День празднования Донского образа Богородицы – 1 сентября. Икона столетия считается знамением Божественной защиты Москвы и России: перед ней молились князья, затем цари, простые люди, и по вере получали просимое: помощь в битве, защиту от врагов. И даже захватившие русскую древнюю столицу французы в 1812 г. не посмели тронуть святыню – лишь сорвали с нее оклад.
Где сегодня находится Донская икона Богородицы
В Государственной Третьяковской галерее. Она передана туда после того, как Благовещенский собор Кремля в Москве, где она находилась, был отобран у Церкви безбожниками в 1917-18 гг.
Описание и богословское значение
Икона имеет довольно большие размеры, ее высота 86, ширина же – 68 см. Вероятно, она была так называемой «выносной», то есть участвовала в больших крестных ходах.
Такие иконы часто делались с изображениями на двух сторонах. Вот и у Донской:
- на лицевой стороне – изображение Богородицы извода «Умиление»: мы видим Мать и Сына обнявшимися, их Лики соприкасаются; особенность именно Донской – то, что ножки Христа опираются на левое запястье Матери; одной рукой Он держит свиток, другая сложена в благословляющем жесте; предполагают, что первоначально икона была написана на золотом фоне, который до наших дней не сохранился;
- на обороте иконы – еще один образ Богородицы, Успение; мы видим Матерь Божию, лежащую на одре, окружающих Ее Апостолов, и Христа, принимающего чистую душу Марии, которая представлена в образе младенца в белом одеянии.
В XVII в. икона получила богатый оклад из золота, украшенный жемчугом и драгоценными камнями. В него были вделаны особые малые «панагии», которых насчитывалось 13:
- одна – с частью Креста Господня;
- 12 – частицы мощей святых.
Феофан Грек – автор иконы Богоматери «Донская»?
Так определенно считалось несколько столетий. Церковные историки и искусствоведы указывали, что стиль образа действительно напоминает работу жившего в России великого греческого мастера. Многие историки считают, что образ был создан Феофаном в Коломне, где он трудился над фресками для Успенского собора. Вместе с тем, абсолютно точно установить авторство образа невозможно.
Многие современные искусствоведы полагают, что лицевая и оборотная сторона образа созданы разными мастерами:
- греком, написавшим Богородицу Умиление;
- возможно, новгородским или даже московским иконописцем, писавшим Успение; в пользу этого, как считают искусствоведы, говорят лики Апостолов, которые имеют не восточные, греческие, а скорее славянские черты.
Другие версии происхождения
В 1980-е гг. историки поставили под сомнение датировку иконы концом XIV в., предполагая, что она могла быть создана позже, да и в Благовещенском соборе она появилась только в 1550-е гг. Однако, в наши дни считается, что образ все же создан в конце XIV в., стиль его письма и высокое мастерство иконописца позволяют думать, что это действительно мог быть Феофан или один из мастеров его школы.
А вот о том, каков был повод написания Донской, есть две версии:
- Одна из них излагается архимандритом Московского Донского монастыря Антонием. В «Сказании» о монастыре он пишет, что образ был принесен Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой казаками из города Сиротин. Однако, современные историки полагают эту историю вымышленной: в более ранних источниках история о казаках не фигурирует.
- По второй версии, которой придерживаются большинство историков, образ создан в Коломне в 1380-е-90-е гг., а заказчицей могла быть супруга князя Димитрия Ивановича, великая княгиня Евдокия, а образ мог быть создан на молитвенную память о погибших русских воинах.
Интересные факты из истории
- Первоначально образ находился в Коломне, где и был написан. В Москву его перенесли по решению царя Ивана IV, который стал особенно чтить святыню после помощи Матери Божией в его походе на Казанское ханство. Именно он повелел хранить образ в Благовещенском соборе.
- В столице Донская прославилась множеством чудес: так, в 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился перед ней, когда к Москве подходили татары – и после крестного хода со святыней враги отступили. Еще раз чудо избавления случилось в 1646 г., уже при царе Алексее Михайловиче.
- В память о чудесах святыни, русские цари в 1646-1660 гг. совершали ежегодные крестные ходы с ней и Владимирской иконой Богородицы.
- При Петре I с заступничеством Богородицы связывали взятие турецкой крепости Азов в 1696 г. и шведской Нарвы в 1704 г.
- Икона, будучи одной из самых чтимых святынь царствующего дома, хранилась в Благовещенском соборе в большом киоте со створками, который был обложен серебром с позолотой. Его украшали иконы Христа, пророков, образы великих праздников.
- В начале XVIII в. к образу был сделан новый оклад, который сиял изумрудами – их было до 600 – и другими драгоценными камнями. Был также сделан новый киот с образами пророков.
- Сейчас, после уничтожения оклада французами в 1812 г. и лихолетья начала XX в. сохранились лишь некоторые фрагменты прежнего убранства святыни – например, в его состав входила малая резная икона Воскресения Христова (Сошествия во ад), которая сейчас находится в фондах музеев Московского Кремля.
- Хотя сейчас подлинник образа пребывает в Третьяковской галерее, на день памяти святыни ее доставляют в родной монастырь, и множество паломников имеют возможность ей поклониться.
Списки
Самый древний список с Донского образа Богородицы – конца XIV в., находился в Троице-Сергиевом монастыре. Предполагают, что эта икона была подарена обители двоюродным братом Дмитрия Донского, Владимиром Андреевичем.
Кроме того, после того, как Иван IV забрал икону из Коломны, он также повелел изготовить два списка для этого города, чтобы не лишать людей святыни.
Другие известные копии
До нашего времени дошел список, который появился после избавления от крымского хана в 1591 г. и основания в память о чуде Донского монастыря: эта копия была сделана велением царя Феодора Иоанновича, и в настоящее время находится в обители.
Кроме того:
- в Малом Соборе Донского монастыря есть еще один почитаемый список, предположительно XVIII в.;
- есть и современные чтимые копии: например, в городе Болгар, в храме мученика Авраамия Болгарского, в Донском Старочеркасском монастыре.
Донской мужской монастырь
Обитель была возведена на месте лагеря русских войск с походной церковью прп. Сергия Радонежского – именно здесь было в 1591 г. отражено нашествие крымского хана Казы-Гирая. Обитель была не только местом молитвы, но и крепостной твердыней, вместе с другими монастырями (Андроников, Данилов, Симонов, Новодевичей) защищавшей Москву с юга. В годы гонений на Церковь обитель была закрыта, возрождение ее началось с 1990 г.
Другие монастыри и храмы
Всего в России насчитывается более 40 храмов и часовен в честь иконы. Среди них есть как дореволюционной постройки, так и современные и даже – строящиеся. Есть и церкви, утраченные в годы гонений. Среди посвященных святыне:
- монастырь в Старочеркасске;
- церковь в Троицком монастыре в селе Холки Белгородской области;
- храм Донской в Новочеркасске;
- самая восточная церковь в честь образа – на Сахалине, в городе Макаров.
О чем молятся у иконы
К Матери Божией у Её Донского образа обращаются:
- во время нападения врагов;
- молясь о воинах и их близких;
- во время духовной брани – со страстями, грехами.
Монахи Донского монастыря, ежегодно встречающие святыню, говорят, что собор, где она находится, открыт сутками – и к образу не кончается людской поток, многие встречают ее со слезами. А это значит, что люди, как и столетия назад, идут к Матери Божией за помощью, духовным укреплением – и получают по своей вере, как и наши предки.
Наталия Сазонова
Тропарь и 4 молитвы пред Донской иконой Богородицы
Тропарь
- Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая,/ Пречи́стая Богоро́дице Де́во!/ Мо́лим Тя пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м,/ да, я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́/ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́,/ та́ко и ны́не нас от вся́ких бед и напа́стей ми́лостивно изба́ви,// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдая.
- Перевод: Защитница верующих, Преблагая и Быстрая, Пречистая Богородица Дева! Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, как раньше от него защиту Твою городу Москве даровала Ты, так и сейчас нас от всяких бед и напастей милостиво избавь, и спаси души наши, как Милосердная.
Молитва первая
О Всеми́лостивая Ма́ти, Пречи́стая Де́во Богоро́дице! Ты еси́ свет ума́ моего́, ра́дость се́рдца моего́, си́ла во́ли моея́. Услы́ши и приими́ моле́ние мое́. При́зри на я́звы души́ и те́ла моего́, обогати́хся страстьми́, обнища́х смире́нием. Испо́лнен есмь студа́ за зла́я дела́ и трепе́щу Суда́ Бо́жия. Греси́ ю́ности, забве́ннии и утае́ннии греси́ отягча́ют со́весть мою́. Омы́й мя струя́ми сле́зными, сними́ бре́мя тя́жкое, грехо́вное, да сотворю́ плоды́ досто́йныя покая́ния.
Те́рнием скорбе́й усы́пан есть путь мой. Вем, я́ко пра́вда Бо́жия наказу́ет мя. Умоли́ милосе́рдие Бо́жие о мне, при́зри на сле́зы моя́ и испра́ви и спаси́ мя и ча́да моя́, бу́ди ми сокро́вище ве́ры и храни́лище благоче́стия.
Да́руй несокруши́мое терпе́ние в беда́х, от ве́ры проистека́ющее, отыми́ дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия. Изгони́ гнев, за́висть, памятозло́бие, нечистоту́, ле́ность, си́ми и бо́льшими поро́ки неду́гует душа́ моя́. Примири́ вражду́ющия, оправда́й оклеве́танныя.
Просвети́ нас све́том Сы́на Твоего́ и даждь нам глаго́лати сло́во и́стины, тве́рдое в пра́вде, ми́рное любве́ ра́ди, растворе́нное благоразу́мием. Посети́ в боле́знех и печа́лех су́щих, да вси, под держа́вным покро́вом Твои́м сохраня́еми, безбе́дно Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, хвалу́ воздава́юще за вся Человеколю́бцу Бо́гу. Ами́нь.
Молитва вторая
О Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются.
Осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества, исто́чник ми́лости и в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй.
Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и ну́жде его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия обо́дри и не́мощную ста́рость поддержи́. Посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни.
Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклеве́танныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий.
Твои́ми моли́твами, всемо́щным Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ино́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти от Всевы́шняго Бо́га грехо́в проще́ние и изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и по сконча́нии жи́зни на́шея одесну́ю Престо́ла Бо́жия ста́ти, иде́же Ты, о Всепе́тая Де́во, Святе́й Тро́ице в ве́чней сла́ве предстои́ши. Удосто́й и нас с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е и́мя Сы́на Твоего́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
О Всеми́лостивая Ма́ти, Пречи́стая Де́во Богоро́дице! Услы́ши и приими́ моле́ние мое́. При́зри на я́звы души́ и те́ла моего́, греси́ ю́ности, забве́ннии и утае́ннии, отягча́ют со́весть мою́, омы́й мя струя́ми сле́зными, сними́ бре́мя тя́жкое, укрепи́ мя, да сотворю́ плоды́ досто́йныя покая́ния.
Те́рнием скорбе́й усы́пан есть путь мой. Вем, я́ко пра́вда Бо́жия нака́жет мя, умоли́ милосе́рдие Бо́жие о мне.
При́зри на стена́ние мое́, и испра́ви путь мой, и спаси́ мя и ча́да и бли́жния моя́. Бу́ди ми сокро́вище ве́ры и Храни́тельница благоче́стия. Да́руй несокруши́мое терпе́ние в беда́х, от ве́ры проистека́ющее. Изгони́ гнев, за́висть, уны́ние, памятозло́бие, нечистоту́, ле́ность; си́ми и бо́льшими поро́ки неду́гует душа́ моя́!
Примири́ вражду́ющих, оправда́й оклеве́танных, просвети́ нас, Влады́чице, све́том Сы́на Своего́ и да́ждь нам глаго́лати друго́м и ча́дом свои́м сло́во и́стины, тве́рдое в пра́вде, ми́рное любве́ ра́ди, растворе́нное благоразу́мием, посети́ в боле́знех и печа́лех су́щих, да вси, под держа́вным покро́вом Твои́м сохраня́еми, безбе́дно Ца́рствия Небе́снаго дости́гнем, хвалу́ воздаю́ще за вся Человеколю́бцу Бо́гу всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва четвертая
К кому́ возопию́, Влады́чице, к кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, наде́ждо христиа́н и прибе́жище нам, гре́шным?
Кто па́че Тебе́ в несча́стиях защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мя, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя, Цари́це Небе́сная, не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, бу́ди мне Мать и покрови́тельница.
Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши устро́ити о мне. Приведи́ мя, гре́шнаго, к ти́хой и безмяте́жной жи́зни, да пла́чуся о греха́х мои́х. Увы́ мне, к кому́ прибе́гну пови́нный аз, то́кмо к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, в наде́жде на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты?
Ко́е ли сло́во за преступле́ния моя́ изрещи́ возмогу́ к вели́честву сла́вы Твоея́?
О, Влады́чице, Цари́це Небе́сная, Ты мне Ма́ти и наде́жда, Ты ми упова́ние и прибе́жище, покро́в, заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ Преблага́я и пребы́страя Засту́пнице, покро́й Свои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от враг ви́димых и неви́димых; умягчи́ сердца́ злых челове́к, возстаю́щих на мя.
О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́, Ты ко́рень де́вства и неувяда́емый цвет чистоты́. О, Богороди́тельнице, Ты пода́ждь ми по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстя́ми и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́, и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего, име́ю заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да опра́вдан бу́ду, и да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти всеси́льными Твои́ми моли́твами, Всечи́стая, и Непоро́чная, и Пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю. Ами́нь.