Порт-Артурская икона Божией Матери была явлена в России – «доме Пресвятой Богородицы» – за 12 до падения монархии, а с ней и страны, называвшей себя «Святой Русью». Ныне списки образа – во многих храмах России, а в те годы многие современники просто предпочли не заметить чуда.
Дни празднования
Общецерковная память святыни – 29 августа. Во Владивостокской же епархии есть также две даты, отмечаемые местно: 17 февраля и 6 мая. Это дни обретения святыни и ее прибытия во Владивосток.
История Порт-Артурской иконы
Она тесно связана с русско-японской войной 1904-1905 гг., которая началась из-за обострения противоречий между Японией и другими странами Дальнего Востока (Корея, Китай).
Быстро развивающееся японское государство стремилось подчинить их своему влиянию – но в Китае и Корее уже экономически присутствовала другая великая держава, Россия: после строительства Транссибирской железной дороги освоение Дальнего Востока шло особенно активно. Такова завязка драматических событий, приведших к войне Российской империи и Японии – и поражению России с последующим началом революции 1905-1907 гг.
Среди причин случившегося современные историки называют сложности логистики – трудно было доставить на Дальний Восток большое количество войск, ошибки военного и политического руководства страны, недооценку военного потенциала Японии. Современникам же событий было очевидно: дело не только в этом. А может быть – и не столько. Ведь в критический момент военных действий стране могла быть дарована помощь свыше – если бы только ее приняли. Но тогда все случилось иначе.
Видение матроса Феодора
Большинство источников указывают, что именно Феодор Катанский, отставной матрос, участник Крымской войны, удостоился явления Богородицы, которое положило начало истории иконы. Впрочем, есть также точка зрения, что речь идет не о нем Льве Ефимовиче Катанском, одном из основателей первой монархической партии России, Союза русского народа: Л.Е.Катанский также был ветераном Крымской войны, в начале XX в. проживал в Бессарабии.
Но, так или иначе, а зимой 1903 г. в Киево-Печерскую лавру пришел пожилой паломник, который в Акафисте Порт-Артурской иконе называется «человек некий». Возможно, неопределенность с личностью того, кто передал людям волю Богородицы, связана с тем, что первоначально его словам поначалу просто не придали значения.
По словам паломника, Богородица явилась ему в сонном видении стоящей на берегу моря и как бы защищающей некий находящийся за Ее спиной город: в руках Владычицы был белый плат с Нерукотворным Ликом Ее Сына. Матерь Божия сказала, что в ближайшее время разразится война, в которой Россией будет одержана победа, если страна обратится к Пречистой за помощью. Она велела написать Свой образ – именно так, как было явлено в видении, после чего отправить его в Порт-Артур.
Опытные духовники пришли в некоторое смущение по поводу видения. А многие просто не знали об очень далеком городе Порт-Артур. Все недоумения разрешились, однако, уже в ближайшие недели: началась война, как и предсказывала Матерь Божия. Одним из первых городов, появившихся в военных сводках. стал Порт-Артур, подвергшийся нападению японцев. Стало ясно: волю Владычицы необходимо исполнить в точности.
Написание иконы
Чтобы создать образ, нужны были средства. Священноначалие приняло решение не брать от одного человека более 5 копеек пожертвования, полагая, что церковный народ должен проявить свою волю: нужна икона многим тысячам людей – деньги будут собраны. И действительно, в кратчайшие сроки средства собрали, как явствует из надписи на оригинале иконы, 10000 лаврских паломников. Написал же образ, наименованный «Торжество Богоматери», киевский иконописец Павел Штронда.
В точном соответствии с явленным видением, на этой иконе:
- Пречистая стоит на берегу залива, спиной к нему, держа плат с сиреневой каймой; на нем – образ Спаса Нерукотворного;
- под ноги Матери Божией были повержены два сломанных меча; над ее главой в небесах –царская корона;
- позади виднеется город, который Богородица ограждает, как щитом;
- высоко к небе – Господь в образе «Ветхого денми» (старца), которому предстоят Архангелы Гавриил и Михаил.
Верующие практически сразу стали именовать икону «Порт-Артурская». Были у нее и другие названия: «Богородица на мечах», «Вратарница Дальневосточная». Позже появится еще одно: «Неодержанная победа».
До Порт-Артура не доехала, город сдан японцам
К тому времени, как образ был закончен иконописцем, на Дальнем Востоке погиб командующий Тихоокеанским флотом, адмирал С.Макаров. Командовать флотом был назначен адмирал Николай Скрыдлов, которого и благословили доставить икону в Порт-Артур.
Православные страны с замиранием сердца следили за путешествием святыни… и все больше недоумевали. Новоназначенный командующий, казалось, не очень торопился – неделю после назначения находился в Севастополе, лишь через месяц добрался до дальневосточного Харбина. Но к этому времени японцы уже контролировали железную дорогу до Порт-Артура, и доставить икону было невозможно. Так образ оказался во Владивостоке – но и там его выставили для поклонения в кафедральном соборе только через 3 месяца по прибытии.
А ситуация на фронте продолжала ухудшаться. Верующие Владивостока пытались переслать фотокопии образа в Порт-Артур через русское консульство в китайском порту Чифу, но дипломаты по неизвестным причинам просто потеряли фотографии. Матрос по фамилии Пленков пытался довезти до Порт-Артура копию святыни, причем дважды – и потерпел неудачу.
Последней, можно сказать, отчаянной попыткой исполнить волю Богородицы, стала поездка отставного офицера Николая Федорова – духовного сына прав. Иоанна Кронштадтского. Он, житель Гатчины под Петербургом, уже немолодой человек, смог добраться до Владивостока. 4 декабря 1904 г., в праздник Введения во храм Богородицы, он, после молебна перед святыней, увез ее в Порт-Артур на корабле. Спустя чуть менее месяца во Владивосток пришло его письмо, сообщавшее: доставить святыню оказалось невозможно. Корабль попал в бурю, затем его остановил штиль. А 20 декабря 1904 г. город был сдан. Привозить святыню было больше некуда.
Николай Федоров писал:
«Неудачу своей попытки могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, чтобы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить её по назначению».
Утрата образа
Правоту Федорова подтвердили дальнейшие события. По распоряжению из Петербурга, он оставил святыню в действующей армии, где она пребывала в походной церкви генерала А.Н.Куропаткина – до его снятия с должности после серии поражений русской армии. Впрочем, как вспоминали очевидцы, икону не встречали подобающим для святыни образом, да и молились ли перед ней вообще?
По поводу дальнейшей судьбы образа существуют две версии:
- первая изложена в одном из писем прав. Иоанна Кронштадтского: «Вождь нашего воинства Алексей Николаевич Куропаткин оставил все поднесённые ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим»;
- по другим данным, икона все же была доставлена обратно во Владивосток, где, вероятно, и находилась по крайней мере до 1917 г.
Промыслительное возвращение через 100 лет
Если быть точным, святыня считалась утраченной более 90 лет, хотя верующие Дальнего Востока помнили о ней. В феврале 1998 г. группа священников и монашествующих Владивостокской епархии паломничала на Святую Землю. Именно здесь, в Иерусалиме, в одной из антикварных лавок на Via Dolorosa (путь, по которому Господа вели на Распятие), они и обнаружили оригинал Порт-Артурской. Иеромонах Сергий (Чащин), участник обретения святыни, рассказывает:
«Божия Матерь глядела на нас, держа в распростертых руках плат с Нерукотворенным Образом Христа. Мы на некоторое время остановились и замерли…».
Выяснилось: икона попала в Иерусалим с Гонконга, где хранилась в семье эмигрантов из России – получается, что по установлении во Владивостоке советской власти ее удалось вывезти за границу.
Денег, чтобы приобрести образ, у паломников с собой не оказалось, но им удалось договориться с продавцом, чтобы он не продавал его никому другому. Найти необходимую сумму удалось благодаря настоятельнице Горненского женского монастыря в Иерусалиме. После этого еще 3 месяца икона находилась там – все это время шли согласование и оформление документов на вывоз ее из Израиля.
6 мая 1998 г. Владивосток встречал свою Вратарницу.
Вот что говорится об этом на епархиальном сайте:
«Такая радость встречи у каждого бывает, наверное, только однажды. В тот день ее смогли пережить, к сожалению, немногие. (Из-за скоротечности событий о прибытии иконы смогли узнать далеко не все.)
Но те, кто 6 мая пришел в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока, неожиданно получили поистине чудесный подарок. Преосвященный Владыка Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, после окончания Божественной литургии объявил, что с часа на час ожидается прибытие Порт-Артурской иконы.
Узнав об этом, богомольцы, собравшиеся в храме, не спешили расходиться. Все остались на молебен с водоосвящением. Трудно было бороться с волнением. В ожидании встречи из храма навстречу иконе вышел крестный ход.
«Христос воскресе из мертвых…» — разносилось пение пасхального тропаря. Пасхальные песнопения неслись молящимися за ограду территории собора. Крестный ход шел по дороге навстречу автомобилю, в котором везли икону.
Но вот с колокольни раздался трезвон, возвестивший о приезде машины. Непередаваемое словами чувство и внутреннее волнение охватили богомольцев, когда они впервые увидели святую икону. На мгновение все замерли. Нашим взорам предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах…»
Где находится сегодня
После реставрации, которая потребовалась образу и была проведена в мастерских Троице-Сергиевой лавры, с 2000 г. икона пребывала в Свято-Никольском соборе Владивостока. Затем она была перенесена во вновь построенный Покровский кафедральный собор, где и находится до наших дней.
Почитание
Написанная по чудесному видению, икона издавна чтится как чудотворная. Еще в начале XX в. с нее было сделано немало списков. Есть и копии святыни, появившиеся в последние годы.
Списки
На сегодняшний день их существует множество. Известно, например, о копии образа в Храме Христа Спасителя, мозаичной иконе на границе с Китаем, недалеко от Хабаровска (образ создан Г.Павлишиным), списки образа известны на судах, работающих на Северном морском пути.
Наконец, в 2003 г. список иконы, созданный иконописцем Михаилом Осипенко, удалось доставить в Порт-Артур. После русско-японской войны он, находящийся на территории Китая, перестал быть базой российского флота, однако, здесь сохранилось кладбище погибших при его обороне русских солдат и офицеров. Именно здесь была установлена копия святыни.
Храмы
На сегодняшний день в России их насчитывается 7. Первая церковь была открыта во Владивостоке в здании бывшего кинотеатра – в память о воинах-дальневосточниках.
Еще одна церковь в честь образа находится в Уссурийске, это домовой храм при штабе 5-й Армии. Само здание штаба находится на месте разрушенного городского собора.
Есть также храмы и часовни в честь образа в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Кургане, Краснодаре, Златоусте.
Морские Крестные ходы
Традиция их начинает складываться во Владивостоке с 2024 г., когда 30 июня был совершен морской крестный ход в честь 120 годовщины Порт-Артурской иконы. Он проходил вдоль берегов, по акватории города. Участие приняли 400 человек и 70 яхт и катеров. Во главе хода шла яхта «Весна», на борту которой находилась святыня.
О чем молятся
Перед Порт-Артурской к Владычице обращаются с молитвой:
- о российском воинстве, флоте и армии;
- о моряках и их близких;
- о защите во время войн.
«Обратитесь ко Мне, и Я защищу»: уроки истории и значение образа
Говорят, именно эти слова произнесла Богородица в видении накануне Русско-японской войны. «Обратитесь,» – значит, попросите помощи, ибо человек свободен, и ни Матерь Божия, ни Сам Господь не помогут тому, кто в Них не нуждается и решил полагаться лишь на свои силы, быть без Бога. Таков, вероятно, главный урок тех далеких дней: не обратились, не попросили – и остались одни. Усвоит ли его Россия в наши дни?
Отзыв о помощи
Рассказ священника Андрея из храма прп. Александра Свирского в Донецке, куда в мае 2015 г. была доставлена Порт-Артурская икона:
«Три дня назад, перед днем памяти святаго апостола Иоанна Богослова, на вечернем богослужении, началось Шестопсалмие, как обычно положено потушили свет, произошло удивительное явление, когда из алтаря в сторону иконы Божией Матери Порт-Артурской сошел огонь. И был огонь в алтаре: от одной стороны к другой; над престолом… блик… вспышка… Я считаю, что это удивительное знамение милости Божией. Что Господь говорит о том, что в милости Божией и заступничеством Матери Божией может каким-то образом измениться ситуация в нашей стране.Только, если люди с покаянием обратятся к Матери Божией. Тем более, что образ Богородицы Порт-Артурской когда был написан в Киеве, потом передан в Порт-Артур, в соответствии с историческими фактами, образ этот до Порт-Артура не дошел по неверию воинов, по неверию людей в том момент. Хотя образ прошел через всю Россию. Но вот по неверию икона в Порт-Артур доставлена не была, поэтому произошло поражение русской армии в русско-японской войне. Сейчас, образ Божией Матери Порт-Артурской пришел сюда на Донбасс. И Матерь Божья тем самым говорит всем нам: «Покайтесь! Уповайте на милость Божью, пришло время изменять свою жизнь…». Но только желающих спасения, Господь спасает слезами покаяния, а не желающих — слезами болезней, скорбей и потерь. Матерь Божья всех нас призывает обратиться к Своему Сыну, для того, чтобы мы имели возможность покаяться и сохранить душу свою в чистоте…»
Молитва, тропарь
Тропарь, глас 4
Дне́сь торжеству́ет гра́д Владивосто́к,/ и с ни́м сликовству́ют вси́ преде́лы земли́ Дальнеросси́йския:/ срета́я вно́вь обре́тенную ико́ну Твою́, Богома́ти,/ По́рт-Арту́рскою нарече́нную,/ в благослове́ние и зна́мение торжества́/ христолюби́вому во́инству Да́льней Росси́и дарова́нную,/ на ню́ же взира́ющие вси́ зове́м:/ Ру́сь Свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́й же твое́ утвержде́ние.
Молитва ко Пресвятей Богородице
О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, превысшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех святых! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не предаст земли нашей на поругание варваров, да не погубит нас за беззакония наша, но явит человеколюбно нам милость Свою. Испроси нам, Владычице, у благости Его: телесное здравие и душевное спасение, мирное житие и земли плодоносие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле милостиво явила нам икону Свою «Порт-Артурскую», яко защитницу земли Дальнероссийския, но за неверие и неблагоговение к святыням церковным язычниками плененную, тако и ныне припадаем к вновь обретенному Твоему образу и приносим наше усердное молитвословие.
О, Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя руце Твоя, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси и умоли Его избавити нас от всякого зла. Яви, Владычице, милость Твою нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие земное совершити, христианскую кончину получити и Царствие Небесное наследити, Матерним Твоим ходатайством к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.