------------------- 14 сентября - Церковное Новолетие
Православие сегодня Календарь-2024 14 сентября — церковный Новый год: история, молитва, значение новолетия

14 сентября — церковный Новый год: история, молитва, значение новолетия

0 Comments
14 сентября - Церковное Новолетие

Церковный Устав именует церковное новолетие «малым Господским праздником», то есть посвященным Христу. Однако его давно не отмечают ни особо торжественными службами, ни государственными торжествами.

Индикт, Церковное новолетие. Что это

«Начала индикта, сиречь новаго лета». Слово «индикт» пришло к нам из греческого языка. Буквально оно значит «разверстка налогов». В Византии так называли:

  • период в 15 лет, за которые проводился учет сбора налогов в империи;
  • «Великий индиктион», цикл в 532 года, так называемый «Великий Пасхальный круг»: даты Пасхи, приходящейся на разные дни года, через 532 года повторялись в таком же порядке.

Не следует удивляться тому, что светский термин вошел в церковную жизнь, ведь в Византии существовала «симфония», то есть очень тесное взаимодействие, Церкви и государственной власти, а значит, индикт в христианской стране праздновался и церковно тоже.

Когда начинается и чем различается от гражданского новолетия

В наши дни это первый день нового богослужебного года, 14 сентября, когда начинается новый годовой круг богослужения, обращающего нас к «домостроительству нашего спасения»: ведь первый праздник церковного года – Рождество Богородицы, а дальше – ее Введение во Храм, Рождение и Крещение Господа, Пасха...

Новолетие гражданское в наши дни празднуется 1 января. Хотя этот день по церковному Уставу праздничным не является, священнослужители в последние десятилетия все же совершают особые молебны – как правило, вечером 31 декабря или же в ночь на 1 января, когда в некоторых храмах проходит также ночная литургия. На молебнах Церковь просит Господа благословить новое «лето благости», даруя людям все полезное к земной жизни и спасению души.

Почему именно 14 сентября

У славян до Крещения и несколько столетий после него было известно старинное весеннее новолетие, когда началом года было 1 марта. Славяне-язычники считали логичным, что именно весна, когда пробуждается природа для новой жизни, самое подходящее время для отсчета новолетия. Христиане же помнили, что, по преданию, март – месяц, когда был создан Господом мир.

Однако, к XIV в. на Руси стали праздновать все же византийский индикт – притом, что 15-летние периоды сбора налогов для страны, имевшей совсем другое устройство и хозяйственную жизнь, были неактуальны. Зато очень близки были русским христианам:

  • Ветхозаветные предания о седьмом месяце (если считать март началом года, это как раз сентябрь), который Господь заповедует особо чтить: ведь именно в сентябре Ноев ковчег остановился на горе Арарат, в том же месяце Моисей получил Заповеди Господни, на это же время спустя столетия пришлось освящение Иерусалимского храма;
  • Новозаветная история о проповеди Христа в синагоге, где Господь говорит о «лете благости» Божией – согласно Синаксарю Великой церкви святой Софии в Константинополе, Иисус произнес эти слова именно 1 сентября.

К тому же осень – время подведения итогов, окончания сбора урожая, после чего логично начинать новый год.

Ну а о том, как 1 сентября «превратилось» в 14 число месяца, известно очень многим. После того, как в 1918 г. в России был введен «григорианский календарь», или «новый стиль», имевший разницу в 13 дней по сравнению с действовавшим в Византии «юлианским», день церковного новолетия оказался, согласно гражданскому календарю, 14 сентября.

Интересные факты из истории

  1. До IV в. индикт в Римской империи праздновался не 1, а 23 сентября, так как это был день рождения императора Октавиана Августа.
  2. На христианском Западе древнеримская традиции просуществовала даже до VIII в., но индикт связывали не с днем рождения царя язычника, а с осенним равноденствием, которое приходится на 23-24 сентября. О такой дате новолетия упоминают, например, свт. Амвросий Медиоланский (IV в.), а также св. Беда Достопочтенный (VIII в.)
  3. В Византии в день индикта проходил особый чин, название которого переводится на славянский язык словом «летопроводство», то есть как бы проводы уходящего года. Он совершался Патриархом: духовенство с Предстоятелем крестным ходом выходило из храма Святой Софии на главную площадь, здесь служился молебен, читалось Евангелие о проповеди Христа в синагоге. Затем, по возвращении процессии в церковь, служилась литургия.
  4. Индикт в Византии был одним из четырех богослужебных дней года, когда Патриарх лично читал Евангелие за службой.
  5. На Руси «Чин летопроводства» известен уже по источникам XIII в., причем совершался он именно в сентябре, но при этом началом года до конца XIV в. все же считали март.
  6. Праздничные службы в разных городах России несколько отличались. Например, в Москве и Новгороде к византийскому чину присоединялся водосвятный молебен и омывание икон, а в Киеве омовения икон не было, не совершался и крестный ход на главную городскую площадь – по подобию Византии: Евангелие дня читалось в храме.
  7. В «летопроводстве» в Москве участвовал не только Патриарх, но и царь, к которому Предстоятель обращался с особым поздравительным словом.
  8. Празднование индикта с совершением особого чина было прекращено при Петре I: сначала он несколько раз отсутствовал в столице во время «летопроводства», а потом и вовсе перенес новый год на 1 января.
  9. Новый праздник, хотя и был введен «по примеру европейских народов», отмечался, однако, по юлианскому, а не григорианскому календарю. Когда же в 1918 г. гражданский календарь изменился, в стране появился неформальный праздник «старый Новый год», 14 января. Церковно же это – память свт. Василия Великого.

Народные традиции, обычаи, приметы

Поскольку в языческие времена славянский новый год был в марте, связанные с ним обряды были уместны весной, но не осенью, которая стала «новогодием» лишь с XIV-XV вв. Потому языческих суеверных обычаев в этот день практически не известно.

Русские крестьяне, помня, что 14 сентября – память прп. Симеона Столпника, называли день «Симеоном-летопроводцем» и воспринимали его как конец не только года, но и лета. Отсюда – многочисленные поговорки: «Семин день – севалка с плеч», или «Семин день – семена долой». Это означало, что закончился посев озимых.

С «Семина дня» также начиналось «бабье лето». Тогда под ним понимали начало «бабьих работ» по дому, так как все труды в поле закончены.

Икона праздника

Извод икон «Индикт нового лета» появляется в XVI-XVII вв. и ныне встречается не так часто. Образ – своего рода иллюстрация к Евангелию дня, которое рассказывает о проповеди Господа в синагоге. На иконе мы видим Спасителя, раскрывшего книгу Писания, и внимающих ему первосвященников и других иудеев.

Новолетие, икона дня 14 сентября

14 сентября. Икона дня

В некоторых храмах на аналое в этот день можно увидеть также образ прп. Симеона Столпника, память которого также приходится на 14 сентября.

Богослужение дня

В наши дни «Чин летопроводства» уже не совершается, и индикт на государственном уровне не празднуется. В «Богослужебных указаниях» этого дня на интернет-странице Московской Патриархии говорится, что по Уставу служба накануне вечером должна быть полиелейной, с торжественным чтением Евангелия, помазанием верующих освященным маслом, но на практике «на Утрене полиелей не полагается».

Вечером 13 сентября будет совершена славословная служба (Великое Славословие в конце ее будет петься, а не читаться, как по другим будним дням). Утром 14 сентября в храмах служится литургия, на которой можно будет услышать песнопения индикта.

Молитвы дня в храме и дома

Это тропарь и кондак праздника, которые звучат за богослужением, а благочестивые христиане читают их и на домашнем молитвенном правиле.

Тропарь, глас 2

Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой// моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.

Кондак, глас 2

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.

Значение даты для православных

Начинается новый церковный год. Есть своя правда в том, что христиане 14 сентября не сидят за праздничным столом, не запускают фейерверки, но приходят в храмы, посвящая этот день – и весь наступивший год – Богу.

Наталия Сазонова

Поздравления

  • «Желаем Вам долголетия праотца Мафусаила, кротости царя Давида, здоровья судии Самсона. Да дарует Вам Господь всего хорошего, что всячески могло бы способствовать Вам в устроении спасения души Вашей!»
  • «Поздравляем вас с началом индикта — церковным Новолетием! Божией помощи вам и вашим близким в грядущем новом церковном году!»

Открытка: Поздравление с Новолетием!

Поздравление с Новолетием. Автор Открытки Ольга Кислиницина

В день церковного Новолетия

Я желаю всем долголетия,

Силы духа, терпения, мудрости,

В деле добром отсутствия трудностей,

Божьей помощи в восхождении

К миру горнему, ко спасению.

И в ответ на все ваши усилия

Благодатных даров изобилия!

(стихи Веры Бойченко)

14 Сентября Церковное новолетие

Поздравление с Новолетием. Автор открытки Ольга Кислиницина

Отрывок из проповеди

Протоиерей Александр Степанов:

«Цикличность происходящих в мире явлений свойственна и человеку. Рост растений связан с обновлением. Так же и человек. Человеку Господь дает возможность начинать как бы сначала много раз в жизни, и каждый цикл может быть новым этапом нашего личностного возрастания. Это желание обновления и делает каждый новый год значимым событием в жизни любого человека, христианина и не христианина.

И все-таки высшие достижения человеческого опыта, представленные в Ветхом Завете, говорят, что этот путь не выводит человека на принципиально новую высоту. Екклесиаст утверждает: испытав все, не будет ничего нового под солнцем, все повторится и вернется на круги своя, а все дела наши – суета и не имеют никакого окончательного смысла, течение времени неотвратимо несет нас к смерти и только. И, тем не менее, Церковь отмечает новолетие, освящает его своей молитвой. Ответ на вопрос, что же Церковь святит в этот день, мы находим в сегодняшнем евангельском чтении.

Оно повествует о том, как Христос в родном Назарете пришел в синагогу проповедовать и прочитал отрывок из пророка Исайи об исцелении сокрушенных сердцем, освобождении пленных, прозрении слепых, т.е. пришествии времени Господня благоприятного. Эти мессианские слова пророка говорят о наступлении нового эона, новой смысловой, духовной эры жизни мира. То время, о котором с такой пронзительной безнадежностью говорит Екклесиаст, минуло.

Начинается время Господне, эпоха, где правят уже не законы естества, а воцаряется единственный истинный Царь – сам Господь. Он, замысливший и создавший этот мир, Своим особым отныне присутствием вносит в него окончательный смысл и правду. И далее Иисус свидетельствует о Себе:

«Ныне исполнилось писание сие».

Его приход в тварный мир переменяет его радикально.

Перемена эта касается не внешних обстоятельств жизни человека, а его сердца, Царство Божие внутрь вас есть, говорит Господь. Церковь в своем подлинном бытии и есть это Царство, каждый христианин призван стать подданным истинного Царя. Подданство это не похоже на подданство в государстве. Христос говорит:

«Я – Лоза, а вы – ветви».

Апостол Павел уподобляет Церковь живому телу, глава которого – Христос. Это единство жизни Бога и человека, а через него и всего тварного мира. И это новое Царство уже приблизилось, наступило, и мы призываемся к жизни в нем. Отныне в бесконечной текучести времени присутствует и нечто, не подвластное изменению и потому неизбежной смерти, ибо все изменяющееся когда-то начинается и когда-то кончается.

Таким образом, новолетие, в христианском понимании, учит нас не забывать о нашем духовном призвании, не о частичном и частном обновлении, какое ежегодно происходит в естественной жизни, а о всецелом и полном обновлении нас самих и всего мира во Христе. Аминь»

Полезная статья? Поддержите православный просветительский проект, нам будет приятно:-) 2202 2018 4415 4894 - карта Сбербанка редактора (Ирина Анатольевна Ятова)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Что такое Царские часы перед Рождеством, что значат и как совершаютсяЧто такое Царские часы перед Рождеством, что значат и как совершаются

0 Comments
Царские часы перед Рождеством

Утром в навечерие Рождества Христова (6 января) в храмах совершается совмещенная служба, которая включает: Царские часы, изобразительны, Великую вечерню с литургией свт Василия Великого. Главное о Великих (царских) часах перед Рождеством — в статье. Что такое Часы в храме Перед началом литургии, при погашенных светильниках в

Календарь-2024

В храме и дома: с 13 по 14 октября православные россияне празднуют Покров Богородицы — службы и молитвыВ храме и дома: с 13 по 14 октября православные россияне празднуют Покров Богородицы — службы и молитвы

0 Comments
Покров день: в храме и дома

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так звучит полное название церковного праздника, который любят россияне. О парадоксе и народных традициях самого русского торжества почитать можно здесь. А эта статья для тех, кто желает праздновать Покров нашей Заступницы вместе с Церковью и осмысленно.

Календарь-2024

Неделя о расслабленном: какую читают притчу в храме и о чем поют на клиросе в 4-е воскресенье по ПасхеНеделя о расслабленном: какую читают притчу в храме и о чем поют на клиросе в 4-е воскресенье по Пасхе

0 Comments
Неделя о расслабленном

Неделей о расслабленном называется четвертый воскресный день после праздника Воскресения Христова – по Евангельской истории, которая в этот день звучит за литургией. Что значит расслабленный Согласно современным словарям русского языка, расслабление – общее состояние бессилия, телесного и душевного, которое может происходить от усталости, от болезни.

Календарь-2024

Пасхальное богослужение в храме: как проходит, сколько длится, в чем суть — простым языком о главном православном ПраздникеПасхальное богослужение в храме: как проходит, сколько длится, в чем суть — простым языком о главном православном Празднике

0 Comments
Пасхальная служба

Для православных христиан это – можно сказать, главная ночь года. К ней готовятся строгим постом в 48 дней, ради этой великой радости приходят в храм, чтобы пройти крестным ходом, подобно Мироносицам – и услышать весть о главном событии истории людей – Воскресении Христовом и нашем

Календарь-2024

29 мая — Преполовение Пятидесятницы: что означает православный праздник и как его отмечают29 мая — Преполовение Пятидесятницы: что означает православный праздник и как его отмечают

0 Comments
Преполовение Пятидесятницы

Это всегда среда – хотя какая именно, зависит от даты праздника Пасхи. Ведь Преполовение Пятидесятницы – день, когда от праздника Воскресения Христова прошло ровно столько дней, сколько их осталось до другого празднования – Святой Троицы. Что значит «преполовение» Это славянское слово происходит от понятного современному

Календарь-2024