Рождество Пресвятой Богородицы

О Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентября

0 Comments
Рождество Пресвятой Богородицы

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы относится к числу 12 так называемых «великих», то есть самых значимых для христианина. Однако, его событие совсем не отражено Писанием, да и установление празднования произошло через несколько веков существования Церкви.

Когда отмечают Рождество Богородицы православные

И православные и католики Рождество Девы Марии празднуют 8 сентября. Разница между датой праздника у двух направлений христианства составляет 13 дней из-за расхождения юлианского календаря, которым пользуется Русская Церковь и григорианского, принятого у католиков.

Таким образом, 8 сентября юлианского календаря соответствует 21 сентября григорианского («нового стиля», принятого также для гражданского календаря России). А католики празднуют Рождество Богородицы на 13 дней раньше, 8 сентября.

Это постный день?

Нет. Но если праздник выпадает на среду или пятницу, дни воздержания, оно все же соблюдается, хотя и ослабляется: Церковь благословляет на трапезе рыбу. Например, по церковному календарю 2023 году Рождество Матери Божией будет в четверг — поста нет.

Что ещё празднуем 21 сентября

21 сентября — в России тройной праздник:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы.
  2. День Воинской Славы — в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1380 года Дмитрий Донской с воинством, благословленные святым Сергием Радонежским, одержали историческую победу на Куликовом поле.
  3. День создания первого централизованного Русского государства (862) — призвание на княжение в землях Северо-Западной Руси Рюрика и его братьев.

А ещё 21 сентября 1295 года, в день Рождества Богоматери чудесным образом была обретена одна из главных святынь России и, одновременно, Одигитрия русского зарубежья — Курская Коренная икона.

О Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентября

Храм Живоносного источника 1900 г Архивное фото Историко-Культурный центр «Коренная пустынь»

На месте обретения «Знамения»в Курской области сейчас расположена Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. В престольный праздник обители 21 сентября здесь проходят торжества по случаю обретения образа. История обретения и отбытия святыни заграницу — по сылке.

Что означает праздник Рождества Богородицы

Церковь отмечает «начало нашего спасения», или пришествие в мир Девы, Которая родит Христа, Мессию, спасающего людей от их грехов.

О Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентября

Нас ради и ради нашего спасения родилась Матерь Бога – мост жизни, вводящий нас в вечность. В стихире вечерни поется, что, благодаря этому событию, «естества нашего разрешается неплодство». Прославляя Пречистую, мы стремимся к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но принести плод святости и жизни вечной.

В Евангелие нет информации о рождении Девы Марии

Хотя предание свидетельствует, что Апостолы очень любили, почитали Матерь Божию, Евангелисты очень мало говорят вообще о Ее жизни, а о Рождестве не упоминают вовсе. Лишь св. Лука, рассказывая о Благовещении, упоминает, что Мария была «из дома Давидова», то есть вела род от царя Давида. Однако, ничего не говорится даже о родителях, тем более – о рождении. Такое молчание первохристианских времен объяснимо:

  • тем, что иудеи, с традицией которых были тесно связаны Апостолы, не приветствовали вообще празднование дней рождения, считая, что мир – юдоль страданий, скорбей, так что родиться «в мир» вовсе не праздник;
  • тем, что сами христиане еще не осмыслили судьбу и роль Марии; хотя Её почитание было велико, оно не выражалось в каких-либо общецерковных праздниках или формулировании богословских истин – первые христиане больше чувствовали благодатность Богородицы, Её любовь, чем размышляли об этом, и очень редко облекали эти мысли в слова песнопений или богословских сочинений;
  • наконец, тем, что многие исходили из слов св. Павла, говорившего, что, «мы никого не знаем по плоти;если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор.5:16); тем самым все, что относилось к Его земной жизни, включая память о семье, родных (и, конечно, Матери), как бы умалялось перед радостью Царства Небесного.

Что говорит Предание

Вместе с тем, то, что христиане не праздновали Рождество Богородицы, конечно, не значит, что о связанных с ним событиях не было известно вовсе.

Сейчас Церковь считает, что сохранившуюся память о них доносят некоторые апокрифы – предания, созданные христианами первых веков, но не современниками событий. Позднее происхождение не позволяет включить эти сочинения в канон – но при этом признается, что содержащиеся в них рассказы являются, по-видимому, преданиями Апостольского века.

Вероятно, к ним особенно бережно относились принявшие Крещение недавние язычники – ведь в их мировоззрении «миру сему» уделялось повышенное внимание, и, конечно, многие христиане «из язычников» хотели знать подробности земной жизни не только Господа, но также Его Матери.

Вот и события жизни Богородицы описывает апокриф, с XVI в. известный под названием «Протоевангелие Иакова». Средневековая традиция приписывала его создание сыну прав. Иосифа, мнимого мужа Богородицы, от первого брака – Иакову, который, единственный из детей старца, принял и полюбил Иисуса, родившегося от Марии, даже сопровождал Его и родителей в Египет, а впоследствии – был одним из Апостолов, предстоятелем Иерусалимской Церкви. Возможно, здесь действительно записаны рассказы св. Иакова, хотя самая ранняя рукопись текста относится только к IV в.

О Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентября

Благовещение праведной Анны. Створка диптиха из Мурано; Египет; VI в.; местонахождение: Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; 6.9 x 10.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости

Согласно тексту «Протоевангелия»:

  • Мария родилась у престарелых родителей, Иоакима и Анны; супруги оба принадлежали к известным, уважаемым родам: Иоаким был потомком царя Давида, Анна – первосвященника Аарона, брата прор. Моисея;
  • всю жизнь супругам приходилось терпеть от единоплеменников «поношение безчадства», так как они не могли иметь детей; у евреев, ожидавших обетованного Мессию, Который должен быть рожден от жены, отсутствие потомства считалось указанием на некие тайные тяжкие грехи супругов;
  • однажды Иоаким, придя в Иерусалимский храм для жертвоприношения, не был допущен до обряда священником, как бездетный, следовательно, грешник; для праведного человека эта несправедливость стала таким ударом, что он даже удалился из города в пустыню, оплакивая свое несчастье; узнав об этом, тяжко скорбела также Анна;
  • именно в этот момент обоим явился Ангел, возвещая, что, против всех законов природы, Анна родит Дочь, притом – такую, через Которую получит спасение человечество.
День Рождения Девы Марии

Иоаким и Анна — родители Пресвятой Богородицы. «Ласкание Марии». Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Мастер Дионисий

После явления Ангела муж и жена нашли друг друга в храме, куда устремились, чтобы возблагодарить Бога за чудо. А через 9 месяцев потрясенные обличители праведников узнали: совершилось невероятное, Анна родила Дочь. Так Мария стала плодом терпения, смирения, многолетнего ожидания Её родителей. Это событие и празднует Церковь.

Что изображено на иконе

Считается, что самые древние фрески, а также иконы, изображающие событие, относятся к X-XI вв. Ранние изображения очень просты по композиции: в центре образа всегда прав. Анна на ложе, рядом – жены, принесшие ей дары, поздравляя с рождением Дочери. Ниже – другие жены, омывающие Новорожденную.

Рождество Богородицы

Иконография: Рождество Богородицы. XVII в. Из церкви села Астафьево. Размеры: 68* 45 см Композиция плотно вписана в вертикальную плоскость иконы. Анна сидит на высоком прямоугольном ложе, голова ее склонена на ладонь руки. В центре иконы группа дев, изображенных в профиль: одна подносит Анне сосуд, другая держит зонт-солнечник. Внизу на переднем плане служанка с Марией на коленях. Слева от нее находится дева с купелью. Вверху композиции изображены палаты, внутри их – фигура Иоакима.

В последующие века образы усложняются:

  • появляются некоторые детали обстановки дома праведных родителей Пречистой;
  • часто на полях можно увидеть клейма, где в красках представлена история Рождества Матери Божией, описанная апокрифом: отвержение жертвы Иакова, его плач среди пустыни, явление Ангела родителям, их встреча, молитва во храме.
День Рождения Девы Марии

Иконография: Рождество Богородицы. XVII в. (1688). Псковская школа Иконописец: Евтихиев Федор (Зубов Федор Евтихиев Устюженец) Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры:  129*99 см. На иконе представлен сюжет Рождества Богородицы со сценами. В основной сцене — средника изображено Рождество Богородицы. В сценах изображен образ Саваофа, сцена встречи Иоакима и Анны, сцены из жизни Богородицы. КП 151. © Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Происхождение: В 1971г. поступила в ЦМиАР из собрания М.А. Попова (коллекционер) через Всесоюзный производственно-художественный комбинат им.Е.В. Вучетича.

История установления даты праздника

Считается, что она тесно связана с Третьим Вселенским Собором 431 г. в Эфесе. Отцы собора обсуждали учение Констинтинопольского архиепископа Нестория, который неправо «умствовал» о Деве Марии, предлагая именовать Её «Христородицей», то есть родившей Спасителя, а не Бога, Который не может иметь плотских родителей.

По человеческой логике понятное учение ставило под сомнение саму Божественность Христа, а значит – спасение людей. Именно поэтому отцы осудили учение Нестория как еретическое. А после Собора повсеместно за богослужением, в богословских трудах стал употребляться термин «Θεοτόκος» («Феотокос», то есть Родившая Бога). Через несколько столетий свв. Кирилл и Мефодий дословно переведут его на славянский дорогим для каждого православного словом «Богородица».

С этого времени, вероятно, появляются также общецерковные торжества Пречистой, утверждавшие христиан в истинном учении. Есть некоторые косвенные данные, что:

  • Рождество Богородицы могло отмечаться уже с V или VI вв., а в некоторых христианских общинах даже с IVв.; так, известно что в 320-е гг. царица Елена, мать первого христианского императора Константина, на свои средства возвела храм, посвященный празднованию;
  • прп. Роман Сладкопевец, знаменитый церковный гимнограф, особые песнопения этого дня (однако, ни одно из них не дошло до нас).

Однако, прямые документальные подтверждения общецерковного празднования Рождения Пречистой относятся только к VII-VIIIвв. Церковные историки полагают, что празднование могло быть установлено сначала на Востоке, затем отмечать торжество стали западные христиане. В пользу этого говорит то, что у католиков Рождество Марии до наших дней празднуется менее торжественно, чем у православных.

Почитание

После Крещения Руси праздник особо чтился здесь: событию Рождества Матери Божией посвящались храмы, иноческие обители. Особое значение имел этот праздничный день в 1380 г., когда великий князь Московский Димитрий разбил на Куликовом поле войска татар, предводительствуемые Мамаем. То, что победа пришлась на праздничный день, стало знамением милости Божией и помощи Пречистой для русских людей.

Приметы дня

Русские крестьяне внимательно следили за погодой на праздник, стараясь по ней понять, чего ждать в следующие месяцы, какой будет зима. Например, считалось, что:

  • если птицы летают высоко, холода наступят еще не скоро, если же низко – зима окажется ранней;
  • дождь, роса или туман на праздник – верный знак, что такая погода может сохраниться весь месяц;
  • а если дует сильный ветер, это означает, что грядущая зима будет малоснежной.

Обычаи, обряды и народные традиции

Большая их часть связаны с тем, что празднование падает на окончание полевых работ, а также начало осени. Поэтому одним из распространенных обычаев были «Вторые Осенины», встреча этого времени года, которая происходила на рассвете: женщины приходили на берег реки или озера со специально испеченным хлебом из овсяной муки. Его держала старшая из них, другие же пели древние обрядовые песни, может быть, восходящие еще к языческим временам.  После обряда хлеб делился на части между поющими, а часть его отдавали скоту.

Интересный факт

Другим обычаем была традиция пиров на Рождество Богородицы, которые зачастую могли продолжаться по нескольку дней или даже длиться неделю – если лето было очень урожайным. Дети семьи загодя приглашали на такое застолье родственников, причем само оно проходило «вскладчину», кто-то приносил продукты, кто-то давал деньги на их покупку. Исключение делалось для зятьев, невесток, которых тести и тещи, свекры и свекрови звали в гости даром, поскольку очень важны были хорошие отношения детей и родителей.

Время пиров именовалось «Госпожинками», то есть связанным с необходимостью поблагодарить за урожай «Госпожу Богородицу». Впрочем, и здесь к благочестию примешивалось язычество – этнографы еще начала XX в. установили, что зачастую крестьяне отождествляли Богородицу и «Мать сыру землю», что порицалось Церковью – и все же подобное суеверие сохранялось многие столетия.

Что в храме

У праздника Рождества Пресвятой Богородицы есть один день предпразднства и четыре дня попразднства. Православные проживают это важнейшее для Церкви событие шесть дней. Последний день попразднества — 25 сентября, канун Воздвижения Креста Господня.

Начинается же торжества вечером 20 сентября, когда служится всенощное бдение. Его особенность – чтение трех паремий (отрывков) из книг Ветхого Завета, пророчески говорящих о Марии:

  • из 28 главы Книги Бытия, где повествуется о том, как праотец Иаков видел лестницу, ведущую от земли к небу; под этим образом Церковь понимает Пречистую, соединившую Рождением Христа земное и небесное;
  • их книги прор. Иезикииля, где речь идет о затворенных вратах, через которые, будет время, придет на землю Сам Господь; это пророчество прикровенно говорит о Рождестве Христовом;
  • наконец, третий отрывок, начинающийся словами «Премудрость созда себе дом…» — из книги Притчей царя Соломона, мудрейшего из иудейских правителей; домом Божией Премудрости (Христа) стала Мария, «богоизбранная Отроковица».

Рождество Богородицы служба в храме

Звучат за службой вечером, затем на литургии праздника, утром также особые песнопения праздника пера прп. Иоанна Дамаскина, свт. Андрея Критского, других святых – их можно услышать лишь в этот день.

Соборы, храмы и монастыри в честь праздника

К настоящему в православном мире известно почти 2000 церквей, посвященных событию. Одни из них разрушены за годы гонений, особенно в России, другие восстановлены, третьи – новые, совсем недавней постройки. Больше всего таких церквей в Москве.

В Путинках

Нынешнее белокаменное здание этой столичной церкви относится к середине XVIIв. Особенность ее – то, что храм и колокольню увенчивают так называемые «шатровые» купола. После 1653 г., когда строительств завершилось, Патриарх Никон запретил шатровые храмы, так что Рождественская стала одной из последних в Москве, построенной таким стилем.

О Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентября

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках находится в начале улицы Малая Дмитровка, и по некоторым данным был основан ещё в XIV веке.

Храм известен тем, что в 1930-е гг. здесь служили монахи из закрытого Высоко-Петровского монастыря. В 1935 г. приход закрыли, а вернули церковь верующим только в 1990 г. Известно, что немало средств на восстановление пожертвовал известный актер Александр Абдулов, который также организовывал театральный фестиваль «Задворки», средства от которого шли на восстановление храма.

Монастырь в Москве

Это – одна из древнейших иноческих обителей столицы, существующая с конца XIVв. Его основательница – жена князя Андрея, младшего сына Ивана Калиты. Она приняла здесь пострижение с именем Марфы. Впоследствии среди насельниц было множество представительниц знатных родов, избравших иноческую жизнь – не всегда добровольно. Так, здесь насильно была пострижена жена Василия III Соломония (монахиня София), с которой супруг неправомерно развелся из-за ее бездетности.

Богородице-Рождественский монастырь в Москве

Москва, ул. Рождественка, 20. Богородице-Рождественский монастырь

В советские годы обитель была закрыта, с 1922 г. отсюда вывезено 17 пудов «церковных ценностей», изгнаны инокини. Возрождение началось с 1990-х гг. На 2019 г. здесь проживало 30 насельниц.

Дивеевская

Строительство этой церкви проходило по благословению прп. Серафима Саровского. Церковь находится в цокольном этаже храма Рождества Христова, имеет низкие потолки, поддерживаемые столбами. Известно, что преподобный мыслил ее как усыпальницу, говоря М.И.Мантурову. строителю церкви:

«Четыре столба – ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка!»

К настоящему времени здесь действительно находятся мощи Дивеевских преподобных, Александры (основательницы женской общины), Марфы, Елены. Они обретены в 2000 г.

О Дне Рождения Богородицы Библия ничего не говорит. Что и как празднуем 21 сентября

На фото фреска Рождества Пресвятой Богородицы в Троицком соборе Дивеевского монастыря

Как отметить День рождения Пречистой Девы правильно

По возможности христианину следует:

  • посетить богослужение накануне;
  • приступить к Таинствам Исповеди, Причастия;
  • если возможности прийти в храм нет (чаще всего этот день – будний, следовательно, рабочий) – почитать молитвы, канон, акафист Богородице дома, обязательно – Евангелие этого дня.

Что нельзя делать 21 сентября

Христианин не должен:

  • следовать разного рода суевериям, соблюдать языческие ритуалы;
  • суеверно соблюдать «принятые в народе» запреты этого дня, например, на работу; уставного запрета на рабочее дело на день праздника нет, христианин, посвятивший рабочий день работе, не совершает никакого греха; другое дело, что, если есть возможность, лучше все же трудиться после богослужения.

О чем молиться в этот день

На Рождество Богородицы молятся как Ей Самой, о всякой нужде, требующей помощи свыше, так и праведным родителям, Иоакиму и Анне. К ним очень часто обращаются за помощью бездетные пары, женщины, готовящиеся стать матерями – всем им святые, сами пережившие многолетнее «безчадство», подают духовное подкрепление и, если благословляет Господь, то и помощь.

Какой акафист Богородице читать

Многие любят молиться в этот день, читая Акафист Богородице, единственный, принятый церковным Уставом, читаемый в храмах с VIв. Есть и другие акафисты Матери Божией – плод творчества благочестивых иереев, монахов, мирян. Среди них есть также посвященный Её Рождеству.

Наши предки, ко дню праздника завершавшие все работы на полях, лучше поняли бы эти слова о субботстве как ожидании воли Божией. Ныне, среди суеты мира христианин зачастую не может даже прийти в храм, занятый работой. Но остановиться, вникнуть в тайну Рождения Богоматери, встретиться с самим собой – надо. Хотя бы дома, читая молитвы или акафист.

Наталья Сазонова

Поздравляем с Рождеством Богородицы

Поздравляем с Рождеством Богородицы

Отрывок из проповеди Андрея Ткачева

«Иоаким и Анна долго были бесплодны. Так говорит Предание. Что значит это неплодство, нам трудно понять. Но нужно постараться. Бесплодие утробы есть некая длящаяся суббота. Ведь суббота касалась не только непосредственного труда, но и отношений с рабами, с землей и рабочим скотом. Земля, стоящая под паром, субботствовала Богу. И вол, имевший некий покой от труда, субботствовал. Утроба Анны субботствовала и была незачинающей… Бездействие вообще есть вещь очень тяжелая.

Может, вы думаете, что люди в большинстве своем устали от суеты и мечтают о покое? Ничуть не бывало. Они не могут иначе жить, как только в суете и в маете. Посади их в тишину, и они начнут бить головой о стену, чтобы их выпустили туда, где орет телевизор, где мигает реклама, где рассказывают слухи и сплетни. Или вы этого не знали? Тогда вы не понимаете смысл субботнего покоя. Господь заповедал, приказал Своему народу упражняться в молчании и бездействии. На дурь у нас хватает сил. А вот молча и тихо сидеть мы не можем. Особенно трудно сидеть без действия, когда совершается нечто великое. «Как же без меня? Как же я не увижу?» Вот, все побежали, а я субботствую. Да это же – пытка. Суббота есть пытка для суетного человека.

А если субботствует утроба? Если мы хотим детей, а утроба не удерживает семени? Современный человек нетерпелив. Он имеет на службе у своего эгоизма технические подспорья и медицинские технологии. Нет детей – добудем. Осеменимся чужим семенем. Наймем суррогатную мать. Вычудим что угодно, но сидеть сложа руки не будем. Так ведь? А Иоаким и Анна субботствовали. Неплодной была утроба, и ничего, кроме молитвы, не предпринимали состарившиеся праведники. Надо почувствовать эту разницу между тем мировосприятием и нашим. Надо почувствовать.

Наконец терпение вознаграждается. Я дерзаю проникнуть на малую секунду в опочивальню родителей Богоматери, чтобы сказать: было чудо! Похоти по старости уже не было, но желание родить ребенка оставалось. И в омертвевших телах возникло взаимное супружеское влечение, и была святая близость престарелых праведников, близость, которая обнаружилась со временем тяжестью под сердцем. Суббота закончилась. Закончилось терпеливое ожидание милости и священное бездействие. Настала пора воскресенья, то есть первого дня недели, который вскоре получит это имя. Так увенчивается священная праздность. Есть ведь праздность греховная, рожденная ленью и унынием. А есть праздность священная, рожденная мыслью о том, что не все в мире зависит от меня. Все уже сделано. Я должен покоиться и не перегружаться тем, что от меня не зависит. Это бездействие есть проявление веры и мужества перед Тем, Кто все творит правильно…»

Тропарь, кондак, величание, молитва

Тропарь, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.

Молитва

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

 

 

 

 

 

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Post

14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»14 августа – Первый Спас. Все названия, молитвы и основные правила «Медового праздника»

2 комментария
Медовый Спас

Медовый Спас открывает цикл «продуктовых праздников» августа. Так получилось, что народная молва нарекла церковное торжество Медовым, тем самым свела весь смысл к освещению мёда в этот день. А между тем эта дата (14 августа по новому стилю или 1- по старому) богата на исторические события

Праздники

«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне«Я с вами все дни до скончания века»: Вознесение Господне

0 Comments
Вознесение Господне

Если праздники Рождества и Воскресения Христова более-менее понятны, то Вознесение, и с точки зрения события, и тем более вероучительная сторона праздника, не очень ясна. Будем разбираться. История из Евангелия Вознесение Христа описаны в 24 главе Евангелия от Луки, в 16 главе Евангелия от Марка, и

Праздники

О чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что онО чем молится священник, благословляя плоды нового урожая? Яблочный Спас — про что он

3 комментария
Яблочный Спас

До революции при многих храмах на Яблочный Спас устраивали целые яблочные базары. Иные же всем приходом, вскладчину накрывали столы для всех желающих, прежде же всего – для неимущих хлеба насущного. И здесь каждого угощали яблоками. Какой Спас 19 августа Яблочный, или так называемый «второй» Спас,

Праздники

19 сентября или 21 ноября: когда день Архангела Михаила в 2022 году19 сентября или 21 ноября: когда день Архангела Михаила в 2022 году

0 Comments
Когда день Архангела Михаила

Праздник того, кого Церковь издавна почитает как «Чиноначальника Вышних Сил» отмечается в обе эти даты. 19 сентября – воспоминание об одном из самых поразительных чудес, вторая дата, 21 ноября – установлена решением Собора как память не только Архангела Михаила, но и всех Ангельских Сил. Именно

Праздники

День Святого Духа — что это за праздник?День Святого Духа — что это за праздник?

0 Comments
Духов день

В старину говорили, что Духов день – «именины земли», особый день покоя, созерцания после радостного праздника Пятидесятницы или Троицы, когда воспоминается пришествие в мир Ее Третьего Лица. Когда отмечается Духов день? Это всегда понедельник после Пятидесятницы, всегда приходящейся на воскресный день. В некоторых Поместных Церквях

Праздники