Песнопения праздника Преображения Господня – одного из двенадцати великих – утром 26 августа прозвучат в последний раз. А уже с вечернего богослужения Церковь начнет готовить верующих к празднованию Успения Матери Божией.
Праздник Преображения длится 7 дней
Столько, собственно, продолжается попразднество – дни, когда звучат песнопения, посвященные событию, а Церковь еще и еще раз призывает своих чад подумать над смыслом Преображения Господня на горе Фавор. Но, кроме попразднества есть еще два праздничных дня:
- предпразднество, 18 августа;
- собственно сам день Преображения, 19 августа.
Таким образом, общая продолжительность празднования составляет 9 дней.
Что значит «Отдание праздника»
Это последний день празднования, когда, еще раз вернувшись к его событию, верующие как бы «отдают» или «отпускают» его, чтобы дальше проходить земное поприще, храня в сердце полученную во дни торжества благодать.
Установление даты и смысл
Традиция «отданий» великих праздников восходит ко временам Ветхого Завета, когда, по Закону Моисея, иудеи совершали религиозные торжества в течение 8 дней.
С IV в. этот обычай переняла и Христианская Церковь, правда, первоначально «отдание» совершалось только после Пасхи, позже к ней добавился праздник Рождества Христова, а затем, в течение нескольких столетий, и другие великие праздники. В наши дни далеко не все праздники имеют Отдание на 7 день: например, Отдание Пасхи происходит лишь на 39 день после праздника, а Рождества – на 12 день.
Икона Преображение Господне на аналое
На праздничной иконе Преображения – событие, происшедшее на горе Фавор за 40 дней до Распятия Господа. Мы видим Христа в сияющих белых одеяниях, предстоящих Ему пророков – Моисея и Илию, Апостолов, павших ниц.
Образ находится на аналое с вечера 18 августа до окончания литургии 26 августа, утром. Все это время верующие имеют возможность поклониться святыне. Приходящие в храм пораньше, до начала службы, знают, что в это время можно в тишине помолиться перед образом. Прикладываются к нему и перед тем, как выйти из церкви после службы.
А вот во время богослужения к иконе обычно не подходят, сосредоточившись на том, чтобы молитвенно внимать тому, что читается и поется в храме. Если есть желание поставить свечу перед образом, сделать это можно, но только не в важнейшие моменты службы, когда, например, звучат чтения из Писания, или за литургией идет Евхаристический канон.
Перед иконой совершают поясной поклон с крестным знамением, затем благоговейно прикладываются к нижней части образа – и после еще одного поклона и осенения себя крестом отходят. Если есть желание, перед иконой можно совершить и земные поклоны, однако, стоит иметь ввиду, что в день Преображения, которое является одним из 12 великих праздников, поклоны до земли обычно не делаются ради радости торжества.
В день Отдания по окончании литургии священник и диакон совершают каждение образа. В последний раз поются песнопения Преображения, затем иерей, крестообразно осенив иконой собравшихся верующих, уносит ее в алтарь.
Особенности богослужения
Цвет облачения в день Отдания Преображения – такой же, как и на сам праздник: священники, диаконы, пономари будут в белых ризах. Это – цвет одежд Христа, преобразившегося на Фаворе, и одновременно как бы символ переходного состояния (ведь белый – по сути, не цвет, а отсутствие цвета), от земной жизни к небесной, которая на Горе Преображения стала зрима Апостолам.
Служба вечером накануне Отдания в будние дни совершается обычным порядком: соединяются Вечерня и Утреня, а также служба Первого Часа. Особенность богослужения состоит в том, что во время него мы слышим песнопения – тропари, кондаки, стихиры, посвященные Преображению.
Утром 26 августа служится литургия. На ней мы вновь услышим тропарь и кондак Преображения. В конце службы вместо привычного в другие дни песнопения Богородице «Достойно есть», прозвучит так называемый Задостойник, то есть песнопение, заменяющее «Достойно есть» в великие праздники. На Преображение Задостойник звучит так:
«Величай, душе моя,// на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися:/ Бог из боку Твоею пройде,/ яко Плотоносец явися на земли,/ и с человеки поживе.// Тя, Богородице, тем вси величаем..»
Многие читают его все дни попразднства и дома.
А вот Евангельское и Апостольское чтения за литургией будут уже «рядовыми», то есть не праздничными.
Различается и окончание литургии до отдания и после: 26 августа в последний раз прозвучит праздничный отпуст – благословения иерея в конце службы:
«И́же на горе́ Фаво́рстей Преобрази́выйся во Сла́ве, пред святы́ми свои́ми ученики́ и апо́столы, Христо́с И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
О чем поют на клиросе в день Отдания
Многократно прозвучат тропарь и кондак праздника.
Тропарь Преображения – краткий, но емкий рассказ о событии, по сути – переложение Евангелия, а еще – молитва о том, чтобы и всем верующим увидеть «присносущный», то есть вечный свет Небесного Царства:
«Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́».
Кондак дня еще раз обращает наши взоры к истории праздника – ведь Апостолы увидели Христа Преобразишегося незадолго до Его крестных страданий: так Господь стремился укрепить их веру:
«На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние».
Народные приметы и традиции дня
Древние славянские традиции, некоторые из которых были полуязыческими, другие же – вполне христианскими, в основном были связаны непосредственно с праздником Преображения Господня. Каких-либо примет и обрядов на Отдание праздника русскими этнографами, например, М. Забылиным и С. Максимовым, работы которых современными этнографами считаются классическими, на начало XX в. не зафиксировано.
В то же время в Интернете немало материалов о запретах и приметах на «Тихона Страстного», как якобы называли в народе день памяти свт. Тихона Задонского. Все эти запреты типа «нельзя спать на двух подушках, будут проблемы в личной жизни» или «чтобы не знать горя, займитесь уборкой» подаются авторами многочисленных материалов как «древняя традиция». Что же на самом деле:
- свт. Тихон Задонский – не древний святой, он жил в Новое время, в конце XVIII в.;
- его канонизация датируется 1861 г., то есть «древние традиции и приметы» на «Тихона Страстного» никак не могли сформироваться ранее начала XX в.; с учетом же событий, которые развернулись в это время в России (войны, революции, антицерковные гонения, уничтожение крестьянства), можно смело сказать, что разного рода «народные приметы» на 26 августа к традиционной культуре отношения не имеют вообще – очевидно, это плод воображения наших современников.
Из того же, что известно достоверно, можно отметить лишь обычай, когда священник традиционно обходил дома верующих с иконой Богородицы «Страстная», совершая молебны: ведь память святыни выпадает именно на 26 августа.
Что нельзя делать
Читать интернет-сайты, распространяющие суеверия и то, что еще Апостол Павел называл «негодными бабьими баснями». Делать этого не стоит ни в этот день, ни во все другие. Каких-либо указаний о том, можно ли работать, мыться и убираться дома и подобное, церковный Устав не содержит.
Что надо делать и о чем стоит подумать
Конечно, по мере возможности стоит:
- посетить богослужение, помолиться у иконы праздника;
- если есть желание, почитать канон или акафист Преображению
- прочесть один из Евангельских текстов, где описывается событие: о нем рассказывают Матфей, Марк и Лука.
Стоит еще раз подумать о смысле праздновавшегося в течение 9 дней события, и, может быть – почитать проповедь современного священника на эту тему.
Духовное значение
Отдание Преображения – не просто окончание празднования. В этот день невольно приходят на память слова Апостола Петра, сказанные на Фаворе: «Господи, хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17:4). Но свет Божества скрывается от глаз – и Апостолы спускаются с горы, осененной благодатью, в мир, лежащий во зле. Таков и путь всех христиан, проходящих земное поприще. Да не унываем на нем от скорбей и бед: с нами Господь, как зримо узнали это Апостолы на Горе Преображения.
Наталия Сазонова
Молитва дня
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Поздравления и пожелания
- «От чистого сердца желаю с каждым днём преображать себя, свои мысли, свой внутренний и окружающий мир. Желаю здравствовать, надеяться и любить, мечтать и радовать своё сердце с каждым мгновением».
- «Будьте счастливы, здоровы. Пусть вас Бог благословит во всех делах, пусть ведёт на верный путь. Добра и мира каждому дому».
Отрывок из проповеди
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким):
«Сегодня мы с вами совершаем отдание великого праздника – Преображения Господня. Отдание – это значит, что мы провожаем праздник, прощаемся с ним до следующего года, предаем это праздничное торжество обратно в руки Того, Кто даровал нам его. Но не только для того, чтобы попрощаться с праздником, установила Святая Православная Церковь дни отдания праздничной радости. Смысл таких «проводов» – прежде всего, в том, чтобы еще раз как следует задуматься о тех важных духовных уроках, которые преподал нам уходящий праздник.
Ведь основная цель всех без исключения православных христианских празднований – не только и не столько обычное земное веселье, вкусная еда, послабление поста или «народные гулянья»; каждый праздник призван чему-то учить, о чем-то напоминать – о чем-то очень важном для нашего спасения. Христианство, даже веселясь, воспитывает человеческую душу, помогает ей возрастать и восходить от силы в силу (Пс.83:8) и от славы в славу (2Кор.3:18)…
У великих святых уже при земной жизни лицо и весь облик как бы сияли неким неземным светом. Это – все тот же небесный свет Преображения, которым просиял на Фаворе Богочеловек, а вслед за Ним – и все Его усердные ученики и последователи. Недаром, дорогие мои, я говорю «усердные». Потому что, как Адамов грех не мог бы совершиться без воли самого Адама, – так и наше с вами преображение не может произойти без нашего собственного в этом участия. Богочеловек широко распахнул перед нами двери Своего Царствия, – но мы должны еще сделать шаг и перешагнуть порог, чтобы войти в него.
С чего же начать этот путь приближения к Богу? Конечно, с обращения к Нему за помощью, чтобы Он Сам наставил нас на этом пути и восполнил недостаток наших слабых человеческих сил. Об этом напоминает нам апостол Петр в своем Послании, которое мы вовсе не случайно читали с вами в день Преображения: Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа… вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2Пет.1:10–11, 19).
А что такое – обращение ко Господу?
Прежде всего, это молитва. Вспомним, ведь и Сам Господь на горе Фавор преобразился именно после молитвы: И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк.9:29). Молитва преображает нас – потому что, по слову святого преподобного Иоанна Лествичника, вводит нас в общение и единение с Самим Богом. Открывает Ему дверь нашей души и нашего сердца, чтобы Он «вошел и просветил помраченный наш разум».
О преображающем свойстве молитвы говорит и такой великий подвижник, как преподобный Нил Синайский: «Мать всех добродетелей – молитва, она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся».
Не правда ли, эти слова преподобного почти в точности повторяют евангельское описание Преображения Господня на Фаворе? Преобразился пред ними, и просияло лицо Его как солнце (Мф.17:2). Общение с Богом, молитва – основа всего. Человек может не исполнять многие обрядовые установления Церкви – например, по болезни не поститься, за неимением поблизости храма не бывать на службах, может даже годами не причащаться, как преподобная Мария Египетская в пустыне…
Бог и в такой ситуации найдет способ подать ему Свою благодать, а сам человек, если он любит Бога, найдет способ служить Ему и подвизаться во имя Его. Но если человек прекратит молиться, обращаться к Богу хотя бы с кратким вздохом – это будет означать «клиническую смерть» его духовной жизни. Конечно, воскресивший четверодневного Лазаря может силой Своей оживить и такого «мертвеца духовного» – но как же тяжко это состояние практического безбожия, как трудно будет выходить из него… Гораздо труднее, чем даже тому, кто впал во множество грехов, но в глубине души еще вопиет к Богу, хотя бы изредка…
Не смущайтесь, дорогие мои, если ваши молитвы бывают неумелы, даже косноязычны. Разве отец и мать не радуются, слыша первые, еще совсем неумелые, почти никому, кроме них, не понятные слова своего ребенка? А ведь большинство из нас – не более чем младенцы духовные!
И, несомненно, Отец наш Небесный с радостью примет любой наш лепет – лишь бы он исходил от сердца. «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя, надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых», – говорит об этом святой Иоанн Кронштадтский.
Да станет для всех нас нынешний, благоприятный к тому, день Успенского поста началом подлинного молитвенного делания, подлинного общения с Богом и возрастания в Его благодати от силы в силу для нашего внутреннего духовного преображения и просияния Божественным Светом в Царстве будущего века – Царстве Отца и Сына и Святого Духа – Святой Троицы, Которой подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»