Постоянные прихожане знают, что этот чин на праздник Успения Матери Божией очень похож на Погребение Спасителя в Великую Пятницу. Но на Плащанице этого дня – совсем другое изображение.
Плащаница Богородицы: что это
Это большой плат, чаще всего – из бархата, который большую часть года хранится в алтаре, а выносится только во время всенощного бдения в канун Успения Богородицы.
Что написано и изображено на нем?
Мы видим Богородицу, лежащую на смертном одре. Иногда на Плащанице можно увидеть также Ангелов, Апостолов, и даже Христа, принимающего душу Пречистой. В этом случае это – по сути, икона Успения.
Изображение на плащанице может быть:
- вышитым, в том числе с использованием бисера;
- писаным, подобно иконе – такое изображение особым образом пришивается к ткани;
- сочетающим писаное или полиграфическое изображение (обычно лика и рук Девы Марии), и вышивку, в технике которой сделано одеяние Богородицы.
Изображение, как правило, окружает шитая надпись на церковно-славянском языке. Чаще всего это текст одного из песнопений праздника, например:
- «В Рождестве Твоем девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси…»
- «Благообразных ученик лик ныне божественный, о честная, нескверное тело твое слезами чистыми омочив, яко ароматы, во гробе честне погребая положи»
Гефсиманская Плащаница
Это святыня, которая хранится в Иерусалиме, место ее пребывания – подворье Гефсиманского монастыря, которое находится близ храма Воскресения Христова. Сама плащаница представляет собой, по сути, большую (размером 1 метр) икону Богородицы, возлежащей на смертном одре.
Реликвия имеет русское происхождение: это дар монастырю графини Анны Орловой-Чесменской, дочери графа Алексея Орлова, сподвижника Екатерины II. Анна Алексеевна Орлова, придворная дама, после смерти отца решила вести безбрачную жизнь, посвятила себя духовному деланию, много занималась благотворительностью. Есть данные, что в конце жизни, около 1848 г., она приняла иноческий постриг, став монахиней Агнией.
Анна Алексеевна, владевшая большими богатствами, немало помогала многим храмам и монастырям в России и за рубежом. Среди многих пожертвований была и Плащаница. В наши дни святыня иногда покидает Иерусалим, путешествуя по разным православным странам. А в XIX в. в России с нее не раз снимались копии – и именно с этого времени в храмах страны возникла практика выноса Богородичной Плащаницы во время бдения накануне Успения.
Когда и как выносят Плащаницу на Успение
Поскольку сама традиция – поздняя, ей менее 200 лет, то до настоящего времени в храмах нет единообразного времени совершения.
В зависимости от сложившегося обычая, это может быть:
- во время Утрени, когда совершается полиелей – тогда священники с Плащаницей исходят из алтаря, полагают ее посреди храма, стоят пред ней с зажженными свечами; перед Плащаницей читается праздничное Евангелие;
- непосредственно перед чином Погребения Богородицы, при пении особых тропарей.
Поэтому ответ на вопрос о том, «во сколько» часов будет вынос Плащаницы, зависит от конкретного храма и сложившейся в нем практики. В момент выноса верующие совершают земной поклон, а многие встречают Плащаницу, стоя на коленях.
Что значит «вынос Плащаницы»?
Изнесение Плащаницы из алтаре напоминает вынос другой Плащаницы – в Страстную Пятницу: через смерть прошел Сам Сын Божий, ныне же верующие провожают Его Мать.
В Гефсиманском монастыре Иерусалима это – не просто вынос из алтаря, а большой крестный ход от подворья близ храма Воскресения до места погребения Богородицы в Гефсимании. Отсюда понятно, что означает вынос Плащаницы – он как бы символизирует погребальную процессию, в которой в далеком I в. участвовали Апостолы Христовы, а ныне к ним духовно присоединяются все верующие, любящие Матерь Божию.
«Служба погребения Плащаницы»
Служба Погребения Богородицы не обязательно совершается накануне праздника.
3 варианта времени погребения Плащаницы на Успение
В настоящее время в разных храмах есть различные варианты:
- Вечерняя служба 27 августа; тогда служба Погребения соединяется с бдением, и сама служба удлиняется примерно на час против обычной всенощной; это вариант чина, как он совершается в Иерусалиме.
- Вечером 28 августа – служба соединяется с Вечерней и Утреней.
- Также вечером, но на третий день (30 августа, реже — 29-го) после праздника Успения; многие храмы держатся этой традиции потому, что именно так служили Погребение в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры – здесь исторически чин стал совершаться впервые в России, а перевел его с греческого языка во 2 пол. XIX в. свт. Филарет Московский, основатель скита.
Время и продолжительность службы
В какое время совершается чин Погребения, зависит, таким образом, от конкретного храма, а сколько длится служба в целом – определяется тем, проходит ли чин во время бдения, соединяясь с ним, или совершается в отдельный день.
Так проходит Всенощная 27 августа: все по порядку
Во всяком случае всенощное бдение 27 августа – это, как и на другие великие праздники:
- Великая Вечерня, в состав которой входит лития и благословение хлебов и вина;
- Утреня, в составе которой Шестопсалмие, ектении и полиелей, во время которого совершается помазание освященным маслом, кроме того, благословенный хлеб, политый вином, раздают народу;
- служба Первого Часа.
Чин погребения
В зависимости от дня и времени совершения, он имеет различные варианты. Но во всяком случае, в него входят:
- особые тропари, как указывается в тексте чина, «из Иерусалимского последования;
- 118 псалом, называемый также «Блаженны непорочнии в путь…»; его традиционно читают в Великую Пятницу, на Чине Погребения Спасителя, и на любой панихиде по усопшим – теперь же он звучит ради Богородицы; к каждому стиху при этом прибавляются особые молитвенные обращения к Матери Божией;
- так называемые «Благословенны», песнопения, звучащие с припевом «Благослове́нная Влады́чице, / просвети́ мя светомъ Сы́на Твоего́»;
- другие песнопения на Погребение Пречистой;
- чтение Евангелия; прозвучит фрагмент Евангелия от Луки, повествующий о встрече Марии и Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи.
Затем, после Великого Славословия, завершающего Утреню, следует крестный ход с Плащаницей вокруг храма, подобно тому как это бывает:
- в Великую Пятницу с Плащаницей Христа;
- после отпевания всякого христианина, когда его гроб также обносят вокруг церкви.
Сделав полный круг, ход подходит к дверям храма.
По традиции, которую можно увидеть на многих приходах, священники, держащие Плащаницу, становятся в дверях, и все участники крестного хода благоговейно проходят под ней в церковь.
Каких-то особых правил, что говорить или о чем просить, проходя под святыней, не существует, да их и быть не может: чаще всего ввиду множества народа прохождение под Плащаницей – одна-две секунды. Всякий в это время просит Матерь Божию о благословении и молитвенной помощи. Можно просто мысленно сказать, подобно Апостолам, увидевшим Марию воскресшей:
«Пресвятая Богородице, помогай нам!»
Последование (текст)
Во вложении последование Службы погребения Пресвятой Богородицы в формате Word. Источник: https://последование.рф/posledovaniya
Сколько дней плащаница на середине храма: когда и как заносят
Это опять-таки зависит от того, когда совершается Чин Погребения:
- если он проходит на третий день после праздника, все эти три дня святыня будет доступна для поклонения;
- если чин совершается на праздничном бдении, Плащаницу занесут в алтарь сразу по его окончании.
Как правильно прикладываться к Плащанице на Успение
Перед святыней по возможности совершают земной поклон, затем прикладываются к изображению Матери Божией – чаще всего к ногам, затем – к Евангелию, которое лежит на Ее груди.
После этого, совершив крестное знамение и еще один поклон, благоговейно отходят. Если в церкви много людей, желающих прикоснуться к святыне, разумно заменить земной поклон поясным, чтобы не задерживать других верующих, идущих к Плащанице. Если же есть желание особо помолиться перед Плащаницей, можно прийти, например, ранним утром, до начала литургии, чтобы постоять перед Матерью Божией в молитвенном уединении.
Сколько раз можно подходить
На этот счет нет никаких уставных требований – столько раз, сколько просит душа. Иногда можно встретить своего рода инструкции «знающих людей», например якобы «отходить надо пятясь, то есть стоя лицом к плащанице».
Помимо того, что сама эта грамматическая конструкция вызывает некое недоумение (как вообще можно «отходить, стоя»?), вполне очевидно, что буквальное выполнение «доброго совета» почти наверняка приведет к тому, что вы наткнетесь на других прихожан и смутите кого-либо таким своеобразным «благочестием».
Отходить от святыни нужно с благоговением и благодарностью Матери Божией, и так, чтобы не помешать другим людям. Страх же повернуться к святыне спиной в этом случае не что иное, как суеверие.
Украшение плащаницы и дорожка из цветов: значение
Традиция распространилась в Русской Церкви из, как считают, двух Успенских обителей, женской Пюхтицкой и мужской, Псково-Печерской. Символика украшения Плащаницы и дорожки из зеленой травы и цветов, по которой идет крестный ход с Плащаницей, очевидна: цвета – символ Рая.
Он, можно сказать, «задан» преданием об Успении: ветвь из Рая вручил Матери Божией Архангел Гавриил незадолго до Ее отшествия из мира. Именно поэтому многие верующие после крестного хода забирают на благословение цветок или веточку, и благоговейно хранят их у икон.
Что читают и поют в храме 27 августа
За праздничными службами прозвучат отрывки из Писания Ветхого Завета с пророчествами о Богородице:
- из Книги Бытия, о «лествице» от земли до неба, которую видел во сне праотец Иаков; эта лествица – символ Божией Матери, соединившей земное и небесное;
- из прор. Иезикииля, о «вратах затворенных», которыми может пройти лишь Господь – и это пророчество стало ясным лишь после Его Воплощения от Девы;
- из Притчей Соломоновых, о Божией Премудрости, создавшей Себе дом – Чистую Деву.
Главные песнопения праздника повествуют о событии Успения и о том, что ныне, в Царстве Небесном, Матерь Божия стала Матерью всем нам, молясь о мире:
«В Рождестве девство сохранила eси, / во успении мира не оставила eси, Богородице, / преставилася eси к животу, Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша».
А вот одно из многих песнопений, благодаря которому русский народ называл Успение «летней Пасхой»:
«Егда́ снизшла́ еси́ къ сме́рти, Живота́ Ма́ти безсме́ртная, / тогда́ а́дъ удиви́ся и ужасе́ся стра́шно, / егда́ же узрѣ́лася еси́ преста́вльшися на небеса́, Маріа́мъ, отъ гро́ба, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / живоно́сная Ма́ти Живота́ на́шего, сла́ва Тебѣ́».
Этот тропарь созвучен песнопению кануна Пасхи:
«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе».
Созвучие песнопений понятно: ведь и Богородица, пройдя смерть, как Ее Сын, воскресла и пребывает на небе в теле.
Где плащаница находится в обычные дни
В большинстве храмов – в алтаре. Но есть и такие церкви, где она доступна для поклонения верующих под особой сенью. Один из таких храмов – в Гефсиманском монастыре Иерусалима, где святыня пребывает близ алтаря и ей могут поклониться паломники.
Молитва Божией матери перед Плащаницей на Успение
Ниже большая молитва из акафиста праздника, которую иногда читает священник, но может произносить и мирянин.
Но можно обратиться к Матери Божией и совсем краткими молитвами, и своими немощными, но идущими от сердца, искренними словами. Ведь Она, Царица неба и земли, «во Успении мира не оставила», а значит – всегда с нами.
Наталия Сазонова
Текст длинной молитвы на Успение Богородицы
«О Пресвята́я Богоро́дице Де́во, Влады́чице, вы́шшая А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри Честне́йшая, а́нгельское вели́кое удивле́ние, проро́ческая высо́кая про́поведь, апо́стольская пресла́вная похвало́, святи́телей изря́дное украше́ние, му́чеников кре́пкое утвержде́ние, и́ноков спаси́тельное наставле́ние, по́стников неизнемога́ющее воздержа́ние, де́вствующих чистото́ и сла́во, матере́й ти́хое весе́лие, младе́нцев му́дросте и наказа́ние, вдови́ц и си́рых Корми́тельнице, наги́х одея́ние, боля́щих здра́вие, пле́нников избавле́ние, по мо́рю пла́вающих тишино́, обурева́емых небу́рное приста́нище, блужда́ющих нетру́дная Наста́внице, путеше́ствующих ле́гкое прохожде́ние, тружда́ющихся благо́е поко́ище, в беда́х су́щих ско́рая Засту́пнице, оби́димых Покро́ве и прибе́жище, ненаде́ющихся наде́яние, тре́бующих Помо́щнице, печа́льных при́сное утеше́ние, ненави́димых любо́вное смире́ние, гре́шников спасе́ние и к Бо́гу присвое́ние, правове́рных всех тве́рдое огражде́ние, непобеди́мое поможе́ние и заступле́ние!
Тобо́ю нам, Влады́чице, Неви́димый ви́дим бысть, и Тебе́ мольбу́ прино́сим, Госпоже́, гре́шнии раби́ Твои́:
О Преми́лостивая и Пречу́дная Све́та у́мнаго Цари́це, ро́ждшая Царя́ Христа́, Бо́га на́шего, Живода́вца всех, от небе́сных сла́вимая и от земны́х хвали́мая, а́нгельский уме́, светоза́рная звездо́, святы́х Пресвяте́йшая, Влады́чице всех тва́рей, Боголе́пная Деви́це, Нескве́рная Неве́сто, пала́то Ду́ха Пресвята́го, о́гненный Престо́ле Неви́димаго Царя́, небе́сный киво́те, носи́ло Сло́ва Бо́жия, огнеобра́зная колесни́це, поко́ище Жива́го Бо́га, неизрече́нное составле́ние пло́ти Христо́вы, гнездо́ Орла́ Небе́снаго, Го́рлице Богогла́сная, Голуби́це кро́ткая, ти́хая и незло́бивая, Ма́ти чадолюби́вая, ми́лостей бе́здно, разверга́ющая ту́чу гнева Бо́жия, неизмери́мая глубино́, неизрече́нная та́йно, несве́домое чу́до, нерукотворе́нная Це́ркве Еди́наго Царя́ всех век, благоуха́нное кади́ло, честна́я багряни́це, Боготка́нная порфи́ро, душе́вный раю́, живоно́снаго са́да о́трасле, цве́те прекра́сный, процве́тший нам небе́сное весе́лие, гро́зде спасе́ния на́шего, ча́ше Царя́ Небе́снаго, в нейже раствори́ся от Ду́ха Свята́го вино́ неисчерпа́емыя благода́ти, Хода́таице зако́на, зача́ло и́стинныя ве́ры Христо́вы непоколеби́мый сто́лпе, мечу́ я́рости Бо́жия на богопроти́вных, бесо́в устраше́ние, во бра́нех побежде́ние, христиа́н всех нело́жная Храни́тельнице и ми́ра всего́ изве́стное спасе́ние!
О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Влады́чице, Богоро́дице, услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, и яви́ ми́лость Твою́ на лю́дех Твои́х, моли́ Сы́на Своего́ избавитися нам от вся́каго зла и сохрани́ оби́тель на́шу и вся́ку оби́тель, и град, и страну́ ве́рных, и лю́ди, благоче́стно прибега́ющия и призыва́ющия и́мя Твое́ свято́е, от вся́кия напа́сти, губи́тельства, гла́да, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от вся́кия боле́зни и вся́каго обстоя́ния, да ни ра́нами, ни преще́нием, ни мо́ром, ни вся́ким пра́ведным гне́вом Бо́жиим ума́лятся раби́ Твои́. Но соблюда́й и спаса́й ми́лостию Свое́ю, Госпоже́, за ны моля́щися, и поле́зное благорастворе́ние возду́ха во вре́мени пло́днаго приноше́ния нам да́руй.
Облегчи́, возста́ви и поми́луй, Преми́лостивая Влады́чице, Богоро́дице препе́тая, во вся́кой беде́ и нужде́ су́щия. Помяни́ рабы́ Твоя́ и не пре́зри слез и воздыха́ния на́шего, и обнови́ нас бла́гостию Своея́ ми́лости, да со благодаре́нием утеша́емся, обре́тше Тя Помо́щницу. Умилосе́рдися, Госпоже́ Пречи́стая, на немощны́я лю́ди Твоя́, Наде́ждо на́ша. Разсе́янныя собери́, заблу́дшия на путь пра́вый наста́ви, отпа́дшия от благочести́выя оте́ческия ве́ры па́ки возврати́, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, младе́нцы воспита́й и просла́ви сла́вящия Тя, изря́днее же — Це́рковь Сы́на Твоего́ соблюди́ и сохрани́ в долготу́ дний.
О Ми́лостивая и Преми́лостивая Цари́це Небесе́ и земли́, Богоро́дице Присноде́во! Хода́тайством Твои́м поми́луй страну́ на́шу и во́инство ея́ и вся правосла́вныя христиа́ны, сохраня́ющи их под кро́вом ми́лости Твоея́, ри́зою Твое́ю честно́ю защити́ и моли́ из Тебе́ вопло́щшагося без се́мене Христа́, Бо́га на́шего, да препоя́шет ны свы́ше си́лою на вся ви́димыя и неви́димыя враги́ на́ша. Спаси́ же и поми́луй, Госпоже́, Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего (имя), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны и весь при́чет церко́вный, и весь мона́шеский чин, и вся правове́рныя лю́ди, поклоня́ющияся и моля́щияся пред честно́ю Твое́ю ико́ною. При́зри на всех нас призре́нием ми́лостивнаго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ о́чи серде́чныя ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ о нас умоли́, преста́вльшияся во благоче́стии от жития́ сего́ рабы́ Твоя́ в ве́чней жи́зни со А́нгелы и Арха́нгелы и со все́ми святы́ми причти́, да одесну́ю Сы́на Твоего́ Бо́га предста́нут, и моли́твою Твое́ю сподо́би вся правосла́вныя христиа́ны со Христо́м жи́ти и ра́дости а́нгельския в Небе́сных селе́ниих наслажда́тися.
Ты бо еси́, Госпоже́, сла́ва Небе́сных и упова́ние земны́х, Ты на́ша Наде́жда и Засту́пница всех притека́ющих к Тебе́ и Твоея́ святы́я по́мощи прося́щих.
Ты Моле́бница на́ша те́плая к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему. Твоя́ Ма́терняя моли́тва мно́го мо́жет на умоле́ние Влады́ки, и Твои́м предста́тельством ко Престо́лу благода́ти Пресвяты́х и Животворя́щих Его́ Та́ин приступа́ти дерза́ем, а́ще и недосто́йнии.
Те́мже всечестны́й о́браз Твой и руко́ю Твое́ю держи́маго Вседержи́теля ви́дяще на иконе, ра́дуемся, гре́шнии, со умиле́нием припа́дающе, и любо́вию сей целу́ем, ча́юще, Госпоже́, Твои́ми святы́ми Богоприя́тными моли́твами дойти́ Небе́сныя безконе́чныя жи́зни и непосты́дно ста́ти в день су́дный одесну́ю Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, сла́вяще Его́ ку́пно со Безнача́льным Отце́м и Пресвятым, Благи́м, Животворя́щим и Единосу́щным Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.»