Вопросы иеромонаху Ефрему (Метсу) о воле Божией.
Воля Божия: что это такое
Давайте определимся с волей Божьей. У Бога есть желания и замысел, как о мире, так и о каждом человеке. Ведь если воля Божия существует, то это означает, что Бог присутствует в нашем мире и заботится о людях. Ещё это означает, что у человека тоже есть воля, которую он может не согласовывать с волей Божьей и жить так, как пожелает. Отсюда и поговорка:
«Вольному воля, спасённому рай».
Только нужно сразу задаться вопросом: а моя воля куда меня ведёт? Понимаю ли я разницу между временным и вечным? Тут и апостол Иоанн Богослов пишет:
«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». (1Ин.2:17)
Если мы верим, что Бог благ, то и воля Его благая учит меня и ведёт по пути спасения. Нужно обязательно задаться вопросом:
А Бог вообще чего хочет?
Воля Божия выражается в первую очередь в заповедях, конкретно в десяти, которые Моисей получил на горе Синай. Например, подходит к вам друг и предлагает украсть что-нибудь на работе, обещая, что никто не узнает, и ответственности нести не придётся. Нужно ответить: нет воли Божьей, чтобы воровать, потому что восьмая заповедь говорит «не укради».
И таким же образом мыслим по отношению к остальным заповедям.
Потихоньку исправляя свою жизнь, мы сможем настроиться на «божественную волну», чтобы слышать и понимать Господа. Если человек думает, что с заповедями у него всё хорошо, то, скорее всего он их не очень-то знает, а если знает, то не понимает.
Ты можешь не воровать, не убивать и даже (о чудо!) не изменять жене, но исполняешь ли ты заповеди по отношению к Богу? Например, занимаешься ли богопознанием согласно первой заповеди или посвящаешь ли воскресенье Господу, согласно четвёртой заповеди?
Если нет, то хвастаться выборочным исполнением заповедей не стоит.
Апостол Иаков так и пишет:
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». (Иак.2:10)
— Если человек отталкивается от своего решения и, в конечном счете, поступает неправильно, он может стать обреченным на блуждания во тьме этого мира.
Но как понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно?
Не нужно бояться ошибиться. Дело не в том, ошибся ли я, а в том, сделал ли я правильные выводы из ошибки. Христос призывал людей к покаянию, т.е. к признанию ошибок и исправлению их с Божьей помощью. Блуждание во тьме чаще всего обусловлено нежеланием признать свои ошибки или же к зацикливанию себя на этих ошибках и впоследствии к унынию.
Святой Силуан Афонский хорошо сказал об этом:
«Помни два помысла, и бойся их. Один говорит: ты — святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я — великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей, и простит мне грехи мои».
Когда человек творит волю Божью, то чувствует в душе мир и глубокий покой.
Проблема в том, что мир и покой могут быть ложными, их истинность познаётся во время искушений. Если они легко теряются, значит, они поверхностны и эмоциональны. Мир Божий в душе явление духовное, совсем не повседневное и приходит оно после работы над своей душой.
«Что посеял, то и пожал», как говорится.
— Бывает, в молитве говоришь: «Да будет воля Твоя», но на самом деле хочешь, чтобы твоя воля с волей Бога совпадала. Что это, грех? Как быть?
Я прекрасно понимаю о чём речь. У меня было такое много раз. Если моя совесть говорит мне, что на данный момент я не могу довериться Богу и искренне сказать: да будет воля Твоя! то так и сказать в молитве: Господи, мне страшно, если произойдёт не так, как я хочу.
Очень важно открыться Богу, как лучшему другу, поведать Ему о своих страхах и тревогах. Бог всё понимает, в этом наша радость. Но при этом нужно учитывать, что многие события являются лекарством для нашей души, если уж они произошли, то помолиться: Господи, помоги мне принять ситуацию, помня, что на всё воля Твоя.
— Как научиться доверять Богу?
Или дело не в этом?
Есть замечательная молитва Оптинских старцев. Она вся пронизана этим самым доверием, я её читаю каждое утро и все советую. А вообще, веру нужно постоянно возгревать и поддерживать. Если спортсмен бросает тренировки, то мышцы у него атрофируются, так и вера в человеке слабеет, если не имеет попечение о себе. Наш ум и сердце нужно направить к Богу через молитву, чтение Евангелия и святых отцов.
Почаще исповедоваться и причащаться. Таким образом, мы в своей жизни Бога ставим на первое место, а всё остальное ставится на свои места.
Святой Паисий Святогорец хорошо сказал об этом:
«Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу».
Это именно тот идеал, к которому нам и надо стремиться.
На вопросы ответил иеромонах Ефрем (Метс)