В этот воскресный день мы чествуем угодников Божиих, живших на Русской земле во все века и времена – а они сугубо молятся о своем, как говорится в песнопении праздника, «земном Отечестве». Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших.
Что празднует Церковь
После Недели Всех Святых, когда соборно прославляются все, достигшие святости за двухтысячелетнюю историю Церкви, в первый воскресный день Петрова поста чтятся те, кто совершал земной подвиг на Руси. Всего их несколько тысяч человек.
Установление даты
Впервые служба «новым российским чудотворцам» появилась в середине XVI в., когда на двух Поместных Соборах к лику святых было причислено сразу несколько десятков давно чтимых церковным народом преподобных, праведных, благоверных князей. Написан текст богослужения монахом Григорием из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.
Первоначально у праздника предполагалась «неподвижная», то есть не изменяемая дата: 17 июля. Однако, судя по всему, отмечался он в XVI в. еще не общецерковно: так, служба инока Григория не вошла в первые печатные издания богослужебных книг, хотя была распространена в рукописях. Не была общецерковно установлена и дата. Между тем, потребность церковного народа в особом дне празднования именно святым Русской земли была велика:
- на Украине, по благословению митрополита Петра Могилы, в 1643 г. была создана служба «преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим»;
- в Соловецком монастыре в те же годы было иеромонахом Сергием было написано богослужение «всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим».
Однако, общецерковной даты памяти русских святых так и не было установлено до Поместного Собора 1917-18 гг. Именно он принял решение решение установить общецерковное празднование всем русским святым по во второй воскресный день после Пятидесятницы. Так праздник стал «подвижным», зависящим от других «переходящих» праздников – Воскресения Христова и Троицы – дата которых меняется год от года.
История и традиции дня
Но и после 1917 г. празднование утвердилось в календаре не сразу – ввиду гражданской войны и нескольких десятилетий антицерковных гонений. Лишь в 1946 г. удалось издать текст службы русским святым, который еще в 1918 г. написали профессор Б.А.Тураев и епископ Афанасий (Сахаров). С этого времени служба русским подвижникам всех времен стала совершаться во второе воскресенье после Троицы.
О русских святых интересные факты
- На 2014 г. Месяцеслов Русской Церкви включал 2575 имен тех, кто подвизался и достиг святости на Русской земле. Но, конечно, есть множество подвижников, имена и судьбы которых известных лишь Господу, тогда как людям они не явлены.
- Традиционно считается, что первые уроженцы Руси, прославленные Церковью – благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, погибшие, так как отказались участвовать в междоусобице и поднимать оружие на старшего брата.
- Борис и Глеб были канонизированы всего через несколько десятилетий после Крещения Руси, около 1070 г. При этом Константинопольская Патриархия, в юрисдикции которой тогда принадлежала Русская Церковь, сомневалась, что в стране, где лишь начало утверждаться христианство, уже есть святые. Но чудеса, происходившие от мощей страстотерпцев, убедили всех скептиков.
- Есть, однако, свидетельства, что первые русские святые начали чтиться намного раньше: еще во времена князя Владимира состоялось перенесение мощей блгв. кн. Ольги, кроме того, была воздвигнута церковь на месте, где в 983 г. были убиты варяги-христиане Феодор и Иоанн. Не исключено, что в самом начале XI в. уже существовало и почитание самого св. Владимира.
- Первым святителем, прославленным на Руси, считается свт. Леонтий Ростовский, а первым святым преподобным (как именуют подвизавшихся в иноческом чине) – прп. Феодосий Печерский. Все они прославлены в конце XI в.
- Современные церковные историки подсчитали, что в последующие 400 лет к лику святых было причислено только 68 человек. При этом количество святых, почитаемых местно, в России было значительно больше.
- Самой массовой канонизацией отмечены так называемые «Макарьевские соборы», Поместные Соборы 1547 и 1549 гг. Тогда, по инициативе свт. Макария Московского, было прославлено в общей сложности более 30 подвижников.
- Ну а после 1917 г. больше всего канонизированных единовременно было на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Все новопрославленные погибли во время гонений на Церковь в начале XX в.
- Последняя по времени общецерковная канонизация святых состоялась на Архиерейском Соборе 2017 г., когда было утверждено общецерковное почитание около 30 подвижников, в том числе – из чтимой Глинской пустыни.
Что читают и поют в храме
Будут звучать тропарь и кондак:
Тропарь
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Кондак
Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га.
Кроме того, любима церковным народом стихира праздника, которая часто звучит на литургии.
Ее иногда именуют «Гимном Святой Руси»:
«Земле Русская, Граде святый, украшай свой дом, в немже божественный велий сонм святых прослави. Церковь Русская, красуйся, ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню Во славе предстоят, радующеся. Соборе Святых Русских, Полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый дом Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение».
В новозаветных чтениях мы услышим:
- отрывок из Послания к Евреям Апостола Павла: он посвящен праведникам Ветхозаветного времени, чья жизнь прошла в ожидании прихода Спасителя, но, говорит Апостол, «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:40); говоря «о нас», он имеет ввиду и себя, одного из Апостолов Христа, и множество святых Христианской Церкви – в их числе и подвижники Русской земли;
- фрагмент Нагорной проповеди Христа из 6 главы Евангелия от Матфея; это – Заповеди Блаженства, данные Господам ученикам, которые на деле исполнили и просиявшие на Руси угодники Божии.
Икона дня
Первый образ Собора русских святых был создан в 1934 г. московской иконописицей Марией Соколовой (позже принявшей иноческий постриг с именем Иулиании). Благословил написание образа епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). Впоследствии иконы праздника создавались и другими иконописцами по образцу первой, хотя и с некоторыми отличиями.
В верхней части иконы всегда изображаются Христос, Матерь Божия, предстоящим Им Апостолы, мученики, великие святые первых веков Церкви.
Ниже – первые русские святые, принесшие на Русь истинную веру – блгвв. Ольга, Владимир, князья Борис и Глеб;
Кроме того, на иконе можно увидеть святых, прославленных в ликах преподобных, мучеников, праведных, блаженных. На разных образах можно увидеть различных угодников Божиих – самых чтимых в данной местности или/и храме, для которого создана икона. Хотя показать на образе всех угодников Божиих невозможно – ведь число их достигает более 2500 – перед ним можно совершать молитву и тем русским святым, кто не изображен на иконе.
Значение даты
В этот день невольно вспоминаются слова митрополита Киевского Илариона, сказанные около 1000 лет назад в проповеди, получившей название «Слова о Законе и Благодати»: «
Все народы помиловал преблагой Бог наш, и нас не презрел Он: восхотел — и спас нас и привел в познание истины!»
И ныне в Царстве Небесном, в Церкви Торжествующей, молятся о России тысячи угодников Божиих – живших более 1000 лет назад и оставивших земную жизнь совсем недавно. Они – наша надежда не только на милость Божию, но и на то, что Господь сподобит их участи и всех, кто доверяет Ему свою жизнь, молится о спасении своем и близких.
Наталия Сазонова
Молитва дня
О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии, по́двиги свои́ми зе́млю Ру́сскую освяти́вшии и телеса́ своя́, я́ко се́мя ве́ры, в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, мы, гре́шнии, ме́ньшии бра́тия ва́ши, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ша вели́кия по́двиги, духо́внии во́ини Христо́ви, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́вшии и нас от пре́лести и ко́зней его́ избавля́ющии.
Ублажа́ем ва́ше свято́е житие́, свети́льницы Боже́ственнии, све́том ве́ры и доброде́телей светя́щиися и на́ша умы́ и сердца́ богому́дренно озаря́ющии. Прославля́ем ва́ша вели́кая чудеса́, цве́ти ра́йстии, в стране́ на́шей се́верней прекра́сне процве́тшии и арома́ты дарова́ний и чуде́с повсю́ду благоуха́ющии. Восхваля́ем ва́шу богоподража́тельную любо́вь, предста́телие на́ши и покрови́телие, и, упова́юще на по́мощь ва́шу, припа́даем к вам и вопие́м: вси святи́и сро́дницы на́ши, от лет дре́вних просия́вшии и в после́дния дни подвиза́вшиися, явле́ннии и неявле́ннии, ве́домии и неве́домии!
Помяни́те на́шу не́мощь и уничиже́ние и моли́твами ва́шими испроси́те у Христа́ Бо́га на́шего, да и мы, безбе́дно преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми угоди́вшими Ему́ от ве́ка святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и со Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех тва́рей во ве́ки веко́в. Ами́нь.