31 августа отмечается память святых Флора и Лавра, двух мучеников, братьев, пострадавших за Христа в далеком II в. Но именно их, живших почти 2000 лет назад, русские крестьяне считали одними из самых близких и родных угодников Божиих. Почему?
Флор и Лавр. Что значат имена
Имя Флор – латинское, оно означает «цветущий». На Руси, вероятно, из-за непривычности произнесения сложился вариант «Фрол», к которому восходит и русская фамилия «Фролов», и некоторые топонимы – например, Фролов переулок в Москве.
Лавр – также название хорошо известного растения, лавра. В древнем Риме и Греции было широко распространено чествование победителей – военачальников ли, или выигравших состязания – с увенчанием их лавровыми венками. Возможно, давая такое имя ребенку, родители желали ему многих жизненных побед: благосостояния, славы, процветания. Но победа обоих братьев оказалась духовной.
Каким животным покровительствовали?
Издавна сложилось убеждение, что святые Флор и Лавр – заступники лошадей.
Историки расходятся во мнениях, каковы были основы этого убеждения:
- по одной версии, предание пришло на Русь с Балкан, именно этот полуостров – родина святых;
- другие ученые думают, что разного рода легенды о Флоре и Лавре, «лошадиных заступниках» чисто русского происхождения.
Житие святых в фактах
- Флор и Лавр происходили из области Иллирия, которая расположена на западе Балканского полуострова. Сейчас территория бывшей Иллирии – часть Сербии и Черногории. По другим же житиям, святые родились в греческой колонии Византий (позже здесь появится город Константинополь, столица Восточной римской империи), а в Иллирию переехали позже.
- По профессии братья были каменщиками. Известно, что этому ремеслу они научились у Прокла (по другим источникам – Патрокла) и Максима. Имена этих мастеров, однако, сохранились в истории не благодаря их творениям, а потому, что они были христианами, впоследствии принявшими мученическую кончину – считается, что именно после гибели Прокла и Максима братья Флор и Лавр покинули Византий, возможно, спасаясь от преследований язычников.
- В Иллирии они за небольшое время приобрели настолько хорошую репутацию как строители, что правитель города Ульпиана, Ликаон, решил нанять их для возведения языческого капища. Однако, Флор и Лавр сопровождали возведение храма проповедью о Христе, да и причитавшуюся им плату раздали бедным людям.
- Особенно большое впечатление на многих произвело чудо исцеления святыми сына жреца, который, неосторожно подойдя посмотреть на работу каменотесов, лишился глаза от осколка камня. Святые, скорбя о молодом человеке, стали убеждать его уверовать во Христа, Который один может даровать ему здоровье. После того, как по молитве братьев глаз чудесно исцелился, в Истинного Бога уверовал не только юноша, но даже его отец, Мамертин, оставивший свое жреческое служение и отказавшийся от ложных «богов».
- Видя чудо исцеления, христианами стали тогда до 300 человек. Житие святых говорит, что достроенный братьями храм был даже освящен как христианский – вопреки желанию заказчика.
- Разгневанный Ликаон приговорил всех новообращенных христиан к сожжению на костре, а Флора и Лавра заживо бросил в сухой колодец, повелев засыпать его землей.
Почитание
Вероятно, христиане почитали святых уже сразу после их гибели. А когда гонения на Церковь прекратились, их мощи обрели нетленными. Несколько позже Востока мучеников стал чтить и христианский Запад – и ныне их память в календаре Католической Церкви стоит под 18 августа.
Народное почитание на Руси и не только
В нашей стране, вероятно, с первых лет по Крещении, стали возникать разного рода легендарные рассказы о братьях. Например, своеобразное «прочтение» получил житийный рассказ о нетленных мощах братьев, найденных в сухом колодце. В интерпретации русских крестьян получалось, что Флор и Лавр – не каменщики, а копатели колодцев, оказывавшие эту услугу в разных деревнях.
Говорили, что однажды во время копки колодца их засыпало землей, и братьев долгое время не могли найти. На месте, где их засыпало, пробился источник, и люди стали замечать, что пьющие из него больные лошади выздоравливают. Раскопав же землю – нашли Флора и Лавра живыми не невредимыми.
Этнограф рубежа XIX-XX вв. С. В. Максимов записал такой очень популярный в народе рассказ о святых, ставший самым веским основанием для их почитания как заступников лошадей:
«На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать её кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал её бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на ней целую десятину в один день. На этот сказ, откуда ни взялись, два странника с посохами.
«За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика. — Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним».
До 1917 г. крестьяне и многие священники буквально следовали рекомендациям явившихся святых:
- 31 августа было «выходным днем» для лошадей, категорически запрещалось нагружать их любой работой;
- в этот день массово служились водосвятные молебны, после которых святой водой окропляли коней, специально ради этого приведенных к храму.
Да и в наши дни, по благословению священноначалия, святые чтятся как покровители не только лошадей, но и других животных. Более того – и врачей, которые их лечат.
В 2011 г. Патриарх Кирилл благословил считать память мучеников «праздником ветеринаров на канонической территории Русской Православной Церкви». С тех пор в честь святых нередко называют ветеринарных клиники или центры иппотерапии, где для реабилитации больных детей используют «адаптивную верховую езду» на лошадях.
Икона с Архангелом Михаилом «Чудо о Флоре и Лавре»
Этот образ, очень любимый русскими крестьянами, основан на еще одном предании, когда мученики и пришедший им на помощь Архангел Михаил помогли пастухам, потерявшим лошадей, найти их.
Предание, на котором основан образ, возникло в XIV в., к этому же времени относятся самые ранние иконы чуда. На них мы видим:
- в верхней части образа – Архангела Михаила и предстоящих ему братьев-мучеников; Архангел вручает Флору и Лавру поводья коней;
- внизу – скачущих на лошадях пастухов, но это не просто пастухи – вокруг их глав сияние, нимбы, с которыми пишут святых; ведь это – Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, также считающиеся покровителями коневодов, причем с полным основанием: сами эти мученики, пострадавшие за Христа в первые века Церкви, при земной жизни действительно были конюхами.
Впоследствии сюжет «Чуда о Флоре и Лавре» так полюбился иконописцам и народу, что мучеников часто стали писать едущими на конях, да еще и в римских воинских доспехах – притом, что они никогда не были воинами. Есть и иные образы мучеников, где они представлены стоящими, с крестами в руках, в одеждах своего времени, а иногда – в одеяниях, чем-то похожих на русские: все-таки очень, как говорили крестьяне, «свойские», «наши» святые.
Мощи
По крайней мере до середины XIV в. они пребывали в Константинополе, где их видели в том числе и русские паломники. Впоследствии части мощей оказались на Западе, их также можно встретить и во многих храмах христианского Востока. В Москве частице мощей можно поклониться в Покровском женском монастыре.
Храм
Одна из самых известных в Москве церквей святых находится «на Зацепе», в районе, который раньше был таможенной границей столице, поэтому въезд в город перегораживали цепями (отсюда и название). Деревянный храм святых впервые упоминается в 1625, каменный же был возведен в XIX в, причем ему было дано иное посвящение, в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», мученикам же был посвящен придел.
В советские годы храм около 20 лет хранил святыни из закрытых безбожниками церквей Москвы, но в 1938 г. был также закрыт. В здании находились то общество слепых, то зоокомбинат, то гравировальная фабрика. Вернуть здание Церкви удалось только в 1990-е гг. (первые службы прошли как раз в приделе свв. Флора и Лавра), а завершить реставрацию – в 2016 г. Ныне церковь известна тем, что москвичи часто приходят сюда попросить святых о своих домашних питомцах.
Как молиться святым о здоровье (исцелении) животных
Христианская церковь не имеет ни практики молитвы за «братьев наших меньших», ни соответствующих канонических молитв. Но в то же время многие святые известны жалостью и состраданием к болевших животным – хорошо известны случаи с прп. Герасимом Иорданским, спасшим раненого льва, прп. Симеоном Столпником, исцелившем змея.
А вот что говорил об отношении к животным прав. Иоанн Кронштадтский:
«Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. «Благ Господь ко всем» (Пс. 144:9). Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Притч. 12:10)».
Так что, конечно, хотя богослужебной практики молитвы за животных и нет, христиане все-таки молятся о них – и, конечно, о врачах, которые оказывают помощь больным – своими словами.
В чем еще помогают
У святых братьев также просят благословения и помощи:
- те, кто занимается тем же земным делом, что и они – строительством, особенно же – возведением храмов;
- гонимые за веру, обижаемые врагами – как к мученикам, которые твердо выстояли против всех искушений;
- больные различными недугами – помня об исцелении святыми сына жреца.
По всей России до 1917 г. было до 250 церквей и часовен святых, в основном в селах. Да и в наши дни церквей и их приделов в честь Флора и Лавра действует несколько десятков. Среди них не только восстановленные после разорения советских лет, но и совсем новой постройки. А это значит, что мученики, совершавшие свой подвиг почти 2000 лет назад, по-прежнему близки тысячам наших современников.
Молитва, тропарь
Тропарь, глас 4:
Преудо́бренную и богому́друю дво́ицу пресве́тлую / восхва́лим, ве́рнии, по достоя́нию, / Фло́ра преблаже́ннаго и Ла́вра всечестна́го, / и́же усе́рдно Тро́ицу несозда́нную я́сно пропове́дасте всем, / те́мже пострада́вше до кро́ве, / и венцы́ пресве́тлыми увязо́стеся, // моли́теся Христу́ Бо́гу, да спасе́т ду́ши на́ша.
Молитва
Прехва́льнии му́ченицы Фло́ре и Ла́вре, вас не земля́ потаи́ла есть, но Не́бо прия́т вы, во е́же бы́ти вам моли́твенники и предста́тели о чту́щих с любо́вию честну́ю па́мять ва́шу. Моли́теся же за ны, трудолю́бцы незло́бивии, да подви́гнет Госпо́дь и нас, в труде́х и утесне́нии су́щих, к де́ланию за́поведей Его́, да не то́кмо о пи́щи и питии́, но и о е́же ка́ко угоди́ти Го́сподеви попече́мся; споболи́те печа́лем и воздыха́нием на́шим, и да не озло́бятся до конца́ ду́ши на́ша, но да возгоря́тся любо́вию друг ко дру́гу, да пребу́дем в ми́ре и единомы́слии, я́коже и вы, самобра́тнии блаже́ннии. Наипа́че же утверди́те ны в ве́ре святе́й и пра́вей, ю́же иму́ще в сердца́х на́ших, не устраши́мся в поноше́нии и униже́нии и вся́ких обстоя́ниих, и́миже одержи́ми есмы́, но, я́ко испыта́ние си́лы ве́ры на́шея с благодаре́нием сие́ прии́мше, до́брое испове́дание соблюде́м, в не́мже и пре́йдем от юдо́ли сей в ве́чное Ца́рствие Го́спода на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Отзывы о помощи
«С художником Валерием Б. произошла такая история. У него пропала любимая собака. Долгие поиски остались безрезультатными. Он и в газетах давал объявления, и по телевизору бегущей строкой пробегал его вопль о помощи, и бумажками с просьбой помочь отыскать собаку оклеил все столбы и стены своего района.
Наконец, соседская бабуля посоветовала ему пойти в церковь и помолиться Флору и Лавру. Их обычно изображают с лошадьми. Но бабуля решила, что коль скоро никаких святых нет на иконах с собаками, а даже наоборот, хвостатых тварей гонят с церковных дворов и не позволяют держать в домах, то святые Флор и Лавр будут самыми подходящими помощниками. Где лошади, там и собаки.
Валера послушался от безысходности. Человек он был не церковный. Но все средства испробованы, что же делать… Только на чудо уповать. Без особой веры в успех пришел он в Останкинскую церковь. Стал спрашивать, где икона Флора и Лавра. Свечница объяснила ему, что такой иконы в их храме нет, да и по всей Москве вряд ли отыщешь. Сюжет редкий. Разве, что в музее поискать. В музей Валерий идти не захотел. Тогда свечница посоветовала ему помолиться у иконы всех святых. Купил Валерий две толстые свечки, поставил у иконы всех святых и стал просить Флора и Лавра помочь ему найти собаку.
Через день-другой звонят ему из какого-то пригорода. Кажется, это был Ногинск, и предлагают ему выгодный заказ. Он садится в электричку и едет за сто верст за своим коммерческим счастьем. Как только он оказался на привокзальной площади, из торговых рядов мохнатой стрелой вылетела собака. С оглушительным визгом она бросилась на Валерия, стала высоко прыгать и лизать ему лицо. Несколько торговок подошли к ошеломленному Валерию. Не было никакой нужды спрашивать, его ли это собака. Торговки казались еще более пораженными, чем он. Одна из них сказала, что собака тосковала и выла сутками напролет. Они не могли ее ничем успокоить. Она не шла ни к кому в дом, сидела на одном месте и смотрела на подъезжающие электрички.
— А мы тут всем торговым коллективом молились Флору и Лавру, чтобы они отыскали ее хозяина. Вот эти кирпичи, где лавки стоят, это же стены разрушенной церкви Флора и Лавра. Им и молились». (с портала www.pravoslavie.ru).