Первый праздник Рождественского поста, приходящийся на самое его начало, посвящен началу нашего спасения — Введение (входа) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день звучат особые песнопения в храме, а многие стараются сугубо помолиться и дома.
О чем молиться на праздник Введения во храм Богородицы
В этот молятся Богородице, Ее праведным родителям, свв. Иоакиму и Анне, и, конечно, Господу. Праздник Введения – время, когда особенно часто обращаются, прося:
- об обращении ко Христу близких людей;
- о воцерковлении новоначальных христиан, особенно детей;
- о даровании благословения на семейную жизнь;
- о рождении детей у пар, лишенных радости иметь ребенка.
Суть и значение праздника
Хотя связанные с ним события и не упоминаются в Писании, само торжество известно уже с первых веков Церкви. Его основа – предание, дошедшее до нас в апокрифических сочинениях (например, в так называемо «Протоевангелии Иакова», II в.).
Оно повествует о том, как родители Богородицы Марии, правв. Иоаким и Анна, которым Дочь была дарована в старости, как чудо Божие, исполнили свой обет – посвятить Ее Господу, приведя в Его храм.
По преданию, тогда исполнились слова пророка и царя Давида, описавшего вхождение Марии в Иерусалимский храм Истинного Бога в псалме:
«Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́, и забу́ди лю́ди Твоя́, и дом отца́ Твоего́. И возжела́ет Царь добро́ты Твоея́: зане́ Той есть Госпо́дь Твой и поклони́шися Ему́… Вся сла́ва Дще́ре Царе́вы внутрь, ря́сны златы́ми оде́яна и преиспещре́на. Приведу́тся Царю́ де́вы в след ея́, и́скренния ея́ приведу́тся Тебе́. Приведу́тся в весе́лии и ра́довании, введу́тся в храм Царе́в». (Пс. 44:11-16).
И действительно, Введение в храм Той, Которой предназначено было родить Сына Божия, сопровождала торжественная процессия из юных дев, за Ней шли родители.
Предание говорит, что юная Мария, тогда – всего трехлетняя девочка, сама быстро взошла по крутым ступеням. А встретивший Ее Первосвященник по наитию Духа Святого ввел Богородицу в самое священное место – Святое Святых.
О чем поют в храме
Конечно, о событии праздника, воспевая Матерь Божию, Ее праведных родителей, и, конечно, Господа, премудро устраивающего спасение людей.
Тропарь и канон дня
В праздничном тропаре содержится краткое, но емкое объяснение сути праздника: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».
Тропарь говорит, что Введение во храм – первое «ясное» явление Девы миру, как бы начало проповеди Пришествия Мессии. Последние слова песнопения славят Матерь Божию, которая стала исполнением «смотрения Зиждителева», то есть промысла Господня.
Празднику существует два канона, и оба они прозвучат за всенощным бдением 3 декабря:
- древнейший из них написан в IX в. Георгием, митрополитом Никомидийским; и ныне он называется в богослужебных книгах «творение Георгиево»;
- второй канон праздника появился в X в., его автор – Кесарийский архиепископ Василий Пагариот.
Оба канона звучат в храме «в соединении», то есть читаются вместе.
Стихиры праздника с толкованием
Первые песнопения праздника звучат в начале вечернего богослужения накануне праздника. Они описывают празднуемое событие:
- в первой стихире говорится об обете, данном родителями Пречистой, и его исполнении: «От Господа приимше обещания плод, / Иоаким и Анна Божию Матерь, / благоприятну жертву, в храм введоша днесь, / и Захария, великий архиерей, благословив, прият»;
- во второй – рассказывается о введении Марии в «святое святых», Она именуется «сосудом священнейшим»: «Святых святая во святых обитати достойно введеся, / яко Богоприятна жертва. / И Сию девы, добродетельми благоукрашаемы, / впреди свещоносяще, приведоша Господу, / якоже сосуд священнейший»;
- третья стихира посвящена духовной сути праздника – в храм Божий, созданный людьми, вводится Та, Которая станет нерукотворным «Храмом всех Царя и Престолом»: «Да отверзется дверь Богоприятнаго храма: / храм бо всех Царя и Престол, / днесь со славою внутрь прием, / Иоаким возлагает, освятив Господу / от Него избранную в Матерь Его».
Кроме этих стихир, за богослужением мы услышим и другие, пера епископа Георгия Никомидийского. Вот, например, одна из них, описывающая и одновременно – истолковывающая празднуемое событие. Весь мир, небо и земля, радуются о чуде Рождения Богородицы, Ее приведении ко храму. Все это – исполнение пророчества царя Давида о том, как Дева будет приведена «воспитатися в жилище прежде век от Отца нетленно Рождшегося» Сына Божия, Второго Лица Троицы – Иерусалимском храме:
«Да радуется днесь Небо свыше, / и oблацы веселие да кропят / о зело преславных величиих Бога нашего: / се бо Дверь, на востоки зрящая, / рождшися от неплодове безплодныя по обетованию / и Богу освящена бывши в жилище, / днесь в храм яко непорочное приношение приводится, / да радуется Давид, бряцая в гусли: / приведутся, рече, Царю девы в след Eя, / ближния Eя приведутся внутрь скинии Божия, / внутрь очистилища Eго, / воспитатися в жилище / прежде век от Oтца нетленно Рождшагося / во спасение душ наших».
Ирмосы канонов с объяснением
Греческое слово «εἱρμός» значит «связь» или «сплетение». Ирмосы – первые строфы каждой песни канона. В их основе лежат ветхозаветные песнопения, которые связываются с событием праздника, воспеваемом в каждой из песней.
Первые ирмосы обоих праздничных канонов – парафраз, или переложение Песни пророка Моисея, которая составлена при переходе евреев через Красное море. Ирмос канона еп. Василия Пагариота воспоминает именно это событие:
«Песнь победную поим вси Богу, / сотворшему дивная чудеса мышцею высокою / и спасшему Израиля, яко прославися». Ирмос же пера еп. Григория Никомидийского – обращает нас к Матери Божией, через Которую верующим послано спасение. Здесь же прямо говорится о Ее «вхождении», то есть Введении во храм: «Отверзу уста моя, / и наполнятся Духа, / и слово отрыгну Царице Матери, / и явлюся, светло торжествуя, / и воспою, радуяся, Тоя вхождение».
Вторая песнь у канонов чаще всего отсутствует (исключение – например, Великий покаянный Канон свт. Андрея Критского), поэтому после первой песни сразу звучит третья. Ее ирмосы воспевают Богородицу:
«Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный Источниче, / лик себе совокупльшия, духовно утверди, / в честнем вхождении Твоем / венцев славы сподоби».
Кроме того, мы просим помощи Божией в том, чтобы нам ходить по Его воле – так, как это делала Пречистая, Ее родители:
«Да утвердится сердце мое в воли Твоей, Христе Боже, / Иже над водами Небо утверждей второе / и основавый на водах землю, Всесильне».
Четвертая песнь канона всегда основана на пророческих писаниях прор. Аввакума, предвидевшего пришествие в мир Спасителя:
- «Неизследный Божий Совет, / еже от Девы воплощения / Тебе, Вышняго, / пророк Аввакум, усмотряя, зовяше: / слава силе Твоей, Господи».
- «Духом провидя, пророче Аввакуме, Словесе воплощение, / проповедал еси, вопия: / внегда приближитися летом, познаешися, внегда приити времени, покажешися. / Слава силе Твоей, Господи»
Пятая песнь основана на словах прор. Исайи, говорившего о том, как на землю придет Спаситель. Составители ирмосов говорят о событии Введения во храм:
«Ужасошася всяческая / в честнем вхождении Твоем: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / внутрь вошла еси в храм Божий, / якоже честнейший храм, / всем воспевающим Тя / мир подавающая». Еще один ирмос 5 песни – молитва Христу с просьбой просветить ум, «утренюющий о заповедех» Божиий, пытающийся проникнуть в Его Промысл: «Светлый нам возсияй Свет Присносущный, / утренюющим о судьбах заповедей Твоих, / Владыко Человеколюбче, Христе Боже наш».
Шестая песнь традиционно основана на молитве прор. Ионы, за непослушание воле Божией проглоченного китом. Это – образ и всякого человека, погрязшего в грехах. Через Матерь Божию, ныне вошедшую в храм, люди ожидают Пришествия Христа и спасения:
«Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / Богомудрии, Богоматере, / приидите, руками восплещим, / от Нея рождшагося Бога славим… Пророка Иону подражая, вопию: / живот мой, Блаже, свободи из тли / и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе».
В ирмосах седьмой песни прославляет чудо трех отроков еврейских, брошенных в горящую печь, но спасенных силой Божией:
«Не послужиша твари Богомудрии, / паче Создавшаго, / но, огненное прещение мужески поправше, / радовахуся, поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси… Пещь, Спасе, орошашеся, / отроцы же, ликующе, пояху: / отцев Боже, благословен еси».
Эта «пещь» является как бы символом грешного мира, покушающегося погубить души верующих, и спасения людей от греха силой Божией.
Ирмосы восьмой песни обоих канонов, которые также основаны на истории трех отроков, славят Богородицу, Которая готовится к приятию Господа:
«Слыши, Отроковице, Дево Чистая, / да речет убо Гавриил / Совет Вышняго, древний, истинный: / буди к приятию готова Божию, / Тобою бо Невместимый с человеки поживе. / Тем и радуяся, вопию: / благословите, вся дела Господня, Господа… Егоже ужасаются Ангели и вся воинства, / яко Творца и Господа, / пойте, священницы, прославите, отроцы, / благословите, людие, / и превозносите во вся веки».
Девятая песнь канона в другие дни предваряется Песнью Богородицы, которая известна нам из 1 главы Евангелия от Луки (Лк. 1:46-55). Однако, в богослужебных книгах на Введение во храм содержится такое указание:
«На 9-й песни Честнейшую: не поем, но поем припевы праздника: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, / како Дева вниде во святая святых».
Ирмосы девятой песни также славят Матерь Божию.
Она именуется «одушевленным кивотом», или ковчегом, хранилищем Божией благодати, сравнивается с руном, на которое, подобно росе, сходит Божия благодать.
Это – отсылка к ветхозаветном событию, когда один из Судей Израиля, Гедеон, умолил Господа послать знамение Его благоволения – небесную влагу на руно (овечью шерсть):
«Яко одушевленному Божию кивоту / да никакоже коснется рука скверных, / устне же верных Богородице немолчно, / глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая… Светоносный облак, в оньже всех Владыка, / яко дождь с небесе на руно, сниде / и воплотися нас ради, / быв Человек, Безначальный. / Величаем вси яко Матерь Бога нашего Чистую».
Узнайте также: Икона праздника Введение во храм Богородицы под микроскопом
Как и сколько молиться
Если нет возможности посетить всенощную накануне праздника (например, из-за занятости на работе), дома можно совершить богослужение «по мирскому чину».
В наши дни тексты таких служб можно найти на многих православных ресурсах. От храмовых они отличаются отсутствием диаконских и священнических молитв. Можно совершать и менее пространные молитвы – читать каноны, акафист празднику.
В дальнейшем, до 8 декабря, когда будет Отдание Введения, можно включать тропари, кондаки, особо полюбившиеся стихиры в утреннее и вечернее правила, кроме того, читать и праздничные молитвы.
В отличие от храма, по слову святых отцов, «келия устава не имать», то есть количество и продолжительность молитв каждый определяет сам или по согласованию со священником – в зависимости от своих возможностей и желания. И самое главное – чтобы мы понимать суть праздника и молились с теплой верой и надеждой на помощь Господа, Его Матери и святых.
Наталия Сазонова
Молитвы Богородице на «Введение во храм» для домашнего чтения
Тропарь, глас 4:
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Кондак, глас 4:
Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.
Задостойник, глас 4:
А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х.
Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных,/ устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т:/ и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая.
Молитва
О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́ный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства.
Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́чи помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́.
Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щих на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м.
Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие.
Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.