8 декабря — день, когда в храме в последний раз прозвучат песнопения, посвященные одному из 12 великих праздников – Введению Богородицы во храм. Эта дата в церковном календаре обозначена как «отдание» этого торжества.
Что значит «Отдание праздника»
Славянское слово представляет собой дословный перевод греческого «ἀπόδοσις» («аподосис»), его значение – «отдавание», или «отпускание». Современная литургика – история богослужения – указывает, что традиция «отданий» перенята христианами из богослужебной практики иудеев, у которые отдание было положено для всех значимых праздников, а совершалось оно на 8 день.
Какие другие праздники имеют Отдание? В настоящее время – 11 из 12, относящихся к числу «великих», или особо значимых. Все они также имеют предпразднство (канун торжества) и попразднство – дни, когда продолжают звучать песнопения, посвященные празднуемому событию. Единственный из «великих двунадесятых», не имеющий Отдания – Вход Господень в Иерусалим, так как непосредственно после него начинается Страстная Седмица.
Праздник Введение во храм Богородицы длится 4 дня
Собственно, это число дней попразднства. На 5 день, 8 декабря, праздник «отпускается» в Вечность.
В чем суть праздника
Это воспоминание о чудесном событии вхождения в храм Истинного Бога в Иерусалиме дочери свв. Иоакима и Анны, юной Марии, Которой суждено было стать Матерью Сына Божия. В основе праздника лежит описание события не в Евангельских текстах, а в апокрифе, называемом «Протоевангелием Иакова».
Его приписывают Апостолу Иакову, «брату Господню», сыну мнимого мужа Богородицы, прав. Иосифа, от его первого брака. Хотя сам источник, как установили церковные историки, написан не в Апостольский век, а позже, он, однако, доносит до нас древние предания. Они рассказывают об обете посвятить Дочь Богу, который дали родители Марии, о том, как трехлетняя Отроковица сама взошла по крутым ступеням храма и была введена первосвященником в самое священное место, «святое святых», куда даже сам он входил лишь раз в год. С этих пор Она росла и воспитывалась в Доме Божием.
Установление даты и смысл
Традиция Отданий стала складываться не ранее IVв. Первоначально многодневные празднования имели лишь Рождество Христово и Пасха, позже Отдания появились и у других великих праздников – наиболее значимых в церковном году. Смысл Отданий – вновь вернуться к сути празднования, вспомнить и прочувствовать событие, которому он посвящен.
Икона Введение Пресвятой Богородицы на аналое
Она выносится накануне, 3 декабря вечером, когда совершается всенощное бдение, и остается посреди храма до утра 8 декабря – до окончания литургии, когда иерей благословляет образом всех собравшихся и уносит его в алтарь.
На иконе Введения изображается момент вхождения Богородицы в храм. Маленькая девочка, стоящая на ступенях – смысловой центр образа. К Ней склонились первосвященник, встречающий Марию, и Ее праведные родители. Видим мы и сопровождающих Пречистую еврейских дев, по слову псалмопевца царя Давида, за 1000 лет описавшего это событие:
«Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев…» (Пс. 44:15-16)
Все дни празднования верующие имеют возможность поклониться образу. Подходя к иконе, традиционно совершают поясной, или, по желанию, земной поклон и крестное знамение. Затем с благоговением прикладываются к нижней части образа, крестятся и кланяются еще раз, после чего отходят.
Особенности богослужения
Они зависят от дня недели, на который приходится Отдание Введения. Если это – будний день, служба вечером накануне будет «славословной». Название значит, что «Великое Славословие», особое песнопение, звучащее на Утрене, поется, а не читается, как в другие будние дни седмицы, что говорит о торжественности службы.
Если 8 декабря придется на воскресный день, то в субботу вечером будет служиться всенощное бдение.
Традиционное для литургии песнопение в честь Пречистой, «Достойно есть…» заменяется на так называемый «задостойник», посвященный празднику: «А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х. Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных,/ устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т:/ и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая».
Благочестивые христиане все четыре дня попразднества стараются читать этот задостойник и во время домашнего молитвенного правила утром и вечером.
А вот отпуст – окончание литургии – до Отдания и после не отличается, праздник Введения во храм в нем не упоминается.
О чем поют на клиросе в день Отдания
Песнопения Введения во храм, которые звучат в исполнении хора, посвящены духовному смыслу празднуемого события. В тропаре говорится, что с вхождения в храм Девы стали сбываться надежды человечества на спасение:
«Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние».
Кондак же праздника именует «храмом Бога» и Саму Владычицу:
«Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное».
Народные приметы и традиции
Все они традиционно были связаны с самим праздником, но не с его Отданием. Например, Введение во храм ассоциировалось с началом зимы, с этого дня начинали ездить на санях. Что до отдания, особых традиций с днем не связывалось.
Что нельзя делать
Можно ли работать, мыться и убираться дома? Каких-либо уставных запретов в этот день нет – исключая лишь два:
- запрет на скоромную пищу ввиду того, что идет Рождественский пост; впрочем, если Отдание приходится на воскресенье, можно вкусить рыбной пищи:
- не стоит и работать в воскресный день, так как он посвящается Богу (исключение здесь, конечно, составляют люди, работающие посменно, по «скользящему графику», для которых воскресенье является рабочим днем); делать же необходимые домашние дела лучше после посещения богослужения.
Духовное значение
Оно связано с началом нашего спасения: в Божий храм входит Та, Которая избрана Самим Богом стать Его Матерью. Напоминает праздник также:
- о смирении и терпении, образцом чего для нас стали правв. Иоаким и Анна, многие десятилетия несшие «поношение безчадства», имевшие полное доверие к Богу;
- о преданности Богу и вручении своей жизни в Его руки – пример этого Сама Мария, чья жизнь прошла в служении Господу.
Что надо делать и о чем стоит подумать 8 декабря
В завершающий день празднования постараемся побывать на богослужении, вслушаемся в слова праздничных песнопений. Откроем и рассказ о событии в церковном календаре, обратимся к 44 псалму царя Давида, Духом Святым предвидевшего то, что произойдет много веков спустя. И возблагодарим Господа и Матерь Божию за непрестанную заботу о нас на нашем жизненном пути.
Наталия Сазонова
Молитва дня
О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́ный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства.
Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́чи помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щих на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м.
Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Поздравления и пожелания
«Сегодня Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы! Поздравляем с этим замечательным днем! Давайте все вместе станем на чуточку добрее во славу Пресвятой Богородицы»
«Желаем сегодня и всегда не забывать о посещении церкви, быть твердыми в своей вере и смиренными в обыденных делах своих. Пусть даст вам господь силы пройти все испытания земные с легкостью и ни разу не усомниться в милости Божьей».
Отрывок из проповеди
Иерей Олег Гадиров:
«… Мы должны помнить, что Богородица, единожды войдя в храм Господень, уже больше никогда его не покидала. Богородица являет собой пример истинного служения Господу. Мы же посещаем храм нечасто, и приходим для того, чтобы нам послужили. Человеку невозможно полностью избавиться от ежедневных бытовых забот, но они не должны занимать главное место в его жизни. Они не должны мешать его духовной жизни. Служение Богу должно быть нормой для нашего естества. И неслучайно наше с вами присутствие в храме называется богослужением. А кто служит Богу в данный момент? Только ли те, кто у престола Божьего?
Нет, Богу служат все, кто находится в храме. Но чем же мы можем ему послужить? Прежде всего — чистотою сердца и преданностью. Мы можем на время отложить свои бытовые заботы и предаться молитве. Мы должны помнить, что главная цель молитвы — обожение человека. Мы должны стремиться к Богу. Но появится ли у нас неразрывная связь с Богом, зависит только от нас самих. Мы не должны ссылаться на то, что суетность бытия отравляет нашу жизнь и мешает единению с Богом.
Единственное, что нам мешает установить связь с Богом — это наше непонимание пользы этого единения с Ним. Братья и сестры, этот праздник показывает нам пример жертвенности и самоотвержения. Мы с вами видим, что люди, давшие обет Богу, отдают Ему самое дорогое. Отдают не потому, что их кто-то обязал к этому, а потому что их совесть будет нечиста, если они не выполнят свое обещание. А мы с вами так ли ответственно относимся к своим словам, произнесенным при крещении?
Так ли мы беззаветно преданы Богу, как родители Пресвятой Владычицы Богородицы? Так ли мы жертвенны, что готовы отдать Богу обещанное, или все же, пообещав отдать себя Ему, мы пытаемся Его приобрести в собственность? Поэтому мы должны спросить себя: что мы сделали хорошего в этой жизни? Что мы сделали для того, чтобы послужить Богу и Его Церкви? Что мы принесли в храм Божий? Деньги? Эту грязь? Мы принесли сюда продукты?
Слава Богу за то, что вы помните своих умерших родственников. Однако мы не приносим Богу главного — своих сердец, хотя обещали отдать Ему их навечно.
Почему такие беды в мире? Потому что христиане Кресту не верны. Потому и скорби, и войны, и жертвы. И не надо никого судить и смотреть по сторонам, стремясь найти виноватого. Нам надо, прежде всего, на самих себя посмотреть. А затем исправить свою жизнь, очистив свои сердце и душу, чтобы уподобиться тем святым, которых мы почитаем».