------------------- 2 мая 2024, православный митрополит Зимбабве Серафим Киккотис (Александрийский патриархат) рукоположил в священный сан диакониссы мать Анджелику Молен. Речь идёт о полноценной хиротонии, аналогичной сану диакона у мужчин.
Православие сегодня Вопросы о вере Кто такие диакониссы и нужны ли они в наши дни Церкви

Кто такие диакониссы и нужны ли они в наши дни Церкви

0 Comments
2 мая 2024, православный митрополит Зимбабве Серафим Киккотис (Александрийский патриархат) рукоположил в священный сан диакониссы мать Анджелику Молен. Речь идёт о полноценной хиротонии, аналогичной сану диакона у мужчин.

«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей…» Таково древнейшее из известных нам упоминаний о них – в Послании к Римлянам Апостола Павла. Кто же такие диакониссы и нужны ли они в наши дни Церкви?

Кто это 

Славянское слово «диаконисса» – «калька» греческого «διακόνισσα», а это слово, в свою очередь, женская форма слова «диакон». Отсюда понятно, что речь идет о женском церковном служении, подобном диаконскому – мужскому. Но во всем ли?

Диакон и диаконисса: есть различие?

Конечно. Оно состоит, прежде всего, в том, что диакониссы никогда не участвовали непосредственно в совершении богослужения: не произносили ектений, не помогали священнику при совершении Евхаристии – то, что делают диаконы – мужчины.

Диакон и Диаконисса: в чем разница

Художник Рябушкин Андрей Петрович (1861–1904) «Диакон»

Единственное, что позволялось диакониссам – помогать иерею во время таинства Крещения.

История

Церковные историки не имеют однозначного мнения, что служение диаконисс могло зародиться при Апостолах: некоторые считают, что упоминавшаяся выше Фива могла совершать не совсем то служение, что позднейшие диакониссы.

Диаконисса

Св. Олимпиада Константинопольская. Икона. Нач. XXI в. Диаконисса

Более определенно говорит об этом женском церковном чине источник III в., известный как «Апостольское предание», которым руководствовались в своей жизни церковные общины, а также многочисленные источники более позднего времени.

Требования

Согласно общепринятой церковной практике:

  • стать диакониссой могла дева или же вдова (вступавшая в брак лишь единожды) возрастом по одним источникам – около 40, по другим – около 50 лет; рукоположение более молодых могло совершаться в виде исключения, например, для женских монастырей;
  • вступление в брак после рукоположения не допускалось;
  • считалось также, что сама жизнь диакониссы не должна подавать повода даже к малейшему соблазну – именно поэтому существовало предписание, чтобы она или проживала уединенно, или – с самыми близкими родственниками;
  • если же диаконисса совершала грех блуда, то она не только лишалась церковного сана, но и отлучалась от Причастия; а в одной из новелл (так в Византии называли царские постановления) император Юстиниан (VI в.) даже требует смертной казни для такой грешницы, а также конфискации в пользу государства ее имущества.

Как рукополагали

Согласно «Апостольскому преданию», поставление в диакониссы мог совершать только епископ. Возложив руку на главу поставляемой, он читал особые молитвы, в которых упоминались ветхозаветные пророчицы, Пречистая Богородица, и испрашивалось у Господа избавление будущей диакониссы от скверны и греха.

Затем на новопоставленную возлагался диаконский орарь, однако:

  • его концы свешивались вперед в знак того, что диаконисса не может призывать верующих на молитву, как это делает диакон, поднимая конец ораря;
  • сам орарь скрывался под мафорием (по одним источникам это – головной плат, по другим – длинная одежда, подобная монашеской).

Завершался чин Причастием диакониссы, после чего епископ передавал ей Чашу со Святыми Дарами – однако, не для того, чтобы совершать Причастие народа, как это делает диакон: новопоставленная поставляла Святой Потир на престол. Кстати, хотя поставление происходило в алтаре, в дальнейшем диакониссы не входили туда во время службы, а находились в храме с народом, в особом месте для жен и девиц. При этом в храме Святой Софии в Константинополе был известен хор диаконисс, участвовавший в богослужениях.

Святая Татьяна

Святая диаконисса — Татиана Римская, мученица III века. Рукописная икона XIX века

Служение

Оно сводилось к следующему:

  1. диакониссы занимались подготовкой к Крещению оглашенных из числа жен и девиц; они разъясняли им вероучение, объясняли суть таинства;
  2. они же помогали священнику в время самого таинства: помазывали миром новокрещенных жен и дев: помазание совершалось тогда по всему телу, и могло смущать совершающего таинство иерея;
  3. диакониссы также следили за поведением жен и дев в церкви во время службы: старались разместить пришедших на богослужение так, чтобы никто никому не мешал, смотрели, чтобы жены и девы вели себя благочинно;
  4. когда женщина или девушка приходила к епископу на беседу, ее также обязательно сопровождала диаконисса;
  5. наконец, важным было и социальное служение: диакониссы по поручению епископа или пресвитера помогали бедным, больным

Исчезновение института диаконисс

По данным церковных историков, он произошло между VIII и X вв., причем дольше всего чин диаконисс сохранялся в Константинополе, тогда как в других церковных общинах он уже был почти не известен.

Вероятными причинами постепенного ухода от этой практики называют чаще всего развитие женского монашества, которое постепенно вытесняет диаконат. Кроме того, произошли изменения в церковной жизни, постепенно уходит из практики институт оглашенных, а с течением времени вообще распространилась практика крещения младенцев, что делает ненужным служение диаконисс как помогающих в оглашении женщин. Меняется и сам чин Крещения, больше не требующий помазания освященным миром всего тела, но лишь его частей.

И, конечно, социальное служение диаконата, столь важное во времена Апостолов, также постепенно отходит на второй план – диакон, прежде всего, помогает священнику совершать богослужения и Таинства. Поскольку диакониссы богослужебных функций не имели, соответственно, постепенно исчезает и сам этот чин.

Попытки восстановления

Они предпринимались неоднократно и предпринимаются даже до наших дней.

  • На протестантском Западе в 1830-е гг. восстановить чин попытался пастор Теодор Флиндер. Ему удалось собрать общину христианок, которые посвятили себя делам милосердия и изучению Библии. Пастор благословлял их на это делание возложением рук, а сами они получили именование «диаконисс пастора Флиндера».
  • В те же годы в России вопрос о возвращении к древней практике поднял архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской духовной миссии. В его поданном в Священный Синод проекте он обосновывал это тем, что такие служительницы могли бы помочь в миссионерской работе. Однако, просьба прп. Макария была отвергнута.
  • В 1911 г. великая княгиня Елисавета Феодоровна попыталась убедить священноначалие посвятить в диакониссы старших сестер основанной ею Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. Ее намерение поддержал историк богослужения А.А.Дмитриевский. Но, несмотря на это, Синод не удовлетворил прошение.

Особенно остро стал вопрос женского церковного служения в годы гонений на веру начала XX в.: зачастую служить оказывалось некому. По словам православного писателя, С.И.Фуделя, в это время Церковь была «оставлена на женщин». Поэтому, например, сщмч. Серафим (Звездинский) в 1921 г. рукоположил во диакониссы инокиню Параскеву (Матиешину) (ныне, как и свт. Серафим, прославленную в лике новомучеников и исповедников), причем благословил монахиню даже заходить в алтарь, чего не было в Византии, когда там существовал этот чин.

А к 80-м гг. XX в. женщины составляли до 80% верующих, во многих храмах исполняя обязанности чтецов, певцов и даже свещеносцев.  И, хотя над такими христианами-мужчинами обычно совершается посвящение в стихарь, в Русской Церкви так и не сложилось подобной практики для женщин.

Схожие процессы шли и в некоторых других странах православного мира: например, в Греции свт. Нектарий Эгинский в 1911 г. рукоположил в диакониссы одну из инокинь монастыря, который он окормлял, причем возложил на нее облачения диакона (стихарь, поручи, орарь). Это вызвало недоумение верующих и священноначалия, как и объяснение свт. Нектария, что монахиня, по недостатку церковнослужителей, будет нести обязанности иподиакона. Впоследствии похожее поставление получили еще несколько монахинь.

С 2016 г. Синод Александрийской Православной Церкви (чья каноническая территория – Африка) одобрил возрождение института диаконисс как помогающих в миссионерской работе. В феврале 2017 г. посвящение по древнему чину получили несколько женщин, которые начали миссионерское служение в Конго. Последнее по времени рукоположение в диакониссы совершил митрополит Зимбабвийсий той же Александрийской Церкви 2 мая 2024 г. Серафим (Киккотис).

Диаконисса и диакон - в чем различиие

2 мая 2024 г православный митрополит Зимбабве Серафим Киккотис рукоположил в священный сан диакониссы мать Анджелику Молен. Речь идёт о полноценной хиротонии, аналогичной сану диакона у мужчин. 14 мая Александрийская Православная Церковь опубликовала заявление в связи с недавней хиротонией женщины: « это необходимо для миссии в Африке, в первую очередь для исполнения пастырских обязанностей и крещения взрослых женщин». На фото Причащение верующих. Удивительно, дьяконы-мужчины не подают Причастие

Надо ли?

Другие Православные Церкви, а также католики, не спешат поддержать инициативу Александрийской Патриархии. Главное опасение священноначалия и верующих связано с тем, что диакониссы могут начать нести богослужебные функции, которых в древности у них не было (некоторый прецедент в этом случае – посвящение монахини свт. Нектарием Эгинским). Тогда рано или поздно встанет вопрос о женском священстве, что противоречит церковным установлениям и древней практике.

Ныне для социального служения, помощи бедным, вовсе не обязательно принимать посвящение. А стремящиеся к духовной жизни могут просто принять монашество.

Канонизированные диакониссы

Это святые первых веков Церкви, когда женское служение в такой форме было очень распространено. Среди прославленных в лике святых:

Но будем помнить: все эти, и многие другие святые диакониссы достигли Царства Небесного не через свое посвящение, а через работу над собой, борьбу со страстями, а иногда – и смерть за Христа. И для того, чтобы идти их путем, вовсе не обязательно принимать сан.

Наталия Сазонова

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

One thought on “Кто такие диакониссы и нужны ли они в наши дни Церкви”

  1. Metropolitan Serafim KYKOTIS:

    Many thanks dear Sister Natalia for your article.
    the deaconess is going to do something good or something bad, if she is going to do something good, we know that any good thing comes from the Holy Spirit. so we should be very careful and to have fear of God
    +Metropolitan Serafim of Zimbabwe

    Перевод:

    Большое спасибо, дорогая сестра Наталья, за вашу статью.
    диаконисса собирается сделать что-то хорошее или что-то плохое, если она собирается сделать что-то хорошее, мы знаем, что все хорошее исходит от Святого Духа. поэтому мы должны быть очень осторожны и бояться Бога
    +Митрополит Зимбабвийский Серафим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Истинная вера в Бога vs религиозный фанатизм: священник объяснил в чем разницаИстинная вера в Бога vs религиозный фанатизм: священник объяснил в чем разница

0 Comments
Вера в Бога и фанатизм

«Я — человек верующий, но без фанатизма». Этим самым человек хочет сказать, что он просто равнодушен к вере, для него хождение в Церковь по воскресным дням уже будет считаться нездоровым фанатизмом…». В чем же различие между истинной верой в Бога и фанатизмом? На эту тему

Вопросы о вере

Цитаты об алкоголе из Библии: разбор 6 знаменитых высказываний от иеромонаха Ефрема (Метса)Цитаты об алкоголе из Библии: разбор 6 знаменитых высказываний от иеромонаха Ефрема (Метса)

0 Comments
Библия о вине: разбор цитат

Иеромонах Ефрем (Метс) выписал из Священного Писания высказывания об алкоголе и прокомментировал их. Начнём разбор Сегодня в России огромное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного и наркотического опьянения: не хотел человек ничего плохого делать, но себя не контролировал и что вышло – то вышло. Если

Вопросы о вере

Допустимо ли православному христианину делать татуировки? Ответил священник и привел три простых примера из жизниДопустимо ли православному христианину делать татуировки? Ответил священник и привел три простых примера из жизни

0 Comments
Библия и татуировки

Раньше христианину достаточно было указать на библейский запрет: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь Бог ваш» (Лев.19:28) и этого было достаточно. Человек доверял Богу и слушался. Сегодня даже верующему человеку этого не хватает, потому предпринимаются

Вопросы о вере

Почему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизньПочему и святые на смертном одре говорят, что недостойны милости Божией, или Как на самом деле нужно правильно вести духовную жизнь

0 Comments
Как вести духовную жизнь правильно

Одна девушка, рассуждая о величайших святых нашей Церкви, пишет: «...вспоминаю многочисленные житийские истории про различных святых, монахов, пустынников, которые, уже лежа на смертном одре, плакали, что не положили и начала своему покаянию, и просили дать им перед смертью еще немножко на это времени… Зачем вымаливать

Вопросы о вере

Один из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человекаОдин из элементов божественной педагогики — это богооставленность: монах о духовном кризисе человека

0 Comments
Богооставленность

Иеромонах Ефрем (Метс) размышляет о духовном кризисе человека. У нас в Библии есть две книги о богооставленности: Песнь Песней и книга Иова. «Иной суд человечий и иной суд Божий» Но я обращусь к святоотеческому эпизоду из жития аввы Агафона: «Когда наступило время кончины преподобного Агафона,

Вопросы о вере