Праведная Анна, мать Пресвятой Богородицы, а значит бабушка Иисуса Христа. Мы знаем о ней совсем мало, и даже имя ее упоминается не в Евангелии, а лишь в апокрифических сочинениях не ранее II в. И все же те, кто обращаются к ней за помощью, знают, как милостива и любвеобильна святая.
Дни памяти
Церковный календарь знает три даты памяти святой праведной Анны, матери Богородицы. Это:
- 22 декабря, день Зачатия Пресвятой Богородицы;
- 7 августа – Успение прав. Анны;
- 22 сентября – память ее и супруга, прав. Иоакима; она совершается на другой день после Рождества Богородицы.
Значение имени
Оно – семитское, и чаще всего переводится как «милостивая» или «благая». Имя имеет и мужской вариант – Анан, или Ханан.
О жизни святой Анны: что известно и откуда
Евангелия и другие тексты, дошедшие до нас от Апостольского века, совсем мало внимания уделяют подробностям жизни Христа, Матери Божией, тем более – Её родителей. Современные библеисты считают, что вызвано это ожиданием конца мира.
Вот как говорит об этом М.Г.Селезнев, современный исследователь Библии:
«У первых христиан было чувство, что наступает конец мира, он близок, он может наступить со дня на день и поэтому исторические детали, бытовые моменты – не важны, а важно то, что вот сейчас должна начаться новая эра, новый мир. Вот что было в центре внимания первого поколения христиан».
Именно поэтому рассказы о матери и отце Богородицы встречаются лишь в более поздних источниках. Например, «Протоевангелие Иакова» датируется II – началом III вв. Церковь не признает его как канонический текст Апостольского века, однако, считает, что он доносит до нас древние предания. Именно из этого источника и других апокрифов (например, «Евангелия о Рождестве и детстве Спасителя» VI в.) нам и известны немногие подробности жизни праведных родителей Матери Божией.
Семья
Отцом Анны был священник по имени Матфан. По отцу Анна происходила из древнего священнического рода, который восходил к брату пророка Моисея, Аарону. Мать святой была из колена праотца Иуды. Свт. Димитрий Ростовский, опираясь на ряд преданий о семье Анны, пишет, что у нее было две старших сестры – Мариам и Совия, Анна же была самой младшей в семье.
Иоаким
Так звали супруга Анны. Происхождение его различные апокрифы описывают по-разному. Большинство из них указывают, что Иоаким был «из рода царя Давида», называют и имя его отца – Варпанфир, а также место жительства – город Назарет. Именно сюда он привез после свадьбы молодую жену. Вместе им предстояло прожить более полувека, и жизнь эта не была простой.
«Поношение безчадства»
Уже через несколько лет супружеской жизни стало ясно, что детей у них, скорее всего, не будет. Это стало большим горем для обоих – ведь они твердо веровали в Господа, и, как все евреи того времени, ожидали прихода Мессии, ведь подходили к концу определенные в Книге прор. Даниила «семьдесят седмин» (490 лет) от восстановления Иерусалима после его разорения вавилонянами – именно тогда, по слову пророка, ожидалось рождение Спасителя.
Поэтому всякая еврейская семья стремилась иметь потомство, с дерзновением уповая, что, может быть, избрана для рождения Мессии. Бездетность поэтому считалась знаком неблаговоления Божия, а может быть – даже свидетельством о некоторых тайных грехах мужа и жены. Да, Иоаким и Анна часто посещали Иерусалимский храм, приносили жертвы, помогали нищим, их дом был если не богатым, то зажиточным – но люди продолжали судачить.
Рождение Пресвятой Богородицы
«Протоевангелие Иакова» рассказывает, что однажды нападки превысили меру терпения мужа и жены: Иоаким, как и жена. уже в преклонных годах, пришедший с жертвоприношением в храм, был отвергнут священником, как бездетный, следовательно – грешник.
Не оскорбления задели Иоакима, но изгнание из храма Божия. Считая себя последним, самым отверженным из людей, он решил уйти в пустыню, оплакивать свою жизнь. А дома плакала его жена, узнавшая о бесчестии. Автор апокрифа рассказывает, что Анна в слезах вышла в сад близ их дома в Иерусалиме – и увидела на дереве гнездо с птенцами, которым приносила пищу мать.
Даже эта неразумная и бессловесная тварь Божия была счастливее Анны, прожившей такую долгую – более 70 лет – и, по-видимому, бесполезную жизнь. А потом она вдруг вспомнила Сарру, бездетную жену праотца Авраама. зачавшую сына в 90 лет – и взмолилась к Господу, может быть, в самой последней надежде. И получила ответ.
В саду вдруг воссиял свет, и Анна увидела Ангела. Предание полагает, что то был Архангел Гавриил:
«Анна! услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение; имя Ей будет Мария».
То же явление было и Иоакиму в пустыне. Так избранным семейством, в котором родится Мать Мессии оказались именно всеми презираемые супруги. Оба хорошо понимали, от Кого дарована эта радость – и потому, не заботясь о том, чтобы сообщить о случившемся «второй половинке», первым делом поспешили в храм.
Там, у ворот, называемых Золотыми, они и встретились. Этот момент, радость мужа и жены о милости Божией, позже станет одним из любимых сюжетов иконописцев, изображающих праведных Богоотцов, как называют святых.
Мать Марии
Анна хорошо запомнила слова Ангела о великом будущем ее Дочери, и уже с рождения обещала Ее Богу. Но до трех лет Мария жила с родителями: еврейские женщины тех лет именно до этого возраста обычно кормили детей грудью.
Когда Мария была еще новорожденной, родители «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое». Анна также взяла в помощницы – ухаживать да Дочерью – «непорочных дочерей иудейских», чтобы ничто нечистое и греховное не касалось ребенка.
В 3 года Мария была введена в Иерусалимский храм. Рассказ апокрифа удивительным образом совпадает со словами псалма 44, написанного царем Давидом за 1000 лет до самого события:
«Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́, и забу́ди лю́ди Твоя́, и дом отца́ Твоего́. И возжела́ет Царь добро́ты Твоея́: зане́ Той есть Госпо́дь Твой и поклони́шися Ему́. И дщи Ти́рова с да́ры, лицу́ Твоему́ помо́лятся бога́тии лю́дстии. Вся сла́ва Дще́ре Царе́вы внутрь, ря́сны златы́ми оде́яна и преиспещре́на. Приведу́тся Царю́ де́вы в след ея́, и́скренния ея́ приведу́тся Тебе́. Приведу́тся в весе́лии и ра́довании, введу́тся в храм Царе́в…» (Пс. 44:11-16)
Именно так все и было: чистые девы, сопровождавшие торжественное шествие девочки ко храму, слова «приклони ухо твое… забуди дом отца Твоего», сбывшиеся буквально: трехлетняя Мария сама взошла по крутым ступеням храма – чтобы остаться там. Чудо видели встретившие Ее первосвященник, священники и множество иудеев.
Дочь осталась в храме – Анна же и Иоаким еще несколько лет прожили в Иерусалиме.
Успение
О нем почти ничего не известно – лишь то, что св. Анна преставилась, вероятно, через 2 года после того, как посвятила свою Дочь Богу, и было ей тогда уже 79 лет. Через небольшое время после Анны отошел ко Господу и ее супруг.
Почитание
Оно сложилось сначала на христианском Востоке, но и то через несколько столетий после смерти святой. Тем не менее, в Иерусалиме был известен дом святых супругов, на месте которого в первые века христианства была возведена церковь, в крипте (подземной части) которой находилась могила правв. Иоакима и Анны.
В 710 г. мощи и мафорий (плат, носимый на главе) святой перенесли в Константинополь, где также известно было несколько церквей, посвященный св. Анне.
А вот на Западе почитание святой первоначально не сложилось – там с недоверием относились к «Протоевангелию Иакова», которое даже было одно время в списке запрещенных в Католической Церкви книг.
Лишь после Крестовых походов, когда захватившие Иерусалим, а после – Константинополь, рыцари лично убедились в реальности чудес, совершавшихся по молитвам святой, на Западе также стали строить в честь нее храмы, кроме того, в Европе оказались и некоторые части мощей матери Богородицы.
Где находятся мощи
В наши дни больше всего частей мощей святой – в монастырях горы Афон. В России единственную частицу мощей хранит Валаамский Преображенский монастырь.
Как изображают на иконах
Древнейшее изображение св. Анны было обнаружено в 1960-е гг. в соборе, который в VII-XIV вв. принадлежал Коптской Церкви. Это фреска, от которой сохранилось лишь «оплечное» изображение святой (см.главную иллюстрацию к статье).
Ее глава покрыта мафорием, глаза широко открыты, указательный палец правой руки прижат к губам – большинство толкователей считает этот жест знаком внутренней молитвы святой. Второй вариант его толкования – жест указывает на непостижимую и невыразимую тайну Рождения Матери Божией.
В последующие века возникло множество изводов икон прав. Анны как на Востоке, так и на Западе.
Среди них:
- икона «Зачатие Богородицы», изображающая встречу супругов у врат Иерусалимского храма; именно такой образ находится в Зачатьевском монастыре в Москве;
- икона Рождества Богородицы; Анна полулежит на постели, ее глава молитвенно склонена перед чудом Рождения Дочери;
- в Греции XIV-XV вв. был распространено также изображение Анны с Марией на коленях, и также образы обоих святых родителей и стоящей между ними Богородицы;
- западные иконы и живописные произведения, называемые «Святое семейство»: на них представлены Анна в образе старицы, ее супруг, Мария; встречаются у католиков и изображения Марии с Младенцем, рядом с Богородицей – Ее мать, Анна – хотя исторически известно, что она не дожила до рождения Иисуса, бессмертная душа святой, конечно, возрадовалась о приходе в мир Мессии.
О чем молятся
Святая считается покровительницей семьи, устроительницей семейного благополучия, молитвенной предстательницей о детях. Кроме того, она помогает:
- бездетным супружеским парам, молящимся о даровании чада; свидетельств о таких чудесах – многие тысячи;
- тем, кто проходит через большие скорби и искушения, требующие твердости веры.
Она прожила долгую и непростую жизнь, переживая поношения, гонения многие десятилетия. Так Господь проводил свою рабу и ее праведного супруга через тяжкие испытания – которые не сломили святых, но закалили их веру. Ныне они – и пример для малодушествующих и утешение для всех, кто ждет исполнения своих молитвенных прошений, может быть – годы. Господь слышит каждого и в свое время посылает радость и утешение.
Наталия Сазонова
Молитва, тропарь
Тропарь, глас 1:
И́же в зако́нней благода́ти пра́ведни бы́вше,/ Младе́нца богода́ннаго породи́ша нам Иоаки́м и А́нна./ Те́мже днесь све́тло торжеству́ет,/ ве́село пра́зднующи, Боже́ственная Це́рковь, честну́ю ва́шу па́мять,/ сла́вящи Бо́га,// воздви́гшаго рог спасе́ния нам в дому́ Дави́дове.
Молитва
О, присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии Небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от преблагослове́нныя дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шым пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас.
Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти, предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием, да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, ему́же со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.