С 1 по 11 июля — Петров пост . Начинается в понедельник всего 11 дней продолжится воздержание у православных, до дня святых Апостолов Петра и Павла. В 2024-м он один из самых коротких, ведь его минимум может составить 8 дней, а максимум — 42 дня, что немногим меньше, чем Великий. В отличие же от Четыредесятницы и Успенок здесь Устав разрешает рыбу, но не каждый день. А вот жениться в эти дни Церковь не благословляет, ибо Венчания не совершаются. Когда и что можно вкушать мирянам поможет разобраться наш календарь питания на каждый день недели в виде инфографики, список праздничных дней.
Заговенье на Петров пост
30 июня, воскресенье – заговенье – последний день, когда можно покушать скоромной пищи (до полуночи, без фанатизма). Понедельник, 1 июля — первый день Апостольского поста, продлится до праздника Петра и Павла. Это всегда 12 июля (непереходящая дата в 2024 г выпадает на пятницу).
Питание по дням в Петров пост
Из трапезы исключаются продукты животного происхождения: мясо, молочные продукты, сыры, яйца. В определенные дни на трапезе разрешается рыба, в другие – запрещается даже растительное масло.
+Обычно священники благословляют мирян соблюдать Петров пост по облегченной схеме:
- Понедельник – вареная пища без масла.
- Среда и пятница – сухоядение.
- Вторник, четверг, суббота и воскресенье – блюда с растительным маслом и рыбой.
Или еще мягче:
Воздерживаться от яиц, мясных и молочных продуктов, а по средам и пятницам еще и от рыбы.
Тогда как по строгому монастырскому уставу:
понедельник, среда и пятница — сухоядение;
вторник и четверг — горячая пища с растительным маслом;
в субботние, воскресные и праздничные дни – на трапезе рыба.
Но! как всегда во время Апостольского поста много праздничных дней, то даже «строгие срЕды и пятницы» бывают с послаблениями.
Так, если дни памяти какого-либо великого святого (или иконы) случаются в:
понедельник, вторник и четверг — на трапезе разрешается рыба;
среду и пятницу — вместо сухоядения — горячая пища с растительным маслом.
Кроме того, если празднуется память святого, которому положено «всенощное бдение», то также разрешается употребление рыбы, даже если это среда или пятница. Такие праздничные дни в православном календаре обозначены красным крестиком в полукруге +).
С учетом этих особенностей и составлен календарь постных трапез.
Все дни когда можно рыбу в Петров пост
Даже строгий монастырский устав на трапезе разрешает рыбу 8 дней поста из 11.
Это праздничные дни:
- 1 июля, понедельник, празднование Боголюбской иконы Богородицы
- 2 июля, вторник, память Ап Иуды, брата Господня, свт Иова Московского, свт. Иоанна Шанхайского;
- 4 июля — обретение мощей прп Максима Грека;
- 6 июля, субботний день+праздник Владимирской иконы Божией Матери;
- 7 июля, воскресный день + Рождество Иоанна Предтечи (Большой праздник, положено «всенощное бдение»);
- 8 июля, понедельник — Блгвв кнн Петра и Февронии;
- 9 июля, вторник — Тихвинской иконы Божией Матери;
- 11 июля, четверг, память прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, последний день Апостольского поста;
- 12 июля, пятница, день свв. Апостолов Петра и Павла.
Обратите внимание: Если совершается память святого, в честь которого именуется ваш храм, то это еще один повод для «послабления строгого поста до рыбы». Например: на вторник 2024-го выпадут престольные праздники храмов во имя свт Иоанна Шанхайского и патриарха Иоава, а значит, его прихожане трапезничают рыбными блюдами. Такое же послабление в пятницу, 5 июля, для прихожан храмов, посвященных прп Варлааму Хутынскому
Упражняться в сухоядении будем всего 1 раз — в среду 3-го июля. В оставшиеся 2 дня строгость послабляется «до масла». Это:
- 5 июля, пятница — память прп. Варлаама Хутынского
- 10 июля, среда — обретение мощей прп. Амвросия Оптинского
Здесь сухоядение заменяется на пищу с маслом.
Обратите внимание, сухоядение — высшая степень поста, к такому воздержанию приходят постепенно, под руководством духовника.
Поститься следует разумно, учитывая свои духовные и физические силы и нагрузки. Обязательно надо согласовать степень пощения с приходским священником, посоветоваться с врачом, если имеются заболевания.
И еще один нюанс 2024 года
День Первоверховных апостолов Петра и Павла в выпадает на пятницу. Это традиционно постный день для православного. По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, воздержание в срЕды и пятницы приравнено к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника»(гл 33). В Праздник Петра и Павла по Уставу всенощное бдение, а значит послабление сухоядения не только до пищи с маслом, но сразу до рыбы. А вкушение мясных и молочных продуктов откладываем до субботы, 13 июля.
В 2024 году праздник Петра и Павла (12 июля, непереходящий) выпадает на пятницу — это традиционно постный день и воздержание не отменяется, а послабляется — на трапезе по уставу разрешается рыба:
«На трапезе утешение братии великое. Аще случится сей праздник святых апостол в среду, или в пяток, ямы рыбу, и пием вино» (Минея, 29 июня). «На трапезе, разрешение на рыбы и вино, аще и среда или пяток» (Типикон, 29 июня).
Инфографика: Календарь питания по дням недели
Ниже представлена инфографика питания по дням в период Петрова поста, составленная в соответствии с церковным (монастырским) уставом и с учетом праздничных дней. Предлагаем желающим соблюдать пост построже использовать ее как ориентир: на основе этого календаря можно понять, какие постные дни – более строгие, какие — менее.
Что можно есть: список продуктов для поста
Кроме рыбы и растительного масла (в определенные дни) в Петровский пост благословляется любая растительная пища:
- овощи, в т.ч. замороженные;
- овощные консервы;
- грибы;
- каши из круп и злаки;
- бобовые отдельно выделим — чечевица, горох, нут, фасоль, маш, соя;
- орехи и семена;
- фрукты и сухофрукты;
- макаронные изделия (без яиц);
- хлеб, иная постная (без молока, яиц) выпечка;
- карамель, сахар и мед — вкушают с осторожностью;
- соки, чаи, травяные взвары, кисели, компоты;
- овощные и фруктовые смузи
Сколько раз в день можно кушать в пост
Типикон приводит два чина, близких, но не тождественных. Согласно первому (глава 34):
- в понедельник, среду и пятницу положена одна трапеза в 9-й час (15.00), сухоядение;
- вторник, четверг, суббота и воскресенье — две (днем и вечером)
Другой чин (глава 35 и 51 частично) предполагает следующее:
- во вторник и четверг вкушать один раз в день вареную пищу без елея (масла) одно блюдо около 15.00 часов+на трапезе поставляется «ино сухоядение», т.е. сырые и моченые овощи и фрукты;
- в понедельник, среду и пятницу положено сухоядение «хлеб и воду и сим подобная», однажды в день;
- в субботу и воскресенье – две трапезы вареной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.
Таким образом, различие только по вторнику и четвергу: первый чин благословляет вкушение две трапезы с елеем (маслом) и вином, а второй — единожды в день и без елея, если только не случится праздник.
Если же при этом в понедельник, вторник или четверг будет память полиелейного святого или святого «со славословием» (праздник средний), то в эти дни разрешается рыба. В понедельник к тому же поставляется две трапезы в день, подобно вторнику или четвергу.
Когда можно есть кальмары
По Афонскому уставу кальмары и другие морепродукты на трапезе возможны даже в субботние и воскресные дни Великого поста. Когда составляли этот Устав, морепродукты отнесли к растениям, на Афоне и в некоторых монастырях Русской Церкви их во все посты подают к трапезе в дни, когда разрешено масло.
В России среди современных пастырей можно встретить как тех, кто полагает, что вкушать кальмары и другие морепродукты постом можно, так и тех, кто обращает внимание на то, что они достаточно дороги, иногда непросты в приготовлении, тогда как во время поста уделать излишнее время приготовлению пищи крайне нежелательно.
Про вино
Что до разрешения на вино, которое прописано в Уставе, необходимо понимать, что речь идет о монашеских правилах, возникших в IV-VI вв. у греков. Под вином они понимали спиртное, очень сильно разведенное водой, так что, по сути, это был сок.
Таким образом, Устав не дает благословения на спиртное в том смысле, как это понимают сейчас. Подобное невоздержание во время поста можно признать неуместным.
Кто освобождается от поста?
Беременные и кормящие женщины, маленькие дети, военнослужащие, бездомные, люди с заболеваниями, при которых врачи рекомендуют определенную диету — освобождаются от поста.
Что нельзя делать в Петров пост
Постом не заключают браки, не организуют большие торжества и застолья. По взаимному согласию супруги воздерживаются и от телесной близости.
Что еще можно и нельзя в Петров пост, когда жениться есть здесь.
Что читать в пост
- Апостольские послания.
- Акафист святым Петру и Павлу читают желающие подражать апостолам в том главном, в чем они прославились – евангельском благовестии. Здесь текст с ударениями
Духовная пища
Четырнадцать Павловых посланий, два соборных послания Петра, и книга Деяний апостолов, в которой Петр и Павел – главные действующие лица – духовная пища христианина в период Петрова поста помимо Евангелия. Когда читает вдумчиво человек писания апостольские, то сам пламенеющий дух учеников Господних, приближаясь, согревает дух человеческий.
В чем суть и смысл Петрова поста
Предлагаем два отрывка из проповедей известных современных проповедников.
Священник Валерий Духанин:
«В Церкви всё премудро устроено. Богослужения и молитвы, посты и праздники – всё распределено так, что дает равномерную нагрузку, позволяет гармонично включиться в духовную жизнь. Долгое время без постов нам нельзя. Лето приносит с собой не только отдых, но и соблазн беспечности. Хочется расслабиться, позволить себе всевозможные утешения.
Помню, что когда-то меня тоже сбивало: «Эх, опять пришел этот пост Петров. Опять ущемляться в еде придется». Но потом я увидел, что если взять телесную составляющую, то летом вокруг столько ягод, овощей и фруктов, что ешь – не хочу. И зачем же тогда летом уедаться мясом? Куда тебе столько энергии, если и так тепло?
Я много расспрашивал о жизни своих родителей, которые вышли из простой деревни. Раньше в деревнях летом вообще мясо редко ели, потому что холодильников не было, мясную пищу экономили для зимы. Летом трудились много, а мясного ели мало. А сейчас мы хотим, чтобы наша жизнь была сплошной супермаркет: «бери всё, что хочешь», «ешь все, что желаешь». Как же быстро наша душа терпит крах!.. Если надолго остаться в таком состоянии, то соблазн захватит тебя врасплох.
Поэтому для православных христиан Петров пост – определенный сигнал:
«Не расслабляйся, помни о духовном».
Петров пост включает нас в число апостолов, учеников Христовых, которые молитвой и постом созидали Церковь. Постились апостолы – постимся и мы. Почувствовать свое единство с учениками Господа – это же так здорово! Петров пост – это наше единство с апостолами, которые всю жизнь свою провели в воздержании и духовном делании. Отказываясь от поста, мы в каком-то смысле отгораживаемся от Церкви, обособляем себя в своем глупом желании посытней поесть да повеселиться.
Если ты не научился воздержанию, то никогда не научишься самообладанию. Не научившись самообладанию, не будешь способен к управлению собой и к выстраиванию отношений с ближними. Все взаимосвязано в духовной жизни. Без поста и молитва будет не та, и победить соблазны невозможно. Под гнетом страстей и невоздержания будешь чувствовать одно недовольство, а радости – никакой. А когда душа с Богом, то любая радость становится еще более радостной. Способствуют этому в том числе и посты.
Протоиерей Андрей Ткачев:
Петров пост установлен в подражание Христовым ученикам. Те, отправляясь на всемирную проповедь, укреплялись молитвой и постом, и мы должны брать в руки оба вида духовного оружия и воевать по мере сил.
Лето на дворе. Овощей надо есть побольше, зелени. Сама природа к легкости зовет. Но важно не забывать, что человек одним хлебом, то есть земной пищей, жив быть не может. Он живет полноценно, если кроме хлеба вкушает «всякий глагол, исходящий из уст Божиих». Что же вкушать в дни апостольского поста? А не подсказывает ли нам само имя поста и праздника, которым он заканчивается, в каких книгах нам лучше всего упражняться в это время?
Четырнадцать Павловых посланий, два соборных послания Петра, и книга Деяний апостолов, в которой Петр и Павел – главные действующие лица – вот ответ на вопрос «что будем есть в петровском посту?» Семнадцать кушаний. Это не просто накрытый стол. Это – королевская трапеза с четырьмя или пятью переменами блюд.
Мистический страх перед наличием в печенье сухого молока у нас в крови есть. А любви к уединению с открытой Библией перед глазами у нас в крови нет. Эту любовь нужно поселить в нашей крови, ее нужно воспитать и укоренить в самых глубинах нашего духовного организма. Это – всецерковная задача. И мы даже представить не можем, сколько благ отсюда в будущем может родиться.
Можно читать по чуть-чуть. Например, встать утром, прочесть два абзаца и потом размышлять о прочитанном по дороге на метро или автобус. Можно носить маленькие издания Нового Завета с собой, и в удобное время давать пищу уму и сердцу радость. Молодые люди, те, что родились в наушниках и прекрасно разбираются в современной технике (старшим это тяжко дается) могут скачать на портативные устройства Псалтирь или апостольские послания и слушать их, когда хочешь. Вот так увидишь на улице молодого человека в наушниках, подумаешь, что он, вероятно, какую-то «кислоту» слушает, и забурчишь под нос по привычке. А он в это время назидается толкованием на послание апостола Павла к Колоссянам. Чудеса!
Так или иначе, по чуть-чуть или большими кусками, регулярно или от случая к случаю, вслух или про себя, мы все обязаны читать Священное Писание. Цель занятия им – «да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое приготовлен» .Мы знаем Петра и Павла по именам. Но очень малое число людей чувствует их близость к себе. Когда же читает вдумчиво человек писания апостольские, то сам пламенеющий дух учеников Господних, приближаясь, согревает дух человеческий. Они, апостолы, должны быть родными нам. Родство это обретается на пути трудолюбивого и постоянного изучения их писаний.
Ну а подлинным плодом хорошо проведенного петровского поста должно быть чувство сыновней близости к тем, которых зовут Камень (Петр) и Маленький (Павел). Вот как запоют на службе: «Петре и Павле, от Рима сошедшеся, утвердите нас», то стоящий в храме человек вдруг и почувствует,что сердце его знает этих людей. И он тогда повторит за хором: «От Рима сошедшеся, утвердите нас».
Источники: