Ныне праздник Всех святых разительно отличается в России и на Западе, где его канун совпал с полуязыческим Самайном, который, как известно, и в наши дни связан с далеко не христианскими обычаями и обрядами. Русская же Церковь, как и другие Церкви православного мира, в чистоте доносит до нас древнюю традицию, идущую с первых веков христианства.
Когда День всех святых
В настоящее время это разные даты:
- у католиков – 1 ноября, дата является «неподвижной», то есть не меняется в разные годы;
- у православных День всех святых – «подвижный» праздник, первый воскресный день после праздника Троицы, дата которого зависит от времени Пасхи.
30 июня в Православном календаре
30 июня Церковь почитает две знаменитые иконы Божией Матери:
А еще в 2024 году в Церковном календаре также значится память:
- мчч. Мануила, Савела и Исмаила (362);
- прпп. Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых, Новгородских;
- свщмч. Аве́ркия Северовостокова, пресвитера (1918);
- исповедника Максима (Попова), иеромонаха (1934);
- мц. Пелаги́и Балакиревой (1943).
Но не только. Этот воскресный день значится как Неделя всех святых и Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).
Все Святые. Кто они?
Подвиги любящих Бога различны, а потому многочисленны образы, или «лики» подвижничества. Чаще всего святых в православии выделяют девять:
- Апостолы – ближайшие ученики Господа, первые проповедники Евангелия.
- Подобные им равноапостольные угодники Божии, насаждавшие веру среди язычников; среди таковых на Руси – благоверные княгиня Ольга, князь Владимир, при котором страна приняла христианство.
- Пророки – это служение относится ко временам Ветхого Завета. православные почитают сейчас 18 предвозвестивших Воплощение Христа подвижников, а также св. Иоанна Крестителя, видевшего Мессию воочию, крестившего Его в священных водах реки Иордан.
- Бессребреники — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Чаще всего их изображают с ларцом врачевателя и лжицей.
- Мученики – это неточный перевод греческого «мартириос», или «свидетель»; так именуют тех, кто свидетельствовал о вере во Христа даже до пролития крови, смерти; к этому служению близки исповедники – таковые, по промыслу Божию, оставались живы после мучений, чтобы нести веру всей своей земной жизнью; и великомученики, например святая Ирина — первая великомученица из жен.
- Преподобные – святые отцы, несшие подвиг монашеской жизни, монахини, прославленные тем же подвигом; во все времена Русь славилась именно такими подвижниками, ныне же с ними связаны многие места России, дорогие христианам; среди них, например, Троице-Сергиева лавра, где находятся мощи прп. Сергия Радонежского, Дивеевская женская обитель, основанная прп. Серафимом Саровским;
- Благоверные – русские Святцы знают не очень много таких угодников Божиих, ведь так трудно остаться христианином, будучи политиком, правителем; первые канонизированные благоверные – и одновременно мученики – сыновья князя Владимира, Борис и Глеб, не пожелавшие участвовать в братоубийственной войне, предпочтя смерть от руки брата нарушению заповедей Божиих;
- Блаженные – взявшие на себя труднейший подвиг «ругаться миру», представляясь как бы безумными, терпя поношения от людей; самая известная блаженная, несшая труднейший подвиг в XVIII в. – Ксения Петербургская;
- Праведные – благочестивые миряне, «белые» священники, также достигшие святости; именно к этому лику причислен, например, великий молитвенник, Иоанн Кронштадтский.
Всех их объединяет не только горячая вера, любовь к ближним, но и то, что все угодники Божии, достигшие Царства – «подобострастные нам люди». Их жизнь, как наша – череда падений и духовных прозрений, взлетов. Завершившаяся победой над грехом.
Что празднует Русская Церковь
Кроме общего всему христианскому миру праздника, еще один – память святых, «в земле Российской просиявших», на второй воскресный день по Пятидесятнице (Троице).
Неделя Всех святых – после Троицы
В наше время так иногда называют собственно седмицу, предшествующую празднику, так как слово «неделя» в современном русском языке имеет значение «период в семь дней». Однако, если исходить из церковной традиции «неделей» принято именовать все же воскресный день.
Всех святых, в земле Российской просиявших
Праздник русских святых всегда приходится на первое воскресенье Петровского поста – через неделю после Дня Всех Святых. Дата установлена около 1549 г., при свт. Макарии Московском, трудами которого в XVI в. было прославлено для общецерковного почитания множество угодников Божиих, подвизавшихся на Русской земле.
В ознаменование события был установлен особый праздничный день. В тот же день – еще один праздник, также дорогой сердцу православных России: собор преподобных Святой Горы Афон, где в свое время принял постриг первоначальник русского иночества, прп. Антоний Печерский.
Наконец, в 2024 г. день придется на 7 июля, то есть совпадет с праздником Рождества св. Иоанна Предтечи.
30 июня все христиане именинники?
По сути, да, ведь это день, когда Церковь молится всем прославленным от века святым. Поэтому, хотя далеко не всем в этот день удается принять Причастие, все верующие встречают праздник с большой радостью.
Собор всех святых: история праздника
Полагают, что традиция празднования начала складываться на рубеже IV-V вв. Упоминания о празднике в воскресный день по Пятидесятнице, есть:
- в сочинениях свт. Иоанна Златоуста: празднику посвящена одна из его дошедших до нас проповедей;
- в песнопениях, составленных прп. Ефремом Сириным.
А как у католиков?
13 мая 609 или 610 г. Папа Бонифаций IV освятил так называемый Пантеон – храм всех римских «богов», тысячелетия чтимый язычниками Рима. Теперь он стал всех святых. Поэтому и праздник около 200 лет отмечался 13 мая.
Перенос даты на 1 ноября связан с тем, что в VIII в. Папа Григорий IV освятил в честь Всех Святых капеллу в Соборе Святого Петра в Риме.
Именно с этого времени католический мир стал отмечать праздник 1 ноября. При этом его канун совпал с кельским Самайном, временем «встречи» мира живых и мира мертвых, рубежом между осенью и начинающейся зимой.
И, хотя Католическая Церковь, борясь с языческими суевериями, установила память усопших на следующий день, 2 ноября, отвратить народ от языческих игрищ на «Хэллоуин», 31 октября, она так и не смогла даже до наших дней.
Служба в храме
С этого времени изменяется строй богослужения: завершился радостный пасхальный период, начинаются «рядовые» службы.
Например:
- в Неделю Всех Святых последний раз прозвучат песнопения из Цветной Триоди, посвященные пасхальным дням; в дальнейшем за службами будет использоваться другая богослужебная книга, Октоих;
- за Утреней дня начнется цикл воскресных Евангельских чтений, посвященных Воскресению Христову, который называется «столпом Евангельским»; всего таких чтений 11 (как полагают, это соответствует числу Апостолов, которые после предательства Иуды остались верными Христу); фрагменты будут читаться за каждой Утреней воскресного дня;
- за литургией начнут читать Апостольские послания – тогда как все Пасхальное время мы слышали отрывки из Деяний Апостолов; первым по традиции будет читаться Послание к Римлянам ап. Павла;
- на следующей день по Неделе Всех Святых начнется Апостольский пост, в России называемый чаще «Петровским»; он продлится до праздника Апостолов Петра и Павла (12 июля).
Что поют на клиросе
Тропарь воскресный, глас 8
- С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.
- Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный, глас 8
- Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.
- Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.
Неделя всех святыхТропа́рь всех святых, гла́с 4:
- И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же: лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, мир жи́тельству Твоему́ да́руй, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак всех святых, глас 8:
- Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики, тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Величание Собору Всех святых
- Велича́ем вас,/ апо́столи, му́ченицы и проро́цы и вси святи́и,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,// вы бо мо́лите о нас/ Христа́ Бо́га на́шего.
Икона дня
Ее следует отличать от «месяцесловных» образов, на которых написаны святые, чтимые в тот или иной месяц года (во многих храмах такие иконы часто лежат на аналое по будним дням). Иногда «иконой всех святых» именуют так называемую «годовую минейную», на которой представлены изображения святых, чтимых во все 12 месяцев года.
Но все же праздничный образ «Всех святых, от века Богу угодивших» несколько иной: он представляет вообще всех от века живших праведников, прославляющих Христа: его изображение в верхней части образа.
Конечно, в церковном календаре – тысячи имен подвижников, поэтому написать всех на одной иконе невозможно. Поэтому иконография праздника имеет большое разнообразие: как правило, настоятель храма и прихожане решают, какие именно угодники Божии будут изображены на храмовой иконе – обычно это самые известные и чтимые святые. Однако, перед образом можно молиться и тем, кто не изображен на иконе.
Современный иконописец, руководитель творческих мастерских «Царьград», по этому поводу говорит так:
«Перед образом «Всех святых, от века Богу угодивших», можно помолиться любому святому, даже если фигуры его нет на иконе. Если вы не нашли в храме своего небесного заступника, смело направляйтесь к этой иконе».
О чем и как молиться
В последние годы ввиду того, что с Днем Всех Святых по католическому календарю связывают полуязыческий Самайн («Хеллоуин»), в России также появились различные суеверия по поводу того «что делать можно и нельзя» на православный праздник святых.
Народные традиции и приметы
Подобно тому, как на Западе существует, у славян также издавна были народные полуязыческие традиции, вроде обряда «проводов весны» или «русалий», который еще в конце XIX в. любила деревенская молодежь. Для «проводов» вымазывали лица сажей, причудливо «рядились», изображая кто коня, кто козла, кто свинью, с песнями и криками выходили из села.
Эти «традиции» порицал еще Стоглавый Собор 1551 г., в материалах которого содержится такое обличение:
«Сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещевание, и на безчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. И егда мимо нощь ходит, тогда отходят к реце с великим кричанием, аки беси, и умываются водою. И егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают, аки мертвии, от великого клопотания».
Так что же можно и нельзя?
Разумеется, подобные «народные традиции», как и «Хэллоуин» на Западе, не имеют под собой христианских оснований. Можно лишь сказать, что:
- можно и нужно прийти в храм, по возможности причаститься, и, конечно, почитать дома канон, акафист празднику;
- нельзя следовать разным суевериям, уподобляясь язычникам.
Молитвы дня
Молитва Собору Всех святых
О, преблаже́ннии уго́дницы Бо́жии, вси святи́и, предстоя́щии Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ющиися неизрече́ннаго блаже́нства! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, ми́лостивно призрите на нас, ме́ньших бра́тий ва́ших, принося́щих вам сие́ хвале́бное пе́ние и хода́тайством ва́шим прося́щих ми́лости и отпуще́ния грехо́в у Преблага́го Го́спода: ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ка восхо́щете, испроси́ти у Него́ мо́жете. Те́мже у́бо смире́нно мо́лимся вам: моли́те ми́лостиваго Влады́ку, да пода́ст нам дух ва́шея ре́вности к хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да те́кше по стопа́м ва́шим, возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ без поро́ка прейти́ и в покая́нии дости́гнути пресла́вных селе́ний ра́йских, и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Значение дня
«Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1:11).
Это обращение Ангелов адресовано не только Апостолам, потрясенно глядящим вслед вознесшемуся на небеса Господу. Оно обращено и к нам. Закончилось время непрестанной радости о Господе Воскресшем, теперь – время не «стоять и смотреть на небо», но действовать, неся истинную веру в мир. Это обращение Ангелов адресовано не только Апостолам, потрясенно глядящим вслед вознесшемуся на небеса Господу.
Эти слова обращены и к нам. Закончилось время непрестанной радости о Господе Воскресшем, теперь – время не «стоять и смотреть на небо», но действовать, неся истинную веру в мир. И вспоминая в этот день святых, мы можем понять, как именно. Ведь, по слову прп. Серафима Саровского, есть лишь один по-настоящему действенный путь спасения ближних: начать с себя:
«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся».
Наталия Сазонова
Отрывок из проповеди
Митрополит Антоний Сурожский, 16 июня 1968 г.:
«Сегодня праздник всех святых. Сегодня каждый из нас поминает и своего святого и святых всех близких и родных, явленных святых и тех, кто не был явлен миру, кто покоится в тайне бытия. Каждый из нас при Крещении получает имя святого; этот святой делается молитвенником нашим, хранителем нашей жизни, защитником нашим против зла. Каждый из нас при Крещении делается как бы храмом именно в том смысле, как храм земной: земной храм делается местом вселения Живого Бога, и мы при Крещении делаемся частицей тела Христова, зданием крепким, очищенным, обновленным. И благодатью Троичной мы делаемся храмом Святого Духа: опять-таки при Крещении мы запечатлеваемся семью печатями, делаемся местом вселения Святого Духа. Но вместе с этим, как и всякий земной храм, мы получаем имя одного из людей, кто сумел быть тем, чем мы призваны быть: подлинными и истинными христианами, сумел сохранить цельность во Христе и богатство вселения Духа.
Вот почему так важно нам вспоминать того святого, во имя которого мы названы. Должны бы мы знать его жизнь, должны бы прибегать к нему в скорби и в радости, должны бы вдумываться в эту человеческую личность, с которой мы заботой родителей, заботой Церкви каким-то образом связаны. Сегодня мы все именинники, сегодня праздник всего Неба и всей земли: все Христовы дети вместе ликуют о том, что вместе со Христом они – одно тело, один дух, одна жизнь. Одни свой путь совершили, победили, увенчаны; другие – мы, на земле – продолжаем свой путь под их сенью, под заступничеством их молитв. Проживем же так, чтобы, когда мы станем перед лицом святых, во имя которых мы названы, перед лицом Живого Бога, Который овладел и телом и душой и всей судьбой нашей, нам не было стыдно, чтобы была радость у Господа и у тех, кому мы поручены, и у нас, что мы не посрамили ни святых наших заступников, ни Господа, Который нам доверил Свое имя и нам позволил быть здесь, на земле, образом Его присутствия. Аминь»