктрина неоязычества представляет собой смешение элементов эзотеризма, древних идей манихейства, гностицизма, религий Востока (например, может содержать элементы зорооастризма, индуизма), и, в наибольшей степени – собственных представлений авторов текстов и «создателей» религии о верованиях древних народов, а также откровенных фантазий; автору этих строк, например, приходилось видеть в «Первом музее славянской мифологии» в г. Томске изображение бога Ярило… в греческой тунике;
- неоязычество, противостоя христианству, находится при этом под сильным влиянием и христианских постулатов; к примеру, от многих представителей течения можно услышать, что язычество «религия любви и мира», в то время как для всех языческих религий, не исключая и Русь, во все времена была характерна своего рода амбивалентность понятия добра и зла;
- европейское и американское неоязычество отличается также вниманием к пропаганде либеральных ценностей вроде равенства полов, феминизма, борьбы за экологию;
- неоязычество на территории бывшего СССР имеет свои черты своеобразия: оно является частью националистических идеологий, опирающихся на сконструированную неоязычниками картину «арийского» прошлого, но ариями неоязычники мыслят, разумеется не германцев или иные европейские народы, а славян.
Что лежит в основе славянского неоязычества
Кроме поддельной «Велесовой книги», адепты учения также опираются на некоторые научные работы. Так, большую популярность имеют среди них труды советского академика Б. А. Рыбакова, чья деятельность приходится на 1940-е гг. Его книги «Язычество древних славян», «Язычество древней Руси» привлекательны для неоязычников антихристианским настроем (согласно духу того времени).
Кроме того, там собран большой этнографический материал об обрядах и обычаях русских крестьян, которые восходят к язычеству. Этим обрядам Б. А. Рыбаков подчас дает весьма вольную интерпретацию, пытаясь «реконструировать» (а иногда просто сконструировать) исчезнувшие древние верования. Неоязычников не смущает, что современные историки признают работы Рыбакова устаревшими, а многие его данные – недостоверными.
Христианский взгляд
За последние 2000 лет он не изменился. Как первые русские летописцы, так и современные христиане хорошо понимают, что «боги» язычников – ложны, эти духовные сущности представляют собой не что иное, как падших ангелов, то есть бесов, злых врагов человека, стремящихся ввести его в заблуждение на погибель души.
Православие и неоязычество
Язычники, выросшие в этой традиции, и неоязычники, знающие христианство, все же существенно отличаются:
- древних язычников, не знавших Истинного Бога, можно определить как «добросовестно заблуждающихся», не слышавших Слова Божия; именно к таковым была обращена проповедь Апостолов, именно они дали Церкви сотни святых мучеников, подвижников;
- к неоязычникам нынешнего времени, знающих христианство, но пожелавших «припасть к корням» и «вернуться к вере отцов», скорее относятся грозные обличительные слова Апостола Петра: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:21-22).
Что говорит Дворкин
Известный сектовед и церковный историк А. Л. Дворкин указывает на шаткость оснований неоязычества:
«Восстановить язычество, опираясь на те скудные сведения, которые у нас есть, совершенно невозможно. Да и в принципе оно невозможно, потому что самый полный эксперимент был проведен в IV веке после Рождества Христова императором Юлианом Отступником, племянником равноапостольного Константина, который правил с 361-го по 363 год.
Язычники составляли примерно половину населения империи. Юлиан попытался повернуть вспять ход истории и вернуть язычество на главенствующие позиции – у него ничего не получилось. А тогда многобожие было еще живо: реально жили люди, его практикующие. Но все равно у Юлиана ничего не вышло. У современных язычников не получится тем более. То, что они делают – это не возрождение былого, а изобретение чего-то совершенно нового».
Священник Георгий Максимов
В брошюре «Православие и неоязычество» священник, среди прочих вопросов, разбирает призыв неоязычников «почитать предков»: «Я лично знаю своих предков до шестого колена. Многие читатели, если приложат усилия, посидят в архивах, то уж до позапрошлого века точно своих предков узнать могут.
И у каждого русского, за исключением, может быть, последних двух поколений, чьи жизни пришлись на время СССР, все реальные предки, о которых он может узнать и чьи фото или портреты хранятся в семейном архиве – христиане.
Любой русский неоязычник, если он придет на могилы своих предков, увидит на них кресты. Можно сколько угодно отрицать исторические факты и кричать, что христиане исказили нашу историю, но вот эти кресты – их установили на могилах твоих предков другие твои предки. Это знак того, что твои реальные, а не фэнтезийные предки и жизнь и смерть свою доверяли Распятому на кресте. Вера Христова для них была родной верой.
И если ты становишься неоязычником, ты предаешь своих предков, ты попираешь их память, ты оскорбляешь их. Между твоими предками-атеистами, жившими в советское время, и твоими предками-христианами, жившими после крещения Руси и до революции, очень много отличий. Но одно их объединяет на 100 % – если бы они узнали, что их потомок станет язычником и будет поклоняться идолам, то и те и другие покрутили бы пальцем у виска и сказали бы, что им стыдно за такого потомка».
Опасность
В отличие от традиционного и уже не существующего язычества, многие неоязыческие течения зачастую представляют собой по сути тоталитарную секту, контролирующую жизнь своих адептов, применяющую техники психологического воздействия – а значит, наносящую невосполнимый вред душевному здоровью.
Есть ли связь между неоязычеством, неонацизмом и сатанизмом
Да, ее достаточно легко проследить даже до наших дней: неоязыческие верования лежат в основе, например, украинского нацизма, связанного с возвеличиванием никогда не существовавшего народа, «древних укров», якобы превосходящих все остальные народы.
Не лучше украинского и «арийский шовинизм» неоязычников России, мнящих себя «потомками ариев». Что до сатанизма, то духовные практики, пусть и не древнего, а современного «изобретения» представляют собой то же, что и до Крещения Руси – обращение к бесовским силам, что, следовательно, вполне может определяться как сатанизм.
Кому служат неоязычники
В наши дни – по большей части себе, своей гордыне. Среди них немного верующих в «богов» как реальных личностей. Как правило, в разговорах неоязычники могут определять их как «неких духов» или даже «символы». И все же, мня себя обладателями «настоящего знания» о прошлом, такие «верующие», конечно, становятся игрушкой в руках темных сил, радующихся человеческому падению.
Что делать, если муж, сын увлеклись неоязычеством
Единственным реальным противоядием от неоязычества является просвещение – обращение к реальной, а не выдуманной истории славянского язычества, реальным, а не придуманным историческим источникам.
Насильственно «просветить» близких, конечно, не получится. Поэтому родственникам увлекшихся неоязыческими практиками стоит посоветовать, прежде всего, любить близких, даже заблуждающихся, и самим быть истинными христианами. Вспомним, что именно примеры веры и христианской жизни обращали к Богу тысячи людей и во времена Апостолов, и спустя почти 1000 лет, когда происходило Крещение Руси.
По словам А.Л.Дворкина, «людей, которые разделяют неоязыческую идеологию, питаются неоязыческими мифами, не состоя при этом ни в каких сектах, очень много». Посмотрим на себя. Ищем ли мы «сильные молитвы, решающие все проблемы»? Терзаем ли священников бесконечными вопросами «какой сильной иконе помолиться, чтобы…»? Толкаемся ли в очередях за святой водой, а потом набираем ее канистрами (зачем?)?
Если правда хоть что-то из этого, то и себя мы тоже можем назвать неоязычниками. И не к нам ли говорит Апостол Павел:
«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?»
Подумаем об этом. И бороться с неоязычеством начнем с себя.
Наталия Сазонова
Видео
Какую опасность таит культ неоязычества
Вера подарила нашим предкам решимость жить не только в соответствии с законом природы — то есть со своими желаниями и инстинктами, но и в соответствии с высшим нравственным законом. Можно ли разбудить такую решимость в душах наших современников и как бороться с современным язычеством?
Об этом — в сюжете Егора Ткачева ТК «СПАС»