------------------- Молитвы в день Введения во храм Пресвятой Богородицы
Православие сегодня Молитвослов В храме и дома: молитвы Богородице в праздник Введения во храм — православная подборка для чтения с 3 по 8 декабря

В храме и дома: молитвы Богородице в праздник Введения во храм — православная подборка для чтения с 3 по 8 декабря

Нет комментариев
Молитвы в день Введения во храм Пресвятой Богородицы

Первый праздник Рождественского поста, приходящийся на самое его начало, посвящен началу нашего спасения — Введение (входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день звучат особые песнопения в храме, а многие стараются сугубо помолиться и дома.

О чем молиться на праздник Введения во храм Богородицы

В этот молятся Богородице, Ее праведным родителям, свв. Иоакиму и Анне, и, конечно, Господу. Праздник Введения – время, когда особенно часто обращаются, прося:

  • об обращении ко Христу близких людей;
  • о воцерковлении новоначальных христиан, особенно детей;
  • о даровании благословения на семейную жизнь;
  • о рождении детей у пар, лишенных радости иметь ребенка.

Суть и значение праздника

Хотя связанные с ним события и не упоминаются в Писании, само торжество известно уже с первых веков Церкви. Его основа – предание, дошедшее до нас в апокрифических сочинениях (например, в так называемо «Протоевангелии Иакова», II в.).

Оно повествует о том, как родители Богородицы Марии, правв. Иоаким и Анна, которым Дочь была дарована в старости, как чудо Божие, исполнили свой обет – посвятить Ее Господу, приведя в Его храм.

Молитвы в день Введения во храм Богородицы

Фото пресс-службы Ижевской епархии

По преданию, тогда исполнились слова пророка и царя Давида, описавшего вхождение Марии в Иерусалимский храм Истинного Бога в псалме:

«Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́, и забу́ди лю́ди Твоя́, и дом отца́ Твоего́. И возжела́ет Царь добро́ты Твоея́: зане́ Той есть Госпо́дь Твой и поклони́шися Ему́… Вся сла́ва Дще́ре Царе́вы внутрь, ря́сны златы́ми оде́яна и преиспещре́на. Приведу́тся Царю́ де́вы в след ея́, и́скренния ея́ приведу́тся Тебе́. Приведу́тся в весе́лии и ра́довании, введу́тся в храм Царе́в». (Пс. 44:11-16).

И действительно, Введение в храм Той, Которой предназначено было родить Сына Божия, сопровождала торжественная процессия из юных дев, за Ней шли родители.

Предание говорит, что юная Мария, тогда – всего трехлетняя девочка, сама быстро взошла по крутым ступеням. А встретивший Ее Первосвященник по наитию Духа Святого ввел Богородицу в самое священное место – Святое Святых.

О чем поют в храме

Конечно, о событии праздника, воспевая Матерь Божию, Ее праведных родителей, и, конечно, Господа, премудро устраивающего спасение людей.

О чем поют на клиросе

Церковный хор

Тропарь и канон дня

В праздничном тропаре содержится краткое, но емкое объяснение сути праздника: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».

Тропарь говорит, что Введение во храм – первое «ясное» явление Девы миру, как бы начало проповеди Пришествия Мессии. Последние слова песнопения славят Матерь Божию, которая стала исполнением «смотрения Зиждителева», то есть промысла Господня.

Празднику существует два канона, и оба они прозвучат за всенощным бдением 3 декабря:

  • древнейший из них написан в IX в. Георгием, митрополитом Никомидийским; и ныне он называется в богослужебных книгах «творение Георгиево»;
  • второй канон праздника появился в X в., его автор – Кесарийский архиепископ Василий Пагариот.

Оба канона звучат в храме «в соединении», то есть читаются вместе.

Стихиры праздника с толкованием

Первые песнопения праздника звучат в начале вечернего богослужения накануне праздника. Они описывают празднуемое событие:

  • в первой стихире говорится об обете, данном родителями Пречистой, и его исполнении: «От Господа приимше обещания плод, / Иоаким и Анна Божию Матерь, / благоприятну жертву, в храм введоша днесь, / и Захария, великий архиерей, благословив, прият»;
  • во второй – рассказывается о введении Марии в «святое святых», Она именуется «сосудом священнейшим»: «Святых святая во святых обитати достойно введеся, / яко Богоприятна жертва. / И Сию девы, добродетельми благоукрашаемы, / впреди свещоносяще, приведоша Господу, / якоже сосуд священнейший»;
  • третья стихира посвящена духовной сути праздника – в храм Божий, созданный людьми, вводится Та, Которая станет нерукотворным «Храмом всех Царя и Престолом»: «Да отверзется дверь Богоприятнаго храма: / храм бо всех Царя и Престол, / днесь со славою внутрь прием, / Иоаким возлагает, освятив Господу / от Него избранную в Матерь Его».

Кроме этих стихир, за богослужением мы услышим и другие, пера епископа Георгия Никомидийского. Вот, например, одна из них, описывающая и одновременно – истолковывающая празднуемое событие. Весь мир, небо и земля, радуются о чуде Рождения Богородицы, Ее приведении ко храму. Все это – исполнение пророчества царя Давида о том, как Дева будет приведена «воспитатися в жилище прежде век от Отца нетленно Рождшегося» Сына Божия, Второго Лица Троицы – Иерусалимском храме:

«Да радуется днесь Небо свыше, / и oблацы веселие да кропят / о зело преславных величиих Бога нашего: / се бо Дверь, на востоки зрящая, / рождшися от неплодове безплодныя по обетованию / и Богу освящена бывши в жилище, / днесь в храм яко непорочное приношение приводится, / да радуется Давид, бряцая в гусли: / приведутся, рече, Царю девы в след Eя, / ближния Eя приведутся внутрь скинии Божия, / внутрь очистилища Eго, / воспитатися в жилище / прежде век от Oтца нетленно Рождшагося / во спасение душ наших».

Ирмосы канонов с объяснением

Греческое слово «εἱρμός» значит «связь» или «сплетение». Ирмосы – первые строфы каждой песни канона. В их основе лежат ветхозаветные песнопения, которые связываются с событием праздника, воспеваемом в каждой из песней.

Первые ирмосы обоих праздничных канонов – парафраз, или переложение Песни пророка Моисея, которая составлена при переходе евреев через Красное море. Ирмос канона еп. Василия Пагариота воспоминает именно это событие:

«Песнь победную поим вси Богу, / сотворшему дивная чудеса мышцею высокою / и спасшему Израиля, яко прославися». Ирмос же пера еп. Григория Никомидийского – обращает нас к Матери Божией, через Которую верующим послано спасение. Здесь же прямо говорится о Ее «вхождении», то есть Введении во храм: «Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя вхождение».

Вторая песнь у канонов чаще всего отсутствует (исключение – например, Великий покаянный Канон свт. Андрея Критского), поэтому после первой песни сразу звучит третья. Ее ирмосы воспевают Богородицу:

«Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в честнем вхождении Твоем / венцев славы сподоби».

Кроме того, мы просим помощи Божией в том, чтобы нам ходить по Его воле – так, как это делала Пречистая, Ее родители:

«Да утвердится сердце мое в воли Твоей, Христе Боже, / Иже над водами Небо утверждей второе / и основавый на водах землю, Всесильне».

Четвертая песнь канона всегда основана на пророческих писаниях прор. Аввакума, предвидевшего пришествие в мир Спасителя:

  • «Неизследный Божий Совет, / еже от Девы воплощения / Тебе, Вышняго, / пророк Аввакум, усмотряя, зовяше: / слава силе Твоей, Господи».
  • «Духом провидя, пророче Аввакуме, Словесе воплощение, / проповедал еси, вопия: / внегда приближитися летом, познаешися, внегда приити времени, покажешися. / Слава силе Твоей, Господи»

Пятая песнь основана на словах прор. Исайи, говорившего о том, как на землю придет Спаситель. Составители ирмосов говорят о событии Введения во храм:

«Ужасошася всяческая / в честнем вхождении Твоем: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / внутрь вошла еси в храм Божий, / якоже честнейший храм, / всем воспевающим Тя / мир подавающая». Еще один ирмос 5 песни – молитва Христу с просьбой просветить ум, «утренюющий о заповедех» Божиий, пытающийся проникнуть в Его Промысл: «Светлый нам возсияй Свет Присносущный, / утренюющим о судьбах заповедей Твоих, / Владыко Человеколюбче, Христе Боже наш».

Шестая песнь традиционно основана на молитве прор. Ионы, за непослушание воле Божией проглоченного китом. Это – образ и всякого человека, погрязшего в грехах. Через Матерь Божию, ныне вошедшую в храм, люди ожидают Пришествия Христа и спасения:

«Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим… Пророка Иону подражая, вопию: / живот мой, Блаже, свободи из тли / и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе».

В ирмосах седьмой песни прославляет чудо трех отроков еврейских, брошенных в горящую печь, но спасенных силой Божией:

«Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси… Пещь, Спасе, орошашеся, / отроцы же, ликующе, пояху: / отцев Боже, благословен еси».

Эта «пещь» является как бы символом грешного мира, покушающегося погубить души верующих, и спасения людей от греха силой Божией.

Ирмосы восьмой песни обоих канонов, которые также основаны на истории трех отроков, славят Богородицу, Которая готовится к приятию Господа:

«Слыши, Отроковице, Дево Чистая, / да речет убо Гавриил / Совет Вышняго, древний, истинный: / буди к приятию готова Божию, / Тобою бо Невместимый с человеки поживе. / Тем и радуяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа… Егоже ужасаются Ангели и вся воинства, / яко Творца и Господа, / пойте, священницы, прославите, отроцы, / благословите, людие, / и превозносите во вся веки».

Девятая песнь канона в другие дни предваряется Песнью Богородицы, которая известна нам из 1 главы Евангелия от Луки (Лк. 1:46-55). Однако, в богослужебных книгах на Введение во храм содержится такое указание:

«На 9-й песни Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, / како Дева вниде во святая святых».

Ирмосы девятой песни также славят Матерь Божию.

Она именуется «одушевленным кивотом», или ковчегом, хранилищем Божией благодати, сравнивается с руном, на которое, подобно росе, сходит Божия благодать.

Это – отсылка к ветхозаветном событию, когда один из Судей Израиля, Гедеон, умолил Господа послать знамение Его благоволения – небесную влагу на руно (овечью шерсть):

«Яко одушевленному Божию кивоту / да никакоже коснется рука скверных, / устне же верных Богородице немолчно, / глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая… Светоносный облак, в оньже всех Владыка, / яко дождь с небесе на руно, сниде / и воплотися нас ради, / быв Человек, Безначальный. / Величаем вси яко Матерь Бога нашего Чистую».

Как и сколько молиться

Если нет возможности посетить всенощную накануне праздника (например, из-за занятости на работе), дома можно совершить богослужение «по мирскому чину».

В наши дни тексты таких служб можно найти на многих православных ресурсах. От храмовых они отличаются отсутствием диаконских и священнических молитв. Можно совершать и менее пространные молитвы – читать каноны, акафист празднику.

В храме и дома: молитвы Богородице в праздник Введения во храм — православная подборка для чтения с 3 по 8 декабря

Собор Святой Софии, Киев. Введение во храм Богородицы, фрагмент

В дальнейшем, до 8 декабря, когда будет Отдание Введения, можно включать тропари, кондаки, особо полюбившиеся стихиры в утреннее и вечернее правила, кроме того, читать и праздничные молитвы.

 

В отличие от храма, по слову святых отцов, «келия устава не имать», то есть количество и продолжительность молитв каждый определяет сам или по согласованию со священником – в зависимости от своих возможностей и желания. И самое главное – чтобы мы понимать суть праздника и молились с теплой верой и надеждой на помощь Господа, Его Матери и святых.

Наталия Сазонова

Молитвы Богородице на «Введение во храм» для домашнего чтения

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

Кондак, глас 4:

Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Задостойник, глас 4:

А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х.

Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных,/ устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т:/ и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая.

Молитва

О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́ный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства.

Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́чи помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́.

Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щих на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м.

Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие.

Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.

Полезная статья? Мы рады! Благодарим тех, кто слово поддержал делом: 2202 2018 4415 4894 -Сбербанк редактора (Ирина Анатольевна Я) Пожертвования идут на оплату хостинга и небольшой гонорар авторам. Господи, Спаси благотворителей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Радоница: молитвы в храме, дома и на кладбище — специальная православная подборкаРадоница: молитвы в храме, дома и на кладбище — специальная православная подборка

| | Нет комментариев
Молитвы на Радоницу

Всю Светлую Седмицу Церковь не совершает соборных молитв об усопших ввиду Пасхальных торжеств, на которых нет места даже малейшей скорби. Радоница приходится именно на вторник второй седмицы по Пасхе потому,

Молитвослов

Святых Петра и Февронию Муромских молят о даровании любви, создании и сохранении семьиСвятых Петра и Февронию Муромских молят о даровании любви, создании и сохранении семьи

| | Нет комментариев
Молитва петру и Февронии

Сейчас в стране святым Петру и Февронии создано около 90 храмов и часовен, воздвигнуто 89 памятников в разных городах. И уже сложилась традиция – свадебные процессии обязательно останавливаются у такого

Молитвослов

Словами 138-го псалма верующий просит избавить от неправедного пути и ошибокСловами 138-го псалма верующий просит избавить от неправедного пути и ошибок

| | Нет комментариев
Псалом 138

Песнь смирения, благоговения пред Промыслом Создателя, а еще – всецелой на него надежды. Таков псалом 138, песнопение, пожалуй, одно из самых поэтичных во всей Псалтири. Текст 138-й псалом один из

Молитвослов

Молитвы блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой о любви, замужестве и помощи в делах праведныхМолитвы блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой о любви, замужестве и помощи в делах праведных

| | Нет комментариев
Молитва Ксении Петербургской

«Велича́ем тя,  свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, и чтим святу́ю па́мять твою́,  ты бо мо́лиши о нас  Христа́ Бо́га на́шего» — так молитвенно величают православные святую Ксению Петербургскую, которой молятся как

Молитвослов

Молитва о скором освобождении из тюрьмы: что надо знать тем, кто ждётМолитва о скором освобождении из тюрьмы: что надо знать тем, кто ждёт

| | Нет комментариев
Молитва о скором освобождении из тюрьмы: что надо знать тем, кто ждёт

«От сумы да от тюрьмы не зарекайся,» – так издавна говорит печальная народная мудрость. Она – о том, что жизнь человека может повернуться самым неожиданным образом, даже если он по

Молитвослов