Симеона Верхотурского забыли почти сразу по кончине – так даже имя праведника Господь открыл спустя полвека после его смерти через особое видение. Ныне же город Верхотурье, где покоятся мощи святого Симеона, называют духовной столицей Урала, и сюда не иссякает потом паломников.
Кто он
Симеон Верхотурский – праведный мирянин, живший в 1 пол. XVII в. в селе Меркушино в нескольких десятках километров от Верхотурья (по другим данным – в лесу близ этого села). Первые десятилетия после канонизации его и называли Меркушинским, Вертхотурским же прав. Симеон стал после перенесения мощей в город – а состоялось оно в 1704 г.
Дни памяти
В наши дни в церковном календаре их насчитывается пять:
- 31 декабря, день канонизации святого;
- 25 сентября – память перенесения его честных останков в Верхотурье;
- 25 мая – память второго обретения мощей угодника Божия, которое произошло в наши дни, в 1989 г.;
- 11 февраля и 23 июня – это Соборы святых Екатеринбургской епархии и Сибири.
Прославление и почитание
Чтить праведника начали с 1694 г. ввиду множества чудес, истекавших от его нетленных мощей, которые были явлены в 1692 г.: из земли удивительным образом показался гроб, кроме того, на этом месте пробился родник.
Никто не знал имени угодника Божия, на могиле лишь служили панихиды о «рабе Божием, его же имя Господь весть». При этом усердно молившиеся о упокоении неизвестного святого получали исцеления болезней, помощь в скорбях телесных и душевных.
Лишь в начале XVIII в. верующие стали настаивать на освидетельствовании мощей и прославлении праведника. Но и тогда епископ Тобольский и Сибирский Игнатий не сразу поверил в святость Симеона – а лишь когда Господь вразумил его болезнью. Именно свт. Игнатию и было открыто таинственным гласом с неба, что неизвестного зовут Симеон. Несмотря на то, что в 1704 г. честные останки праведника были перенесены в Верхотурье, стала вестись запись чудес, официальная его канонизация состоялась лишь в 1825 г.
20 фактов из жития
- История земной жизни прав. Симеона собрана буквально по крупицам – воспоминаниям некоторых старожилов села, видевших его еще детьми.
- Не сохранилось данных, был ли он коренным жителем Меркушина, или пришел еще откуда-то. Однако, тот факт, что Симеона очень быстро забыли, конечно, говорит о том, что он был не местным.
- Немногие запомнившие его сельчане рассказывали, что Симеон выделялся из массы поселян – может быть, манерой общения, или же образованностью.
- Многие считали, что он имел знатное происхождение и мог быть странником, решившим уйти из мира, чтобы посвятить жизнь молитве и служению Богу.
- Симеон не имел в Меркушино собственного дома.
- Не было у него также жены и детей. Были ли другие родственники – осталось неизвестным.
- Жил праведник, судя по всему, не в самом селе, а на некотором отдалении, на погосте, близ кладбища.
- Впрочем – много странствовал, не раз оставлял Меркушино, позже – возвращался, так что видели его нечасто.
- Рассказывают, что святой не раз бывал у местных племен, вогулов, может быть, беседовал с ними о христианском Боге.
- Жил святой рукоделием: его знали как хорошего портного, особенно по части шитья так нужных в северном краю шуб.
- Некоторые припомнили «странности» симеоновой работы: часто он не оканчивал ее, притом – когда одежда была уже практически готова и оставалась пара незначительных деталей. Рассерженные заказчики отказывались платить портному – но не того ли он и хотел, неся в безвестности подвиг нестяжания?
- Некоторые старожилы рассказывали, что Симеон иногда за работой вел беседы с детьми: обычно рассказывал им что-нибудь из Евангельской истории.
- Вспоминали меркушинцы прав. Симеона и как строгого постника.
- Некоторые говорят, что именно это подвижничество привело праведника к болезни: умер он от заболевания желудка всего в 35 лет.
- Святой был постоянным прихожанином храма Архангела Михаила в Меркушино. Некоторые предполагают, что он, до ухода из мира состоятельный человек, также был одним из жертвователей этой церкви.
- Похоронили его в церковной ограде.
- В наши дни в селе Меркушино проживает около 100 человек. По-прежнему действует храм Архангела Михаила, но не деревянный, как во времена святого, а каменный.
- Над могилой праведника – еще одна церковь, посвященная ему.
- Сохранился и источник, истекший от мощей. От его воды по-прежнему происходят чудеса.
- Мощи святого сейчас находятся в Верхотурье, они пребывают в возрожденном Никольском монастыре, в соборе Воздвижения Креста Господня.
Икона
Хотя мощи святого и оказались нетленны, установить, как он выглядел при земной жизни, было сложно: его тело как бы высохло. Нынешний вид святого на иконах стал известен благодаря его явлениям. Например, в сонном видении Симеона видел иеродиакон Никифор, приехавший в Меркушино, чтобы освидетельствовать мощи и выслушать свидетелей чудес праведника.
Так в «Иконописном подлиннике» (собрании предписаний, как следует изображать того или иного святого) появилось описание образа:
«Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».
Ниже образ Симеона Верхотурского с житием в 17 клеймах работы иконописцев мастерской Николаевского мужского монастыря Верхотурского уезда. Конец XIX — начало XX вв.
Клейма на иконе Симеона Верхотурского
- Странствование Симеона
- Обретение и прославление мощей Симеона
- Перенесение святых мощей из села Меркушина в Верхотурье
- Праведный Симеон избавляет Петра Станкова от дикого зверя
- Симеон исцеляет верхотурского священника Павла (Трапезникова) от наваждения злых духов (нетрезвости и иных грехов)
- Моление в лесу Симеона
- Симеон научает инородцев вере православной
- Симеон исцеляет Денисова
- Видение монастырскому старцу Иакову
- Житейское занятие Симеона рыболовством
- Житейское занятие Симеона шитьем шуб
- Симеон исцеляет Евдокию Парфентьеву от чревной болезни
- Симеон исцеляет младенца Рачева
- Явление Симеона священнику Максиму
- Служение панихид на могиле Симеона Верхотурского
- Притекающие к раке святых мощей праведного Симеона Верхотурского Чудотворца
- Видение праведного Симеона Леготкину и свояченице его
В чем помогает святой
Одним из первых чудес, которое произошло у мощей святого, было исцеление расслабленного человека, поэтому считается, что к святому можно молиться об избавлении от паралича. В Сибири также существует традиция обращаться молитвенно к праведному Симеону в случае глазных болезней.
К Верхотурскому чудотворцу обращаются:
- с просьбой об исцелении от недугов;
- об избавлении от болей и иных проблем с ногами;
- помощи в борьбе со страстью пьянства;
- за молитвенной поддержкой в борьбе со своими грехами, страстями;
- во время несправедливых гонений, скорбей, наносимых от ближних.
Своим покровителем его считают любители-рыболовы и профессиональные рыбаки.
Как и о чем молиться
Святому читают канон, акафист, краткие молитвы – или обращаются просто своими словами, испрашивая помощи в делах житейских, прося духовной поддержки во время скорбей и болезней.
Его никто не почитал как подвижника, многие, вероятно, считали «странным». Но ин суд человеческий, и ин суд Божий: незаметный при жизни, ныне праведник известен тысячам людей. Мы не знаем, сколько потаенных рабов Божиих, подобных прав. Симеону, живет среди нас – даже сейчас, когда, кажется, подвиги древних святых стали историей. Но знаем, что именно благодаря их подвигу, молитвам, до сих пор живет этот мир.
Наталия Сазонова
Молитва
О святы́й и пра́ведный Симео́не, чи́стою душе́ю твое́ю в Небе́сных оби́телех в ли́це святы́х водворя́яйся, на земли́ же с на́ми неотсту́пно пребыва́яй!
По да́нней ти благода́ти от Го́спода моли́тися о нас, ми́лостивно при́зри на нас многогре́шных, а́ще и недосто́йне, оба́че с ве́рою и упова́нием к тебе́ притека́ющих, и испроси́ нам от Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших, в ня́же впада́ем мно́жицею во вся дни жития́ на́шего.
И я́коже пре́жде о́вым у́бо, от о́чныя зе́льныя боле́зни ни ма́ло зре́ти могу́щим исцеле́ние оче́с, о́вым же близ сме́рти бы́вшим от лю́тых неду́гов врачева́ние, и ины́м ина́я мно́гая пресла́вная благодея́ния дарова́л еси́: си́це изба́ви и нас от неду́гов душе́вных и теле́сных и от вся́кия ско́рби и печа́ли, и вся блага́я к настоя́щему житию́ на́шему и к ве́чному спасе́нию благопотре́бная нам от Го́спода испроси́, да та́ко твои́м предста́тельством и моли́твами стяжа́вше вся нам поле́зная, а́ще и недосто́йнии, благода́рне восхваля́юще тя, просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х,