В последнее время в Интернете и телевизоре можно всё чаще услышать размышления на тему переселения душ. Почему христианство не принимает теорию реинкарнации и считает, что мысли о ней отдаляют человека от Бога? Говорим об этом с иеромонахом Ефремом (Метсом).
Есть ли у христианской Церкви ответ на теорию реинкарнации?
— Начнём с определения. Реинкарнация буквально переводится с латинского «перевоплощение». В различных религиях и философиях подразумевается, что душа человека после смерти воплощается в другом теле: человека ли, животного, растения, а возможно и во что-то неживое. Христианство категорически не принимает это учение. Во-первых, Священное Писание возвещает нам:
«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27)
Также можно прочитать притчу Христа о богаче и Лазаре как иллюстрацию жизни и суда, в общем, можно много чего привести из Божественного Откровения.
Реинкарнация — лжемудрость
Во-вторых, сама по себе идея реинкарнации довольно-таки поздняя, это своего рода фантазия и лжемудрость.
Нужно сказать, что она очень привлекательна, поскольку снимает с человека ответственность и позволяет не думать о будущем суде. Если же человеку сказать, что его недостойная жизнь сделает его, например, кошкой или собакой, то вряд ли это его напугает и сподвигнет менять жизнь. Квадроберы, например, уже в этой жизни готовы стать животными и ничего.
Узнайте также: историю о богатом юноше
— Почему переселение душ кажется вполне реальным?
Мол, в прошлой жизни тебе пришлось пострадать, поэтому сейчас все хорошо… Для многих людей такие истории — весомый аргумент.
— Есть одна очень смешная история, которую рассказал святой Паисий Святогорец.
«Несколько лет назад на Крит приехала группа немцев, чтобы почтить память немецких солдат, убитых там во время оккупации Греции немцами. Когда немцы проводили свое мероприятие, мимо них проходил один крестьянин с ослом, нагруженным покупками. Увидев толпу людей, осел начал реветь.
Один из немцев понял это таким образом, что ревевший осел был его убитым на войне братом, перевоплотившимся в осла! Поняв, что «брат» узнал его и поприветствовал своим ревом, немец вытянулся по стойке смирно и выбросил вперед руку в военном приветствии…
И смех и грех!..
Недолго думая, немец подбежал к крестьянину и спросил его: «Сколько ты хочешь за осла? Я его покупаю».
– «Да пошел ты, знаешь куда». – ответил ему крестьянин.
Однако немец, не слушая его, уже отсчитывал марки: больше, еще больше… «Да уходи ты, – уговаривал крестьянин, – дай мне пройти». Еще больше, еще больше… В конце концов один из наблюдавших эту сцену сказал крестьянину:
«Дурень, ты, дурень. Ведь он платит тебе за осла все равно что за «Мерседес». Ну и отдай ему».
Крестьянин постоял, подумал, потом развьючил осла, снял с него седло и передал животное немцу. Немец со слезами на глазах забрал осла и повез его в Германию!»
Реинкарнация работает так же, как и всякое суеверие: то, что ты захотел связать, обязательно свяжется, но пользы душевной от этого ты точно не получишь, как раз наоборот, ещё больше запутаешься и отдалишься от Бога. Проще всего начать «вспоминать» чьи-то прошлые жизни и в итоге запутаться в своей собственной.
— Почему жизнь одна?
— В этом вопросе слышится скепсис по поводу жизни после смерти. Если ты родился человеком, то это навечно. Верующим в реинкарнацию кажется, что тебе нужно несколько попыток прожить жизнь, чтобы стать лучше.
Я думаю, что всё пойдёт наоборот, если в одной жизни ты не определился и не встал на путь Божий, то и в другой жизни это повторится. Мне напоминает это игровые аппараты, зависимость от них всегда приводит к краху и долгам, так и попытки перевоплощений будут приводить к большей деградации духа.
Мне кажется, что жизнь одна именно потому, что она мобилизует меня, заставляет ценить всякий час, день, год, ведь получается, что нет никакого черновика, мы сразу всё пишем в беловик, потому это более справедливо, чем миллион черновиков, которые я всё больше и больше буду обесценивать.
— Что будет после?
Можете ли вы описать рай и ад?
— Представьте ситуацию: вам нужно рассказать и объяснить ещё неродившемуся младенцу во чреве о нашем мире.
О земле, солнце, других людях, животных, просторах и т.п. Как вы думает, он сможет хотя бы вообразить наш мир? Конечно, нет! Бог апостолу Павлу показал рай и он воскликнул:
«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». (Кор.2:9)
Иная жизнь невообразима для нас, что бы мы ни подумали, всегда всё будет не то. Мы можем в этой жизни только слегка сердцем прикоснуться и к аду и к раю, этому и посвящено всё Священное Писание. Мне кажется, что ад по своему существу напоминает нескончаемое жжение совести, только в более сильном качестве. Этот опыт точно есть у всех людей. А вот прикосновение к раю требует подвига:
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Мф.11:12)
— Я поверила, что переселения душ нет
Каковы мои дальнейшие шаги на пути к Богу?
— Как лихо! А что придёт на место этой веры? Придёт ли вера в то, что я в любом случае предстану перед Богом и понесу ответственность за свою жизнь? Буду ли что-то менять в своей жизни? Вот главные вопросы!
Мне кажется, что Божий суд вполне себе логичный итог. Нет таких сообществ в истории человечества, в которых не было бы суда, даже в примитивных племенах есть различные табу и судебная практика. Стоит ли бояться Суда Божьего? Я привожу такой пример. Мама пошла на работу и написала мне список дел: купить хлеба, выбросить мусор, помыть посуду, навести порядок. Если я всё сделал, то жду маму с радостью, она увидит мою работу и похвалит.
А если я целый день играл на компьютере и ничего не сделал, то мне хочется, чтобы мама ещё долго не приходила, поскольку увидит, что ничего не сделано и наругает. Если человек любит Бога, живёт по Его воле, то для него пришествие Христа будет не судом, а радостью встречи, которой не будет конца. Потому не будем выдумывать себе всякие реинкарнации и прочие глупости, а обратимся к Живому Богу и пойдём по Его благословенному пути!
Беседовала Алина АБАШЕВА