Авторская статья иеромонаха Ефрема (Метса). Недавно смотрел подкаст с Еленой Брызгалиной — преподавателем философии и экспертом по биоэтике. Она рассказывала, что когда тема занятий касается вопроса смерти, то некоторые её студенты просто выходят из аудитории, а некоторые демонстративно надевают наушники, дабы не слушать лекцию. Тема смерти для них табуирована, потому такая реакция. Причём парадокс в том, что эти самые студенты видят смерть постоянно на телевидении, кино и в играх. Иосиф Бродский очень точно подметил этот защитный механизм:
«Смерть — это то, что бывает с другими».
Гедонистическая культура не знает что делать со смертью, потому прячет её всеми возможными способами.
Многие уверены, что полнота жизни возможна именно тогда, когда мы вытесняем смерть, закрываем глаза и притворяемся, что её нет. Если же человек становится христианином, то табу на тему разговоров о смерти сразу снимается. Но один из участников этого разговора должен быть Христос… Святой Антоний Великий подметил эту мысль: «Смерть для людей, которые понимают ее, есть бессмертие; а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а (бояться надо) погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души!»
Успение Божией Матери не просто смерть, но святая смерть. Неважно как ты живёшь, важно то, как ты умираешь. Христос освятил смерть, т.е. соделал её пространством не пустым, но наполненным Собой, именно поэтому смерть Богородицы является не трагедией, а праздником. Мы постимся перед этим праздником, чтобы осмыслить его, глубже осознать свою смерть и направить силы на соединение со Христом, ведь именно смерть вскроет наше сердце и мы либо утонем в собственных грехах, либо усыновимся Богу. Как и Христос сказал не поверившим Ему: «Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших». (Ин 8:24)
Удивительным образом Успение Пресвятой Богородицы стало очень русским праздником, можно сказать, культурным кодом Руси. Ещё при святом Владимире Крестителе на Афоне был русский монастырь Ксилургу в честь Успения Богородицы, оттуда на Русь приходит прп. Антоний и в Киеве возводится Успенская Лавра, потом Успенский собор во Владимире, потом Успенский собор в Московском Кремле, потом Успенская лавра в Почаеве, потом Успенский собор в Сергиевой Лавре, в общем, Успение Богородицы становится каким-то очень важным и ценным событием для осмысления веры во Христа и смерти. Из этого видно, что Русь не зря называли «домом Пресвятой Богородицы», ибо именно Божией Матери русский народ неизменно посвящал свои главные храмы, чувствуя Ее особенное участие в судьбах родной земли. Успение Богородицы – яркий плод веры, лучшее доказательство, что после воскресения Христова, Он, как и обещал, исполнил: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой». (Ин. 12:26)
Автор иеромонах Ефрем (Метс)
Тихо и неслышно по земле Ты ходишь,
В тишине незримо жизнь Свою проводишь,
Теплою молитвой мир сей согревая,
В чистых снах о светлой вечности мечтая;
Как росистых капель золотая россыпь,
Солнечного света мягче Твоя поступь;
Безмятежней ясной ласковой лазури,
Тишины Царица, Ты смиряешь бури!
Услади мне душу лучшей из картин:
Покажи мне небо, где царит Твой Сын!
мир Тебе не страшен с бурями земными:
Высоко, Царица, Ты стоишь над ними;
Жалкий прах осядет, стихнет вьюга злая,
Звездные красоты неба открывая.
В тишине роскошной Ты растешь до неба,
В тишине, что рост Твой прославляет, Дева;
Ты растешь бесшумно, как трава на склонах,
Словно глубь морская средь зыбей зеленых,
Синева, что светит нам через года,
Тишины Царица, юная всегда.
Кто еще, Царица, Божиего Сына
Породить способен? Только Ты едина!
Мир душам даруешь царственною тишью,
Всех нас исцеляешь благодатью вышней;
Средь волнений грозных, как посуху, ходишь
И рукой атласной волнорезы водишь.
Грех Тебе не страшен: кроткой Своей властью
Ты греховной бездны укрощаешь страсти.
Тишины Царица, к нам гряди скорей,
Умири мне сердце тишиной Твоей!
(Свт. Николай Сербский)