Исход

Почему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход

0 Comments
Исход

Один из самых загадочных эпизодов Библии описан в книге Исход. Сложность этого сюжета заключается в том, что обилие местоимений не даёт возможность понять: «Кто? Кого? Чего? И за что Бог хотел убить Моисея?». По этой причине единого толкования просто нет, у каждого комментатора своё видение. Ещё и разночтение в греческой и еврейской Библиях окончательно всё запутывают. Вот и у иеромонаха Ефрема (Метса) насельника Тихвинского мужского монастыря (Паздеры, Удмуртия) есть свой взгляд на это место в Писании, которым я и хотел поделиться.

Моисей ведет евреев в Египет

Моисей по призванию от Бога идёт в Египет выводить свой народ. А дальше вот что случается:

«Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию».

(Исх.4:24-26)

Это странное происшествие не имело никакого продолжения, о нем больше никто и никогда не вспоминал. Первая проблема заключена в том, кого именно хотел лишить жизни Бог – Моисея или его сына. В греческой Библии написано не «Господь», а «Ангел Господень». Нужно вспомнить, что в «Ангеле Господнем» Тертуллиан и Восточные отцы Церкви видели прообразы воплощения Сына Божия, то есть, усматривали в «Ангеле Иеговы» Вторую Ипостась Святой Троицы, Христа до воплощения. Этот же самый Ангел боролся с Иаковом, Он же явился Моисею при купине, Иисусу Навину при Галгале и т.д. Противоречия между греческим и еврейским текстом здесь нет, но я здесь сделаю упор именно на греческую версию «Ангела Господня».

Так кого хотел убить Ангел Господень и зачем?

Я сделаю акцент на то, на что не обращал внимание ни один комментатор. Для меня очень важны слова Бога, сказанные Моисею перед этой историей:

«И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего».

(Исх.4:22-23)

Я думаю, что эти страшные слова сформировали определённое настроение у Моисея перед выходом в Египет. Скорее всего, боевой кровожадный дух. Бог со мной, а значит, я буду беспринципен и жесток, как фараон по отношению к израильтянам. Вообще, тема убийства сына – одна из ключевых в Библии. Например, Авраам должен был принести сына в жертву, а теперь говорится о десятой казни – убийстве сына фараона и как евангельский апогей – убийство Сына Божьего.

Отсюда я вывожу, что Ангел Господень хочет убить сына Моисея. Господь напутствует Моисея словами, которые он должен передать фараону: если ты не отпустишь сына Моего (Израиль), то Я убью сына твоего (сына фараона). И дальше в следующем стихе Господь уже хочет убить сына Моисея. Зачем?

Почему Бог хотел убить Моисея: загадки Книги Исход

«Обрезание сына Моисея» — фреска работы Пьетро Перуджино, написанная около 1482 года. Расположена в Сикстинской капелле, Рим.

Об обрезании я скажу ниже, но главная цель, которую я вижу в покушении на Моисея – педагогическая. Жизнь Моисея вся пронизана тем, чтобы стать образцом святости, духовным лидером и народным вождём. Вся его жизнь сплошной кошмар: испытания и страдания, которые на него сваливаются, несравнимы ни с чем. Знаешь ли ты Моисей, что значит произнести приговор и пообещать смерть ребёнка? Каково фараону как отцу это услышать? Сможешь ли ты понять его горе и страдание? Тогда почувствуй как отец это на себе! Десятая казнь, предназначенная для Египта, падает на Моисея. Пусть твоя кровожадность и злорадство сменится милостью и состраданием. Проникнись болью и страхом за своего сына и из этого состояния произнеси десятую казнь фараону:

«И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более». (Исх.11:4-6)

Бог не радуется тому, что от казней страдает Египет. Как и врач не радуется тому, что загнивающую руку или ногу нужно ампутировать, но другого выхода нет. Видя смерть и вопль Египта — не злорадствуй, не глумись и не смейся. Ведь когда-то эти казни падут на Израиль!

Теперь об обрезании

Если угроза смерти отменяется после обрезания Сепфорой одного из своих сыновей, то логично предположить, что причиной ее было необрезание этого сына. Судя далее по тому, что обрезание совершает Сепфора, можно с достоверностью предположить, что виновницей необрезания была она. Моисей со своей семьей вступил в такую сферу божественного бытия, где любые отклонения от установленного Богом порядка вели к катастрофическим последствиям. Шутки кончились, началась серьёзная миссия, в которой любое непослушание разрушает всё, тем более это касается вождя народа. Человек, не способный управлять своей семьёй, не сможет управлять народом. Ты начал творить волю Божью – не бойся!

«Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня». (Исх.4:25)

Опять проблема с местоимениями: к чьим ногам бросила крайнюю плоть Сепфора? Кого она назвала «жених крови»? Моё предположение, что всё это было сделано именно по отношению к Ангелу Господню.

Обрезание – это религиозный акт, вступление в Завет с Богом.

Я думаю, что в этот момент Сепфора вошла в общество Израиля, Яхве стал её Богом. Нельзя забывать, что она язычница, Моисей взял её в жёны в земле Мадиамской. Увидев власть Бога над жизнью и смертью, она отрекается от своих богов, совершая обрезание над сыном. Это единственный случай в истории Библии, когда женщина совершает обрезание. Я вижу в этом какой-то символ её глубокого покаяния.

«Жених крови»

— такие слова произносит Сепфора

По моему мнению, они обращены к Ангелу Господню. Пролитие крови – религиозный акт. Кровь и религия – это большая и отдельная тема. В этом событии есть перекличка с ветхозаветной Пасхой. Не сын Моисея будет умерщвлён, а пасхальный агнец, чья кровь спасёт от смерти. В этой истории есть три основных мотива: убийство, обрезание и брак – и что они связаны с празднованием Пасхи. Само понятие «жениха крови» — это обручение Богу души. Моисей – земной муж, Бог – муж души.

Вся полнота этой аллегории содержится в библейской книге «Песнь песней», в которой невеста отчаянно ищет жениха. В Евангелии Христос очень часто отождествляет Себя в притчах с Женихом. Невестами Христовыми зовут монахинь, а песнопение «Се Жених грядет в полуночи», знают почти все православные христиане. Главная типологическая нить этой истории тянется к евангельским словам:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин.3:16)

Христос и для нас Жених Крови, поскольку через Его кровь мы становимся Ему причастными. Но это уже другая тема.

В общем, я увидел такие смыслы.

Автор: иеромонах Ефрем (Метс)

Полезная статья? Сохраните в закладках и поделитесь с друзьями в соцсетях - нам будет приятно:-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Герой он и патриот? Несколько слов о предателе ИудеГерой он и патриот? Несколько слов о предателе Иуде

0 Comments
Предательство Иуды

Я не знаю когда, но в какой-то момент появилась тенденция романтизировать предательство Иуды. Евангелие и святые отцы говорят о нём очень просто, исходя из слов апостола Иоанна Богослова, что Иуда «был вор» (Ин.12:6). Поэтому церковная гимнография в этот день раскрывает тему сребролюбия. Почему Иуда предал

Библейские истории

За что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом делеЗа что Бог уничтожил Содом и Гоморру: что происходило в городах на самом деле

6 комментариев
Содом и Гоморра

Выражение «Содом и Гоморра» знают многие, а вот саму библейскую историю об этих городах знают не все. Там всё очень интересно, да и к тому же даёт понимание современных процессов, поэтому я расскажу об этом эпизоде более подробно. Авраам и племянник его Лот Между пастухами

Библейские истории

Призвание АвраамаПризвание Авраама

0 Comments
Авраам

Одному моему другу, только поступившему в институт, преподаватель на первом занятии начал доказывать, что в какой-то иной физической системе два плюс два не равно четырём, тем самым сломав студентам их мышление и взгляд на реальность. Думаю, что многим знакома фраза: «забудь всё, чему тебя учили».

Библейские истории
Index