Есть свидетельства, что в одном из Своих явлений после молитвы перед Калужской иконой Богородица назвала Себя «Охранительницей города Калуги». И все же, хотя сейчас образ действительно находится там, именование его происходит от названия не города, а села.
Чем славен образ
Множеством чудес: от иконы истекают исцеления болезней, по молитве перед ней Богородица спасает от врагов, помогает в житейских скорбях.
Церковь празднует образу дважды в год: 15 сентября и 25 октября. Это даты, связанные с чудесами образа:
- 15 сентября 1771 г. город был избавлен от морового поветрия – эпидемии чумы;
- 25 октября 1812 г. – Калуга была спасена от войск Наполеона Бонапарта.
В Калужской земле, где образ считается главной святыней, ему также празднуют на второй воскресный день после праздника Св. Троицы и 31 июля (память избавления Калуги от эпидемии холеры в 1898 г.).
Где находится в Калуге
В кафедральном соборе вмч. Георгия города Калуги. Адрес храма – ул. Баумана, 14.
Чудотворная?
Впервые записи чудес от иконы собрал и издал протоиерей Арсений Иоаннов, служивший в селе Бояновичи Калужской губернии, а было это почти 200 лет назад, в 1834 г. Историю о чудесах образа священник закончил словами: «… много было и еще чудес, остающихся в неизвестности». Они происходят и в наши дни – и тоже далеко не всегда записываются.
Молятся пред Калужской иконой об исцелении
И не только.
Уже в первые десятилетия почитания от Калужского образа Богоматери:
- исцелялись больные – особенно много было таких случаев с расслабленными (то есть парализованными) и слепыми;
- прекращались недуги духовные – вразумлялись неверующие, даже были случаи исцеления одержимых нечистыми духами.
Ввиду этих известных чудес к Калужской и сейчас часто приходят именно с подобными просьбами. Но, конечно, Матерь Божия по молитвой перед этой или другими Ее иконами, помогает и во всех иных житейских скорбях: облегчает душевную боль, поддерживает в горе, и, конечно, помогает с борьбе с греховными страстями.
Описание
Иконография Калужской не совсем типична для православной иконописи: Богородица представлена читающей книгу.
Существуют по крайней мере три версии происхождения этого извода Ее икон:
- иконописец мог вдохновляться образами Благовещения, на которых иногда можно увидеть апокрифический сюжет: в момент, когда Архангел Гавриил является Марии, Она читает книгу, Священное Писание;
- образ восходит к западно-европейской традиции, где в XVII-XVIII вв. были очень распространены такие изображения Девы Марии;
- икону соотносят с портретом царицы-инокини Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, насильственно постриженной в монастыре; известен ее портрет с молитвенником, похожий на Калужскую: похожие темные одежды, такой же поворот головы; интриги добавляет то, что образ обретен в доме дворян Хитрово, которые были связаны с Лопухиными родственными узами; однако установить, связаны ли Калужская и портрет царицы Евдокии, историкам так и не удалось.
История в фактах
- Место обретения святыни – село Тиньково. Сейчас оно относится к Ферзиковскому району Калужской области, а проживает здесь всего менее 40 человек.
- Икона была обнаружена на чердаке помещичьего дома Василия Кондратьевича Хитрово двумя служанками, разбиравшими старые вещи – и сразу же явила первое грозное чудо.
- Одна из девушек, по имени Евдокия, невоздержанная на язык, допускала бранные слова и непристойности, другая же пыталась урезонить подругу. В какой-то момент девушки обнаружили сверток, в котором оказался как бы портрет монахини. Не на шутку разошедшаяся служанка не только не прекратила сыпать непристойностями, но и плюнула на лик – и тут же упала в припадке судорог.
- Той же ночью родители Евдокии увидели сон, в котором им явилась Сама Матерь Божия, сообщив, что не над портретом монахини надругалась их дочь, но – над образом Богородицы. После молебна перед иконой больная исцелилась.
- Узнав о чудесном явлении, В.К.Хитрово поставил образ в своем доме, перед ним стали служиться молебны, а доступ к святыне открыли для всех желающих. Но через небольшое время, видя десятки совершающихся чудес, помещик, считая, что недостоин иметь в доме столь великую святыню, решил передать ее храму Рождества Богородицы в селе Калужка – с тех пор икона и стала Калуженской или Калужской.
- В 1771 г. образ покинул Калужку по просьбе жителей Калуги, где свирепствовала чума – после поста, молитвы и крестного хода с образом болезнь ослабла и постепенно прекратилась.
- В 1812 г. образ путешествовал еще раз: святыню перенесли в город Ефремов, чтобы спасти от поругания иноверцами. Однако, французские солдаты и офицеры во время похода на Калугу не раз видели образ стоящим на воздухе – это грозное знамение в конце концов привело к тому, что к Калуге войска Наполеона не пошли.
- После разгрома Наполеона по просьбе жителей Калуги образ был водворен в Троицком соборе города – но в 1817 г. возвращен в Калужку по просьбе Алексея Герасимовича Хитрово, в 1812 г. воевавшего в калужском ополчении. В Калуге же был оставлен список образа.
- 31 июля 1892 г. город еще раз был спасен, теперь от холеры – и этот день также стал памятным для верующих.
- Еще одно чудо после молебна перед иконой относится к 1900 г.: тогда по молитве Матери Божией прекратились дожди, грозившие крестьянами потерей урожая и голодом.
- В течение года святыня несколько раз покидала Калужку: ее ежегодно носили крестным ходом в Оптину пустынь, кроме того, во все Богородичные праздники икону принимали верующие Калуги.
- К концу XIX в. сложилась традиция крестных ходов со святыней, которые совершались в память значимых чудес и знамений. Последний крестный ход с образом состоялся 3 февраля 1918 г.
- В 1923 г. храм в Калужке был закрыт. Спасая святыню, верующие отнесли ее в Калугу, где она вновь водворилась в Троицком соборе, а после его закрытия – в Успенской церкви. Оттуда святыня попала в краеведческий музей.
- Вернуть Калужскую удалось лишь в 1940-е гг. С этого времени и до наших дней она находится в Георгиевском храме.
- Есть также и другая версия судьбы образа после 1917 г.: в краеведческий музей передали копию, тогда как подлинник удалось увезти в Троице-Сергиеву лавру. Отсюда икона была передана в Калугу в 1998 г.
Богословское значение образа
Большинство церковных историков считают, что оно связано с апокрифическим сюжетом явления Архангела Гавриила Марии – в тот момент, когда Она читала книгу прор. Исайи, повествующую о рождении Спасителя от Девы.
Списки
До 1917 г., как свидетельствует священник Арсений Иоаннов, они были «едва ли не в каждом храме» Калужской епархии.
Среди наиболее известных:
- копия, сделанная для Оптиной Пустыни; известно, что во время предсмертной болезни прп. Амвросия Оптинского в его келью был принесен список «из своего монастыря, здешняя Калужская икона»;
- хоругвь с изображением иконы, которая в 1812 г. находилась в Калужском ополчении; в настоящее время список – в краеведческом музее города;
- список в Троицком соборе Калуги, который передан епархии Патриархом Алексием II в 1998 г.; по другим данным, это может быть подлинник образа.
Храмы
На сегодняшний день известно до 15 молитвенных домов, храмов и приделов церквей в честь образа. Большинство из них – постройки последних десятилетий, когда почитание образа стало возрождаться.
В 2017 г. в поселке Ждамирово Калужской области открыт женский монастырь в честь образа, он образовался на основе женской общины при храме Рождества Богородицы.
Отзывы о помощи
«Мы совершаем водосвятные молебны перед иконой, кропим верующих святой водой и передаем ее для страждущих. Специальной статистики исцелений не ведем, но из наиболее ярких случаев припоминаю историю одного мужчины. Он пришел в храм в сильном душевном смятении. Я посоветовал ему помолиться Богородице у чудотворного образа. А через несколько лет мы вновь встретились в соборе, только он уже был насельником одного из калужских монастырей» (священник Максим Лихонин, Троицкий собор, г. Калуга)
Как молиться
Часто можно услышать вопросы, что лучше и когда читать: акафист, канон, или просто тропарь иконе. Однозначного ответа здесь нет: чья-то душа согревается теплом любви к Матери Божией от совсем краткой молитвы, иной молится пространными молитвословиями, изливая свои горести перед Владычицей. Разные люди предпочитают слушать или читать молитвы – приучая себя к церковно-славянскому языку. Важно лишь помнить: молитва – беседа с Матерью Божией, творить ее нужно с верой и любовью, будь то слова, которыми молились Ей наши предки, или собственные – немощные, но искренние.
Молитва первая
О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Ди́вная Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию серде́ц на́ших; при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию предстоя́щих пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною и со умиле́нием моля́щихся Тебе́, Влады́чице! Не преда́ждь умале́нию Це́рковь Правосла́вную, помози́ нам, Пресвята́я Богоро́дице, святооте́ческую Правосла́вную ве́ру до конца́ дней на́ших непоро́чно сохрани́ти, во всех за́поведех Госпо́дних неукло́нно ходи́ти и изба́ви ны от па́губных душевре́дных уче́ний.
На Твою́, Ди́вная Цари́це Небесе́ и земли́, ми́лость упова́ем, раби́ Твои́: очи́сти умы́ на́ша от грехо́вных по́мыслов, душе́внаго разслабле́ния, обурева́ния страсте́й, от искуше́ний, собла́знов и грехопаде́ний; Ты бо еси́, Влады́чице, кре́пкое прибе́жище гре́шников ка́ющихся.
Воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и и́стинным покая́нием ороси́ изсо́хшая сердца́ на́ша, просвети́ серде́чная очеса́ на́ша ко зре́нию спасе́ния, и прельще́нных бесо́вскою пре́лестию на путь пра́вый наста́ви; вся́кое де́ло зло́е и богопроти́вное разруши́; вся́кому же благо́му и богоуго́дному де́лу научи́ и споспе́шествуй; вложи́, Влады́чице, в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух кро́тости, смире́ния, терпе́ния, незло́бия; умягчи́ зла́я сердца́ на́ша и ниспосли́ нам ре́вность о спасе́нии бли́жних на́ших. Вразуми́ и научи́ ны, о Всеми́лостивая Засту́пнице на́ша, ка́ко безгре́шно ходи́ти по пути́ земна́го сего́ жития́: я́ко Ты, Пресвята́я, ве́си ве́ру на́шу, и упова́ние на́ше ви́диши. О Влады́чице ми́ра!
Скорбя́щих уте́ши, бе́дствующим помози́; сохрани́ от молниено́снаго гро́ма, тлетво́рных ветр, лю́тых боле́зней, смертоно́сныя я́звы, междоусо́бныя бра́ни, наше́ствия враго́в иноплеме́нных.
О Пресвята́я Богоро́дице! Избави́ ны от внеза́пныя и наси́льственныя сме́рти; всем нам да́руй обраще́ние на путь и́стинный и христиа́нскую кончи́ну живота́ на́шего безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, Святы́х Тайн прича́стну. Во вре́мя исхо́да на́шего предста́ни нам, Де́во Богоро́дице, и изба́ви ны от вла́сти бесо́вския, возду́шных го́рьких мыта́рств и огня́ ве́чнаго. Сконча́вшимся внеза́пною сме́ртию ми́лостива бы́ти Сы́на Твоего́ умоли́, и о всех усо́пших, и́же не и́мут сро́дников, о упокое́нии их Сы́на Твоего́ умоля́ющих, Сама́ бу́ди непреста́нная и те́плая Моли́твенница и Хода́таица.
Преста́вльшихся же в ве́ре и покая́нии от вре́меннаго жития́ сего́ отцы́, бра́тию, ма́тери и сестры́ на́ша сподо́би Твои́м хода́тайством всели́тися во оби́телех Небе́сных со А́нгелы и со все́ми святы́ми, иде́же непреста́нно гла́сы пра́зднующих и ра́достно сла́вящих Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая, краткая (во время Крестного хода)
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́! К Тебе́ прибега́ем и к Твое́й по́мощи взыва́ем: сохрани́ зе́млю на́шу от наше́ствия враго́в иноплеме́нных, и от вся́кия боле́зни душе́вныя и теле́сныя, и от смертоно́сныя я́звы, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, Пресвяту́ю Богоро́дицу, я́ко благу́ю и Ди́вную Засту́пницу на́шу во ве́ки веко́в. Ами́нь.