Усекновение главы Иоанна Предтечи

11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи — День трезвости и строгого поста

0 Comments
Усекновение главы Иоанна Предтечи

Усекновение главы Иоанна Предтечи праздник не двунадесятый, но великий и значимый. После Пресвятой Богородицы Предтеча и Креститель Господень Иоанн — самый почитаемый христианский святой. Величайший праведник предрек рождение Мессии, проповедовал людям, крестил в водах Иордана Самого Спасителя. Обличал неверных, лживых, всех, кто нарушал законы данные Богом через Моисея… И был обезглавлен во время пьяной оргии, по хмельной прихоти именинника Ирода, в награду угодившей падчерице-танцовщице.

Трагический праздник

В году в честь Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня установлено 7 праздников:

  • 6 октября — Зачатие;
  • 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину
  • 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения Господня;
  • 9 марта — Первое и второе обретение его главы (в високосные годы — 8 марта);
  • 7 июня — третье обретение его главы;
  • 7 июля — Рождество;

А 11 сентября православные христиане вспоминают трагическое событие — Усекновение честной главы Иоанна Пророка.

Прихожане и захожане храмов в этот день видят священников в красных или багряных облачениях — в знак того, что пролитая кровь святого мученика — это свидетельство мужества и веры.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Молебен

11 сентября кроме Иоанна Крестителя, православные, по традиции, ещё и поминают всех от века усопших православных христиан. Поэтому после Литургии служится общая панихида. А ещё новой традицией стало совершать в этот день храмах молебны о страждущих недугом винопития или наркомании. В напоминание того, что именно такое состояние послужило причиной преступления.

Всероссийский день трезвости

День трезвости в современной России начали отмечать в 2005 году, а в 2014 году празднику присвоили статус Всероссийского. Но история этого праздника куда более давняя.

Первое празднование Дня трезвости состоялось более 100 лет назад, в 1911 году, в Санкт-Петербурге, под лозунгом «В трезвости счастье народа». Светское мероприятие приурочили к евангельским событиям, которые ежегодно вспоминает Православная Церковь.

А в 1913 году этот день стал официальным праздником. Но его благополучно упразднила советская власть.

И все-таки, Россия — страна парадоксов.

В День трезвости у нас широко отмечают и День граненого стакана. Именно 11 сентября 1943 года на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан. Но вероятнее всего праздник безбожная власть установила в насмешку и в отместку «тёмным церковникам».

11 сентября — день постный

Несмотря на то, что Успенский пост — позади, а Рождественский наступит через 2,5 месяца, постятся в этот день даже те, кто не относит себя к воцерковленным людям.

Согласно Уставу в День Усекновения главы Иоанна Предтечи предписан строгий пост — постящиеся не едят яйца, мясные и молочные продукты, рыбу, но в пищу можно добавить растительное масло:

«В Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (великие, но постные праздники) положено вкушать два раза, разрешая на вино* и елей, но без рыбы».

*вино смело исключаем из списка разрешенных продуктов.

Вообще в церковной традиции, как правило, в праздничные дни даже в строгий пост допускаются послабления в пище.

Интересный факт

И лишь два церковных торжества в дни которых установлен специальный пост: это Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября) и Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Строгий пост 11 сентября пожалуй следует рассматривать как память о том, что мученическая кончина святого пророка произошла на пиру, который по поводу своего дня рождения устроил царь Ирод. Вполне естественно, что все участники этого пира много ели и пили… И Церковь предлагает верующим именно постом, а не объедением почтить память этого великого святого.

Это делать нельзя?

Есть длинный список того, чего ни при каких обстоятельствах нельзя делать в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вот лишь некоторые перлы:

  • нельзя брать в руки нож, ножницы или что-нибудь острое (даже вязальные спицы); в народе говорят: «кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется»;
  • запрещено подавать к столу что-либо на блюде;
  • нельзя готовить и употреблять в пищу предметы круглой формы — капусту, лук, помидоры, яблоки, арбузы;
  • капуста вообще попадает под особые санкции – нельзя срезать кочаны, нельзя шинковать капусту, квасить ее или солить;
  • в этот день хозяйки не готовят борщ – нельзя резать капусту;
  •  хлеб в этот день разламывают руками, картофель варят или запекают в кожуре;
  • не принято пить любые напитки красного («кровавого») цвета (! в этот день служатся Литургии и причастники причащаются Тела и Крови Христовой, а кровь — красного цвета);

Все вышеописанное – ерунда полная, никакого отношения к православию не имеет. 

А вот что действительно нельзя делать в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи конкретно перечисляет протоиерей Геннадий Шкиль:

  1. Нельзя вкушать пищу животного происхождения и делать то, что запрещено делать в строгий пост (шуметь, распевать и распивать, устраивать застолья и пр.)
  2. Нельзя отсутствовать на праздничной Литургии, если нет уважительных причин, таких как, например, болезнь, работодатель не отпускает с работы (те, кто работает, могут занести в храм записки накануне вечером или по дороге на работу утром в день праздника).
  3. В этот день не венчают и не «гуляют» свадьбы, крестины и прочие знаковые события, по причине того, что в этот день Святая Церковь установила строгий пост.

Вот и все запреты… Суть же праздника раскрывает Евангелие.

Евангельская история

События дня Усекновения главы Иоанна Предтечи упоминаются евангелистами Матфеем (Мф. 14:1-12) и Марком (Мк. 6:14-29). Произошел конфликт между праведником и иудейским царем Иродом Антипой, сыном царя, некогда избившего младенцев Вифлеема. В чем же причина противостояния, ареста и последующей за ним казни?

  1. Обличения царя, в нарушение Закона женившегося на супруге брата. При этом сам правитель, видимо, арестовал пророка, поддавшись давлению супруги, Иродиады, у которой обличения вызывали ярость (Лк. 3:19). На это указывают Евангелисты.
  2. По мнению современника Апостолов иудейского историка и священника Иосифа Флавия причина в возростающем авторитете Иоанна, который «убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения». Послушать проповеди величайшего праведника собиралось много народа и такая популярность испугала правителя, и он арестовал, а затем убил.

А вот как изложил евангельские события иеромонах Ефрем (Метс):

Похоть и убийство

Днюха у Ирода Антипы! Бухие гости пялятся на отличный стриптиз падчерицы для отчима. Прекрасная атмосфера для убийства величайшего пророка! Похоть и убийство, Эрос и Танатос в действии.

Усекновение главы Иоанна

 

Пророку Иоанну Крестителю отрубили голову! За что? Интересно, что подробности этого эпизода появляются в связи с паранойей у Ирода:

«В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

(Матф.14:1-2)

У Каина после убийства Авеля примерно такое же состояние, когда он говорит Богу: «…и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». (Быт.4:14) Нечистая совесть порождает стыд и страх, переходящие в безумие, в непрестанное ожидание наказания.

Об Ироде хорошо говорит Евфимий Зигабен: «убивший боится убитого. Человек злой боится и мертвых; человек добродетельный возбуждает к себе страх в живых даже после своей смерти». Важно отметить, что внезапная вера Ирода в переселение душ рождается в таком безумном состоянии.

Разбираем «Санта-Барбару»

Теперь история о том, как Иоанн Креститель оказался в тюрьме:

«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее».

(Мф.14:3-4)

Разбираем «Санта-Барбару». Ирод вступил в любовную связь с женой своего брата Филиппа Иродиадой. Та сбежала от мужа, пришла к Ироду и выгнала его законную жену, которая была дочерью аравийского царя Ареты. Жена Ирода прибежала к отцу, нажаловалась, и тот объявил непутёвому мужу войну. Ирод сам возглавил войска и переехал в свой дворец в Махере. Видимо в той местности он познакомился с пророком Иоанном и услышал обличения в свой адрес.

Собственно говоря, на каком основании Иоанн вообще обличал Ирода? Какое право имел? Дело в том, что Ирод был прозелитом, т.е. не евреем принявшим Иудаизм. Следовательно, он обязан жить по заповедям и законам Ветхого Завета, который гласит:

«Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего». (Лев.18:16)

Поступок Ирода был совершенно беззаконен: если законом Моисеевым повелевалось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и то, если жена не имела детей, так называемый закон левирата. (Втор. 25:5-6). Вот за это обличение Ирод и посадил в тюрьму Иоанна Предтечу.

Ирод даже уважал Иоанна

Вообще Матфей пишет, что Ирод «… хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка». (Мф.14:5)

Нужно сказать, что отношения между Иродом и Иоанном были не совсем понятные. По свидетельству Евангелиста Марка, Ирод даже уважал Иоанна как мужа праведного и святого, и многое делал, слушая его советы.

Таким уважением к узнику объясняется и то, что в тюрьме Иоанну предоставлена была некоторая свобода: он беспрепятственно общался со своими учениками, получая от них известия о делах Христовых, и посылал их ко Христу (Мф. 11:2).

Но видимо Иродиаду обличения Иоанна настолько бесили, что она «пилила» Ирода, чтобы он уже сделал хоть что-нибудь с Иоанном. Ирод не решался исполнить кровожадного желания Иродиады, потому что боялся народа (Мф. 14:5), т. е. как бы в случае насильственной смерти любимого народом пророка и проповедника не произошло бунта.

Танец падчерицы

Вот и случается подходящий случай:

«Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду».

(Мф.14:6)

Вообще-то евреи не праздновали дней рождения и был даже запрет на этот языческий обычай, как говорит историк Иосиф Флавий. Но еврейская элита во многом находилась под влиянием греко-римской культуры, потому и Ирод устраивает праздник, на котором присутствовали вельможи, тысяченачальники и старейшины галилейские. На праздниках, проходивших в замке Махерон, мужчины и женщины обедали в разных залах, поэтому Иродиада не могла наблюдать за реакцией Ирода на танец своей дочери Саломеи.

11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи - День трезвости и строгого поста

Джеймс Тиссо. Дочь Иродиады танцует, 1896

Происхождение танца, в частности стриптиза из ритуальных магических языческих обрядов – это отдельная тема. Обнаженное женское тело, как атрибут ритуальных танцев, встречается повсеместно, даже в условиях суровой климатической зоны.

В женском танце соединяется магия движения с магией женского тела, которые и доводят до состояния сладострастного безумия, чуждого библейскому целомудрию. Святитель Иоанн Златоуст так охарактеризовал танец Саломеи:

«Позорище было сатанинское, побуждением к нему было пьянство и сластолюбие; зрители были люди развратные, а дающий пиршество всех бесчестнее; забава была безумная; девица, через которую брак Ирода делался противозаконным, и которой надлежало скрываться от света по причине позора своей матери, пышно является в собрание и, отложив девический стыд, всех блудниц затмевает собой».

Кульминация праздника: «посему он (т.е. Ирод) с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице». (Мф.14:7-10)

Танец падчерицы настолько обворожил пьяного Ирода, что тот клянётся дать ей всё, что она попросит. Евангелист Марк говорит о более конкретной речи Ирода:

«Проси у меня чего хочешь и дам тебе даже до полцарства моего!» (Мк. 6:23).

Вообще-то, как римский вассал, он не имел права ставить что-либо под угрозу на подвластной ему территории. Так что это скорее пьяные понты! Ирод обещает отдать полцарства — за что? За стриптиз падчерицы!

Удивительна расчётливость Саломеи, её трезвомыслие. С ума свела Ирода, а сама осталась послушна и рассудительна. Она бы могла от радости тут же попросить чего-то для себя, но она не поддаётся чувствам, а идёт за советом к матери, видимо боится продешевить. У матери ответ давно был готов. Настал для неё желанный час утолить мучившую её жажду крови пророка-обличителя! Иродиада убеждает дочь свою, чтобы она тотчас же, во время пира, попросила голову Иоанна на блюде.

«Дай мне здесь»

Для чего Саломея прибавила в своей просьбе «дай мне здесь»? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не отказался от просьбы. Поскольку нарушить клятву в присутствии гостей считалось позором, то, несмотря на свою печаль, Ирод исполняет просьбу. Ирод боялся, что гости сочтут его непостоянным, неверным своему слову, даже такому, которое дано с клятвою, и трусливым, поэтому из самолюбия и ложного стыда он решился умертвить святого человека.

Поведение Ирода отчасти напоминает поведение Понтия Пилата. Тот пытался защитить Иисуса, но не смог преодолеть нравственную слабость и трусость перед народом.

Кровавый беспредел

Ирод тут же подозвал одного из телохранителей и приказал немедленно принести голову Иоанна Крестителя. По иудейскому закону приведению приговора в исполнение предшествовал суд. Ирод, облеченный полномочиями со стороны римских властей, игнорирует этот закон.

Караваджо, Обезглавливание Иоанна Крестителя

Караваджо. Обезглавливание Иоанна Крестителя. 1608. Итал. Decollazione di San Giovanni Battista
Холст, Масло. 361 × 520 см Место хранения: Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

Обезглавливание было самой быстрой и наименее болезненной казнью, которая осуществлялась с помощью меча. Но это был не иудейский, а греческий и римский обычай.

Кстати, блаженный Иероним напоминает, что «вождь римский Фламиний, — во время пира уступивший любовнице своей, — участвовавшей в пире и говорившей, что она никогда не видала обезглавленного человека, — и согласившийся на то, чтобы один уголовный преступник был казнен во время пира, — был удален цензорами из курии за то, что он смешал яства с кровью и на забаву другого представил смерть человека, — хотя и опасного для других, — так что вместе с тем допустил смешение похоти и человекоубийства».

Т.е. даже с точки зрения римлян-язычников этот кровавый беспредел не является нормой.

Когда была отрублена голова святого Иоанна Предтечи, тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери. Преподобный Ефрем Сирин так говорит об отсечённой главе Иоанна:

«И вот глава, положенная как светильник на блюдо, светит на все роды человеческие и обличает любодеяние человекоубийц. Уста его сделали немыми, дабы больше не говорили, но проповедь молчания их горит сильнее, чем проповедь голоса».

А епископ Пётр Хризолог замечательно описывает внутреннюю сущность праздника:

«Дом превращается в арену, стол становится амфитеатром, приглашенные на день рождения гости обращаются в зрителей, праздник перерастает в исступление, еда становится резней, вино обращается в кровь, день рождения превращается в погребение, восход солнца обращается его заходом, пир превращается в человекоубийство, музыкальные инструменты исполняют трагедию века».

Нечто похожее произошло с Цицероном. По устойчивой римской легенде, голова убитого в 43 году до РХ великого оратора Марка Туллия Цицерона была доставлена Фульвии, жене Марка Антония, и она из мести Цицерону за его обвинительные речи против ее мужа проткнула его язык своей золотой шпилькой. Более красочное предание говорит о том, что Марк Антоний поставил голову Цицерона на свой обеденный стол, дабы насладиться этим зрелищем. А его жена Фульвия исступленно колола язык мертвого оратора булавками.

Ученики Иоанна взяли обезглавленное тело его, как свидетельствует о том Евангелисты Матфей и Марк, и положили его во гробе (Мк. 6:29). Поражённые глубокой скорбью, ученики Иоанновы надеялись найти себе утешение у Божественного Друга Иоаннова: и пошли, возвестили Иисусу обо всём, что произошло, а вместе с тем предупредили Его и о возможной для Него Самого опасности от Ирода, который считал Его за воскресшего Иоанна.

Картины Микеланджело да Караваджи

Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) к сюжетам, связанным с Иоанном Крестителем обращался несколько раз: 1598, ок. 1600, 1602, 1604 г.г.

Обезглавливание Иоанна Крестителя мастер создал в 1608 году (фото выше), а следом в 1609- 10 гг. — родилась «Саломея с головой Иоанна Крестителя». Это последняя работа художника, ушедшего в вечность 39 лет от роду.

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Саломея с главой Иоанна Крестителя. Караваджо, 1609 г. Сегодня картина находится в коллекции Национальной галереи в Лондоне

На полотне запечетлен момент демонстрации главы пирующим.

«Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» заявка Саломеи выполнена… Уста же праведника приоткрыты — видимо в молитве, в последнем обращении к Богу. Не знаем, что будет, но знаем, что будем подобными Ему, — пишет ап.Иоанн в своем 1-м послании. С такой надеждой умирают христиане. И первый, кто умер с такой надеждой, был Иоанн Креститель. 

Несмотря на мрачный фон картины, Караваджо удалось донести до зрителя главное: мученики умирая, воскресают для жизни вечной.

Тропарь праздника

Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы):

Глас 2: Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающего нам велию милость.

Мультфильм

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы«Смерть перестала быть катастрофой» — значение и смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы

0 Comments
Праздник Успения Пресвятой Богородицы

Возможно, нигде во всем христианском мире не было столько церквей, притом – соборных, в честь этого события, нигде праздник Успения Пресвятой Богородицы не отмечался столь торжественно. Наши предки со всей остротой чувствовали значение этого события – празднование которого, однако – одно из самых «молодых», утвердившееся

Праздники

Фавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике ПреображенияФавор или Ермон: где преобразился Господь на самом деле? Вся правда о празднике Преображения

0 Comments
Преображение Господне

Преображение Господне не только один из самых любимых церковных праздников, но еще – один из самых красивых. Во всем великолепии встречает его природа, расцветшая за лето, дарующая людям свои плоды – а люди радуются не только им, но – надежде, которую дает всем и каждому

Праздники

14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»

2 комментария
Медовый Спас

Медовый Спас открывает цикл «продуктовых праздников» августа. Так получилось, что народная молва нарекла церковное торжество Медовым, тем самым свела весь смысл к освещению мёда в этот день. А между тем эта дата (14 августа по новому стилю или 1- по старому) богата на исторические события

Праздники

29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте29 августа — Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

3 комментария
29 августа - Третий Спас. Он же Ореховый, он же Хлебный, он же На холсте

После «летней Пасхи», Успения, в храмах немноголюдно. Спас, именуемый в народе Ореховым или Хлебным, не относится к числу «великих» (особенно значимых), хотя посвящен иконе, которая сама по себе – истинное чудо. Когда празднуют Третий Спас Третий, Ореховый Спас Церковь празднует на другой день после торжества

Праздники

О чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что онО чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что он

3 комментария
Яблочный Спас

До революции при многих храмах на Яблочный Спас устраивали целые яблочные базары. Иные же всем приходом, вскладчину накрывали столы для всех желающих, прежде же всего – для неимущих хлеба насущного. И здесь каждого угощали яблоками. Какой Спас 19 августа Яблочный, или так называемый «второй» Спас,

Праздники