------------------- Служба на Петра и Павла в храме: как пролходит
Православие сегодня Праздники День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковная служба

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковная служба

0 Comments
Служба на Петра и Павла в храме: как пролходит

День Петра и Павла завершает Апостольский, пост, который в 2024 г. длится всего 11 дней, но в другие годы может продолжаться и более месяца. Торжественные службы посвящены двум великим ученикам Христовым, которых Церковь издавна именует Первоверховными Апостолами. Как богослужения проходят в храме, какие молитвы звучат, что значит дата — в статье.

Что празднует Церковь

Память мученической кончины свв. Петра и Павла, которая, по преданию, доносимому до нас церковным календарем, произошла в один и тот же день, в Риме. Впрочем, есть и другие версии празднуемого события:

  • некоторые святые отцы первых веков Церкви (например, блж. Августин Иппонский), полагали, что Апостолы были казнены по повелению императора Нерона действительно в один и тот же день, но с интервалом во времени – может быть, год, или даже несколько лет;
  • церковные историки наших дней обращают внимание, что в основе праздника может лежать не дата кончины, а иное событие – перенесение мощей Апостолов, ведь оно произошло в Риме как раз 12 июля в 258 г.

Полагают, что общецерковно дата стала праздноваться около 324 г. Именно тогда в Риме и Константинополе были возведены церкви, посвященные святым.

Святые Петр и Павел: кто они

Это Апостолы, то есть ближайшие ученики Господа. Однако, их пути ко Христу разительно отличались:

  • Петр был с Иисусом почти с самых первых дней Его проповеди в Иудее, участвовал в Тайной Вечере, слышал его моление в Гефсиманском саду, из страха отрекся от Спасителя; но после Его Распятия Воскресения был прощен Иисусом и восстановлен в апостольском достоинстве; молодая Христианская Церковь чтила его как одного из «столпов», духовных лидеров;
  • Павел (до обращения ко Христу – Савл), как сам он говорил о себе, «фарисей, сын фарисея», напротив, категорически отвергал «пророка из Назарета», считал Его учение кощунственным; по Воскресении Господа Савл гнал и учеников Христовых; однако Сам Иисус Воскресший явился ему на пути в сирийский Дамаск – как Бог, в великом свете и сиянии; так Савл познал свое заблуждение, и отныне сделался ревностнейшим проповедником Христа; им основаны десятки христианских общин по всей Римской империи.

Особенности богослужения

Примерно с IV в. праздник получил в церковном Уставе статус «великого», хотя и не относящегося к числу «двунадесятых» (двенадцати) самых значимых церковных торжеств. Это означает особую торжественность всех служб, посвященных Апостолам.

Цвет облачения и его значение

Чаще всего священнослужители облачены в ризы золотистого цвета: это символ сияния Небесного Царства. Но встречается также практика служения в белых облачениях, которые символизируют свет, осиявший Гроб Господень в момент Воскресения: ведь Апостолы – свидетели Иисуса Воскресшего.

Церковные записки о здравии и упокоении: что и когда заказать

Удобнее всего подать их вечером накануне праздника, чтобы в сам торжественный день не отвлекаться от службы. Впрочем, записки с именами о здравии и упокоении примут, конечно, и утром – до литургии или в начале службы. Многие также подают сорокоусты – сорокадневное поминовение живых и усопших. Следует знать, что это – вынимание частиц из освященных хлебов, просфор, с молитвой о каждом поминаемом. Происходит оно до литургии, на проскомидии, которая проходит ранним утром. Потому, если есть желание, чтобы сорокадневное поминовение началось на свв. Петра и Павла, записку подавать необходимо с вечера накануне. Молебны на праздник, как правило, не служатся. Исключение составляют храмы, посвященные святым: тогда до начала литургии может быть совершен водосвятный молебен.

О посте и Причастии

Апостольский пост продолжается до 11 июля, сам праздник в число его дней не входит, даже если приходится на постный день (среду или пятницу). Кроме поста в пище, к Причастию, как и в другие дни, готовятся воздержанием от развлечений, супружеских отношений, и, конечно, чтением покаянных канонов. Подходить к Таинству можно всем, кто получил на это благословение от священника после Исповеди. В отдельных случаях духовник, хорошо знающий христианина или христианку, может благословить причащаться и без Исповеди – например, если верующий причащается часто, строго соблюдал пост, не совершил серьезных грехов.

Ход службы

Так как по традиции богослужебный день начинается с вечера предыдущего дня, первая служба праздника совершается 11 июля. Время богослужения лучше узнавать в конкретном храме – час его начала может быть и 16, и 17, и 18 ч., от этого также зависит, когда заканчивается богослужение. Продолжительность службы будет несколько дольше, чем в другие дни.

Утром дня праздника будет отслужена литургия. Сколько идет литургия? Примерно столько же, сколько в другие дни, кроме случая, когда праздник – престольный, и поэтому совершается архиерейское богослужение (с участием епископа). Тогда окончание службы может быть даже после полудня.

Вечерняя служба перед днем Петра и Павла

Во время нее прозвучат особые каноны и песнопения в честь святых, будет совершена торжественная лития в честь праздника, а также можно будет услышать чтения из Писания, посвященные Апостолам. Именно поэтому христиане стараются не пропускать столь важную службу, открывающую празднование.

11 июля, вечер: Всенощная

Ее откроют Малая и Великая Вечерни. Будет совершена также лития, когда духовенство выйдет для молитвы в притвор храма. Если же церковь посвящена свв. Петру и Павлу, лития может быть совершена особо торжественно, по древней традиции – это будет крестный ход вокруг храма, во время которого прозвучат особые молитвы. В конце службы иерей благословит хлеб с вином – в конце Утрени его раздадут прихожанам.

Утреня, как и в другие праздничные дни:

  • открывается Шестопсалмием, чтением шести покаянных псалмов, когда мы как бы предстоим Господу на Его Страшном Суде;
  • продолжается ектенией, когда диакон призывает верующих вознести молитвы о «мире всего мира», Церкви, ее Предстоятеле, епископе, духовенстве, всех православных.

Дальше ход Утрени отличается от такой же службы иных, менее торжественных праздников: дело в том, что на Утрене может совершаться полиелей или славословная служба. Полиелей – особенно торжественное моление в великие праздники, славословная – когда Великое Славословие в ее конце торжественно поется (по будням оно читается).

На память свв. Петра и Павла будет полиелей – особенно торжественная часть службы, когда духовенство исходит из алтаря и стоит с горящими свечами в центре храма. Поется песнопение праздника, и старший из священников обходит его с кадилом. Затем читается Евангелие дня, после которого следует канон, при этом происходит помазание верующих маслом.

Длительность всенощной праздника – более 2 часов, а в монастырях даже до 3 часов.

Паремии — отрывки из соборного послания апостола Петра

Прозвучат 3 отрывка из 1 Соборного Послания Апостола Петра. Они – как бы напутствие христианам, остающимся на земле, чтобы продолжать, подобно ученикам Христовым, нести свет веры людям:

  • Апостол увещевает своих духовных чад не скорбеть от искушений, которые обязательно сопутствуют верующими, помня свою цель – спасение души;
  • второй фрагмент послания посвящен трудностям проповеди и даже – просто жизни – среди языческого, не знающего Бога мира; когда проповедника Истины окружают соблазны, св. Петр советует помнить, что «что не тленным серебром или золотом вы были искуплены от суетной вашей жизни, унаследованной от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Пет. 1:13-19);
  • последнее чтение – из 2 главы Послания; Апостол завершает свои наставления о том, как жить в мире: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите…»; он еще раз увещевает христиан претерпевать любые скорби, особенно же те, что приходят без вины, например, по наветам злых людей или ненавистников Христа; ведь, вынося все эти искушения с благодарением, мы уподобляемся Христу.

Что еще читают

Отрывок из 21 главы Евангелия от Иоанна, рассказывающей о том, как Воскресший Спаситель явился Апостолам у моря Галилейского. Именно тогда прозвучал Его троекратный вопрос к ученику, отвергшемуся Учителя: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» В ответ Петр свидетельствует свое раскаяние – и получает ответ: «Паси овцы Моя», то есть Христос благословляет его вновь стать первоверховным Апостолом. Вспоминая в этот день кончину Апостолов, вслушаемся и в другие слова Христа, сказанные Петру: «Аминь, аминь, глаголю тебе, егда бе юн, поясашеся сам, и хождаше, аможе хотяше, егда же состареешися и воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши…» Св. Иоанн замечает: «Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога». Действительно, св. Петр был взят римской властью, связан, содержался в темнице, и, наконец, умер через распятие.

Что поют на клиросе 

Особые песнопения праздника. Тропарь и кондак восхваляют свв. Петра и Павла, их страдания на земном пути и духовные подвиги.

Тропарь, глас 4:

Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

 

Кондак, глас 2:

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.

Стихиры в честь святых написаны в VII-VIII вв. Их авторы – прп. Иоанн Дамаскин, прп. Косма Маиюмский, свт. Андрей Критский и многие другие.

В стихирах – осмысление духовных путей обоих Апостолов. Ко Христу они шли разными дорогами, различны были и их жизненные обстоятельства – но путь свой святые завершили в Царстве Небесном. Вот лишь одна из таких стихир:

«Киими похвальными венцы / увязем Петра и Павла, / разделенныя телесы / и совокупленныя духом, / Богопроповедников первостоятели? / Оваго убо яко апостолов предначальника, / оваго же яко паче инех трудившася. / Сих бо воистинну достойно безсмертныя славы венцы / венчает Христос Бог наш, / имеяй велию милость».

Канон дня

Собственно, читаются два канона, созданные прп. Иоанном Дамаскиным. Один из них посвящен св. Петру, другой – св. Павлу. В обоих песнопения воспоминается призвание святых на служение, перипетии их земной жизни, их торжество в Царстве Небесном.

12 июля, утро: Литургия Иоанна Златоуста

Особенность праздничной службы – то, что, когда поются «Блаженны» (слова Заповедей Блаженства из Нагорной проповеди Христа), то с ними соединяются песни канонов св. Петру и Павлу, звучавшие накануне вечером: еще раз мы слышим стихи из 3 и 6 песней, напоминающие нам о подвиге святых.

Апостол дня: толкование

Читается отрывок из 2 Послания к Коринфянам Апостола Павла. Святой рассказывает о своем служении, которое протекает среди гонений и опасностей, «в труде и изнурении, часто без сна, в голоде и жажде; часто в постах, на стуже и в наготе». Говорит он и о том, какие утешения получает проповедующий Христа. Как бы о другом человеке, а не о себе, прикровенно, Апостол рассказывает, как был «восхищен в Рай до третьего неба», «в теле ли, не знаю, вне ли тела, не знаю». Говорит Апостол и о «жале в плоть», болезни, которая дана, чтобы он «не превозносился чрезвычайностью откровений». Так, среди искушений, гонений, но и при больших духовных утешениях, совершалась Апостольская проповедь – подобно же протекает и жизнь всякого, кто отдал себя Христу.

Евангелие дня: толкование

Оно посвящено Апостолу Петру: ведь в Евангельском тексте ничего не говорится о Павле, который стал Апостолом уже после Воскресения Христова, Его Вознесения и Пятидесятницы. И если накануне вечером звучал рассказ о встрече Петра с Воскресшим Христом и его покаянии за отречение, теперь Евангелист Матфей обращает нас ко временам проповеди Спасителя на земле. Он рассказывает, как однажды Господь спросил учеников, кем они считают Учителя. И, наставляемый Духом, Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Именно с этой верой пройдет земная жизнь Апостола – вплоть до мученической кончины на кресте. И вера эта – пример для всех христиан.

Как поклоняться иконе праздника

На ней Апостолы пишутся стоящими рядом.

Праздник Петра и Павла

Икона свв. апп. Петра и Павла на аналое

Предание Церкви сохранило память о том, как выглядели святые – потому их изображения имеют выраженные черты индивидуальности:

  • Петр пишется старцем с короткими густыми седыми волосами и бородой;
  • Павел – моложе, власы его темнее, у него высокий лоб с залысинами.

Чаще всего Апостол Петр держит в руке ключи, в ознаменование слов Христа, которые мы также слышим в праздничном Евангелии: «И дам ти ключи Царства Небеснаго, и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех». Можно также встретить иконы Апостола, на которые он держит развернутый свиток с начертанным исповеданием: «Ты если Христос, Сын Бога Живаго».

Павел, как правило, изображается держащим закрытое Евангелие на левой руке. В правой Апостол может держать обнаженный меч. Это – намек на слова из его Послания к Ефесянам: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Это слово святой нес иудеям и язычникам по всему тогдашнему миру.

На аналое образ появится накануне праздника, вечером. Приложиться к нему можно также в день праздника. Подходя к образу, совершают крестное знамение и поясной, либо земной поклон. Затем прикладываются к нижней части иконы, и после еще одного поклона и крестного знамения благоговейно отходят.

Сколько празднуют

В древней Церкви была традиция совершать память великих святых в течение нескольких дней. Однако, с течением лет она ушла в прошлое. Ныне праздник продолжается лишь один богослужебный день, он не имеет предпразднства и «отдания». Однако, на другой день празднуется Собор 12 Апостолов, когда чествуются все первые ученики Христовы.

О чем молиться «на Петра и Павла» дома

Апостолам молятся:

  • об укреплении веры;
  • об обращении ко Христу тех, кто пока не пришел к Богу;
  • об исцелении болезней;
  • об избавлении от опасностей.

В день праздника, смотря по силам, возможностям, желанию, можно почитать канон, акафист святым, или же обратиться к ним краткими молитвами.

Значение праздника для православных

Они, близкие ученики Христа, чья проповедь изменила тогдашний мир – были особенно дороги христианам тех лет. Так же близки Апостолы и нам: их земной путь закончился, но в Небесном Царстве они – живы и молятся о всех, кто в верой обращается к ним. И, помня слова св. Павла о том, что сильные должны носить немощи бессильных, слабых, мы ныне обращаемся к ним:

«О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради…»

Наталия Сазонова

Молитва дня

О верхо́внии апо́столе: Пе́тре, ве́ры Христо́вой тве́рдый изобрази́телю, и Па́вле, сладковеща́тельная ла́стовица уче́ния Госпо́дня! Зрим вас, а́ки многотеку́щую реку́ сказа́ний Христо́вых слове́с, истека́ющую от и́стинных недр Бо́жиих и всю глубину́ кла́дезя и́стин богооткрове́нных пред на́ми, жа́ждущими их, открыва́ющую.

Зрим вас, а́ки свети́ла, с небесе́ то́ки теплоты́ любве́ боже́ственныя нам уясня́ющия: ублажа́ем вас, прие́мших труды́ и по́ты, во е́же все́яти уче́ний боже́ственных се́мена: целу́ем стопы́ ва́ша, обтека́вшия вся концы́ земли́, и в тре́пете грехо́внем зрим главы́ ва́ша, смире́нно преклоне́нныя к пречи́стым стопа́м Госпо́дним: еди́наго кре́стным путе́м (пове́шением) и друга́го ме́чным усече́нием.

Уми́льно про́сим вас, святи́и апо́столи, сотвори́те и нас в бу́ести грехо́вней преклоне́нными пред Учи́телем на́шим Го́сподом, сотвори́те го́рдости на́шей главы́ усекнове́ние уче́нием богооткрове́нным: глад душе́вный наш да утоли́т Госпо́дь бра́шном, указу́емым с сама́го не́ба, я́коже Петру́: — ты же, Па́вле, богонасы́щенный Христо́вых слове́с, потщи́ся и нас до тре́тьяго небесе́ возвести́ твои́ми непреста́нными о нас ко Го́споду моли́твами, да и мы та́мо просла́вим с ли́ки а́нгельскими и апо́стольскими ди́внаго во святы́х свои́х Отца́ вся́ческих и Его́ же посла́л в мир спаса́яй и наставля́яй к жи́зни ве́чной, Го́спода Иису́са Христа́, и единосу́щнаго Им Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Отрывок из проповеди современного священника

Иеромонах Симеон (Томачинский):

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум», – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры и в страданиях. Само имя «Петр», нареченное Господом, означает «камень», поскольку Петр исповедал своего Учителя Сыном Божиим. На камне этого исповедания, этой правой, православной веры в Господа, Христос создал Церковь Свою. «Павлов разум» – это та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей. Наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет «ум Христов», как говорится в одном из посланий.

Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Петр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и троекратным вопрошением «Любиши ли Мя?» вернул ему апостольское достоинство, однако Петр никогда не мог забыть своей немощи. Есть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Петр горько плакал, вспоминая происшедшее. Апостол Петр, который удостоился присутствовать на Фаворе при Преображении Господа, который своими бесчисленными трудами и страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, – до конца своей жизни держал в памяти давно искупленную вину. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол Петр просил распять его не как Христа, а вниз головой – как недостойного ученика.

Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонителем Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя «извергом», наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться, говорит, что все его бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток. Апостол Павел, который был восхищен до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, всегда очень смиренно думал о себе.

«Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша», – говорится в стихире праздника.

Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению. Аминь».

Поздравления

Что говорить, поздравляя близких с этим днем?

Вот несколько вариантов поздравлений:

  1. «Поздравляю со светлой датой, Днем апостолов Петра и Павла! Желаю чтобы эти святые всегда и всюду вас сопровождали в любом деле. Безоблачного счастья и крепкого здравия вам и вашим близким!»
  2. «Петров пост подошел к концу, и мы торжественно отмечаем праздник двух святых. Счастья всем, радости и светлой веры, которая поможет нам во всем!»

 

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Католическое Рождество: дата, обычаи и отличительные особенностиКатолическое Рождество: дата, обычаи и отличительные особенности

0 Comments
Рождество католическое

На Западе именно праздник Рождества Христова утвердился как главный по значению для христиан и не только дня них, тогда как на Востоке таким торжеством все же является Пасха. Чем же празднование Рождества отличается от православной традиции?  Праздник у католиков и протестантов У всех христиан Запада

Праздники

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Просто и интересно объясняем, что празднуют православные 15 июляПоложение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Просто и интересно объясняем, что празднуют православные 15 июля

0 Comments
15 июля Праздник положение ризы Богородицы

Праздник, именуемый Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, пришел к нам из Византии после Крещения Руси. Но недаром в нашей стране до 1917 года было немало храмов в честь события, совершившегося в Константинополе в далеком V в.: реликвия издавна была по-особому дорога именно жителям

Праздники

Вифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздникаВифлеемская трагедия. Избиение царем Иродом 14 тысяч младенцев-мучеников: как это было на самом деле+значение праздника

0 Comments
11 января - память Мучеников- младенцев, избиенных в Вифлееме Иродом

«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет». Смерть вифлеемских Мучеников-младенцев была предсказана пророком Иремией за несколько столетий до Рождества Христова – но суть «непонятных» слов пророка стала ясна лишь

Праздники

Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»Священник рассказал о смысле и значении Великого праздника «ОбрЕзание Господне»

0 Comments
ОбрЕзание Господне - смыл и значение

14 января — Великий праздник «ОбрЕзание Господне». Так получилось, что этот праздник ушёл куда-то на задний фон, хотя в нём заложены важнейшие смыслы, прообразы и пророчества. Уже тот факт, что апостолу Павлу пришлось много не просто писать на эту тему, но буквально воевать с уверовавшими

Праздники

1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево1 августа — 121 год со дня обретения мощей прп. Серафима Саровского и причисления его к лику святых: как это было+программа празднования в Дивеево

0 Comments
1 августа - День Серафима Саровского: обретение мощей

1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского, особо чтимый многими христианами России – одновременно и годовщина прославления одного из любимейших русских святых, которое совершилось в 1903 г., и память о перенесении его мощей в Дивеевский монастырь, оно тоже приходится на 1 августа – но

Праздники