------------------- Вознесение Господне в храме
Православие сегодня Праздники Вознесение Господне празднуют всегда в четверг, 13 июня в 2024 году: что читают и поют в храме

Вознесение Господне празднуют всегда в четверг, 13 июня в 2024 году: что читают и поют в храме

Нет комментариев
Вознесение Господне в храме

Заканчиваются пасхальные дни, и на 39 день после «праздника праздников» за утренней литургией в последний раз прозвучит радостное «Христос Воскресе!» — это отдание. На следующий же день — особый праздник, один из 12 великих: Вознесение Господне.

Что празднуют православные

Событие, которое кратко описывают:

Речь идет о том, что Христос Воскресший, многие дни наставлявший Своих учеников на земле, вознесся на небо. Согласно св. Луке, произошло это на 40 день по Воскресении: именно поэтому Вознесение празднуется именно спустя 40 дней после Пасхи.

Церковные историки считают, что как самостоятельный праздник Вознесение могло появиться не ранее конца IV в., хотя Церковь от времен Апостолов бережно хранила память о событии, ученики Христовы не раз проповедовали о нем язычникам. Но до конца IV в.

Вознесение воспоминалось в «радостнейший период», как называет его, например, христианский богослов II в. Тертуллиан, который именовался Пятидесятницей. Но если сейчас так называют праздник Троицы, то древние христиане имели ввиду не один, но 50 дней после Пасхи, когда люди радовались и поздравляли друг друга с Воскресением Христовым. Лишь на рубеже IV-V вв. Пятидесятница выделяется в отдельное празднование Сошествия Святого Духа или Дня Святой Троицы — и тогда же появляется и особый праздник Вознесения, за 10 дней до Троицы

Это постный день?

Нет, 40 день после Пасхи всегда приходится на четверг, когда постного воздержания не положено.

Вознесение

Служба в храме на Вознесение

Как проходит служба по порядку

Предпразднство Вознесения — среда — начинается с последней в году пасхальной литургии. В одних храмах принято воспевать песнопения Воскресения Христова, в других же — литургия полностью служится по чину Пасхи, в том числе — при открытых царских вратах.

Собственно богослужения Вознесения начинаются со всенощного бдения накануне вечером — в одних храмах оно может проходить с 17, у других с 18 ч. Когда заканчивается вечерняя служба, зависит от времени ее начала, но во всяком случае бдение продолжается не менее 2 — 2,5 часов, а в монастырях — продолжительность иногда и несколько дольше.

Богослужение утром праздничного дня начинается со службы Часов, а затем проходит литургия. Время ее начала также зависит от расписания служб конкретного храма. Бывает также, что по множеству прихожан, или чтобы не лишать службы тех, кто в этот день на работе (а четверг у большинства рабочий день) в храме или монастыре может быть отслужено две литургии — ранняя и поздняя. Узнать об этом также можно на месте.

Сколько идет литургия? В отличие от всенощной, ее продолжительность почти не отличается от обычных дней, около 1,5-2 часов.

Сколько празднуют Вознесение

Однако, окончание богослужений дня не означает конца празднования — воспоминать Вознесение Церковь будет 8 дней, до пятницы 7 седмицы после Пасхи, когда песнопения праздника прозвучат последний раз в этом году — и произойдет его «отдание».

Церковные записки о здравии и упокоении: что и когда заказать

Обычно их подают накануне вечером — так христиане, чьи имена записаны о здравии и упокоении, будут помянуты священником и во время вечерней молитвы, и на литургии. Можно также заказывать сорокоусты — сорокадневные поминовения живых и умерших православных на литургии. В этом случае о близких Церковь помолится не только в праздник Вознесения, но и в последующие дни.

А вот молебны на великие праздники традиционно не совершаются — кроме, пожалуй, случая, когда Вознесение является престольным праздником той или иной церкви. В этом случае утром, до литургии, чаще всего проходит водосвятный (то есть с освящением воды) молебен.

Цвет облачения

Богослужение на Вознесение Господне совершается в белых ризах. Такого же цвета одежды Господа на иконе Вознесения, и это не случайно. Белый цвет — по сути, отсутствие цвета, цвет переходного состояния, в этом случае — от мира земного к Небесному Царству.

Служба на Вознесение Господне

Богослужение на Вознесение Господне священники совершают в белых ризах. Информация будет полезна христианкам, которые желают попадать цветом платка в тон праздника

Задумаемся и о том, что в белом служатся не только богослужения Вознесения, но и все заупокойные службы. Это значит, что Христос — брат наш по Человечеству — прошел через смерть, воскрес, вознесся, и подобное вознесение к Отцу Небесному происходит со всякой оставившей этот мир человеческой душой. В этом — великое утешение этого праздника для нас, проходящих земной путь.

12 июня, вечер: Всенощная

Вечерня на Вознесение имеет несколько большую длительность, чем в другие дни, так как в ее состав входит лития — особое моление, для которого духовенство исходит из алтаря к притвору храма. После же литии освящаются хлеб с вином — затем они будут разделены на части в конце всенощной розданы верующим. Традиция эта, соблюдаемая во все великие праздники, имеет древнее монашеское происхождение: во время продолжительной службы братия раздавали хлебы пришедшим издалека паломникам, чтобы подкрепить их силы.

Утреня следует непосредственно за вечерней. Ее открывают слова Ангельской песни: «Слава в вышних Богу…», которую слышали пастухи в ночь Рождества Христова (Лк.2:11-13). Это не случайно: в этот момент богослужения верующие духовно предстоят пришедшему в мир Спасителю. Звучит Шестопсалмие — псалмы царя Давида, плач кающейся души и надежда на Божию милость. Псалмы читаются при погашенных светильниках. Но вот храм снова озаряется светом — и начинается ектения, «усердное моление».

На вопрос о том, совершается ли на Вознесение полиелей или славословная служба, можно, конечно, ответить, что ради великого праздника проходит полиелей. С греческого языка слово переводится как «обилие милости», а верующие ассоциируют его, прежде всего  с тем, что происходит помазание народа освященным елеем. В действительности полиелей — не просто помазание, но наиболее яркая и торжественная часть бдения: духовенство исходит из алтаря, зажигает с квечи, совершающий службу священник (или настоятель храма, а если богослужение архиерейское — епископ) кадит весь храм. Затем читается Евангелие, и, наконец, канон праздника, во время которого всех присутствующих крестообразно помазывают освященным маслом.

Что читают: краткое толкование

Во время Вечерни прозвучат три паремии — отрывки из писаний пророков Исайи и Захарии, которые духом провидели празднуемое событие. Прозвучат:

  • 2 и 3 и стихи из 2 главы Книги прор. Исайи; святой говорит здесь о «горе Божией», которая станет местом присутствия Господа, к которой придут все народы; и действительно, гора Елеон, с которой Христос вознесся, даже до наших дней является местом паломничества;
  • отрывок из 63 главы той же книги, где говорится о милостях Божиих людям, о том, как Он многие столетия вел их к спасению: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (Ис 63:9);
  • фрагмент главы 14 из прор. Захарии, который пророчествовал об Иерусалиме как месте, святом для каждого человека, и упоминает место Вознесения: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку» (Зах.14:4).

Ну а на Утрене мы слышим фрагмент из Евангелия от Марка, повествующий о Вознесении.

Что поют

Тропарь Вознесения обращает нас ко временам Апостолов, передавая их радость о том, что Христос обещал даровать Своим ученикам Святого Духа. И не только им, но — всем верующим, ожидающим спасения. С Вознесения начинается время молитвенного ожидания этого события: «Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м, обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра».

К Апостольскому веку обращают нас и стихиры дня. В них — не только радость учеников Иисуса, но и скорбь от расставания с Ним:

«Господи, апостоли яко видеша Тя, на облацех возносима, рыданием слез, Жизнодавче Христе, скорби исполняеми, рыдающе глаголаху: Владыко, не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси рабы Твоя, яко благоутробен: но посли якоже обещал еси нам, Пресвятаго Твоего Духа, просвещающа души наша…»

А вот — моление уже от лица ныне живущих верующих, поклоняющихся Вознесению Господню, ожидающих Божией милости:

«На горах святых зряще Твое вознесение Христе, сияние славы Отчи, воспеваем Твой светообразный лица зрак, кланяемся страстем Твоим, почитаем воскресение, славное вознесение славяще: помилуй нас.

Господи, смотрения совершив таинство, поим Твоя ученики на гору Елеонскую, возносился еси, и се твердь небесную прошел еси, мене ради обнищавый по мне: и возшед отонудуже не разлучился еси, Всесвятаго Твоего Духа низпосли, просвещающа души наша…»

Кондак праздника создан прп. Романом Сладкопевцем в VI в. В нем говорится, что Вознесение — исполнение замысла о нашем спасении, подчеркивается, что отныне нет преграды между Богом и человеком, землей и небом:

«Е́же о нас испо́лнив смотре́ние, и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным, возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ника́коже отлуча́яся, но пребыва́я неотсту́пный, и вопия́ лю́бящим Тя: Аз есмь с ва́ми, и никто́же на вы».

13 июня, утро: Литургия Иоанна Златоуста

Особенности этой литургии —

  • антифоны, которые звучат в начале службы; это псалмы 46 и 47, содержащие пророческие предсказания о «горе Господней», где воссияет благодать;
  • то, что предваряющая чтение Евангелия песнь Святой Троице заменяется на тропарь праздника;
  • песнопение Богородице, «Задостойник», заменяющий традиционное в конце литургии «Достойно есть…»

Апостол дня: толкование

За литургией прозвучит фрагмент из первой главы «Деяний Апостолов», которую св. Лука начинает с рассказа о Вознесении. Из всех Евангелистов он рассказывает о событии наиболее подробно. Его писание доносит до нас недоумение учеников, некоторые из которых все еще продолжают считать Иисуса земным царем, и ожидают «царства Израиля».

Повествует Евангелист и о том, в каком недоумении стояли Апостолы, видя, что «облако взяло из вида их» Учителя. Все это по-человечески очень понятно и нам, привыкшим мерить все мерками земной жизни. Тем удивительнее будет перемена, когда из «простых рыбаков» после Сошествия Духа Апостолы станут пламенными проповедниками Христа.

Евангелие дня: толкование

Этот рассказ о событии также написан св. Лукой. В Евангелии дня идет речь:

  • о явлениях Господа по Воскресении, когда он не раз и не два удостоверял Апостолов, что истинно воскрес в теле, а не как «призрак»; Церковь не случайно установила читать эту часть 24 главы св. Луки: крайне важно понимать, что Господь воскрес с вознесся не только как Бог, но и как Человек, подобный нам — а значит, совершил тем и наше спасение;
  • о том, что Господь обещал даровать «Обетование Отца», Духа Святого, Которого и повелел Апостолам ожидать, оставаясь в Иерусалиме;
  • о том, как происходило само Вознесение: «Извед же их вон до Вифании, и воздвиг руце Свои, и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо…»

Это описание св. Луки стало основанием для иконографии праздника.

Как поклоняться иконе праздника

На образе мы видим:

  • Апостолов и Богородицу в нижней части иконы; эмоции, охватившие их передаются иконописцами через жесты, позы; в центре — Матерь Божия, молитвенно воздевшая руки;
  • Возносящегося Спасителя, окруженного Ангелами; на Нем — сияющие белизной одежды;
  • два других Ангела стоят рядом с Апостолами; именно так написано у св. Луки, который говорит: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11).

    Вознесение Господне фреска

    Мозаика «Вознесение» на конхе южной апсиде собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Фото Сергея Гасникова

Образ останется на аналое ближайшие 8 дней, до отдания праздника. Поклоняясь иконе, обычно совершают крестное знамение и поясной поклон, затем — благоговейно прикасаются губами, обычно — к нижней части иконы, после чего, совершив еще один поклон и перекрестившись, отходят. Делать поклоны земные перед образом не нужно: от Пасхи до Троицы — время радости, и Церковь не благословляет своих чад кланяться до земли даже перед Святыми Дарами.

О чем молиться на Вознесение дома

О том же, о чем молились Апостолы возносящемуся Христу: о даровании благословения, помощи в прохождении земного поприща. Если нет возможности прийти в храм, например, ввиду работы или же болезни, можно:

  • почитать канон или/и акафист празднику;
  • если есть опыт чтения славянских текстов и регулярного посещения служб — прочесть службу праздника по чину мирян: такие тексты можно найти в интернете, например, на сайте Московской Патриархии; появились подобные чины во времена пандемии, когда возможности посещать храм были ограничены.

Молитва дня

Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою, и возседый одесную Бога и Отца! В сей «ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения» Твоего «земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари», человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отрывок из проповеди

«Вознесение Господне — одно из знаменательных событий священной истории. Празднование совершается в сороковой день по Воскресении Христовом (Деян. 1, 1-12; Мк. 16, 12-19; Лк. 24, 50-52). Этот день всегда приходится на четверг 6-й седмицы после Пасхи.

Вознесшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он невидим телесными очами среди верующих в Него, но, как говорится в кондаке праздника, «никакоже отлучаяся», пребывает «неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне пребывает на земле не только Своим вездесущим Божеством, но и прославленным Телом в великом и пренебесном таинстве Святой Евхаристии (Тела и Крови Его), причастниками которого бывают все верующие».

О празднике Вознесения Господня. Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Значение праздника для православных

Даже тем, кто регулярно ходит в храм многие годы, смысл Вознесения иногда открывается постепенно. Подобно Апостолам, восходим мы от скорби расставания с Учителем к пониманию того, что это — не расставание. Ведь отныне для нас открыто небо, и более того — Господь «все дни до скончания века» с нами уже сейчас, в этой жизни. И это — основа нашей радости о Вознесении.

Наталия Сазонова

Вознесение Господне празднуют всегда в четверг, 13 июня в 2024 году: что читают и поют в храме

Так странно… У людей нет времени на Того, Кто дал им это время!Телеграм-канал для тех, у кого есть время…»Слова священного Писания актуальны сегодня. Чтения на каждый день с комментариями современных священников и миссионеров Русской Православной Церкви».Готовимся к воскресному богослужению: разбираем Евангелие и Апостол. Присоединяйтесь — https://t.me/vseposty

Поздравления

Часто спрашивают, что говорить, поздравляя с праздником. Вопрос не так прост, ведь значительная часть людей, ходящих в храм редко или вовсе не его не посещающих, просто не понимает смысла празднования — соответственно, встает вопрос, есть ли смысл поздравлять человека, которому еще только предстоит дойти до познания Божией любви и домостроительства нашего спасения.

Иное дело — верующие люди, понимающие смысл события. Вот как можно поздравить брата или сестру во Христе:

«Поздравляю с Вознесением Господним и желаю всего самого доброго и светлого в этот замечательный праздник! Пускай Господь пошлет Свое благословение и помогает во всех благих делах и начинаниях!»

«Сегодня праздник, дарованный нам небесами — Вознесение Господне. Пусть в наших душах и сердцах возрождается надежда, пусть небесный свет несет нам благословение. Пусть Господь убережет всех от зла и бед. Мира, добра, любви всем!»

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Летняя. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году: как это было, где это место и сам образ+что и как празднуют православные 21 июляЛетняя. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году: как это было, где это место и сам образ+что и как празднуют православные 21 июля

| | Нет комментариев
21 июля - Праздник Казанской иконы Божией Матери

21 июля Казанская Богородица — именинница. В этот день совершается празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, ради явления чудотворныя иконы Ея, именуемой «Казанской». В статье — интересные подробности

Праздники

Откуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядкахОткуда пошли и когда запевать на Святки: вся правда о Рождественских колядках

| | Нет комментариев
Колядки на Рождество

Одни говорят, что колядки на Рождество — это «радостный крик души верующего человека», славящего Христа. Другие – что они являются обычаем языческого происхождения, против которого Церковь выступала многие столетия. Есть

Праздники

«С ослами всё интересно», или Что значит Вход Господень в Иерусалим«С ослами всё интересно», или Что значит Вход Господень в Иерусалим

| | Нет комментариев
Вход Господень в Иерусалим

О том, что значит для верующего Вход Господень в Иерусалим размышляет насельник монастыря в Паздерах Удмуртской республики иеромонах Ефрем (Метс). Праздник, который нам больше известен как Вербное воскресенье. Когда празднуют

Праздники

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+сутьБогоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

| | Нет комментариев
Крещение Господне - православный праздник 19 января

О Крещении знали почти все даже в советские годы, когда вера подвергалась гонениям. Хотя приходить к храмам, чтобы взять святую воду, было чревато неприятностями, например, словосочетание «крещенские морозы» атеисты так

Праздники

Искусительные мотивы Рождества Христова, или Испытание человечестваИскусительные мотивы Рождества Христова, или Испытание человечества

| | Нет комментариев
Рождество Христово

О Рождении Христа размышляет насельник Тихвинского монастыря с.Паздеры (Удмуртия) иеромонах Ефрем (Метс). Сын Божий Одно из важнейших пророчеств о рождении Христа звучит так: «Ибо младенец родился нам — Сын дан

Праздники