Серафим Саровский

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

0 Comments
Серафим Саровский

О батюшке Серафиме Саровском было очень много рассказано уже современниками, так, что вокруг имени угодника Божия постепенно образовалось множество мифов, недостоверных небылиц. А по слову игумена Саровского монастыря – «духовной родины» прп. Серафима Исайи, «как уменьшение истинности в описаниях праведных мужей, так и излишняя похвала их отнимает честь у них». Где же правда и вымысел в рассказах о святом? В вопросе разбиралась Наталья Ивановна Сазонова, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории России историко-филологического факультета Томского государственного университета.

Содержание

Годы жизни

На надгробии преподобного были указаны две даты: 1759, год его рождения, и 1833 – преставления. По поводу последней сомнений никогда не было, время кончины известного духовника знали все. Куда сложнее оказалось с годом рождения угодника Божия: именно он вызвал сомнения у биографов преподобного.

Так, получалось, что пострижение о. Серафима в иночество состоялось в 27 лет, что противоречило Духовному Регламенту Петра I, который предписывал делать это не ранее 30 лет от роду. Во всех случаях отступления от правила в отношение послушников проводились особые «расследования» для выяснения уважительных причин пострижения до положенного возраста.

Между тем, монастырские документы о постриге Прохора Мошнина не говорят о том, что имелось какое-то нарушение регламента. Как же тогда 1759 стали обозначать, как год рождения святого? Современный исследователь его жизни, В.В.Степашкин, полагает, что это произошло из-за ошибок писцов обители, которые ошибочно записали возраст преподобного – с ошибкой на 5 лет. Другие же документы, найденные историком в Курских архивах (исповедные росписи храма, куда ходила его семья, метрики) говорят о том, что святой родился в 1754 г.

Серафим Саровский прижизненный портрет

Прижизненный портрет преподобного Серафима работы Серебрякова бережно хранился в покоях настоятеля Саровской пустыни

Прохор Исидорович Мошнин – звали Серафима Саровского до принятия монашества

Ввиду того, что о жизни старца сохранились, прежде всего, устные предания, существуют также разночтения в написании его фамилии – Машнин или Мошнин. Исследованиями последних лет установлено, что род, который писался как «Машнины» и как «Мошнины», известен по крайней мере с XVII в. Это были посадские люди, однако, впоследствии их основным занятием стала торговля.

Видимо, отсюда фамилия, которая устойчиво встречается в документах с 1658 г: Мошнины. Она происходит от слова «мошна», то есть кошель с деньгами. Поэтому впоследствии это и было верным написанием фамилии.

Кто он и чем прославился: главное

Прохор Мошнин, в монашестве Серафим Саровский, известен как:

  • выдающийся подвижник, затворник, аскет;
  • духовник, обладавший дарами прозорливости, исцелений недугов, духовного разумения, чудотворец;
  • основатель женской обители, ныне – Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь;
  • тайнозритель грядущих судеб России, пророчески предвидевший многие будущие события ее истории.
Дивеево с канавкой

Дивеево, Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь, Нижегородская область. Построена 1842 г.  Вид со Святой Канавки сегодня. Слева — белоснежный Преображенский собор, справа — нежно-салатовый — соборный храм во имя Святой Троицы, в котором покоятся мощи преподобного Серафима Саровского

Откуда мы знаем, что он реальная историческая личность

Первоначальные сказания о преподобном были основаны на устных преданиях о его жизни, монашеском подвиге, чудесах. При этом имела место некоторая «мифологизация» его образа – что впоследствии являлось препятствием для прославления преподобного, так как Синод не понимал, как среди множества преданий «отделить зерна от плевел». Именно мифологизация личности святого дала повод сомневаться вообще в достоверности сведений о нем.

Однако, в последние годы начались собственно научные исследования жизни святого, найдены архивные документы о:

  • его предках по линии обоих родителей;
  • о семье прп. Серафима;
  • о жизненном пути его самого, в том числе – документы о вступлении в духовное сословие, о постриге, а также другие письменные источники о его иноческой жизни; поэтому сомневаться в историчности святого, конечно, не приходится.
Курск -родина Серафима Саровского

Курск. Ильинский храм — место крещения будущего святого. Фото Butyrskii.com

Когда праздник Серафима Саровского

Календарь сейчас знает две основные даты памяти преподобного Серафима Саровского:

Кроме этих дат, преподобный Серафим Саровский чествуется вместе с соборами святых Нижегородских (дата переходящая), Тамбовских (10 августа), Дивеевских (27 июня).

Биография

Он прожил долгую жизнь – почти 79 лет, 47 из которых был монахом. Его жизнь вместила пребывание в миру, начальные иноческие подвиги, искушения затвора, и, наконец, старческое служение, на которое преподобный вышел по воле Божией и Пресвятой Богородицы.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Служение. За благословением к батюшке Серафиму

Когда и где родился

Современные биографы угодника Божия признают датой его рождения 19 июля 1754 г., местом же, где он появился на свет – город Курск. Известно, что Мошнины относились к приходу двухпрестольной церкви Воскресения Христова и прор. Илии. Некогда она была соборным храмом монастыря, посвященного пророку, затем, по упразднении обители, стала приходской. Документы свидетельствуют, что в детстве Прохора, в 1768 г., деревянную церковь, усердием прихожан (включая Мошниных), сменила каменная.

Район, где жило семейство, именовался Городовой слободой. Близ него было два действующих монастыря, мужской и женский, оба – посвящены Святой Троице. Может быть, о них позже вспомнил преподобный, когда выбирал посвящение женской обители, возводимой его трудами? Ведь Дивеевский монастырь также построен в честь Триединого Бога.

Отец, мать и другие родственники

Согласно документам, род Мошниных жил в Курске издавна. На Ильинском приходе в самом начале XVIII в. поселился прадедушка преподобного, Евсей Мошнин, здесь же проживал дед, Иван. Отец святого, Исидор (Сидор) родился около 1721 г. Мошнины, как явствует из документов, тогда занимались гончарным промыслом: делали и продавали глиняную посуду.

А вот Исидор, кроме традиционной для семьи работы, еще, как явствует из документов, занимался храмоздательством. Так, в 1752 г. он значится как один из руководителей строительства двухэтажной Сергиево-Казанской церкви, имевшей престолы преподобного Сергия Радонежского и Казанской иконы Богородицы.

Все работы продолжались 10 лет. До освящения храма Исидор Иванович не дожил, скоропостижно скончавшись всего 40 лет от роду. Он оставил жену Агафию Фотиевну (каких-либо данных о ее родственниках историкам найти пока не удалось), и троих детей – Прасковью, Алексея и самого младшего, Прохора.

Можно предположить, что мать преподобного по смерти мужа проявила себя как женщина сильная: она продолжила дело мужа как по части гончарного промысла, так и достройки церкви.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Курск. Сергиево-Казанский собор (18 век)

 

Она приходила наблюдать за работами даже с сыном, совсем еще маленьким Прохором. Именно тогда случилось происшествие, как бы предвозвестившее Божие избрание отрока.

Как жил в детстве

Документы не говорят об этом практически ничего, поэтому здесь на помощь приходят устные предания о первых годах жизни будущего старца. Так, многие, знавшие семью святого, вспоминали, что мальчик всегда отличался любовью к богослужению, кротостью, смирением. О том, что он действительно особенный, говорят два события времени его пребывания в родительском доме.

Падение с колокольни

Широко известно устное предание о том, как Прохор, мальчик 6 или 7 лет, вместе с матерью был на колокольне строящейся церкви (согласно документам, это могла быть Сергиевская-Казанская, не достроенная отцом), и упал вниз, при этом оставшись невредимым.

Однако, документы говорят о том, что в 1761 г., когда предположительно случилось это событие, колокольня храма еще не была достроена, хотя уже было почти возведено собственно церковное здание. Да и самые ранние записи рассказов очевидцев говорят не о падении с колокольни, а о том, что отрок упал «с высоты здания».

Нет необходимости пояснять, что остаться при этом невредимым (не забудем, что храм строился двухэтажным!) – явное чудо Божие, которое не нуждается в приукрашивании, как это сделала позднейшая молва, рассказывавшая о «падении с колокольни».

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

После чудесного спасения

Икона Знамение и исцеление

Речь идет о древней святыне, именуемой Курской-Коренной иконой Пречистой Богородицы (найдена при корнях дерева, отсюда название). Крестный ход с ней из посвященного ей монастыря до Коренной Рождественско-Богородичной пустыни происходил ежегодно, всегда на 9 пятницу после Пасхи. В 1764 г. это было 11 июня. Тот год был непростым для семьи, 4 года назад потерявшей отца: сначала умерла бабушка, Феодосия, затем заболел младший сын.

Курская Коренная икона Божией Матери

Так выглядит сегодня явленная икона Курская Коренная «Знамение», которая побывала во дворе дома семьи Мошниных и будущий Саровский святой исцелился

 

Дом Мошниных стоял как раз на пути крестного хода, поэтому, как предполагают, мать, конечно, постаралась вынести больного отрока, чтобы приложить к святыне. Но Господь устроил даже более: когда икона проходила мимо двора Мошниных, начался ливень, и крестоходцы вошли во двор, под навес, пробыв здесь некоторое время. Именно после этой встречи со святыней мальчик исцелился – и, возможно, еще и изменился, может быть, именно тогда начав думать о монашестве.

Из Курска в Саровскую пустынь

Различие жития святого сообщают, что решение принять монашество созрело у Прохора Мошнина еще с юности, а мать, Агафия, зная, сколько чудес совершил Господь над сыном, не препятствовала его выбору.

Серафим Саровский -Прохор Мошнин

Прохор подходит к Саровской Пустыни

В 1778 г., накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, Прохор пришел в Саровскую обитель, чтобы остаться здесь на всю жизнь. Через три года в документах его появляется запись «выбыл в монашеский чин». Однако постриг с именем Серафима он примет только через 4  года.

Монашество

Уже послушническая жизнь святого, как и его жизнь в миру, отмечена как бы печатью особого Божия избрания. Так, однажды он тяжело заболел водянкой, уже приближался к кончине. При этом Прохор отказывался от лечения, уповая на Единого Бога. И вот в видении он увидел Пречистую Богородицу, вместе с Которой пришли к нему апостолы Петр и Иоанн. Указывая десницей на больного, Матерь Божия произнесла самые точные слова о святом:

«Сей – от рода Нашего».

А потом прикоснулась жезлом к его боку, отчего вода вытекла, послушник стал здоровым, еще более укрепившись в желании стать иноком.

Известна дата пострижения святого – 19 марта («старого стиля») 1785 г.

Современный историк В.В.Степашкин полагает, что выбор имени преподобного в постриге был связан со временем пострижения – то был Великий Пост. Принимавшим монашеские обеты в это время давали имена в честь Небесных Сил.

Труды и духовные подвиги

Духовное возрастание инока было стремительным. Господь послал ему мудрых руководителей – настоятеля обители, Пахомия, и старца Иосифа. Но дело было еще в чистоте самого инока, ставшего действительно сосудом Божией благодати, удостоившегося особых духовных дарований.

Видение в храме

Через год по пострижении он – иеродиакон. Известно, что во время богослужений о. Серафим, как достойный, не раз видел сослуживших братии Ангелов; но особенно потрясающим стало явление ему Самого Господа: однажды за литургией, он, произнеся возглас «Господи, спаси благочестивыя…» увидел Христа, идущего к алтарю от входа во храм по воздуху.

Видение Серафиму Саровскому

Видение иеродиакону Серафиму

Господь благословил молящихся, затем, войдя в Свой образ близ царских врат, стал невидим. Служить о. Серафим далее не мог, три часа «в изумлении» простояв в алтаре.

Затвор и старчество

С 1793 г. 39-летний иеродиакон рукоположен во иеромонахи. Но еще через несколько лет, после смерти настоятеля о. Пахомия, он уходит на труднейший подвиг затвора, в пустынь близ монастыря. Здесь ему пришлось претерпеть не только телесные скорби, но также – мысленную «брань», борьбу с помыслами.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Саровская Пустынь. Ближняя келья отца Серафима Саровского

1000 дней моления на камне: как это было на самом деле 

Митрополит Вениамин (Федченков) предполагает, что сам подвиг молитвенного стояния, по сути, столпничества, мог быть вызван особой «бранью»: по некоторым данным, святому предлагали место настоятеля одного из монастырей (следует сказать, что Саровская обитель дала Церкви не одного наместника монастыря, вероятно, по этому же поводу обращались к о. Серафиму).

Икона Моление Серафима Саровского на камне

Иконография: Моление Серафима Саровского на камне Датировки: XIX в. Дерево, левкас, масло 17,5 см, * 14,5 см Преподобный Серафим Саровский изображён в лесной гуще, молящимся стоя на коленях на камне.  © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Преподобный отказался, но затем мог пожалеть об этом. Преодолевая помыслы «любоначалия» он и мог совершать молитвы на камне. О том, что такой подвиг был, есть свидетельства игумена обители, однако, ничего не говорится о его длительности в 1000 дней.

Современные историки полагают, что подобные моления о. Серафим совершал вообще постоянно и регулярно. Есть также данные, что камней было два: в лесу и в келье святого, где он мог молиться вдали от людских глаз.

Сейчас части этих реликвий можно увидеть:

  • в возрожденном Саровском монастыре;
  • в музее Дивеевской обители.
Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Осколок камня на котором молился прп Серафим — экспонат Дивеевского музея

 

Сами же камни в целости не сохранились – еще в XIX в. благочестивые паломники постепенно разбили их на части.

«Делайте, что вам надобно!»

Тогда же о. Серафим выдержал нападение разбойников, избивших его буквально до полусмерти, притом, что иеромонах был достаточно силен, а при нем был топор. Но он не оказал им никакого сопротивления, предпочитая быть избитым, нежели поднять руку на ближнего, пусть и грешного. От ран святой был исцелен Пречистой Богородицей, вновь явившейся ему в видении с Апостолами.

После он простил обидчиков, а вот от ран полностью не оправился, до конца жизни ходил, опираясь на палку.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Преподобный Серафим Саровский. Икону обработал православный блогер Алек Сей в 2020 году

Медведь и батюшка Серафим

Существуют свидетельства приходивших к святому о том, что у него действительно не раз видели медведя, которого о. Серафим подкармливал. Многие подобные рассказы выглядят, как легендарные.

Однако, историки не видят ничего невероятного в том, что монаха посещал дикий зверь: в пустыньке, где он нес свой подвиг, преподобный устроил ульи с пчелами, так что медведь мог приходить лакомиться медом.

А вот то, что он не трогал человека – конечно, явное свидетельство святости угодника Божия, которую чувствовал даже дикий зверь.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г. Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Выход из затвора

В 1810 г. духовный собор обители предлагает старцу, уже очень немощному, или перейти в монастырь, или еженедельно приходить на службы, что отцу Серафиму было затруднительно по болезни; так он вышел из 15-летнего затвора, вернулся в обитель; здесь он какое-то время еще жил, не выходя из кельи, а затем, по Божию благословению, вышел на новое послушание – старческое.

Радость моя

Так обращался преподобный ко всякому, искавшему его духовной помощи. Он обязательно приветствовал приходящих радостным «Христос Воскресе!». Эти слова шли от сердца святого, прошедшего через горнило множества искушений, познавшего истинную радость о Боге, которой он щедро делился с каждым приходящим.

Чудеса при жизни

От времени, когда о. Серафим Саровский вышел на служение людям, сохранилось множество рассказов о том, как угодник Божий:

  • видел грехи пришедших к нему, мягко обличал за содеянное; известно, что однажды к нему приехал некий генерал, не особенно веровавший в святость старца – а через краткое время вышел от него, плача о своих грехах, потрясенный святостью преподобного;
  • исцелял болезни, испрашивая у Бога здравие страдающим немощами;
  • не раз помогал также отошедшим от этой жизни избежать ада; многие были свидетелями случая, когда сыновья просили святого помолиться об их отце, умершем от винопития; преподобный принял немало трудов, но умолил Бога извести душу из ада.
Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

У батюшки Серафима

К святому приходило столько людей, что тогдашний игумен обители, о. Нифонт, жаловался, что иной раз до ночи не может «закрыть ворота монастырские» от множества ищущих помощи о. Серафима мирян. Позже, в начале XX в. чиновники Синода схожим образом будут аргументировать отказ канонизировать святого – на месте пребывания мощей может оказаться «слишком много» паломников, которые помешают «монашескому уединению»…

Обитель в Дивеево

Сложная миссия заботы о женской общине была возложена на о. Серафима еще в 1789 г., когда он был иеродиаконом, и основательница будущего монастыря, инокиня Александра (Мельгунова), предчувствуя свою кончину, просила Саровских старцев не оставлять сестер. Именно тогда старец Пахомий поручил заботы о сестрах иеродиакону Серафиму.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Впоследствии между о. Серафимом и начальницей общины Ксенией возникли разногласия, вызванные строгостью устава, которой придерживалась начальница, так что около 40 сестер даже ушли.

1825 год

После этого, по прямому повелению Богородицы, в 1825 г. возникла община для девиц, при мельнице, отсюда ее именование «Мельничной».

«Сироты», как называл их прп. Серафим, стали в полном смысле духовными дочерями святого, а сама община созидалась его трудами, хотя сам побывал в Дивеевской обители всего один раз, в молодости. Позже духом перенесся из Саровской пустыни в Дивеево, когда  положил начало святой Канавке.

Благодаря авторитету старца община:

  • в 1829 г. получила свой храм, Рождества Богородицы; его построил Михаил Мантуров, благодарный старцу за свое исцеление от болезни;
  • в 1830 г. участие в жизни сестер приняла помещица, Вера Постникова, на участке которой сестры жили: она безвозмездно отдала землю будущей обители.
Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Икона Божией Матери, переданная прп. Серафимом Саровским в благословение Мельничной общине

Явления Божией Матери

Согласно свидетельствам самого преподобного, а также его современников, Пречистая посещала Своего раба неоднократно. Различные редакции его житий упоминают о 8 таких событиях.

  • Впервые Она явилась ему во сне еще во отрочестве: это явление с обещанием прийти и исцелить болящего Прохора последовало накануне памятного крестного хода с Курской-Коренной иконой.
  • Следующее явление было во время послушничества Прохора, когда Пречистая, также явившись «в тонком сне» исцелила его после Причастия Святых Таин.
  • Еще одно известное явление относится ко времени после нападения на святого разбойников, когда Богоматерь снова таким же образом спасла его от безвременной смерти.
  • Преподобный также рассказывал о явлении Богородицы 25 ноября 1825 г.: Она повелела ему выйти из затвора, то было также сонное видение.
  • Согласно еще одному свидетельству, в том же году Божия Матерь явился святому наяву, когда он, уже покинув затвор, решил сходить в пустыньку, где подвизался ранее. Именно тогда Пресвятая Владычица, ударив жезлом по земле, извела источник воды. Кроме того, Она подробно рассказала преподобному, как ему необходимо устроить Дивеевскую обитель для девушек, даже – назвала имена сестер.
  • Кроме этого, явление Пречистой сопровождало начало работы над Канавкой, которая должна была окружить территорию «Мельничной общины».
  • Сам преподобный рассказывал о явлении Богородицы в 1830 г., когда Она сказала святому: «Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь». Святой стал умолять Ее о спасении насельниц Дивеевской обители.
  • Наконец, известно последнее явление Матери Божией, за 2 года до смерти преподобного. На Благовещение 1831 г. Она пришла в его келью въяве, а не во сне. Это, видимо, единственное явление, свидетельницей которого оказалась одна из Дивеевских сестер. Явление Пречистой, сопровождаемой свв. Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, а также многими святыми девами, на этого раз продолжалось целых 4 часа. Матерь Божия подробно говорила со святым о Дивеевском монастыре, его сестрах, обещала помощь, защиту.

После этого, последнего явления, Пречистая Сама предсказала преподобному кончину:

«Скоро, любимиче Мой, будешь с нами».

Когда явление окончилось, преподобный обратился к старице, удостоившейся присутствовать при событии:

«Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих. Мне таким образом вот уже двенадцатый раз было явление от Бога. И тебя Господь сподобил. Вот какой радости достигли! Есть нам, почему веру и надежду иметь ко Господу. Побеждай врага диавола и противу его будь во всем мудрая, и Господь тебе во всем поможет. Призывай себе на помощь Господа и Матерь Божию и всех святых и меня, убогого, поминай. Помни и всегда говори в молитве:

«Господи, как мне умереть будет? Господи, как на Страшный Суд придти? Как мне, Господи, ответ дать за мои дела? Царица Небесная, помози мне!».

Именно из этих слов известно, что Богородица являлась святому 12 раз. Но далеко не о всех явлениях сохранились свидетельства или воспоминания, о части из них святой умолчал.

Как умер святой старец

Все, знавшие старца, свидетельствовали, что он предчувствовал свою кончину, возможно – точно знал день. 1 января (по новому стилю – 14) нового, 1833 г., святого не раз видели у места, где он желал быть похороненным, близ алтаря монастырского собора. Всякий раз он долго молился. Вечером монахи соседних с преподобным келий слышали, как он пел песнопения Пасхи.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Саровский монастырь. Так выглядит сегодня келья, в которой скончался преп. Серафим. Она вошла в храм Пресвятой Троицы, заложенный в 1867 году и освященный при канонизации святого в 1903 году

Утром же 2 января из кельи святого стал доноситься запах гари. На стук он не отозвался, так что монахи открыли дверь – и нашли его скончавшимся на молитве, коленопреклоненным. Книга, на которой покоилась глава святого, тлела от пламени упавшей свечи – так сбылись слова прп. Серафима:

«Кончина моя откроется пожаром».

Могила: где похоронили

Тело иеромонаха Серафима положили во гроб, сделанный им самим, и предали земле близ алтаря монастырского собора.

Учение: почему сам не писал книги

От преподобного не осталось никаких письменных сочинений. Высказывалось даже предположение о его неграмотности, но, судя по найденным его автографам, подписям на документах, он был грамотен. Вместе с тем, преподобный не имел духовного образования, то есть не заканчивал ни семинарии, ни академии, то есть не принадлежал к числу «образованных иноков».

Но святой был практиком монашеской жизни, по мере сил, возможности, наставлявшим тех, кто просил о совете. Эти-то краткие поучения, записанные духовными чадами, монахами монастыря, и составляют ныне то, что считается «учением прп. Серафима».

«Духовные наставления инокам и мирянам»

Это небольшая книга, всего 43 короткие беседы святого. Впервые они изданы Саровским иеромонахом Сергием (33 поучения), затем не раз дополнялись по рассказам современников, переиздавались на рубеже XIX-XX вв.

Это – размышления о Боге, о христианской жизни, о борьбе со страстями. Вот некоторые из них.

«Не называй Бога правосудным, – говорит преподобный Исаак, – ибо в делах твоих не видно Его правосудия. Правда, Давид называл Его и правосудным, и правым, но Сын Его показал нам, что Бог паче благ и милостив… Где Его правосудие? В том, что мы грешники, и Христос умер за нас»

(Прп. Исаак Сирин, Слово 90)».

«Чтобы воззреть к Святейшей Троице, надобно просить о сем учивших о Троице святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, ходатайство которых может привлечь на человека благословение Святейшей Троицы, а самому прямо взирать надобно остерегаться».

  • «Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну».
  • «Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека».

«Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя грешнаго; или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице, молясь: Пресвятая Богородице, спаси нас, или говорить поздравление ангельское: Богородице Дево, радуйся… Таковым упражнением при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним».

О цели христианской жизни

Беседа с таким названием издана в 1903 г., к канонизации преподобного. Она, судя по записям Н.А.  Мотовилова, произошла в ноябре 1831 г. в лесу близ монастыря. Суть сказанного старцем состоит в том, что пост, Иисусова молитва, участие в богослужении, Таинства – все это средства, а не собственно цель христианской жизни.

Стяжание Духа Святого

Именно так преподобный определяет конечную цель христианина, который устрояет из себя дом Божий, где может обитать Святой Дух, принятый им во Крещении. Своими грехами человек удаляет Его от себя, покаянием же – восходит к прежнему состоянию благодатности.

Н.А.Мотовилов свидетельствует об осиявшем преподобного во время этого поучения необыкновенном свете:

«Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего.

Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца…».

Можно ли доверять Мотовилову?

Современные богословы, церковные историки видят записанную им беседу как свидетельство опыта преподобного, его высокой духовной жизни.

Вместе с тем, не делается и никаких далеко идущих выводов, касающихся учения святого, практики его духовной жизни, ввиду неоднозначности самой Николая Александровича Мотовилова, который позиционировал себя как «служка Серафимов», его близкое духовное чадо, тогда как на самом деле впервые приехал в Саров за 2 года до кончины старца.

Кроме того, установлено, что тяжелая болезнь, от которой он получил облегчение молитвами святого, скорее всего, имела характер психический, о чем, по данным В.В.Степашкина, имеются и свидетельства врачей. Именно поэтому историки с некоторой осторожностью относятся к свидетельствам Мотовилова, особенно – к тем, которые касаются «пророчеств» старца.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Н. А. Мотовилов. . Фото середины XIX в.

В отличие от более или менее, вероятно, добросовестной записи беседы о цели жизни христианина, эти «предсказания», часто маловразумительные, несут на себе отпечаток не личности старца, а того, кто записывал эти слова – сказанные ли святым, или шедшие «от своего ума», поврежденного болезнью.

Таковы приписываемые им преподобному высказывания о рождении Антихриста «между Москвой и Петербургом», о захвате русскими войсками Константинополя, о славянском царстве и некоторые другие.

Было или нет?

Есть также многие факты жизни святого, которые не подтверждены документально, однако, эти истории имеют широкое хождение среди православных.

Была встреча с Пушкиным или нет?

Прямых данных об этом нет ни в воспоминаниях о поэте, ни в записях духовных детей старца. Известно, однако, что:

  • в 1830 г. Пушкин дольше, чем планировал, жил в своем имении Болдиноввиду охватившей округу эпидемии холеры; имение находится примерно в 100 км от Арзамаса, откуда удобнее всего добираться до Сарова;
  • его переписка этого времени подтверждает, что он пересматривал характерное для интеллектуальной элиты того времени легкомысленное отношение к религии, стремился жить духовной жизнью, возможно, хотел посетить Саров;
  • на полях рукописи известного стихотворного переложения Великопостной молитвы прп. Ефрема Сирина есть изображения монаха, похожего на прп. Серафима.

Однако, эти косвенные данные никак не подтверждают, что встреча святого и поэта действительно была.

Бывал ли Александр I у Серафима Саровского?

Существуют отдельные отрывочные воспоминания почитателей старца о неизвестном человеке (скорее всего, высокопоставленном), который побывал у святого в 1825 г.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Серафим Саровский и император Александр 1

Однако, и здесь прямых данных нет.

На подобных же косвенных свидетельствах основана вообще вся история о «мнимой смерти» императора, на самом же деле – отказе от престола ради страннической жизни и покаяния, когда он уходит в Сибирь, где позже появляется старец, известный как прав. Феодор Томский. Его внешнее сходство с императором породило множество слухов о том, что этот человек был Александром, получившим благословение на этот подвиг у прп. Серафима. При этом семья Романовых не подтверждала и не опровергала эти слухи.

Интересный факт

А сейчас в Александровском саду у стен Кремля, есть памятник Александру I, на постаменте которого – композиция, изображающая встречу императора с прп. Серафимом. Многие понимают это, как неявное признание возможной историчности события со стороны государственной власти.

Письмо Николаю II: было или нет

Этот вопрос также является спорным. Согласно распространенному мнению, его передала царю блаженная Паша Саровская 19 июля 1903 г., когда проходила канонизация святого. По слухам, слова святого касались судьбы династии. Однако, никаких данных о реальности письма, равно как его текста, сейчас не существует. Современные историки склонны думать, что рассказ появился после гибели царской семьи.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

1903 год прославления Серафима Саровского. 18 июля (1 августа) император Николай II с супругой Александрой у Дальней пустыни

Подвижник православия или старообрядец – кем был на самом деле?

В том, что преподобный принадлежал к канонической Церкви, нет никаких сомнений. Дискуссию вызывает конфессиональная принадлежность его предков. Скорее всего, споры вызваны крестом, которым мать благословила святого на монашество. Литое распятие характерно было тогда для старообрядчества, отсюда – версия, что некоторые предки святого могли быть если не старообрядцами, то – единоверцами, то есть подчинившимися Церкви, но сохранившими богослужебный чин, существовавший до церковной реформы Патриарха Никона.

Однако, каких-либо данных об этом в архивных документах нет – все родные святого были крещены, приступали к Таинствам в канонической Церкви. Известны (по сохранившимся воспоминаниям) резкие высказывания святого о церковном расколе, ввиду чего современные старообрядцы, как правило, демонстрируют негативное отношение к преподобному.

Когда воскреснет преподобный Серафим

Пророчество о будущем воскресении святого содержится в записках Н.А.Мотовилова, в этой связи современные богословы и историки не склонны доверять словам, которые приписываются святому. Согласно Откровению Иоанна Богослова, всеобщее воскресение произойдет для Страшного Суда, при конце мира.

Почитание в России

Сейчас угодник Божий – один из самых любимых святых. Ему посвящено более 400 храмов, часовен.

Канонизация

Прославление состоялось 1 августа 1903 г., чуть более, чем через 70 лет по кончине.

Мощи Серафима Саровского

Дубовая колода, в которой находился кипарисовый гроб с мощами Серафима Саровского

Где находятся мощи

До 1927 года святыня пребывала в Саровской обители, затем хранились в музеях Москвы, Петербурга. С 1991 года мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Дивеево, в возрожденном монастыре. Чтобы узнать, что шокировало членов Синода при исследовании честных останков батюшки Серафима, пожалуйста, перейдите по ссылке выше.

Источник

Самый известный из них находится у реки Сатис, рядом с пос. Цыгановка. Судя по местным преданиям, это не тот источник, который извела из земли Пречистая Богородица, но появившийся в советские годы после явления на этом месте прп. Серафима. Они повторялись неоднократно, а вода из родника прославилась множеством чудес исцелений даже самых страшных болезней.

Источник прп Серафима Саровского

Цыгановка. Купальни на источнике Преподобного Серафима Саровского

Скит Серафима Саровского Коренной пустыни

Сама пустынь появилась на месте обретения Курской Коренной иконы Богородицы – той самой, от которой исцелился отрок Прохор Мошнин. Ныне здесь возрождена иноческая жизнь. Скит построен в 1990-е гг. Он находится примерно в 1 км южнее монастыря, близ реки.

Умиление – икона Богородицы перед которой молился святой в келье

Этот образ по смерти старца был передан сестрам из Дивеево, после революции – хранился от поругания верующими. Сейчас образ пребывает в Москве, в резиденции Патриарха. Ежегодно во время Великого Поста святыню приносят в Дивеево.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Сегодня икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Кирилла, в резиденции в Чистом переулке, во Владимирской церкви. Раз в год — Великим постом, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве. А в пик пандемии Ковид-19 глава РПЦ объехал с образом Москву

Как выглядел на самом деле батюшка Серафим

Старец был достаточно высокого роста, около 180 см. Он имел русые волосы и бороду, открытое благородное лицо, светлые глаза.

До нападения разбойников преподобный был здоровым, физически сильным человеком, позже же вынужден был ходить с посохом, так что на иконах его чаще всего пишут согбенным, что и было в действительности.

Прижизненный портрет

Он создан иноком Иосифом (Серебряковым) за несколько лет до кончины старца. Здесь видно, что волосы его – густые, но совсем седые, лицо – бледное от многих трудов. Но подвижник не смотрится болезненным или слабым: его взгляд говорит о духовной силе и мудрости. Сейчас в Дивеево находится копия этого портрета, сделанная сестрами. Впоследствии портрет стал основой для формирования иконографии преподобного: почти на всех из них он в епитрахили, мантии, правая рука на груди, точно так, как на портрете.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Портрет преподобного Серафима, написанный Дивеевскими сестрами на доске от его гроба. Серафимо-Дивеевский монастырь

Как изображают на иконах

Преподобного чаще всего пишут:

  • на фоне Дивеевской обители;
  • просто на золотом или ином фоне, как на портрете и его копиях;
  • молящимся в лесу на камне;
  • идущим с посохом, при этом правая рука поднята благословляющим жестом.
Икона Серафим Саровский

Иконография: Серафим Саровский, преподобный, Датировки: Начало XX века. Происхождение: д.Александрово, Лихославльский район Материал: Дерево, масло Материал оклада: Стекло Размеры иконы:  высота 28,7 см, ширина 24,5 см Поясное изображение святого Серафима Саровского.

Памятник

По стране скульптурных изображений святого – уже десятки. Самое известное (и раннее) из них – в Сарове, где он представлен молящимся с воздетыми руками, на камне.

Житие преподобного Серафима Саровского: где подлинная история подвига, а где небылицы – разбираемся

Памятник у Дальней пустыньки Серафима сегодня

Кому и чем помог батюшка Серафим

Хорошо известно, что только во времена празднеств прославления преподобного от его источника служители каждый день уносили груды брошенных исцеленными людьми костылей. Ныне чудес преподобного – не меньше.

О чем просят Саровского чудотворца

К нему обращаются со всякой скорбью, душевной или телесной. Великий молитвенник о людях при земной жизни, святой остается таким и сейчас.

Свидетельства помощи

Вот лишь немногие записи чудес, которые велись в Саровской обители до революции:

«У источника преподобного Серафима исцелилась от тяжкой болезни 19-летняя дочь солдатки Ветлужского уезда Костромской губернии Параскевы Ершовой Матрена. У нее были сведены конечности, руки сжаты. После купания больная встала, конечности расправились, и она стала ходить.

Получила исцеление крестьянка Сарапульского уезда Вятской губернии Евфимия Ивановна Смольникова, шесть лет разбитая параличом. Выкупавшись, она почувствовала себя совершенно здоровой.

В часовне над могилой преподобного Серафима исцелилась от слепоты заболевшая пять лет тому назад крестьянка села Коровенки Богородицкого уезда Тульской губернии Елена Никитична Куломзина, 25 лет.»

Чудеса по молитвам Серафима Саровского в наши дни

«До поступления в монастырь я приезжала паломницей в Дивеево. У меня была больная почка, начальная стадия гидронефрита, почка болела уже десять лет. В 1998 году я впервые попала на источник прп. Серафима. С молитвой зашла в воду. Когда погрузилась в источник, как будто кто-то ребром ударил по почкам. Я даже вскрикнула. Выскочила после такого удара со слезами: «Вот так батюшка Серафим меня встретил». Очень больно было. Неделю пробыли в монастыре, и время как-то незаметно прошло. Вернулись домой, и примерно через месяц я вдруг поняла, что у меня ничего не болит. Ем, что хочу, пью сколько хочу. Так батюшка меня исцелил»

(инокиня А.)

«Неонилла из г. Луцка рассказала, что пришла на источник и стала читать акафист преподобному Серафиму. Неонилла почти решила не купаться, потому что было холодно, но подумала: «А как же я пойду на исповедь и к Причастию, если даже купаться грехи не позволяют», – и вошла в воду. «Купайся с головой», – советовали ей.

«Когда вышла, – вспоминала она, – было так серо в глазах, будто полные воды. И вдруг, как пелена спала – так ярко, так чудно все вокруг увидела, как никогда, так все дивно и красиво!» «Я вижу, слышите, я вижу, – закричала Неонилла в восторге. У нее была высокая степень близорукости, так что она не могла читать. И вдруг исцелилась и увидела все так ясно и четко, что смогла прочитать даже мелким шрифтом написанный акафист преподобному Серафиму. «Я кричала от радости на весь саровский лес», – сказала она»

(сайт Серафимо-Дивеевского монастыря)

«Несколько лет назад я читал житие святого батюшки Серафима, и мне казалось, что некоторые духовные вопросы мне становились более понятными. Но в это же время заболела моя дочь: тяжёлое осложнение после ветрянки.

Тяжёлое испытание для всей семьи. Слава Богу, дочь поправилась, но за этот период лечения произошла переоценка ценностей в нашей семье.

И вот год назад у моей мамы было подозрение на опухоль, и я опять обратился к угоднику Божию святому Серафиму Саровскому. И Бог молитвами батюшки отвёл от страшной болезни!!! Дивен Бог во святых своих!!!»

(Олег)

Кому покровительствует святой

Ответ на этот вопрос прост: всякому человеку, кто просит его помощи – лишь бы она была полезна просящему.

Преподобный Серафим Саровский

К нему обращаются одержимые тяжкими недугами, унывающие среди скорбей мира, ищущие укрепления веры или просто – веры, среди всеобщего безверия. Ныне из Царства Небесного продолжают звучать обращенные к каждому его слова:

«Радость моя! Христос Воскресе!»

Наталья Сазонова

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского«Вера вечна!»: Биография и творчество святителя Николая Сербского

0 Comments
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Святитель Николай Сербский (Велимирович) — святой, труды которого постоянно переводятся на русский язык, а для многих верующих – можно сказать, настольные. Его стихотворение «Вера вечна, вера славна, наша вера православна!» положенное на музыку — стало неофициальным гимном не только сербов, но всех православных. 18 июня

Святые

Кирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия РадонежскогоКирилл и Мария: любовь, национальность и фамилия родителей Сергия Радонежского

0 Comments
Кирилл и Мария Радонежские

Церковь прославила родителей Сергия Радонежского Кирилла и Марию, как святых, только 30 лет тому назад. Но еще при земной жизни прп. Сергий благословлял всякого, кто паломником идет к его монастырю, заехать в Хотьково, чтобы помолиться о упокоении душ его отца и матери. Когда причислены к

Святые

Вятский чудотворец — преподобный ТрифонВятский чудотворец — преподобный Трифон

0 Comments
Преподобный Трифон Вятский Чудотворец

Сейчас его именуют «истовым, деятельным и суровым основоположником вятского монашества». Не то было при земной жизни. Трифон Вятский — любимейший святой Кировской и Пермской земли при жизни испытал непонимание близких, зависть собратий, болезни. Кто такой Трифон Вятский Прежде всего – архимандрит Трифон действительно основоположник монашеского

Святые

Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

0 Comments
Святой современник: святитель Виктор Глазовский (Островидов)

Это случилось 1 июля 1997 г. На кладбище северного села Нерица приезжие из Москвы священники собирались обрести мощи, как они говорили, святого… Виктор Глазовский из тех, кого еще лет за 10 до того коммунистические власти называли «мракобесами», гнали, арестовывали.Вокруг собрались… нет, не верующие: зеваки из

Святые

«Любовью и единением»: Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого«Любовью и единением»: Как Сергий Радонежский междоусобные разборки князей прекратил. Исследование жития святого

0 Comments
Преподобный Сергий Радонежский

Однажды ради Бога будущий преподобный Сергий Радонежский оставил мир, чтобы подвизаться в безвестности, служа одному Христу. Но Господь судил ему не просто достигнуть святости, но – стать зачинателем духовного возрождения страны. Недаром преподобного называют «игуменом всея Руси» В каком веке жил и что сделал для

Святые