Преподобной Марии Египетской довольно редко посвящают храмы, а о мощах преподобной в Византии, не сохранилось никаких письменных упоминаний. И лишь в средневековых месяцесловах западных христиан можно встретить особые дни памяти святой – 8 или, иногда, 9 апреля. Это – день перенесения ее мощей в Рим. Но – перенесения откуда? Где они были обретены и почему чтятся именно на Западе?
Краткое житие и кончина святой
Долгое время это была устная история, которую рассказывали монахи Палестины. Она – об иеромонахе Зосиме, насельнике монастыря св. Иоанна Предтечи, при реке Иордан. Однажды Великим Постом встретил он в пустыне подвижницу, обладавшую великими духовными дарованиями.

Место подвига преподобной Марии Египетской. Долина реки Иордан. Именно здесь, в трех минутах ходу от места Крещения Спасителя, раскаявшаяся блудница Мария жила в полном уединении 47 лет. На фото паломники у остатков часовни, которую построили на месте подвига преподобной.
Но прозорливая чудотворица, молитвенница, открыла Зосиме правду о своей жизни – столь поучительную и потрясающую, что она стала уроком для сотен иноков. В миру Мария была блудницей, 17 лет падая все глубже в пучину греха – до тех пор, пока Господь и Пречистая Богородица не изменили ее сердце. Тогда угодница Божия ушла в пустыню, что за Иорданом, и здесь 47 лет посвятила молитве и покаянию. Когда Зосима встретил подвижницу, оставалось уже чуть более года до ее кончины.

Причащение Марии Египетской Зосимой Палестинским; Балканы. Сербия. Печ; XIV в.; местонахождение Сербия. Косово. Печская Патриархия. Церковь Богоматери Одигитрии. Неф (фрагмент)
Следующим Великим Постом Мария пришла к Иордану сама – чтобы принять Причастие из рук старца. И, как оказалось позже, в ту же ночь ее чистая душа отошла ко Христу. Но тело преподобной Зосима нашел лишь спустя еще год. Над ним на песке начертана была надпись с именем святой (она так и не сказала его старцу при жизни) и днем кончины – 1 апреля, ночь на Великую Пятницу. Позже по Пасхалии установили: святая умерла в 522 г.
Мощи
Житие преподобной говорит о них только одно: авва Зосима постарался облечь тело подвижницы подобающим образом – насколько это возможно в пустыне – а также ископать могилу. Но твердый грунт не подался усилиям старца, не было у него и заступа (лопаты). Тогда на помощь чудесным образом пришел вышедший из пустыни лев: ему прп. Зосима повелел выкопать могилу подвижнице. Послушный зверь выполнил требуемое и удалился – а Зосима с погребальными песнопениями предал тело святой земле.
От старца узнали о святой иноки его обители – и тогда же установили, как говорит житие преподобной, почитать день ее памяти. Приходили ли они на место ее упокоения? Обрели ли и забрали ли честное тело в обитель? Обо всем этом остается только догадываться.
Были ли обретены мощи святой?
Одним из первых, кто записал устное монашеское предание, стал свт. Софроний, впоследствии – Патриарх Иерусалимский. Еще в молодости он, вместе с духовным другом, монахом Иоанном Мосхом много путешествовал по монастырям Палестины. Рассказы о подвигах иноков этих мест вошли в знаменитую книгу «Луг духовный», написанную Иоанном.

Пещера прп. Марии
Ну а из-под пера свт. Софрония, как предполагают, вышло житие прп. Марии – история рассказанная ею самой старцу Зосиме. Так началось уже общецерковное почитание святой: ее жизнь, подвиги, тронули сердца не одних иноков, но также мирян. Можно предположить, что именно тогда могли быть взяты с места упокоения мощи преподобной. Хотя письменных свидетельств об этом не осталось, последующие события ясно говорят: обретение честных останков все же было.
Потерянные и найденные?
В 642-644 гг. уже престарелый святитель вместе с иерусалимскими христианами пережил осаду города от мусульман. Она окончилась тем, что христиане согласились открыть врата города – если враги пощадят святыни. Те согласились – но обещания не выполнили.

Реликварий с частицей мощей прп. Марии Египетской в храме ее имени в Неаполе
Не тогда ли мощи преподобной прп. Марии попали в руки мусульман? Не в это ли время они могли быть разделены на части и разосланы в разные места христианского мира, ради спасения от поругания?
Во всяком случае, в месяцесловах западных христиан IX в. впервые появляется память восточной святой – а также память перенесения мощей прп. Марии в Рим, с чем, возможно, и связано начало ее почитания на Западе. Возможно – мощи принесли из Константинополя, хранившего многие святыни, или из какого-либо другого места. А в последующие века части мощей могли попадать на Запад после многочисленных крестовых походов.
На Западе
Сейчас известно, что:
- глава святой находится в Италии, во Флоренции, в одном из трех самых больших католических соборов мира, Санта-Мария-дель-Фьори;
- частица мощей есть также в Латеранском соборе Рима;
- кроме этого, малые части святыни можно увидеть в итальянских городах Неаполе и Кремоне, в бельгийском Антверпене, а также в некоторых других храмах католического мира.
Реликварий с частицей мощей прп. Марии Египетской в храме ее имени в Неаполе
На Востоке
И здесь есть храмы и иноческие обители, где можно поклониться частицам мощей святой. Но с высочайшей вероятностью можно сказать, что некоторые части святыни были захвачены мусульманами – возможно, после той самой двухлетней осады Иерусалима в VII в., или несколько позже. Ведь именно от мусульман святыню в начале XVIII в. получила… Россия!
В Сретенском монастыре
Это обитель, существующая с 1397 г. и посвященная Сретению (встрече) иконы Богоматери Владимирской – и ее чуду, когда от Москвы, гонимый силой Божией, бежал среднеазиатский полководец Тимур. От самого основания здесь особо чтили прп. Марию – ведь именно в ее храме (устроен княгиней Марией Ивановной Серпуховской, в иночестве Марфой, в честь своей небесной покровительницы) близ Москвы был отслужен первый молебен пред Владимирской.
Впоследствии церковь стала первым храмом монастыря, а в XVII в. даже память преподобной стала почти государственным праздником: ведь царь Алексей Михайлович был женат на Марии Милославской, тезоименитой святой.

Москва. Церковь Марии Египетской, вид со двора Сретенского монастыря 1923год. (cнесена в 1930)
Но вот частицы мощей в храме, конечно, не было – до тех пор, пока русский посол Емельян Украинцев не получил их в подарок от Турции – после удачно заключенного мира 1700 г. Но он не смог сразу передать их обители: по церковным правилам, святыню, принятую от иноверцев, должен был освидетельствовать Патриарх – иначе мощи не признавались как настоящие. Но Предстоятель Русской Церкви Адриан скончался, не успев это сделать. Добиться освидетельствования святыни Украинцеву удалось только 1707 г.
С тех пор мощи пребывали в монастыре – и даже оставались здесь, когда в 1812 г. Москва была захвачена французами. После этого состояние храма прп. Марии, судя по документам, было плачевным:
«По разорению неприятелем и за ветхостию иконостас не исправен. Утвари в оной церкви никакой не имеется».
Но святыню удалось сохранить. А вот в 1922 мощи были изъяты– и судьба этой части честных останков преподобной неизвестна. Разобрана «на хозяйственные нужды» была и церковь святой.
Возвращение святой
С 1990-х монастырь начал возрождаться – разоренный, утративший почти все свои реликвии. В 2004 г. утешением для братии стало… своего рода возвращение в эти стены прп. Марии в ее мощах. Настоятель обители, ныне митрополит Псковский и Порховский, Тихон (Шевкунов) привез ковчег с частью мощей святой из Греции – то был подарок братии от иноков монастыря свт. Николая на острове Андрос.

Ковчежец с мощами в Сретенском монастыре
Как добраться
Адрес Сретенского монастыря в Москве – ул. Большая Лубянка, д. 19, к.1. Это исторический центр столицы, рядом находятся станции метро Лубянка, Кузнецкий мост, Тургеневская.
Мощи святой сейчас находятся в соборном храме обители, в приделе, посвященном ей. Еженедельно здесь служится молебен с акафистом преподобной.
Как правильно приложиться
Перед ковчегом с мощами совершают земной или поясной поклон, затем прикладываются к ковчегу, совершив крестное знамение, и кланяются снова.

У святых мощей Марии Египетской
Если людей в храме немного, можно постоять рядом с мощами, мысленно обратиться к угоднице Божией своими словами или словами краткой канонической молитвы.
Читайте также: Житие Марии Египетской — детали и отзывы о помощи
В чем помогает
К преподобной обращаются:
- одержимые страстями (не только блуда – например, известны случаи излечения от наркомании, других зависимостей) и их близкие;
- больные телесно – и им, по вере, святая испрашивает исцеление;
- и, конечно, те, кто хотел бы начать монашеский путь.
Мария Египетская и Алексей, человек Божий
Многие годы мощи преподобной были источником исцелений, по молитвам пред ними в Москве прекращались эпидемии. Теперь же – время исцеления духовного. Тысячи людей, притекающие к мощам святой, ищут укрепления своей слабой воли, просят даровать веру и преданность Христу, которые так нужны среди бурь мирской жизни.
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
Шевченко Э.В. Мария Египетская // Православная энциклопедия. Т. 43. С. 545-557.