Есть очень редко встречающийся образ трех святых: свт. Василия Великого, вмч. Димитрия Солунского и прор. Илии. Название его кажется странным: «Пламенные младенцы». Почему, ведь на иконе – вполне взрослые люди?
Климковка – где это?
Это поселок Кировской области, в ее Белохолуницком районе. Он стоит на речке, давшей ему название, близ впадения ее в другую, Белую Холуницу. До 1930-х гг. Климковку именовали также Климковским заводом, так как здесь добывали железную руду. Работали на заводе крепостные крестьяне генерал-прокурора Глебова, которых он переселил сюда с Урала. Встречались также беглые крепостные других помещиков.
Говорят, однажды один рабочий донес на беглых, мол, трудятся со мной «разбойники», от господина своего сбежавшие. А те, как говорит местное предание, «исщепали деревянный заслон, и зажарили предателя яко веприка» (вепрь – дикий кабан). Таково происхождение названия места выше Климовки по реке – Веприково. Остается удивляться, как местным жителям пришло в голову назвать место «в честь» жестокого убийства человека. А вот нижеследующая история в свете общих суровых нравов тех времен уже не выглядит слишком шокирующей…
Страшная история
Из протокола допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ пенсионера Воронина Григория Егоровича, брата Пламенных младенцев
26 января 1930 г.
…Показал: Пламенные младенцы, которых население считает святыми, являются моими родными братьями. Сожжение их произошло 2 февраля 1883 года.
Источник: «Родная Вятка»
Дело было так:
История «Пламенных младенцев» произошла на починке Подгорском, рядом с Елёво (село относилось к Климковской волости). Жила здесь семья крестьян Георгия и Марины Ворониных. У родителей было пять сыновей и дочь. Встречается несколько версий причин случившегося с Ворониными несчастья:
- бедность, вызванная высокими налогами, возможно, выкупными платежами за землю, которые были обязаны вносить освобожденные после отмены крепостного права земледельцы; вроде бы, именно материальные проблемы довели до полного отчаяния отца, Георгия;
- «помрачение ума» главы семьи; ведь Воронины имели средней руки хозяйство, корову, лошадь – но основным источником дохода почему-то называют милостыню «от добрых людей», которую собирали Марина и дети; возникает вопрос, почему глава семейства только, как говорят, «подрабатывал» перевозкой дров, но, очевидно, не работал в полную силу, не начались ли его психические проблемы существенно раньше происшествия?
Так или иначе, но однажды, оставшись дома с малолетними сыновьями, семилетним Дмитрием, четырехлетним Ильей и двухлетним, самым младшим, Василием, Георгий зарубил их топором, после чего сжег останки в печи. Вернувшимся трем старшим детям отец, совершенно не раскаиваясь, «успокаивающе» объяснил, что теперь будет материально «полегче», так как семья стала «маленькой». Кинувшаяся к печи жена нашла только обгорелые останки троих сыновей.
Была вызвана полиция, началось следствие – довольно быстро установившее совершенную невменяемость подозреваемого. Он умер в психиатрической больнице Вятки через полгода.
Когда произошла история
Вся история случилась 20 января или 2 февраля 1883 г. Разночтения с датой происшедшего вызваны расхождением календарей, юлианского, который был принят в России тогда и григорианского, принятого сейчас. Зачастую передающие предания о смерти детей не упоминают, о дате по какому стилю идет речь.
Почитание
Говорят, что при сожжении тел детей из печи вылетели три голубя, как знамение милости Божией и чистоты мальчиков. Говорят – но проверить это невозможно, хотя бы потому, что обезумевший отец в этот момент был совершенно один (жена со старшими сыновьями ушли просить подаяния, дочь Мария была занята коровой).
Несколько более реальная история записана следователем по делу о почитании детей, которое открыли власти спустя несколько лет после их убийства. Согласно этим данным, сохранившимся в архиве, начало почитанию положил местный священник, Александр Белкин. Однажды, когда он спускался на лошади с горы, она, испугавшись чего-то, как говорили тогда, «понесла», то есть ринулась в галоп, не слушаясь поводьев. Священник начал едва ли не прощаться с жизнью, и вдруг, неожиданно для себя, дал обет отслужить панихиду по убитым детям Ворониных. После этого лошадь стала. Обещание было священником исполнено, а о случившемся узнало множество людей.
Уже примерно через два года после смерти детей пошли рассказы о чудесах исцелений на их могилах. Жители Климкова и местное духовенство собрали средства на деревянную часовню, где стали служиться панихиды. Позже рядом вырыли колодец, воду из которого стали называть «Слезы младенцев».
Позже появились еще две часовни с колодцами:
- на месте убиения;
- на Климковском заводе.
Наконец, была написана икона небесных покровителей Дмитрия, Илии и Василия. Она находилась в Петропавловской церкви села Елёво, где были крещены мальчики. После закрытия храма ее хранили прихожане.
Лишь с 1990-х гг. икона вернулась верующим. Но, если ранее образ находился в храме, где дети были крещены, то сейчас он пребывает в церкви Всех Святых села Белая Холуница – тогда единственном действующем храме района, справа от алтаря. Приход храма также помог восстановить часовенку на месте захоронения детей в Елёво.
Когда канонизированы
Несмотря на народное почитание, прославления Дмитрия, Илии, Василия не состоялось до настоящего времени. Именно поэтому нет их икон, но – лишь образ святых, которым они были тезоимениты.
День, когда поминают
«Днем памяти» считается 2 февраля по «новому стилю». По другим данным, это – Сретение Господне, 15 февраля, так как убиение детей произошло 2 февраля по «старому стилю».
Традиция Климковского Крестного хода
Традиция Крестного хода, который в народе именуют Климковским ходом к «Пламенным младенцам», возникла уже через несколько лет после убиения детей (подробности и расписание — по ссылке выше)
На крестные ходы собирались сотни паломников не только из Вятского края, но также из других мест страны.
Уже тогда крестный ход считался, прежде всего, покаянным: поучаствовать приходили совершившие грехи аборта, блуда. Немало было, конечно, и ждавших исцеления больных, которым Господь давал по их вере. Ходы продолжались до 1960-х, когда во время новой волны гонений на Церковь были запрещены. Запретили вслед за Великорецким крестным ходом, который проходит в Кировской области с 3 по 8 июня.
Возрождение традиции произошло с 2000 г.
Церковь пока не вынесла никакого решения о прославлении Дмитрия, Илии и Василия, хотя и сейчас продолжают поступать сведения о чудесах, совершающихся во время молебнов, панихид. Возможно, по времени Господь явит Свою волю – ведь в вопросе прославления тех или иных святых суд человеческий отвергается вовсе.
Пока же есть множество людей, которых до глубины души потрясает история отчаяния от житейских скорбей, безумия, доходящего до всякого зла ближним. Потрясает не жестокостью, а тем, что почти каждый может «примерить» ситуацию на себя. Не бывал ли кто в скорби? Не отчаивался ли? Не был ли на грани подобного же? И этот ужас – не от жестокости случившегося более 100 лет назад, но – от собственного неразумия. С него начинается покаяние, или, по-гречески, метанойя, изменение жизни.
Наталья Сазонова