------------------- Петр и Феврония Муромские
Православие сегодня Жития в фактах Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

0 Comments
Петр и Феврония Муромские

«Легендарные персонажи,» – говорят одни. «Святые покровители семьи,» – не соглашаются другие. Петр и Феврония жили в XIII в., но прославлены спустя 400 лет. 8 июля – один из двух дней их памяти – празднуется на государственном уровне как День семьи, любви и верности. А другое празднование (в 2023-м 17 сентября) появилось совсем недавно — в 2012 году по случаю перенесения мощей святых, которое случилось в 1992-м. Так кто же они на самом деле?

В каком городе и когда жили

Церковное предание именует Петра и Февронию Муромскими. Это значит, что местом жизни святых был город Муром. Современные версии их жития утверждают, что святые совершали свой жизненный подвиг в XIII в., и, судя по тому, что в их древних житиях не упоминается нашествие монголов (1236-1242 гг.), можно предположить, что благоверные князь и княгиня жили в начале столетия, то есть до нападения на Русь монгольских войск. Годом их кончины считается 1228.

Муром - город Петра и Февронии

Впервые Муром упоминается в «Повести временных лет» в 862 году как один из городов, подвластных князю Рюрику (830 – 879 гг.) На 100 тысяч населения сегодня имеется 5 действующих монастырей и 13 православных храмов. В Троицком монастыре покоятся мощи свв. Петра и Февронии, а в в Спасо-Преображенском — перст левой руки Илии Печерского, которого отождествляют с былинным богатырем 

Что значат имена

Оба они – греческого происхождения. О значении имени Петра известно еще из Евангелия – ведь именно так назвал Христос Своего ближайшего ученика, и имя его значит «камень». «Феврония» же означает «радостная» или «светлая».

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Икона свв. Петра и Февронии. Фрагмент

Источники жития: достоверные и не очень

Сам вопрос о церковном прославлении двух святых встал в 1 пол. XVI в., когда митрополит Макарий начал собирать материалы для составления житий русских святых. Это – несколько десятков человек, которые были хорошо известны церковному народу, столетия чтились, но – не были прославлены общецерковно, так сказать, официально.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Великие Минеи-Четьи свт. Макария. Софийский комплект. Минея за сентябрь. Сер. XVI в. (РНБ. Соф. 1317. Л. 9)

Среди этих людей были, например, преподобные Пафнутий Боровский и Александр Свирский, благоверный князь Александр Невский, свт. Иона, митрополит Московский и множество других – в том числе благоверные князья Петр и Феврония Муромские, как и многие другие, прославленные на Поместном Соборе 1547 г.

Прославлению угодников Божиих предшествовала немалая работа – необходимо было собрать свидетельства об их местном почитании, чудесах, предания о земной жизни.

Гробница и ее почитание

Вот и в Муроме, как достоверно знало церковное священноначалие, издавна почиталась гробница Петра и Февронии, по молитвам к которым происходили многие чудеса.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

1. Двухместный гроб Муромских святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, Владимирская губ., г. Муром, дата съемки: 1890-е.
2. Вскрытая рака с мощами святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, 1923 г.
3. Интерьер собора Рождества Богородицы. Резная сень над ракой с мощами святых Петра и Февронии, 1940 г.

Предания

Но кто были эти двое, чья святость засвидетельствована Самим Господом, в земной жизни? Ответить на этот вопрос оказалось не так-то просто:

  • время жизни святых – так называемое «домонгольское», начало XIII в.; а это значит, что уже после их кончины последовало вражеское нашествие, дотла разорившее Муром, погибли свидетели их жизни, могшие рассказать, записать достоверные сведения о святых; древнерусская литература знает описания жизни святых домонгольского времени – но не в этом случае, здесь письменных памятников не осталось;
  • впоследствии устные предания о них обросли множеством легендарных и даже – сказочных подробностей – и продолжали обрастать, передаваясь из уст в уста в течение более 400 лет, пока, по поручению свт. Макария, записать эти сведения не попытался монах Ермолай-Еразм, автор, по сути, первого жития святых (именно таков жанр его «Повести о Петре и Февронии») – которое появилось более чем через 400 лет по их кончине.

Впрочем, современные историки установили, что первому «официальному» житию 1547 г. предшествовали, вероятно, более ранние попытки зафиксировать народные предания о святых:

  • от начала XVI в. известна рукопись неизвестного автора из Пскова, где о святых говорится не как о муже и жене, а как о сыне и матери;
  • есть еще одна редакция жития того же времени, которая рассказывает только о благочестивом князе Петре, но не упоминает Февронию.

Одним словом, иноку Ермолаю, конечно, потребовалось немало трудов, чтобы отделить правду от легендарного вымысла, выявить более или менее достоверные данные о чтимых угодниках Божиих. Вероятно, выход был найден такой: опереться на местные муромские предания, ведь почитание святых было распространено именно на этой земле – так что, вероятно, и сведения местные более достоверны. Ермолай так и пишет, что житие он создал, «списавше, елико слышах».

Повесть о Петре и Февронии

Сейчас есть переводы ее на современный русский язык. Это относительно небольшое произведение, занимающее примерно 6-7 стр. печатного текста. Бегло просмотреть житие можно за несколько минут, а вот на внимательное прочтение этого отнюдь не простого для понимания текста может уйти и несколько часов.

Петр и Феврония

Сказ о Петре и Февронии (кадр) Режиссер: Юрий Кулаков, Юрий Рязанов

Краткое содержание

Современные церковные историки выделяют в этом произведении 4 части:

  1. рассказ о битве князя Петра с «огненным змием»; убив чудовище, он заболел, покрывшись «струпами», так как на него попала кровь змия;
  2. встреча Петра с будущей супругой, поселянкой Февронией, которая обещает излечить его под условием, что Петр женится на ней; они действительно поженились после исцеления Петра;
  3. изгнание князя с его престола боярами, которые не хотели принять простолюдинку как свою княгиню, требовали, чтобы Петр оставил жену; но для него были равно святы как его любовь к Февронии, так и узы брака – и Петр оставил княжение; однако, скоро в Муроме началась междоусобица, и бояре уже сами упрашивали князя с княгиней вернуться;
  4. последняя часть рассказывает, как, уже будучи преклонных лет, Петр и Феврония оставили мир, приняв иноческий постриг; предание сообщает их иноческие имена, Давид и Евфросиния, а также то, что они завещали по кончине похоронить их в одном гробу; «Повесть» рассказывает, что они умерли в один день, но окружающие сочли совместное их погребение неуместным для монахов, и положили их в разных могилах – однако, вскоре тела святых оказались во гробе, который они заблаговременно для себя приготовили.

Анализ произведения

Историки единодушны во мнении, что оно составлялось как «учительное», для чтения в храме, иными словами, должно было войти в состав Великих Четьих Миней свт. Макария – наряду с житиями других русских святых. Однако, под 25 июня в Минеях свт. Макария жития святых мы не найдем: есть лишь житие мученицы первых веков Церкви Февронии, которой была тезоименита супруга князя Петра.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

8 июля — память преподобномученицы девы Февронии.

Можно предположить, что свт. Макарий не включил «Повесть» в число читаемых в храме текстов ввиду значительного числа, как теперь бы сказали, «фольклорных» подробностей. А «фольклор» (сказки, поговорки, пословицы) у русских крестьян представлял собой, как правило, «гремучую смесь» христианства и язычества. К примеру:

  • сюжет о сражении героя со змием присутствует во многих русских сказках;
  • принадлежность «фольклора» же – состязание в «мудрости», которое устраивает Феврония сначала посланцу князя, с которым говорит загадками, а затем – уже ему самому;
  • есть в «Повести» рассказ о том, что Феврония, вставая из-за стола вроде бы собирала в руку крошки «аки гладна», за что ее обличали бояре; этот сюжет уж очень похож на известную сказку о царевне-лягушке – Василисе, которая складывала в рукав то косточки, то крошки (притом, как помним, с целью магической); именно поэтому в позднейшие, уже XIX в., редакции жития святых этот сюжет не вошел вообще.

Впоследствии возникли благочестивые перетолкования «фольклорных» сюжетов: например, интерпретация битвы князя со змием как борьбы с грехом, загадок Февронии – как своего рода юродства (хотя предание ничего не говорит о том, что святая несла этот подвиг).

Но факт остается фактом: сказочный, языческий элемент явственно присутствует в «Повести», и рассказы эти добросовестно записаны ее автором со слов благочестивых христиан XVI в. Значит ли это, что святые были «двоеверами», полуязычниками?

Нет. Это «всего лишь» говорит о смешении двух вер в сознании их современников и дальних потомков – ведь именно они передавали историю Петра и Февронии, украшая ее подробностями по своему разумению.

Потому и вышло:

  • Собор 1547 г. принял решение о канонизации;
  • житие святых распространялось, по сути, как апокриф, читать который в храме не благословлялось.

Почему муромские князья стали святыми

История их канонизации – пожалуй, один из ярких примеров того, как Церковь в принципе отвергает «суд человеческий»: основанием для прославления сталине столько их прижизненные подвиги, о которых не так много достоверной информации, сколько посмертные чудеса – начиная с того, что их тела оказались в одном гробе, хотя современникам казалось, что это «не по-монашески», и кончая случаями помощи по молитве у их гробницы.

Если же говорить о земной жизни благоверных правителей Мурома, то в ней, совершенно очевидно, есть место:

  • стоянию в вере – ведь князь Петр отказывается расторгнуть церковный брак ради политических соображений, чего требуют бояре;
  • любви, которая, по слову Писания, «крепка, как смерть» (Песнь Песней Соломона, 8:6); именно эта любовь помогла им преодолеть испытания, именно за нее Господь удостоил обоих умереть в один день.

У них были ли дети?

Таких сведений предания не содержат.

Красивая легенда или портрет исторических личностей?

Критики канонизации святых и их жития, помимо наличия в сказаниях немалой доли «легендарности» и «фольклора», отмечают также, что русские летописи вообще не упоминают о князе Петре Муромском, не говоря о его супруге.

Петр и Феврония

Святые Петр и Феврония. Вымышленные персонажи или нет? Картина-икона А Простева

На этом основании предлагается считать святых «вымышленными персонажами легенд», чем обесценивается их почитание. Правда, остается вопрос, как же быть с необычным гробом «на двоих», и чудесами, которые происходят несколько веков по молитвам к угодникам Божиим. Современные историки придерживаются более взвешенной позиции:

  • многие отмечают, что отсутствие упоминания в летописи вообще не критерий того, существовал человек или нет: хотя бы потому, что от «домонгольского» времени до нас дошло не более 1% письменных источников;
  • возможно, упоминание все же есть: во всяком случае, на каком-то древнем источнике основывались авторы «Книги Степенной царского родословия», когда упоминали князя «Петра Юрьевича Муромского, во иноцех Давида, чудотворца».

Таким образом, Петр и Феврония, конечно, исторически существовавшие люди, а не «красивая легенда».

И то, что сведения об их жизни крайне скудны – не основание для «деканонизации», подобной той, что произошла, например, у католиков в XX в., когда было прекращено почитание сотен святых первых веков Церкви просто потому, что о них не осталось «достоверных исторических данных». Таковым можно возразить: ведь и рукописи Евангелия середины I в. до нас тоже не дошли – значит ли это, что сказанное там – не истинно?

Почитание

Хотя в 1547 г. святых канонизировали как местночтимых, уже через несколько лет их почитание фактически становится общецерковным. Правда, довольно долго святых не чтили именно как «покровителей семьи»:

  • в 1552 г. у их мощей молился царь Иван IV, прося благословения перед военным походом на Казань; после же взятия города на средства государя в городе был выстроен новый каменный собор, куда были перенесены мощи святых;
  • есть предположение историков, что 8 июля, праздник святых – изначально память победы войск Ивана Грозного над Крымским ханом в 1571 г.;
  • у гробницы часто бывали многие русские государи – например, императоры Петр I, Екатерина II, Павел I и другие.

Представление о святых как именно покровительствующих семейным парам, сложилось уже в 2000-е гг.

Праздник Петра и Февронии

Впервые он отмечен как «Российский день влюбленных» 8 июля 2005 г. в Волгограде. Через три года праздник получил официальный статус «Дня семьи, любви и верности» на уровне страны – в противовес западному «дню святого Валентина».

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Дкень Петра и Февронии. Муром. После богослужения у мощей святых семейные пары архиерей благословляет иконой

Могила и мощи

Уникальная «двойная» гробница святых в соборе Рождества Богородицы Мурома (том самом, что возвел Иван Грозный по взятии Казани) была утрачена после вскрытия их мощей в 1923 г. После этого честные останки находились в местном краеведческом музее, являясь частью «антирелигиозной экспозиции».

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Вскрытая гробница свв. Петра и Февронии

Вернуть святыню Церкви удалось лишь в 1989 г. Так как собор Рождества Богородицы был разрушен, мощи святых Петра и Февронии водворились сначала в Благовещенском мужском монастыре Мурома, а затем – перенесены в Троицкий женский монастырь, где пребывают в соборном храме.

Было это 19 сентября 1992 г. – ныне это второй день памяти святых. Его установление связано с желанием многих верующих венчаться именно на память свв. Петра и Февронии, что невозможно 8 июля, так как день приходится на Петров пост.

Троицкий монастырь в Муроме

Обитель основана в XVII в., а закрыта в 1933 г. С 1991 г. началось ее возрождение. Сейчас главная святыня монастыря – мощи свв. Петра и Февронии. Добраться до Мурома из Москвы можно на автомобиле, поезде (станция Муром 1). Город находится в 312 км от Москвы.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Зимний Муром. Свято-Троицкий женский монастырь расположен в центре Мурома, его адрес пл. Крестьянина 3А.

Первая икона

На сегодняшний день одним из самых древних образов святых считается покров на их мощи, который датируется 1593 г. и является вкладом в Муромский собор Рождества Богородицы царя Феодора Иоанновича (сына Ивана IV)и его супруги царицы Ирины, урожденной Годуновой, которая, возможно, вышивала покров лично. С первых изображений идет традиция писать свв. Петра и Февронию в иноческих одеждах.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Покров с изображением Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году.

В руке св. Петра – свернутый свиток, руки его супруги молитвенно скрещены, либо она держит крест. Впрочем, есть и более современные образы святых, где они показаны в княжеских одеяниях.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Свв. Петр Муромский и его супруга Феврония. Икона XVI в.

Памятники

К настоящему времени в России их известно 89 – в Благовещенске, Абакане, Архангельске, Великом Новгороде, Сергиевом Посаде, Ярославле и десятках других городов.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Памятник свв Петру и Февронии в Муроме

Далеко не все из этих изображений подобны иконописным: например, в Ласково Рязанской области (село считается родиной блгв. Февронии) святые представлены в одеждах своего времени, взявшимися за руки.

Святые Петр и Феврония: легендарные персонажи или реальные люди, ставшие святыми покровителями семьи? Что не так с житием

Памятник Петру и Февронии в селе Ласково Рязанской области. Фото Максима Шанина

Храмы и источники

Храмов и часовен святых на сегодняшний день насчитывается 98, включая и строящиеся. В честь святых освящаются водные источники – самые известные из них находятся в Муроме.

Как молиться о замужестве

Существуют как краткие молитвы святым, так и более пространные, например, канон, акафист. Кроме домашней молитвы, многие:

  • заказывают им молебен в храме;
  • отправляются в паломничество в Муром, чтобы помолиться у их мощей.

Мы почти ничего не знаем об их земной жизни и подвиге. Мы много знаем о них – нынешних, пребывающих в Царстве Небесном. «Крепка, как смерть, любовь,» – говорит премудрый Соломон. Такова была любовь, которую они имели друг к другу – и с которой они сейчас помогают всем, кто с верой просит помощи.

Наталия Сазонова

Отзывы о помощи и современные чудеса

Вот некоторые рассказы из книги, изданной Троицким женским монастырем в Муроме в 2008 г. «Идеал любви и верности. Святые Петр и Феврония».

  1. «Я сама — жительница города Мурома» но так случилось, что последнее время живу в Москве. После моих рассказов о моем любимом городе, его святых местах, былинных героях, моя приятельница Елена решила приехать ко мне в гости. Заранее заказали обзорную экскурсию по городу, с посещением его монастырей и достопримечательностей. Два дня пролетели незаметно. По возвращении в Москву Елена призналась, что в последнее время они с мужем захотели иметь детей, но все никак не получалось, не помогали и врачи. Она очень радовалась, что смогла посетить Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся святые мощи Петра и Февронии, сказав, что этот год решили посвятить себе и своей семье с большим вниманием, чем прежде. И эта поездка оказалась как раз кстати… Это было в феврале 2007 года; а 23 ноября у моей прекрасной Елены родилась дочка Варечка. Мы все очень переживали за Елену накануне этого события и 22 ноября в церковный праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» заказали сорокоуст о здравии. Все прошло благополучно! Молодые родители сказали, что как только Варечка немного подрастет, обязательно приедут в наш славный, теперь уже и для них родной, город Муром поклониться всем святым местам и угодникам Божиим Петру и Февронии за дарованное чадо…» (Алла Алексеевна)
  2. «Н. был поставлен страшный диагноз — рак. Через полгода, по прогнозам врачей, она должна была умереть. На руках у Н. — двое маленьких детей. Чтобы устроить их дальнейшую судьбу, она стала ходить каждый день в храм, и, читая акафист преподобным князьям, слезно молилась у мощей Петра и Февронии. Так прошло более полутора лет. Каково же было удивление врачей, когда при обследовании они не обнаружили злокачественного образования! Н. до сего времени жива и здрава. Дети давно выросли и стали вполне самостоятельными, получили высшее образование. Н. молится за них и постоянно благодарит Господа и угодников Божиих за дарованное исцеление» (1993 г.)
  3. «В Ростове-на-Дону распадалась семья. После двух родов жена обезножила. Муж, часто бывавший в командировках, потерял всякую надежду на ее выздоровление. Семейные отношения становились все более холодными, супруги начали отдаляться друг от друга. По промыслу Божию они приехали в Муром поклониться святым угодникам — покровителям брака и семейного благополучия. Здесь же они и повенчались. После этого шага у них началась новая жизнь: их отношения друг к другу стали более искренними, брак упрочился, и самочувствие жены стало намного лучше, дело пошло на поправку».(1995 г.)

А вот некоторые рассказы последних лет.

  • «Я ездила в Троицкий монастырь г. Мурома, к мощам св. Петра и Февронии, прожила там неделю, потрудилась, просила помочь определить жизненный путь. В марте съездила, 30 апреля встретила будущего мужа, ещё через 4 месяца мы поженились! Слава Богу за всё!» (Юлия Коноваленко)
  • «Мы с мужем более 7-ми лет в браке. Детишек никак не получалось. Проблемы у мужа по здоровью были серьёзные. Мы уже отчаялись, но не смирились. И вот, в конце прошлого года решаем ехать в Муром. Молить Св.Петра и Февронию подарить нам ребёночка. До сих пор вспоминаю эту поездку с теплотой и слезами на глазах. Ехали мы более 6-ти часов из нашего города. И попали прямо на службу. Привезли с собой домой икону, приобретенную там в лавке. И через несколько дней я забеременела. Не раз обращалась к иконе во время всей беременности. И вот нашей дочке три месяца!» (Анна Александровна, 2020 г.)
  • «На протяжении нескольких лет молилась Петру и Февронии, также Ангелу Хранителю акафистом о создании семьи. Были и другие молитвы, и работа над собой. От навязчивого «хочу замуж» до «хорошо может быть и без» и «Господи, сделай меня лучше». Но хотела бы засвидетельствовать чудо того, как Господь уводил от не того и медленно привел к тому, что нужно, и каким чудом все сложилось. Это личная история, но наполненная Его милостью и дарами в каждой мелочи. Буквально до неожиданных встреч и фраз. Спасибо! Давайте верить!» (Ольга Павлова)

Молитва, тропарь и кондак

Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8

Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.

Кондак благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8

Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.

Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам

О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Советуем почитать:

Петр и Феврония // Православная энциклопедия. Т. 56. С. 30-33.

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Обретение и почитание мощей блаженной Матроны МосковскойОбретение и почитание мощей блаженной Матроны Московской

0 Comments
Мощи Матроны Московской: обретение и почитание

Частицы гроба и честных останков Матроны Московской можно увидеть ныне в десятках храмов по всей стране. Но чаще всего люди приезжают туда, где мощи святой были обретены в 1998 году и пребывают до наших дней – в Москву.  В статье — история установления праздника и

Жития в фактах

Гениальный хирург, талантливый проповедник, ученый, политзаключенный, лауреат сталинской премии, святой — архиепископ Симферопольский и Крымский Лука, профессор Войно-ЯсенецкийГениальный хирург, талантливый проповедник, ученый, политзаключенный, лауреат сталинской премии, святой — архиепископ Симферопольский и Крымский Лука, профессор Войно-Ясенецкий

0 Comments
Святитель Лука Крымский

Два дня памяти святителя Луки Крымского – 18 марта и 11 июня – особые даты для тысяч людей, которых он исцелил, наставил на путь к вере, поддержал в скорби. И даже многие атеисты знают его, носившего титул архиепископа и потому прославленного в лике святителей, как

Жития в фактах

«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской«Метафизическая загадка» жития, подвига и имени святой мученицы Татианы Римской

0 Comments
Татьяна - святая мученица

Настоятель храма святой Татианы при Московском университете, протоиерей Владимир Вигилянский в одной из проповедей на Татьянин день призвал слушателей подумать: «Почему юная дочь римского консула во времена правления императора Александра Севера (208-235) стала покровительницей всего русского студенчества? Почему у католиков мученица Татьяна – это «третьестепенная»

Жития в фактах

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемсяЖитие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

0 Comments
Серафим Саровский

О батюшке Серафиме Саровском было очень много рассказано уже современниками, так, что вокруг имени угодника Божия постепенно образовалось множество мифов, недостоверных небылиц. А по слову игумена Саровского монастыря – «духовной родины» прп. Серафима – Исайи, «как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей, так и излишняя

Жития в фактах

«Исповедь Киприана» — невероятная, но достоверная история о том, как колдун стал священником и принял смерть за Христа«Исповедь Киприана» — невероятная, но достоверная история о том, как колдун стал священником и принял смерть за Христа

0 Comments
Киприан и Иустина

Священномученик епископ Киприан, мученица Иустина и мученик Феоктист. Их память отмечается 15 октября, местом жизни и мученической кончины считается Антиохия (сейчас – город Антакья в Турции). Они жили и пострадали на рубеже III-IV вв. События же, изложенные в их житии, многим еще в Средние века

Жития в фактах