------------------- Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса
Православие сегодня Молитвослов,Христианский смысл Почему кушать яблоки, виноград и арбузы до Преображения нельзя? Или всё же можно…

Почему кушать яблоки, виноград и арбузы до Преображения нельзя? Или всё же можно…

Нет комментариев
Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

Не очень многие наши современники могут объяснить суть праздника Преображения Господня. А вот словосочетание «Яблочный Спас» слышали почти все.

Когда святят яблоки в церкви

Вечером или утром? Как правило – утром на Преображение Господне, 19 августа. Молебен на освящение земных плодов служится после литургии. Так как сам праздник – один из трех праздников августа, посвященных Христу, Спасителю, он именуется Спасом, или «вторым Спасом» («первым Спасом» считается праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня, 14 августа, «третьим Спасом» – память иконы Спаса Нерукотворного 29 числа). Ну а поскольку существовала традиция освящать в храме яблоки, наши предки издавна именовали день Преображения также «Яблочный Спас».

На самом деле 19 августа в церкви освящают не только яблоки

Более того, если обратиться к церковному Уставу, яблоки в нем не упоминаются вовсе. Иерусалимский Устав, созданный в Палестине – именно он с XIV в. действует в Русской Церкви – предполагает освящение вовсе не яблок, а винограда нового урожая. Строго соблюдали эти требования Устава в славянских странах, например, в Сербии, Болгарии.

Яблоки до Преображения нельзя

Освящение яблок на Яблочный Спас в храме. Фото пресс-службы Ижевской епархии

А вот на Руси виноград не растет, так что в первые десятилетия по Крещении возник обычая освящения яблок, которые как раз созревали к 19 августа. Но кроме них, для освящения приносили и другие плоды нового урожая – горох, репу, огурцы, созревшие колосья.

Особой была ситуация в Сибири, где до начала XX в. яблоки практически не росли (лишь около 1904 г. появились первые яблоневые сады, и то экспериментальные). Так что здесь приносили в храм и те же репу и горох, и огурцы, и ягоды – все, что созревало к Преображению. И все же праздник народ именовал именно «Яблочным Спасом». Почему?

Зачем на Преображение освящают яблоки

Яблоки, освященные на Преображение, народ нередко называл «райскими». Ведь они, окропленные святой водой, делались причастны Раю, который потеряли Адам и Ева – и приобщали к этой благодати всех, кто благоговейно вкушал освященные плоды.

Почему нельзя есть плоды до Яблочного Спаса?

Если опять-таки обратиться к Уставу, то там действует запрет не на яблоки, а на виноград, притом распространяется он, строго говоря, на иноков, а не на мирян, ведь Иерусалимский Устав – монашеский.

Смысл воздержания от плодов земли до их освящения достаточно прост:

нельзя употреблять выращенные тобой земные плоды, если они не освящены Богом. Монаху, который согрешил, употребив виноград до Преображения, Устав предписывал не вкушать его даже до конца месяца. Русские крестьяне, хотя и миряне, распространили это требование:

  • на яблоки;
  • вообще на все выращиваемые овощи и фрукты; единственные плоды, которые разрешалось вкушать до Преображения – огурцы.

Когда же наступало 19 августа, и начатки урожая окроплялись святой водой, с этого дня земледельцы с должным благоговением начинали употреблять их в пищу.

Кому нельзя?

Стоит отметить, что «проблема» воздержания от яблок за многие века разумеется, «обросла» языческими суевериями, вроде, например, особо строгого запрета на них женщинам, потерявшим детей – 19 августа им предписывалось после освящения плодов отнести их на могилки, «угощая» своих умерших чад.

Существовала и практика «разговения» яблоками, причем девушки соединяли ее с гаданиями.

Если же отбросить эти и другие суеверия – есть ли смысл воздержания от яблок до Преображения для современного человека? Безусловно, если он – земледелец, выращивающий овощи и фрукты.

К примеру, вполне есть смысл воздерживаться от яблок (и, по примеру наших предков, не только от них) верующим селянам, или просто дачникам. 19 августа разумно и благочестиво принести для освящения первые плоды, и тем получить благословение и на весь урожай.

Есть также христиане, живущие в городе, которые также воздерживаются от плодов нового урожая до Преображения.

В нынешних условиях это уже скорее аскетическая практика постного воздержания, связанная с отказом не только от скоромной пищи (идет Успенский пост), но и вообще от вкусной, сладкой, приносящей удовольствие, пусть и постной – ради любви к Богу (некоторые воздерживаются также от арбузов, дынь и других не растущих в наших широтах вкусных плодов).

Почему нельзя яблоки до Яблочного Спаса

Преображение Господне. Фото: Свято-Успенский монастырь

Вместе с тем, у многих наших современников такое воздержание вызывает различные вопросы «практического» характера.

К примеру, можно ли есть яблоки урожая прошлого года, или воздержаться от них вообще?

Если речь идет вообще о яблоках, то с какого времени их не вкушать – с начала ли поста?

Устав не дает однозначных ответов на эти вопросы, а среди современных пастырей существуют два основных мнения по поводу воздержания от яблок:

  • смысл в обычае есть только для земледельцев, желающих получить благословение; сам обычай – продукт земледельческой культуры (вспомним, что сельским хозяйством в России до 1917 г. занимались более 90% населения!); для горожан же особого смысла воздерживаться от вкушения плодов нет;
  • требования Устава должны соблюдаться, тем более, что, кроме освящения начатков урожая, обычай имеет еще и богословский смысл; такие священники часто подчеркивают, что он касается и вкушения винограда – и даже могут наложить епитимию на согрешившего невоздержанием.

Так грех или нет кушать неосвященные яблоки?

Однозначного ответа на этот вопрос Церковь не дает. Если есть сомнения, разрешать их лучше всего в индивидуальном порядке со своим духовником, или же просто с опытным священником. Во всяком случае недопустимо «зацикливаться» на «проблеме яблок», забывая о сути праздника Преображения.

Можно ли самому дома освятить яблоки, или это другое?

Можно. Текст молитв на освящение фруктов и овощей здесь+ в чем суть и смысл церковного чина

Наталия Сазонова

  1. В чем суть праздника Преображения
  2. Что значит Яблочный Спас
  3. 29 августа — Ореховый Спас. Бери рукавицы про запас
Полезная статья? Мы рады! Благодарим тех, кто слово поддержал делом: 2202 2018 4415 4894 -Сбербанк редактора (Ирина Анатольевна Я) Пожертвования идут на оплату хостинга и небольшой гонорар авторам. Господи, Спаси благотворителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Благодарственные молитвы по Святом ПричащенииБлагодарственные молитвы по Святом Причащении

| | Нет комментариев
Акафист благодарственный «Слава Богу за всё»

Их всего пять Текст Слáва Тебé, Бóже. Слáва Тебé, Бóже. Слáва Тебé, Бóже. Благодарственная молитва, 1-я Благодарю́ Тя, Гóсподи Бóже мой, я́ко не отри́нул мя еси́ грéшнаго, но óбщника мя

Молитвослов

Неделя и день благословений — что это такое и когда бывает по церковному календарюНеделя и день благословений — что это такое и когда бывает по церковному календарю

| | Нет комментариев
День благословения и неделя - что это такое и когдабывает

Вот вполне типичный диалог в социальных сетях:  – Сегодня и всю следующую неделю — дни благословений. Все благословения, которые вы даете сегодня, вернутся к вам разнообразными способами, которые принесут вам

Христианский смысл

Помощь свыше в поиске работы по сугубому церковному молению Господу Богу и святымПомощь свыше в поиске работы по сугубому церковному молению Господу Богу и святым

| | Нет комментариев
Молитва о работе

16 мая 2023 года Священный Синод утвердил молитву о работе. Она в составе текста молебна по случаю поиска работы, который будут служить во всех  храмах Русской Православной Церкви. Статья будет

Молитвослов

Пасхальный канон пера преподобного Иоанна Дамаскина — 8 минут на самое радостное песнопение в круге церковного богослуженияПасхальный канон пера преподобного Иоанна Дамаскина — 8 минут на самое радостное песнопение в круге церковного богослужения

| | Нет комментариев
Канон Пасхи

Большинство канонов церковного года читаются, а Пасхальный канон – весь поется. Его можно не только слушать в храме, но читать (или петь) также дома (при подготовке ко причастию на Светлой

Молитвослов

Важно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновенияВажно, чтобы творчество питалось от божественного вдохновения

| | Нет комментариев
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Классика прекрасна тем, что обращается к вечным вопросам, от которых чаще всего человек бежит, потому что они мучительны. Как же всё-таки хочется, чтобы современное искусство совершило прорыв из бытовой и

Христианский смысл