В современном мире, когда мы поздравляем кого-либо с днём рождения, нередко можно услышать фразу: «С именинами!». А в день почитания святого покровителя — «С Днем ангела». Но верно ли это?
Что такое именины
Это торжество в честь святого, чьё имя носит христианин при Крещении. Однако несколько веков назад день рождения также считался именинами, ведь помимо «крещёного» имени было ещё одно, так называемое «прямое» или «молитвенное», в честь святого, память которого отмечается в день рождения человека. При этом в публичном пространстве человека называли так, как он наречен в Крещении, а прямое имя знали лишь самые близкие люди. Вместе с тем, мы знаем «молитвенные» имена некоторых известных в истории России людей. Например,
- великий князь Иван III в некоторых письменных источниках называется «Тимофеем-Иоанном»;
- великий князь Василий III – Гавриилом;
- царя Ивана Грозного в молодости называли иногда «Тит – широкий ум», намекая на его выдающиеся способности, а также на то, что он родился на память св. Тита.
В наши дни традиции прямого имени уже нет, а вот привычка называть отмечающего день рождения «именинником» осталась.
Как узнать свой день Ангела по дате рождения и имени
Подобные вопросы задают те, кто не видит различия между днем Ангела и именинами. Между тем оно есть, и существенное.
В чем разница
- Древние христиане днем Ангела называли годовщину своего Крещения – ведь именно в этом Таинстве верующему посылается Господом небесный Хранитель.
- Именины же – память не Ангела, а человека, который является молитвенником о христианине.
Так что определить день Ангела, опираясь на свою дату рождения, конечно, нельзя. А вот если в храме выписали свидетельство о Крещении, там дата Таинства проставляется. Из этого же документа можно узнать и человека, за которого также стоит помолиться в день Ангела: иерея, совершавшего Таинство.
Впрочем, свидетельства о Крещении и сейчас выписываются не всегда, а в советские годы, когда Церковь была под гонениями, этого чаще всего и вовсе не делалось. Поэтому остается полагаться на свою память (если Крещение принято в сознательном возрасте), или на воспоминания родителей, бабушек, дедушек, иных родственников, знающих дату. А вот определить день именин действительно можно.
Святые покровители человека
Апостол Павел называл христианина храмом Господа (1 Кор. 3:16). А митрополит Антоний Сурожский по этому поводу говорил так: «Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому».
Святой – не только его молитвенник-заступник, но и, по слову митрополита Антония, «образ того, чем мы могли бы быть», пример. Именно поэтому родители часто выбирают имя ребенку в Крещении в честь любимого святого или святой, а если человек крестится, будучи взрослым, он также нередко выбирает в покровители угодника Божия, наиболее близкого душе.
Сколько раз праздновать
Бывают ситуации, когда
- в церковном календаре есть несколько святых одного и того же имени;
- память чтимого святого празднуется несколько раз в году (например, таковы свт. Николай Мирликийский, прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский и многие другие).
На эти случаи нет строгих предписаний Устава. Современные священники, как правило советуют:
- в случае наличия нескольких святых одного имени выбирать своим покровителем или того, кто близок душе, или угодника Божия, память которого ближе всего ко дню рождения;
- если в календаре несколько дней памяти святого покровителя христианина, стараться приходить на богослужение, по возможности – причащаться, во все дни памяти святого; а в качестве собственно именин можно выбрать дату, которая ближе ко дню рождения, или же ту, что связана с событием, особо значимым для христианина (это может быть, например, прославление святого, перенесение его мощей).
А как у католиков?
Почти так же, как и у православных: именины являются днем памяти святого, в честь которого крещен христианин. Однако, в католических странах у человека обычно бывает несколько именин, так как в Крещении ему могут дать второе (а иногда – еще и третье, четвертое) имя. Традиция, вероятно, имеет древнее происхождение и связана с желанием обрести больше святых покровителей. Первоначально несколько имен давали лишь аристократам, но впоследствии традиция пошла «в народ».
В наши дни имен у католика чаще всего два. Иногда может быть Мария – в честь Матери Божией, причем дают его как девочками, так и мальчикам.
Как отметить православному
Христиане по возможности стараются:
- прийти на Исповедь накануне вечером;
- утром принять Причастие за литургией;
- если есть желание, собрать дома скромное застолье родственников и близких; при этом, если день будний, и приходится на постное время, особенно – на Великий Пост, застолье переносят на субботний или воскресный день;
Если возможности прийти в храм нет (например, ввиду занятости на работе), можно дома почитать канон, акафист своему покровителю, его житие.
Значение дня
По слову митрополита Антония Сурожского, «Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно».
Именно в этом смысл и дня Ангела, и именин – мы испрашиваем благословения и молитвенной помощи у наши заступников в Царстве Небесном. И, конечно, по мере сил пытаемся следовать их примерам.
Молитва в день именин
Иеромонах Иов (Гумеров) советует в этот день не только молиться своему святому, но и благодарить Бога за все благодеяния такими словами:
«Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость».