------------------- Как прийти к Богу
Православие сегодня Дорога к Богу Как человеку прийти к Богу?

Как человеку прийти к Богу?

3 комментария
Как прийти к Богу

Как человеку прийти к Богу? Отвечая на этот вопрос, блаженный Августин формулирует парадигму, которая на латыни звучит так:

«AB EXTERIORIBUS AD INTERIORA, AB INFERIORIBUS AD SUPERIORA», что в переводе означает «от внешнего к внутреннему, от внутреннего к высшему».

Следы Бога

Сначала человек начинает видеть «следы» Бога во внешнем мире, т.е. гармонию, промыслительность, красоту, премудрость и т.д. Потом войдя внутрь себя,  начинает видеть некое богоподобие в своей душе, а далее восходя к Богу и соединяясь с Ним, познаём то, что Выше нас. Я возьму эту парадигму за основу, но предложу свои мысли, параллели и толкования.

Формула блаженного Августина хорошо вписывается в слова Христа:

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

(Мф.16:24)

Мы видим здесь три ступени: «отвергнись» — «возьми» — «следуй». Разберём каждую из них.

Шаг 1

Очень часто человек воспринимает себя исключительно как тело, отождествляет себя с ним: «я есть тело».

Следовательно, вся жизнь сосредоточена только на телесных потребностях. Все мысли о еде, одежде, теле и т.п. Кстати, вся индустрия красоты построена именно на таком восприятии своего «я». Сюда же можно отнести моду на татуировки. Человеку кажется, что вся его жизнь, настроение и успех зависят от внешнего облика.

Но отсюда и вырастают такие психические расстройства как, например, дисморфофобия, т.е. неприятие своего тела, постоянная тревожность по поводу своего внешнего вида, телесных дефектов, даже мнимых.

Вторая проблема в том, что человек смотрит на себя всё время чужими оценивающими глазами, т.е. зацикленность на себе рождает непрестанную тревогу и страх, и как следствие зависть, гнев и осуждение.

В таком состоянии можно сразу забыть о свободе, радости и душевном покое. Т.е. слова Христа «отвергнись себя» можно истолковать как «прекрати считать себя только телом», не ставь свои телесные потребности выше всего на свете. В тебе есть нечто более важное и ценное:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?»

(Мф.6:25)

Шаг 2

В какой-то момент человек может понять, что многие внешние проблемы на самом деле находятся внутри него, а не снаружи, что нужно менять не внешний мир, а внутренний. Блаженный Августин сформулировал этот шаг как «AB EXTERIORIBUS AD INTERIORA», т.е. «от внешнего к внутреннему».

Ведь внутренний мир человека гораздо богаче, интереснее и важнее мира внешнего. Этим внутренним пространством занимается, в том числе и классическая психология. Современный человек очень сложный, запутанный, проблемный, а то количество психологических травм, которые он получает в современном обществе даже трудно подсчитать.

Что же обнаружит человек, войдя в себя? Какая основная цель этого вхождения?

Сперва нужно понять те законы, по которым живёт душа. Какие механизмы в ней есть и как они работают. Вместе с этим нужно увидеть и осознать свои подлинные чувства, переживания, страхи и цели. Став прозрачным для себя, увидев свои сильные и слабые места, я смогу уже лучше ориентироваться в жизни своей души.

Этот же шаг можно выразить словами Христа: «возьми свой крест»! Что это значит? Это означает принять ту внешнюю и внутреннюю реальность, в которой я нахожусь. Например, то «что весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19) или «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19), ну и, конечно же, болезни и смерть. Т.е. человек на пути самопознания столкнётся с некоей внутренней силой, которая активно сопротивляется всему доброму, даёт злые советы, предлагает ложные мысли и чувства.

Способность различать то, что находится в моей власти, а что нет, видение своих границ, сил и возможностей – это уже великая мудрость и рассудительность, если человек имеет правильное познание себя. Если я не разберусь с этим, не увижу своих границ и пределов, то буду бесконечно неправильно мыслить, говорить и поступать, что и породит запутанность, бессмысленный «бег по кругу» и глубокое несчастье.

Шаг 3

Третий шаг по блаженному Августину это «AB INFERIORIBUS AD SUPERIORA», а по-евангельски «следуй за Мной».

Кстати, я уверен, что можно «взять крест», но при этом не идти за Христом. Парадокс в том, что «взятие на себя креста», т.е. принятие себя и реальности, даёт человеку психологический комфорт. Удовлетворяясь этим, можно никуда не идти.

Так куда же зовёт Христос?

«Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

(Ин.20:17)

Душа должна выйти из пределов самой себя к тому, что выше её. В её природе заключена тяга к постоянному совершенству, к вечности, т.е. к Богу. Блаженный Августин так это описывает родину души:

«Дом Бога моего – сверх души моей; там Он обитает, оттуда за мной наблюдает, оттуда меня сотворил, оттуда мной управляет, оттуда мне помогает, оттуда меня пробуждает, оттуда меня призывает, оттуда меня направляет, оттуда мной руководит и туда меня приводит».

Смятение и тревожность души порождается тем, что человек вместо Бога вверяет свою душу чему-то тленному, временному и непостоянному. Душа через совесть начинает кричать, что это не моё, это не я, пустите меня к Богу. Тот же святой Августин так об этом пишет:

«У Тебя великий покой и жизнь безмятежная. Кто входит в Тебя, входит в «радость господина своего» и не убоится, и будет жить счастливо в полноте блага. Я в юности отпал от Тебя, Господи, я скитался вдали от твердыни Твоей и сам стал для себя областью нищеты».

Иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

3 thoughts on “Как человеку прийти к Богу?”

  1. Шанс есть:

    Пошаговая инструкция. Звучит нелепо. Но смысл в этом определенный есть. «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию»

  2. И. Грушко:

    По своему опыту знаю, что встретить адекватного православного христианина сложно и на практике всё неописуемо интересно. Вроде бы человек относит себя к Православию, но… Как оказывается, от Православия там почти ничего не остаётся. И спорить бесполезно. И даже не спорить, а приводить простые и ясные аргументы из каких-нибудь «Азов Православия». Они не действуют. В головах у граждан иные «аргументы»: «Мне от этого легче, хоть и это не по-церковному, да, я знаю, но всё равно легче, чем от службы и Причащения»; «Мне одна хорошая женщина подсказала так делать, а я ей очень доверяю»; «Меня этому бабушка научила, а она знала всё намного лучше, чем в этих книжках»; «Ой, у меня от Евангелия голова всегда болит, когда я его читаю!»; «Хорошо так себя чувствую после Причастия, надо бы на таро погадать»; ну и прочая тьма. Лично знаю «православного буддиста», «православную мусульманку» и даму, которую «неправильно покрестили», и у неё теперь «мало благодати, надо идти докрещиваться». И это далеко ещё не самые жуткие примеры. Как говорится, тебе предлагают любовь Отца, но лучше пойти покушать дерьмица. Это приятнее, видимо.

  3. Как прийти к Богу? У каждого свой путь и нет универсального рецепта. Но чаще через боль идём. Помоги нам Господи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Заметки монаха: приход к православной вере и монастырская жизнь сегодняЗаметки монаха: приход к православной вере и монастырская жизнь сегодня

2 комментария
Монашество: почему я ушел в монастырь

Как-то раз я добирался из монастыря в Ижевск автостопом. Мужик, который посадил меня на трассе в машину, начал интересоваться, откуда я. После того, как он узнал, что я живу в монастыре, он очень эмоционально начал говорить: ну, ведь ты молодой, здоровый, зачем тебе это надо?!

Дорога к Богу

Три добрых дела на Рождество, или 103 способа изменить мужа — история из жизни неофиткиТри добрых дела на Рождество, или 103 способа изменить мужа — история из жизни неофитки

0 Comments
Православные истории Чудо на Рождество

Это еще одна непридуманная история из цикла «Дорога к Богу». На этот раз — Рождественская, но произойти она могла не только на великий праздник, посвященный Боговоплощению.  Чудесный Рождественский день Какой чудесный сегодня день, просто замечательный! — восторгалась Лида, возвращаясь с Рождественской литургии. Она уже знала,

Дорога к Богу

Из тоталитарной секты — в священники: откровенное интервьюИз тоталитарной секты — в священники: откровенное интервью

0 Comments
Из тоталитарной секты в священники

Что значит жить и воспитываться ребёнком в тоталитарной секте? Как манипулировали, унижали и контролировали сознание в бывшем монастыре села Каменное Заделье (Удмуртия)? Священник Иоанн Хохряков попал туда, когда ему было 3 года и прожил там 11 лет. Это интервью о чуде ухода из секты и

Дорога к Богу

«Найти на передовой неверующую молодёжь — большая проблема»: 2 истории о том, как на войне мужчины обретают веру«Найти на передовой неверующую молодёжь — большая проблема»: 2 истории о том, как на войне мужчины обретают веру

0 Comments
Война и вера

Этой историей об обретении веры поделился священник Георгий Максимов. Он узнал ее от вернувшегося из СВО молодого человека. Оказавшись на войне атеисты очень быстро прозревают На войне я увидел феноменальный контраст в отношении к вере. Те парни, которые вчера сидели на пабликах типа «атеист» и

Дорога к Богу

Как Сашик друзей искал — реальная история из жизниКак Сашик друзей искал — реальная история из жизни

0 Comments
Православный рассказ Как Сашик друзей искал

Младшая дочь Анатолия Кудрявцева Нинка была на сносях. Всё бы ничего, да вот только лет ей было 16, и жили они в маленькой деревне, что называется- у всех на виду.  А ведь Толя не поверил, когда годом ранее странный мужичок заявил, что тот в скором

Дорога к Богу