Как прийти к Богу

Как человеку прийти к Богу?

0 Comments
Как прийти к Богу

 

Как человеку прийти к Богу? Отвечая на этот вопрос, блаженный Августин формулирует парадигму, которая на латыни звучит так:

«AB EXTERIORIBUS AD INTERIORA, AB INFERIORIBUS AD SUPERIORA», что в переводе означает «от внешнего к внутреннему, от внутреннего к высшему».

Следы Бога

Сначала человек начинает видеть «следы» Бога во внешнем мире, т.е. гармонию, промыслительность, красоту, премудрость и т.д. Потом войдя внутрь себя,  начинает видеть некое богоподобие в своей душе, а далее восходя к Богу и соединяясь с Ним, познаём то, что Выше нас. Я возьму эту парадигму за основу, но предложу свои мысли, параллели и толкования.

Формула блаженного Августина хорошо вписывается в слова Христа:

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

(Мф.16:24)

Мы видим здесь три ступени: «отвергнись» — «возьми» — «следуй». Разберём каждую из них.

Шаг 1

Очень часто человек воспринимает себя исключительно как тело, отождествляет себя с ним: «я есть тело».

Следовательно, вся жизнь сосредоточена только на телесных потребностях. Все мысли о еде, одежде, теле и т.п. Кстати, вся индустрия красоты построена именно на таком восприятии своего «я». Сюда же можно отнести моду на татуировки. Человеку кажется, что вся его жизнь, настроение и успех зависят от внешнего облика.

Но отсюда и вырастают такие психические расстройства как, например, дисморфофобия, т.е. неприятие своего тела, постоянная тревожность по поводу своего внешнего вида, телесных дефектов, даже мнимых.

Вторая проблема в том, что человек смотрит на себя всё время чужими оценивающими глазами, т.е. зацикленность на себе рождает непрестанную тревогу и страх, и как следствие зависть, гнев и осуждение.

В таком состоянии можно сразу забыть о свободе, радости и душевном покое. Т.е. слова Христа «отвергнись себя» можно истолковать как «прекрати считать себя только телом», не ставь свои телесные потребности выше всего на свете. В тебе есть нечто более важное и ценное:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»

(Мф.6:25)

 

Шаг 2

В какой-то момент человек может понять, что многие внешние проблемы на самом деле находятся внутри него, а не снаружи, что нужно менять не внешний мир, а внутренний. Блаженный Августин сформулировал этот шаг как «AB EXTERIORIBUS AD INTERIORA», т.е. «от внешнего к внутреннему».

Ведь внутренний мир человека гораздо богаче, интереснее и важнее мира внешнего. Этим внутренним пространством занимается, в том числе и классическая психология. Современный человек очень сложный, запутанный, проблемный, а то количество психологических травм, которые он получает в современном обществе даже трудно подсчитать.

Что же обнаружит человек, войдя в себя? Какая основная цель этого вхождения?

Сперва нужно понять те законы, по которым живёт душа. Какие механизмы в ней есть и как они работают. Вместе с этим нужно увидеть и осознать свои подлинные чувства, переживания, страхи и цели. Став прозрачным для себя, увидев свои сильные и слабые места, я смогу уже лучше ориентироваться в жизни своей души.

Этот же шаг можно выразить словами Христа: «возьми свой крест»! Что это значит? Это означает принять ту внешнюю и внутреннюю реальность, в которой я нахожусь. Например, то «что весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19) или «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19), ну и, конечно же, болезни и смерть. Т.е. человек на пути самопознания столкнётся с некоей внутренней силой, которая активно сопротивляется всему доброму, даёт злые советы, предлагает ложные мысли и чувства.

Способность различать то, что находится в моей власти, а что нет, видение своих границ, сил и возможностей – это уже великая мудрость и рассудительность, если человек имеет правильное познание себя. Если я не разберусь с этим, не увижу своих границ и пределов, то буду бесконечно неправильно мыслить, говорить и поступать, что и породит запутанность, бессмысленный «бег по кругу» и глубокое несчастье.

Шаг 3

Третий шаг по блаженному Августину это «AB INFERIORIBUS AD SUPERIORA», а по-евангельски «следуй за Мной».

Кстати, я уверен, что можно «взять крест», но при этом не идти за Христом. Парадокс в том, что «взятие на себя креста», т.е. принятие себя и реальности, даёт человеку психологический комфорт. Удовлетворяясь этим, можно никуда не идти.

Так куда же зовёт Христос?

«Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

(Ин.20:17)

Душа должна выйти из пределов самой себя к тому, что выше её. В её природе заключена тяга к постоянному совершенству, к вечности, т.е. к Богу. Блаженный Августин так это описывает родину души:

«Дом Бога моего – сверх души моей; там Он обитает, оттуда за мной наблюдает, оттуда меня сотворил, оттуда мной управляет, оттуда мне помогает, оттуда меня пробуждает, оттуда меня призывает, оттуда меня направляет, оттуда мной руководит и туда меня приводит».

Смятение и тревожность души порождается тем, что человек вместо Бога вверяет свою душу чему-то тленному, временному и непостоянному. Душа через совесть начинает кричать, что это не моё, это не я, пустите меня к Богу. Тот же святой Августин так об этом пишет: «У Тебя великий покой и жизнь безмятежная. Кто входит в Тебя, входит в «радость господина своего» и не убоится, и будет жить счастливо в полноте блага. Я в юности отпал от Тебя, Господи, я скитался вдали от твердыни Твоей и сам стал для себя областью нищеты».

Иеромонах Ефрем (Метс)

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

Иеромонах Ефрем: «Я смог доучиться только после того, как родители венчались»Иеромонах Ефрем: «Я смог доучиться только после того, как родители венчались»

0 Comments
Я смог доучиться только после того, как родители венчались

  На фото папа и мама. Расскажу одну историю. Так получилось, что после окончания школы куда бы я не поступал учиться, никак не мог перейти на второй курс: то выгоняли, то сам уходил… Очередная православная история из жизни в нашей рубрике  «Дорога к Богу» Ученик

Дорога к Богу

Как Сашик друзей искал — реальная история из жизниКак Сашик друзей искал — реальная история из жизни

0 Comments
Православный рассказ Как Сашик друзей искал

  Младшая дочь Анатолия Кудрявцева Нинка была на сносях. Всё бы ничего, да вот только лет ей было 16, и жили они в маленькой деревне, что называется- у всех на виду.  А ведь Толя не поверил, когда годом ранее странный мужичок заявил, что тот в

Дорога к Богу

Из тоталитарной секты — в священники: откровенное интервьюИз тоталитарной секты — в священники: откровенное интервью

0 Comments
Из тоталитарной секты в священники

  Что значит жить и воспитываться ребёнком в тоталитарной секте? Как манипулировали, унижали и контролировали сознание в бывшем монастыре села Каменное Заделье (Удмуртия)? Священник Иоанн Хохряков попал туда, когда ему было 3 года и прожил там 11 лет. Это интервью о чуде ухода из секты

Дорога к Богу

Заметки монаха: православие и монастырская жизнь сегодняЗаметки монаха: православие и монастырская жизнь сегодня

0 Comments
Монашество: почему я ушел в монастырь

  Как-то раз я добирался из монастыря в Ижевск автостопом. Мужик, который посадил меня на трассе в машину, начал интересоваться, откуда я. После того, как он узнал, что я живу в монастыре, он очень эмоционально начал говорить: ну, ведь ты молодой, здоровый, зачем тебе это

Дорога к Богу

«Даруй ми зрети моя прегрешения»: история об обретении веры и простом чуде«Даруй ми зрети моя прегрешения»: история об обретении веры и простом чуде

0 Comments
Приход к вере в Бога изменил жизнь простого 40-летнего парня

  История о чуде, которое могло произойти не только во время Великого поста. Но случилось именно в период Святой Четыредесятницы. Виктор, или Если вам немного за сорок… Виктор резко вывернул руль, но избежать заноса не удалось, задние колеса старенького «хёндая» увязли в рыхлом снегу. Весенняя

Дорога к Богу