Уже далекие от нас первые века Христианской Церкви дали миру сотни, а может быть – и тысячи подвижников, служивших Богу в пустынях. Один из этих рабой Божиих – преподобный Моисей, которого называют Эфиопским, а также Скитским (так называлась пустыня, где он жил). В русском же церковном календаре его именуют Мурином.
Моисей Мурин. Кто он
О прп. Моисее известно, что он:
- происходил из Эфиопии, отсюда именование его у греков «αἰθίοψ» («атиопс», по-русски – эфиоп), а на Западе «maurus», или мавр; славянское «мурин» – «калька» латинского слова;
- в миру был разбойником, причем являлся предводителем шайки;
- однажды нашел в себе силы изменить жизнь и стал монахом, после многих духовных подвигов – достиг святости.
Прп. Моисея с V в. чтят как на Западе, так и на Востоке. Католическая Церковь чтит его 28 августа, православная – на 13 дней позже из-за разницы календарей: день памяти святого приходится на 10 сентября.
Факты из жития
- Прп. Моисей, вероятно, происходил из семьи самой простой. В молодости он был слугой одного знатного господина, но совершил преступление – убийство. После этого он, видимо, скрываясь от правосудия, покинул хозяина, по другим же данным – господин сам выгнал Моисея, видимо, какое-то время он скитался по разным местам.
- Неизвестно, при каких обстоятельствах будущий преподобный встал на путь преступлений, оказавшись в шайке разбойников. Однако, он сумел «преуспеть» в этих греховных делах: скоро разбойники выбрали Моисея атаманом.
- Моисей был чрезвычайно силен и так же – необуздан, скор на расправу, гневлив. В «Лавсаике» рассказывается случай, вероятно, переданный свт. Палладию самим святым: однажды он, мстя пастуху, который помешал ему совершить очередной разбой, долго выслеживал этого человека, даже – переплыл Нил, чтобы поймать противника. А когда ему удалось спрятаться – украл из стада четырех лучших баранов, причем тут же убил их, шкуры продал, на полученные деньги купил вина, и, допьяна напившись, вернулся к разбойникам.
- При каких обстоятельствах произошло обращение Моисея к Богу, неизвестно. Свт. Палладий упоминает лишь о «некоем обстоятельстве», после которого будущий преподобный покинул шайку и ушел в ближайший монастырь.
- Известно, что игумен и братия приняли его далеко не сразу, зная Моисея как жестокого разбойника и не особенно веря искренности его слезного покаяния. Но, наконец, бывший атаман все же оказался в обители, где предался посту, молитве, слезам, оплакивая свои грехи.
- Силы зла, которым столько лет служил Моисей, не оставили его в покое: его долгое время терзала страсть блуда. По совету настоятеля обители, опытного духовника и подвижника Исидора, Моисей держал строгий пост, молился целыми ночами, а потом стал еще и изнурять тело трудами – носил воду для братии, особенно – для старцев, живших далеко от водного источника.
- Святой подвергался и прямым нападениям бесов: однажды его нашли лежащим без сознания у колодца. После этого он год был совершенно парализован – но и это искушение принял со смирением. Через год, выздоровев, он снова просил благословения аввы Исидора бороться со страстью – но тот сказал, что отныне она не будет беспокоить подвижника. С этого времени преподобный не только исцелился от греха, но стал страшен для бесовских сил.
- Известен также случай, когда на келью святого напали его бывшие «сподвижники» из той же банды разбойников, причем было их четверо. Моисей связал всех и представил братии, испрашивая совета, что делать с преступниками. Только тогда разбойники узнали своего бывшего атамана. Все они впоследствии также стали монахами.
- В последние годы жизни преподобный стяжал многие духовные дары: прозорливость, дар духовного рассуждения. Однако, при этом отличался крайним смирением и считал себя недостойным и малейшего уважения от братии – между тем, даже среди мирян многие знали и почитали его. Однажды, избегая суетной славы, преподобный отправил восвояси посланных к нему слуг местного правителя: не называя себя, категорически отсоветовал им идти к «лживому монаху». Слуги поверили, и лишь позже узнали, что темнокожий инок, так бесчестивший Моисея, был он сам.
- В другой раз авва преподал братии урок, как пагубно осуждать ближних. Как-то в обители случилось собрание, на котором должны были судить одного монаха за некий проступок. Преподобный пришел к братии, имея за спиной дырявую корзину, из которой сыпался песок. Когда же его спросили, что это значит – ответил так: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!»
- Святой предвидел свою смерть: имея дар прозорливости, он как-то сказал братии, что на монастырь нападут разбойники, и советовал им уйти. Сам же преподобный решил остаться, сказав: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: …все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52)».
- С 75-летним Моисеем осталось лишь семеро иноков – самых близких духовных детей. Одному из них удалось убежать от разбойников – он и передал братии, что авва Моисей и шестеро монахов были убиты.
Почитание
История преподобного осталась бы совсем не известной, если бы не книга «Лавсаик» епископа Еленопольского Палладия. Она, написанная для византийского вельможи Лавса (отсюда название) содержит рассказ о многих монахах-подвижниках, многих из которых свт. Палладий знал лично. Историки полагают, что был он знаком и с прп. Моисеем, возможно, слышал о его жизни непосредственно от святого.
С принятием христианства почитание преподобного пришло и на Русь. Все известные жития святого – не только помещенное «Лавсаике», но и другие сохранившиеся предания о нем, постарался объединить свт. Димитрий Ростовский, составитель 12-томных Четьих Миней.
Мощи
Сейчас мощи преподобного Моисея Мурина находятся в монастыре Дейр-эль-Барамус (Египет), часть честных останков святого – в монастыре Вади-эн-Натрун (Сирия).
В России практически единственная частица мощей была известна в Великом Новгороде, в Росткином Иоанно-Предтеченском монастыре.
Она вместе с частями других христианских реликвий была вделана в напрестольный крест, а попала в Россию, как предполагают, во 2 пол. XVII в. Частицу могло передать в Москву с Синая, откуда нередко приезжали настоятели монастырей и даже иерархи – за милостыней на содержание обителей, страдавших от притеснений со стороны турок-мусульман. Из Москвы частица, видимо, и была передана в Новгород.
В советские годы Росткин монастырь был закрыт, а крест-мощевик оказался в фондах музея.
Икона
Существует устойчивая традиция писать святого темноликим старцем с округлой седой бородой.
Иногда в его руке – свернутый свиток, иногда же – развернутый, содержащий слова из поучения аввы:
«Кто видит свои грехи, тот не видит чужих грехов».
Храмы
Угодник Божий особенно чтился на Востоке: уже с VI в. известны несколько монастырей, посвященных прп. Моисею, один из первых – в Ливане. В наши дни обители, посвященные преподобному есть:
- в Египте – обитель Дейр-эль-Барамус и еще один монастырь на севере страны
- в Сирии, на плато Каламун.
В России посвящения храмов святому довольно редки. Сейчас есть лишь две действующих церкви прп. Моисея: в Москве на Варшавском шоссе, и в городе Сегежа (Карелия), где храм открыт при исправительной колонии.
Молятся Моисею Мурину об избавлении от пьянства сына
И не только сына. Вероятно, желание многих просить помощи именно этого святого в исцелении мужей, сыновей, дочерей, братьев, сестер связано с тем, что ему самому пришлось преодолевать эту страсть.
Кроме того, к преподобному обращаются:
- за духовной поддержкой – кающиеся, желающие, подобно святому, оставить преступления, начать честную жизнь;
- страждущие от страсти блуда;
- те, кто хотел бы начать монашескую жизнь.
Окончивший свои дни в крайнем смирении и покаянии за прежнюю жизнь, прп. Моисей, оставивший этот мир много столетий назад, близок нашим современникам. Ведь пример его жизни показывает, что как бы ни были тяжки грехи, для согрешившего возможно не только покаяние и прощение от Господа, но и святость, отверзающая двери в Небесное Царство.
Из поучений святого
- «Умереть для своего ближнего – значит носить свои прегрешения и не заботиться узнавать о ком-либо, плох он или хорош. Если мы будем внимательно относиться к нашим собственным прегрешениям, мы не будет видеть прегрешений ближнего. Ведь безумие для человека, у которого дома покойник, оставлять его там и идти плакать о смерти соседа».
- «Посты и бдения делают душу смиренной. Ведь если душа берет на себя весь этот труд, Бог примет ее с состраданием».
Наталия Сазонова
Узнайте также:
- Перенесение мощей Александра Невского Петром Первым. Как это было 12 сентября (н/ст) 1724 году — праздник и история
- «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»: биография святого за 3 минуты
Молитвы, тропарь, кондак
Тропарь, глас 1:
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Моисе́е:/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя, и ду́ши ве́рою приходя́щих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Кондак
Му́рины зауши́в, и ли́ца де́монов поплева́в,/ мы́сленно просия́л еси́/ я́коже со́лнце све́тлое,/ све́том жития́ твоего́// и уче́нием наставля́я ду́ши на́ша.
Когда одолела пагубная страсть пьянства. Молитва Моисею Мурину
О преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ моля́щимся тебе́ раба́м Бо́жиим (имена), влеко́мым в поги́бель оттого́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отве́рг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих безси́льных и несча́стных, кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пия́нства, ведь мы все Бо́жии созда́ния и иску́плены Пречи́стою Кро́вию Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́, обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие, и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего Свои́ созда́ния. Ами́нь.
Молитва вторая
О вели́кая си́ла покая́ния! О, неизмери́мая глубина́ милосе́рдия Бо́жия! Ты, преподо́бный Моисе́й, был пре́жде разбо́йником, но пото́м ужасну́лся свои́х грехо́в, воскорбе́л о них и в раска́янии прише́л в монасты́рь и там в вели́ком пла́че о свои́х беззако́ниях и в тру́дных по́двигах проводи́л свои́ дни до кончи́ны и удосто́ился Христо́вой благода́ти проще́ния и да́ра чудотворе́ния. О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ и моля́щимся тебе́ раба́м (имена), влеко́мым в поги́бель от того́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отверг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих бесси́льных и несча́стных (имена), кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пья́нства, ведь мы все Бо́жьи созда́ния и иску́плены Пречи́стой Кро́вью Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть их страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́ обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего свои́ созда́ния. Ами́нь.