В церковном календаре есть несколько дат памяти святых жен с именем Валентина. Одна из них, которой Церковь празднует 29 июля, также известна как Алевтина.
Святая в православии: Алевтина или Валентина?
Согласно данным современных церковных историков, правильным именем, о котором упоминают источники IV в., все же является «Валентина». Как установили ученые, имя «Алевтина» появляется в переводе жития святой и ее сподвижников, сделанном в Сирии. Та же форма имени, «Алевтина», есть и в славянских рукописях жития, таким образом имя постепенно распространилось на Руси.
Кто празднует именины 29 июля
Те христианки, которые из нескольких святых Валентин избрали своей небесной покровительницей мученицу, пострадавшую в начале IV в. в городе Кесарии Палестинской.
Значение имен
«Валентина» является женским вариантом мужского «Валентин». Это латинское имя, происходящее от слова «valio», то есть «сильный, крепкий, здоровый».
Имя «Алевтина» некоторые возводят его к греческому слову «отражать» или «отбивать», однако значительная часть историков полагает, что это все же не совсем правильная, хотя и распространенная, форма имени «Валентина».
Жития мучеников Павла, Алевтины и Хионии Кесарийских
Современные церковные историки отмечают, что в календарях разных Церквей зачастую указываются не только разные даты памяти святых (например, 23 февраля, 15 или 18 июля), но даже и разные имена. К примеру, в разных византийских и западных Синаксарях (сборниках житий святых для чтения в храме) можно встретить имена святых:
- Павел, Валентина и Фея;
- Еннафа, Валентина и Павла; память их и в церковном календаре Русской Церкви обозначена под 23 февраля, при этом мученик Павел ошибочно назван «Павлой».
Икона свв. Валентина, Павел и Хиония
Фактически же во всех этих случаях речь идет об одних и тех же трех мучениках.
Что же известно о святых на самом деле?
Единственным источником, который сообщает о них, является труд византийского историка Евсевия Кесарийского под названием «О палестинских мучениках», написанный в IV в, можно сказать, «по горячим следам» событий.
В его 8 главе рассказывается о гонении на христиан Палестины и о подвиге двух святых жен, возможно, родных сестер, и мученика Павла.
Евсевий пишет, что эти христиане вместе с другими были арестованы в городе Газа во время молитвенного собрания. Многие из них, по словам историка, «перенесли уродование глаз и ног, а другие и больше того, – подвергались ужаснейшим пыткам строгания боков».
Подвиг святой
Особенно поразительным был подвиг двух девушек. Согласно Евсевию, они могли быть уроженцами города Газа. Валентина и ее сестра (имени ее Евсевий не называет, в других же источниках мученицу называют Феа, Феонией, Еннафой, Хионией) с юности избрали путь служения Христу, отказавшись от брака, посвящая свое девство Богу.
О Хионии из них Евсевий говорит, что то была «по телу жена, а по уму муж»: видя мучения верующих, во всеуслышание стала обличать палачей, за что была сначала высечена плетьми, затем повешена на древе и ей начали строгать бога железными «когтями». Тогда сестра мученицы, Валентина, стоявшая в толпе народа, крикнула мучителю Фирмилиану:
«Долго ли будешь ты столь жестоко мучить сестру мою?»
Девушка тут же была схвачена и выведена из толпы. Став перед правителем, она ознаменовала себя крестом, исповедуя Истинного Бога.
О дальнейшем Евсевий пишет так:
«Начали располагать ее к жертвоприношению – сперва словами, а так как она не слушалась, повлекли к жертвеннику силой; но сестра, делая свое дело и сохраняя прежнюю готовность, бестрепетно и смело толкнула ногой жертвенник и опрокинула его вместе с находившимся на нем жертвенным костром…»
За это язычники подвергли ее строганию железными когтями, а затем, связав обеих сестер, предали их сожжению на костре.
Святой Павел
Об этом христианине известно лишь то, что он был приговорен к смерти вместе с Валентиной и Хионией.
Очевидцев поразило то, что св. Павел, также избитый, еле дышавший, нашел в себе силы для молитвы… о своих мучителях!

Святой Павел Кесарийский: икона
Он попросил дать ему немного времени перед казнью, и стал во всеуслышание умолять Бога о даровании твердости христианам, гонимым властями, об обращении ко Христу иудеев, и, наконец, о приведении к вере язычников, которые собирались его казнить, более того – о самом судье, который только что произнес ему смертный приговор, и даже – о воине, который должен был отсечь ему голову.
Евсевий пишет:
«Вознося эти молитвы громогласно, он, как человек, умервщляемый невинно, увлек души всех к состраданию и слезам, а сам между тем приготовился, подклонил обнаженную шею под меч палача и украсился божественным мученичеством…»
Как изображают на иконах
Святую Валентину (Алевтину) пишут юной девой в алом одеянии мученичества. В ее правой руке – крест, символ веры и страданий, в левой – пальмовая ветвь, означающая духовную победу.

Читайте также: Как Святая Валентина стала Алевтиной, а Павел-Павлой — приводим в систему имена из православных святцев
О чем молятся
К святой Валентине (Алевтине) обращаются, прося:
- заступления во время гонений от врагов веры;
- приведения ко Христу близких людей;
- молитвенного предстательства во всех телесных и душевных скорбях.
Святая мученица, юная девушка, даже до смерти стоявшая за Христа в, казалось бы, далеком IV в., остается и поныне близкой множеству христианок, носящих то же имя. Ведь и нынешний век вновь требует от христиан стойкости и твердости среди мирских бурь, гонений, искушений – а значит, мы нуждаемся в молитвах св. Валентины и ее сподвижников.
Наталия Сазонова
Молитва
О, многострадальная и премудрая мученице Христова Валентино! Ныне почитающе святую память твою, к тебе мы, грешнии и недостойнии, усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Ты паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса Христа возлюбила еси и Тому чрез все житие верно последовала еси, Божественною благодатию душу свою питающи.
Испроси убо и нам благодать просвещающую нас, да ею осеняеми, в вере и благочестии, в подвизех целомудрия и любви преуспевати будем и Христу в ближних Его служити неленостно потщимся.
Моли убо Спаса нашего да сподобит и нас странствие наше земное непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо с тобою и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную, и воспоем Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.