Не очень многие наши современники могут объяснить суть праздника Преображения Господня. А вот словосочетание «Яблочный Спас» слышали почти все.
Когда святят яблоки в церкви
Вечером или утром? Как правило – утром на Преображение Господне, 19 августа. Молебен на освящение земных плодов служится после литургии. Так как сам праздник – один из трех праздников августа, посвященных Христу, Спасителю, он именуется Спасом, или «вторым Спасом» («первым Спасом» считается праздник Изнесения Честных Древ Креста Господня, 14 августа, «третьим Спасом» – память иконы Спаса Нерукотворного 29 числа). Ну а поскольку существовала традиция освящать в храме яблоки, наши предки издавна именовали день Преображения также «Яблочный Спас».
Узнайте также: «Когда какой Спас»: три церковных праздника августа и иконы
На самом деле 19 августа в церкви освящают не только яблоки
Более того, если обратиться к церковному Уставу, яблоки в нем не упоминаются вовсе. Иерусалимский Устав, созданный в Палестине – именно он с XIV в. действует в Русской Церкви – предполагает освящение вовсе не яблок, а винограда нового урожая. Строго соблюдали эти требования Устава в славянских странах, например, в Сербии, Болгарии.
А вот на Руси виноград не растет, так что в первые десятилетия по Крещении возник обычая освящения яблок, которые как раз созревали к 19 августа. Но кроме них, для освящения приносили и другие плоды нового урожая – горох, репу, огурцы, созревшие колосья.
Особой была ситуация в Сибири, где до начала XX в. яблоки практически не росли (лишь около 1904 г. появились первые яблоневые сады, и то экспериментальные). Так что здесь приносили в храм и те же репу и горох, и огурцы, и ягоды – все, что созревало к Преображению. И все же праздник народ именовал именно «Яблочным Спасом». Почему?
Зачем на Преображение освящают яблоки
Яблоки, освященные на Преображение, народ нередко называл «райскими». Ведь они, окропленные святой водой, делались причастны Раю, который потеряли Адам и Ева – и приобщали к этой благодати всех, кто благоговейно вкушал освященные плоды.
Почему нельзя есть плоды до Яблочного Спаса?
Если опять-таки обратиться к Уставу, то там действует запрет не на яблоки, а на виноград, притом распространяется он, строго говоря, на иноков, а не на мирян, ведь Иерусалимский Устав – монашеский.
Смысл воздержания от плодов земли до их освящения достаточно прост:
нельзя употреблять выращенные тобой земные плоды, если они не освящены Богом. Монаху, который согрешил, употребив виноград до Преображения, Устав предписывал не вкушать его даже до конца месяца. Русские крестьяне, хотя и миряне, распространили это требование:
- на яблоки;
- вообще на все выращиваемые овощи и фрукты; единственные плоды, которые разрешалось вкушать до Преображения – огурцы.
Когда же наступало 19 августа, и начатки урожая окроплялись святой водой, с этого дня земледельцы с должным благоговением начинали употреблять их в пищу.
Кому нельзя?
Стоит отметить, что «проблема» воздержания от яблок за многие века разумеется, «обросла» языческими суевериями, вроде, например, особо строгого запрета на них женщинам, потерявшим детей – 19 августа им предписывалось после освящения плодов отнести их на могилки, «угощая» своих умерших чад.
Существовала и практика «разговения» яблоками, причем девушки соединяли ее с гаданиями.
Если же отбросить эти и другие суеверия – есть ли смысл воздержания от яблок до Преображения для современного человека? Безусловно, если он – земледелец, выращивающий овощи и фрукты.
К примеру, вполне есть смысл воздерживаться от яблок (и, по примеру наших предков, не только от них) верующим селянам, или просто дачникам. 19 августа разумно и благочестиво принести для освящения первые плоды, и тем получить благословение и на весь урожай.
Есть также христиане, живущие в городе, которые также воздерживаются от плодов нового урожая до Преображения.
В нынешних условиях это уже скорее аскетическая практика постного воздержания, связанная с отказом не только от скоромной пищи (идет Успенский пост), но и вообще от вкусной, сладкой, приносящей удовольствие, пусть и постной – ради любви к Богу (некоторые воздерживаются также от арбузов, дынь и других не растущих в наших широтах вкусных плодов).
Вместе с тем, у многих наших современников такое воздержание вызывает различные вопросы «практического» характера.
К примеру, можно ли есть яблоки урожая прошлого года, или воздержаться от них вообще?
Если речь идет вообще о яблоках, то с какого времени их не вкушать – с начала ли поста?
Устав не дает однозначных ответов на эти вопросы, а среди современных пастырей существуют два основных мнения по поводу воздержания от яблок:
- смысл в обычае есть только для земледельцев, желающих получить благословение; сам обычай – продукт земледельческой культуры (вспомним, что сельским хозяйством в России до 1917 г. занимались более 90% населения!); для горожан же особого смысла воздерживаться от вкушения плодов нет;
- требования Устава должны соблюдаться, тем более, что, кроме освящения начатков урожая, обычай имеет еще и богословский смысл; такие священники часто подчеркивают, что он касается и вкушения винограда – и даже могут наложить епитимию на согрешившего невоздержанием.
Так грех или нет кушать неосвященные яблоки?
Однозначного ответа на этот вопрос Церковь не дает. Если есть сомнения, разрешать их лучше всего в индивидуальном порядке со своим духовником, или же просто с опытным священником. Во всяком случае недопустимо «зацикливаться» на «проблеме яблок», забывая о сути праздника Преображения.
Можно ли самому дома освятить яблоки, или это другое?
Можно. Текст молитв на освящение фруктов и овощей здесь+ в чем суть и смысл церковного чина
Наталия Сазонова